Бухгалтерский баланс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:59, реферат

Описание работы

Под отчетностью в широком смысле слова понимают всю совокупность учетных записей, по которой можно проследить хозяйственную деятельность организации. В более узком смысле отчетность представляет собой систему таблиц, отражающих сводные данные, по которым можно судить о финансовом состоянии организации и эффективности ее деятельности. Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности работы организации, а также для проведения экономического анализа в самой организации.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1 Роль бухгалтерского баланса в системе отчетности 5

1.1 Сущность, состав и классификация отчетности 5

1.2 Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской финансовой

отчетности организации 10

1.3 Отчетность в соответствии с МСФО 16

Глава 2 Методика составления бухгалтерского баланса 21

2.1 Подготовительные работы к составлению бухгалтерской отчетности 21

2.2 Характеристика разделов и статей актива и пассива баланса 28

2.3 Техника составления и способы оценки статей баланса 36

2.4 Пути совершенствования бухгалтерского баланса 41

Глава 3 Анализ финансового состояния 44

3.1 Оценка и анализ состава и структуры имущества предприятия 44

3.2 Оценка и анализ состава и структуры финансовых ресурсов предприятия 52

3.3 Анализ рентабельности, ликвидности и деловой активности предприятия 57

3.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия. Оценка вероятности его несостоятельности (банкротства) 71

Заключение 81

Список использованных источников 87

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 56.62 Кб (Скачать файл)

 

              Внутренние отчеты составляют  для руководства предприятия  (сметы расходов, калькуляция себестоимости  продукции).

 

3. В зависимости от объема  содержащихся в отчетах сведений  различают частную и общую  отчетность.

 

              Частная отчетность характеризует  деятельность одного структурного  подразделения предприятия. Общая  – включает информацию о работе  в целом по данному предприятию.

 

4. В зависимости от наличия  у экономического субъекта дочерних  и зависимых обществ составляют  сводную (консолидированную) и  собственную бухгалтерскую отчетность.

 

             Сводная отчетность включает  показатели отчетов таких обществ.  В собственном бухгалтерском  отчете отражаются результаты  хозяйственной деятельности за  отчетный период без показателей  отчетов дочерних и зависимых  обществ.

 

5. По срокам представления  отчетность подразделяется на  периодическую и годовую.

 

Периодической отчетностью  называется отчетность, составляемая  на определенные даты внутри года. По этому  признаку различают отчетность месячную, квартальную, полугодовую, за 9 месяцев. Годовая отчетность составляется по итогам работы за год. Годовой отчет  состоит из заключительного бухгалтерского баланса и специализированных форм отчетности, в которых содержится информация о результатах хозяйственно-финансовой деятельности предприятия за отчетный год. Заключительный баланс одновременно служит вступительным балансом нового отчетного года [1, с.68].

 

6. По способу представления  отчетность подразделяется на  почтовую и курьером.

 

             В соответствии с Положением  о бухгалтерском учете и отчетности  в Российской Федерации предприятия  составляют и представляют в  установленные адреса и сроки  квартальную и годовую бухгалтерскую  отчетность в следующем объеме (составе) типовых форм, утвержденных  Министерством финансов РФ.

 

- бухгалтерский баланс  – форма № 1;

 

- отчет о прибылях и  убытках – форма № 2;

 

- отчет об изменениях  капитала – форма № 3;

 

- отчет о движении денежных  средств – форма № 4;

 

- приложение к бухгалтерскому  балансу – форма № 5.

 

        Кроме  типовых форм в состав бухгалтерской  отчетности входят:

 

- приложения к вышеуказанным  формам, предусмотренные нормативными  актами;

 

- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской  отчетности предприятий, если  она в соответствии с федеральными  законами подлежит обязательному  аудиту;

 

- пояснительная записка  (за исключением субъектов малого  предпринимательства).

 

При составлении бухгалтерской  отчетности все предприятия обязаны  строго соблюдать установленные  требования (принципы) к бухгалтерской  отчетности (и к учету).

 

1. Уместность информации:

 

а) своевременность;

 

б) значимость;

 

в) ценность для прогнозирования  и для оценки результатов.

 

2. Достоверность информации:

 

а) правдивость представляемых данных;

 

б) преобладание содержания над формой;

 

в) нейтральность;

 

д) осмотрительность;

 

е) возможность проверки.

