Бухгалтерский баланс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:59, реферат

Описание работы

Под отчетностью в широком смысле слова понимают всю совокупность учетных записей, по которой можно проследить хозяйственную деятельность организации. В более узком смысле отчетность представляет собой систему таблиц, отражающих сводные данные, по которым можно судить о финансовом состоянии организации и эффективности ее деятельности. Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности работы организации, а также для проведения экономического анализа в самой организации.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1 Роль бухгалтерского баланса в системе отчетности 5

1.1 Сущность, состав и классификация отчетности 5

1.2 Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской финансовой

отчетности организации 10

1.3 Отчетность в соответствии с МСФО 16

Глава 2 Методика составления бухгалтерского баланса 21

2.1 Подготовительные работы к составлению бухгалтерской отчетности 21

2.2 Характеристика разделов и статей актива и пассива баланса 28

2.3 Техника составления и способы оценки статей баланса 36

2.4 Пути совершенствования бухгалтерского баланса 41

Глава 3 Анализ финансового состояния 44

3.1 Оценка и анализ состава и структуры имущества предприятия 44

3.2 Оценка и анализ состава и структуры финансовых ресурсов предприятия 52

3.3 Анализ рентабельности, ликвидности и деловой активности предприятия 57

3.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия. Оценка вероятности его несостоятельности (банкротства) 71

Заключение 81

Список использованных источников 87

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 56.62 Кб (Скачать файл)

 

Инвентаризация может  быть полная или частичная, плановая или внезапная.

 

Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:

 

- при передаче имущества  предприятия в аренду, выкупе, продаже,  а также при преобразовании  государственного и  муниципального  унитарного предприятия;       

 

- перед составлением годовой  бухгалтерской отчетности;               

 

- при смене материально-ответственных  лиц (на день приемки-передачи  дел);

 

- при выявлении фактов  хищения, злоупотребления или  порчи имущества;

 

- в случае стихийного  бедствия, пожара или других чрезвычайных  ситуаций, вызванных экстремальными  условиями;

 

- при реорганизации или  ликвидации организации;

 

-в других случаях, предусмотренных  законодательством РФ.

 

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все  виды финансовых обязательств.

 

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и  другие виды имущества, не принадлежащие  организации, но числящиеся в бухгалтерском  учете (находящиеся на ответственном  хранении, арендованные, полученные для  переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

 

Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества  и финансовых обязательств организации.

 

Частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества  и обязательств, например, только денежные средства, материалы и т.п.

 

Инвентаризации могут  проводить по плану и в заранее  установленные сроки. Инвентаризации проводятся внезапно для того, чтобы  установить наличие ценностей неожиданно для материально-ответственного лица. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов, руководителей организаций, по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.

 

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются  руководителем организации, кроме  случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

 

Персональный состав постоянно  действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает в ООО «Эллипс» руководитель.  Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации  служит основанием для признания  результатов инвентаризации недействительными.

 

Перед инвентаризацией осуществляют подготовительные мероприятия. Материальные ценности рассортировывают, укладывают по наименованиям, сортам, в местах хранения вывешивают ярлыки с указанием  количества, массы или меры проверяемых  ценностей. Все документы по приходу  и расходу ценностей должны быть обработаны и записаны в регистры аналитического учета. От материально-ответственных  лиц необходимо получить  расписку в том, что у них нет не оприходованных и не списанных в расход ценностей.

 

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные  и расходные документы, приложенные  к реестрам (отчетам), с указанием  «до инвентаризации на «...» (дата)», что должно служить основанием для  определения остатков имущества  к началу инвентаризации по учетным  данным.      

 

Руководитель предприятия  должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные  сроки (обеспечить рабочей силой  для перевешивания и перемещения  грузов, технически исправным весовым  хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

 

Процесс проведения инвентаризации на предприятиях выглядит примерно следующим  образом.

 

Порядок проведения инвентаризации, состав комиссии определяется приказом руководителя.

 

Комиссия производит осмотр объектов инвентаризации и заносит  в инвентаризационные описи полное их наименование, назначение, инвентарные  номера и другую информацию.

 

На каждой странице описи  указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей  и общий итог количества в натуральных  показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких  единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

 

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем  зачеркивания неправильных записей  и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми  членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.

 

На последней странице описи незаполненные строки прочеркиваются и должна быть сделана отметка  о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших  эту проверку [20, с.23].

 

При проверке фактического наличия  имущества в случае смены материально- ответственных лиц принявший  имущество расписывается в описи  в получении, а сдавший -  в сдаче  этого имущества.

 

На имущество, находящееся  на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

 

Если инвентаризация проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов  в работе инвентаризационных  комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

 

Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной  документации, представленные в приложениях N 6-19 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, либо формы, разработанные  министерствами, ведомствами.

 

Результаты контрольных  проверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом (приложение N 3 к  Методическим указаниям) и регистрируются в книге учета контрольных  проверок правильности проведения инвентаризации (приложение N 4 к Методическим указаниям).

 

На поврежденные или испорченные  ценности составляют акты, в которых  указывают характер и степень  порчи, ее причины, лиц, виновных в порче  ценностей. Результаты инвентаризации денежных средств и ценных бумаг  оформляют актом без их записи в инвентаризационной  описи.