 

3. Сопоставимость информации:

 

а) стабильность учетной политики;

 

б) последовательность применения методов обработки данных;

 

в) последовательное применение сроков отчетности;

 

д) изменение учетной политики, если это имеет существенные последствия.

 

4. Понятность формы представления  отчетности.

 

5. Количественная и качественная  оценка:

 

а) непротиворечивость учета;

 

б) денежное измерение и  учет по стоимости;

 

в) применение метода начислений.

 

Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Предприятия обязаны  строго соблюдать установленные  сроки представления бухгалтерской  отчетности: квартальной – в течение 30 дней по окончании квартала, а годовой  – в течение 90 дней по окончании  года, если иное не предусмотрено законодательством  Российской Федерации.

 

 

1.2 Бухгалтерский баланс  – основная форма бухгалтерской  финансовой 

 

отчетности организации 

 

Под бухгалтерским балансом в бухгалтерии понимают равновесие двух сторон описания имущественных  ценностей. Одна сторона – это  их описание по составу и размещению, другая сторона – их описание по источникам возникновения имущественных  ценностей и по целевому назначению. Поскольку речь идет об одних и тех же материальных ценностях, то баланс должен обязательно сойтись [1, с.49].

 

Распространено и такое  определение: баланс – это метод  бухгалтерского учета, позволяющий  в денежной оценке и на определенный момент времени изобразить состояние  средств предприятия и источники  их формирования. Это определение  во множестве вариантов можно  считать классическим. Однако в 20-х  годах ХХ века возникло иное определение: баланс – это метод бухгалтерского учета, позволяющий в денежной оценке и на определенный момент времени  изобразить кругооборот капитала, вложенного в предприятие, и его финансовый результат. Во всех случаях баланс –  это прошлое в настоящем.

 

По данным бухгалтерского баланса производится анализ состояния  средств, находящихся в распоряжении предприятия, и используемых в обороте, обеспеченности собственными и оборотными средствами, состояния нормируемых  оборотных средств и использования  кредитов банка, состояние дебиторской  и кредиторской задолженности, оборачиваемости  оборотных средств, выполнения финансового  плана, оценивается финансовое положение  и платежеспособность предприятия.

 

Существуют следующие  основные виды бухгалтерских балансов:

 

- периодический и годовой;

 

- вступительный; 

 

- санируемый;

 

- ликвидационный;

 

- сводно-консолидируемый;

 

- баланс-брутто.

 

             Дадим краткую характеристику  каждого вида баланса.

 

             Периодический баланс составляется  на определенные внутригодовые  даты. Он бывает месячный, квартальный,  полугодовой, за девять месяцев.  Составление данных балансов  позволяет руководству предприятия  своевременно принять необходимые  решения для улучшения его  хозяйственной деятельности.

 

             Годовой и заключительный баланс  представляют собой в обобщенном  виде все средства хозяйства  по их видам и размещению, а  также источникам образования  и целевому назначению. По итогам  года заключительный баланс отличается  от квартального тем, что в  нем отсутствует информация, отраженная  в учете на операционных счетах, за исключением незавершенного  производства.

 

             Вступительный баланс – это  баланс вновь созданного предприятия  с даты его государственной  регистрации по 31 декабря соответствующего  года. Вступительный баланс, по существу, открывает ведение бухгалтерского  учета на предприятии. 

 

             Под санированием баланса понимают  восстановление национального показанного  в балансе капитала с имеющимся  фактическим, т.е. санация –  это совокупность всех мер  для оздоровления предприятия  без помощи кредиторов. В более  широком смысле сюда относятся  все меры по устранению недостатков  и ущерба с тем, чтобы предприятие  могло снова работать экономично  и успешно.

 

             Если при санировании баланса  выясняется, что долги предприятия  стоят больше чем его имущество,  то санирование в таких случаях  больше невозможно, в этой ситуации  может быть объявлено банкротство  с составлением ликвидационного  баланса. 

 

             Ликвидационный баланс – это  покрытие обязательств и долгов  предприятия его имуществом. При  этом все имущество предприятия  превращается в реализуемые средства: активы рассматриваются в порядке  убывания степени их ликвидации, а обязательства и долги –  по срокам их погашения и  в порядке возрастания сроков  уплаты.

 

             Сводный баланс – это баланс, который составляется путем объединения  отдельных заключительных балансов. В основном им пользуются министерства, ведомства и концерны.

 

             Сводно-консолидируемый баланс составляется  путем объединения балансов и  юридически самостоятельных предприятий,  взаимосвязанных между собой  экономически. Такими балансами  пользуются холдинговые компании (владеющие контрольными пакетами акций других компаний); головные предприятия со своими дочерними и зависимыми обществами.

 

             Баланс-брутто - бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи (счет 02 “Амортизация основных средств”, счет 05 “Амортизация нематериальных  активов” и др.).

 

             Баланс-нетто – бухгалтерский  баланс без регулирующих статей. Баланс включает числовые показатели  в нетто-оценке, т.е. за вычетом  регулирующих величин, которые  должны раскрываться в пояснениях  к бухгалтерскому балансу и  отчету о прибылях и убытках.

 

             Бухгалтерский баланс знакомит  учредителей, менеджеров и других  лиц, связанных с управлением  имуществом, состоянием предприятия,  показывает чем владеет собственник,  т.е. каков в количественном  и качественном отношении запас  материальных средств, как он  используется и кто принимал  участие в создании этого запаса. По балансу можно определить, сможет ли предприятие в ближайшее  время оправдать взятые на  себя обязательства перед акционерами,  инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и другими или ему  угрожают финансовые затруднения.

 

             По внешнему виду бухгалтерский  баланс представляет собой двухстороннюю  таблицу. Левая сторона носит  название “Актив” и содержит  сведения о составе и размещении  имущества предприятия. Правая  сторона называется “Пассив”  и содержит сведения об источниках  возникновения данного имущества  и по его целевому назначению. Итог актива равен итогу пассива. 

 

             Согласно ПБУ 4/99 в бухгалтерском  балансе активы и пассивы показываются  с подразделением в зависимости  от срока обращения (погашения)  на долгосрочные (свыше 1 года) и  краткосрочные (до 1 года включительно).

 

             В соответствии с международной  терминологией учета активы или  средства предприятия – это  хозяйственные ресурсы, которые  должны принести выгоды предприятию.  Активы обладают потенциалом,  который их хозяин может реализовать  с пользой для себя.

 

             Активы характеризуются тремя  основными положениями, т.е. они  должны обеспечить экономические  выгоды; контролироваться предприятием; являться результатом предыдущих  событий или операции.

 

             Пассив баланса отражает источники  образования хозяйственных средств  и их целевое назначение.

 

             Средства и источники средств  сгруппированы в балансе в  разделах и статьях.

 

             Итоги актива и пассива баланса  равны между собой. Это вытекает  из принципа построения баланса:  в активе и пассиве отражаются  одни и те же средства предприятия,  но рассмотренные с двух сторон (по составу – в активе, по  источникам – в пассиве).

 

             Итог баланса носит название  “валюта баланса”.

 

             В настоящее время баланс предприятия  состоит из пяти разделов. В  первом разделе актива баланса  “Внеоборотные активы” отражаются  стоимость основных средств, нематериальных  активов, долгосрочных финансовых  вложений и др. Второй раздел  “Оборотные активы” содержит  информацию о запасах (сырья,  материалов, готовой  продукции  и т.д.), дебиторской задолженности,  краткосрочных финансовых вложениях,  денежных средствах и др. В  третьем разделе “Капиталы и  резервы” показываются уставный  капитал предприятия, добавочный  капитал, нераспределенная прибыль  (убыток) и т.д. В четвертом разделе  “Долгосрочные обязательства”  – займы и кредиты, подлежащие  погашению более чем через  12 месяцев после отчетной даты. В пятом разделе “Краткосрочные  обязательства” – займы и  кредиты, подлежащие погашению  в течение 12 месяцев после отчетной  даты, кредиторская задолженность  и т.д.

 

             Возникающие в процессе деятельности  организации многочисленные хозяйственные  операции не нарушают равенства  итогов актива и пассива баланса,  в то время как суммы в  разрезе отдельных статей и  итоги бухгалтерского баланса  могут меняться. Это объясняется  тем, что каждая операция затрагивает  две статьи баланса, а именно: размер состава имущества или  величину источников его образования.  При этом они могут находиться  одновременно как в активе, так  и в пассиве.

 

             Основной формой бухгалтерской  отчетности является бухгалтерский   баланс. Его составляют на основе  данных об остатках по дебету  и кредиту синтетических счетов  и субсчетов на начало и  конец периода, взятых из Главной  книги [4, с.38].

Информация о работе Бухгалтерский баланс