 

Оформленные инвентаризационные описи и акты сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств  с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в  сличительную ведомость. В ней указывают  фактическое наличие средств  по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и результаты сравнения - излишек  или недостача. В сличительной ведомости  ценности записывают с указанием  количества и суммы по группам, видам  и сортам в соответствии с классификацией, принятой в учете. В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки или  недостачи, а остальные показывают в ведомости общей суммой.

 

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в  сличительных ведомостях указываются  в соответствии с их оценкой в  бухгалтерском учете. Для оформления результатов инвентаризации могут  применяться единые регистры, в которых  объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

 

На ценности, не принадлежащие  организации, но числящиеся в бухгалтерском  учете (находящиеся на ответственном  хранении, арендованные, полученные для  переработки), составляются отдельные  сличительные ведомости.

 

Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения  комиссии оформляются протоколом, утвержденным руководителем предприятия. После  утверждения результаты инвентаризации отражаются в учете.

 

Особое место в инвентаризации дебиторской задолженности отводится  просроченным платежам за продукцию, работы и услуги. По данным такой инвентаризации составляется список на безнадежную  дебиторскую задолженность, где  указываются причины, по которым  долг считается нереальным. В этом случае по распоряжению директора дебиторская  задолженность списывается в  дебет счета 99 «Прибыли и убытки». Она подлежит учету за балансом (на счете 007 «Списанная в убыток задолженность  неплатежеспособных дебиторов») в течение  пяти лет.

 

Перед составлением годовой  отчетности за 2004 г. инвентаризация имущества  и обязательств в ООО «Эллипс» не производилась, что является огромным недостатком организации работы бухгалтерии исследуемого предприятия  и косвенно может свидетельствовать  о недостоверности данных, представленных в отчетности.     

 

Закрытием счетов называются операции, в результате которых на балансовом счете не остается никакого сальдо. Этими операциями в ООО  «Эллипс» завершается бухгалтерская  работа за отчетный год. Данный заключительный этап учетной работы является не менее  важным, чем текущий учет в течение  года.

 

До закрытия счетов бухгалтерской  службой предприятия в регистрах  учета записываются все операции, идет накопление информации о затратах и выходе продукции [17, с.88].

 

Закрытие счетов в промышленных организациях проходит в следующей  последовательности:

 

- вначале распределяют  общепроизводственные расходы и  исчисляют фактическую себестоимость  услуг вспомогательных производств  и закрывают счет 23 «Вспомогательные  производства»;

 

- распределяют по назначению  общепроизводственные и общехозяйственные  расходы и расходы будущих  периодов и закрывают счета  25, 26 и 97;

 

- распределяют нераспределенную  амортизацию, нераспределенные затраты,  связанные с ремонтом основных  средств;

 

- исчисляют фактическую  себестоимость продукции, списывают  выявленную сумму разницы и  закрывают в следующей последовательности  счета основного производства. С  целью определения полной производственной  себестоимости все затраты, включая  общие расходы по управлению  как цехом, так и организацией  в целом, к концу месяца накапливаются  по дебету активного счета  20 «Основное производство». Путем  деления этих затрат в сумме,  относящейся к созданной готовой  продукции, на количество этой  продукции устанавливают себестоимость  единицы выпущенных изделий. Счет 20 кредитуют на величину фактической  себестоимости готовых изделий.  Сальдо этого счета характеризует  сумму затрат на незавершенное  производство, то есть расходы  на продукцию, не прошедшую  всех стадий обработки. Также  закрывают счет 28 «Брак в производстве»;

 

- уточняют записи на  счетах учета капитальных вложений  и оприходуют затраты по завершенным  процессам (на счете 01 «Основные  средства»);

 

- рассчитывают финансовый  результат от продажи продукции,  работ, услуг, основных средств,  прочих активов и закрывают  счета 44, 90, 91;

 

- распределяют прибыль  или списывают убыток и закрывают  счет 99.

 

Сумму неиспользованного  свободного остатка прибыли (непокрытого  убытка) списывают в конце года на счет 84 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)». Такая операция носит название «реформация баланса».

 

Далее подсчитывают итоги  оборотов по кредиту счетов в журналах-ордерах  и сверяют итоги различных  регистров, имеющих взаимосвязь  по корреспондирующим счетам. Такую  сверку показателей применяют в  ООО «Эллипс» по всем журналам-ордерам. Затем производят записи из журналов-ордеров  в Главную книгу - оборота по кредиту  одного или нескольких счетов и сумм по дебету всех корреспондирующих с  ним счетов. После этого подсчитывают обороты по дебету и определяют остатки  на 1-е число следующего месяца по каждому синтетическому счету. Записи в Главную книгу делают только из журналов-ордеров.

 

После определения в Главной  книге остатков по счетам их сверяют  с аналитическими данными, составляют баланс и другие отчетные таблицы  по данным регистров журнально-ордерной формы.

 

Характеристику разделов, статей актива и пассива бухгалтерского баланса  раскроем в следующем  параграфе.

 

 

2.2 Характеристика разделов  и статей актива и пассива  баланса

 

В бухгалтерской отчетности хозяйственные средства отражаются в различных отчетных формах. Наиболее общая характеристика состава и  размещения хозяйственных средств  организации приводится в активе бухгалтерского баланса. Существуют различные  экономические интерпретации активной стороны баланса.  В настоящее  время наибольшее распространение  получили две взаимосвязанные трактовки, которые условно можно назвать  предметно-вещностной и затратно-результатной.

 

При предметно-вещностной трактовке  в активе баланса показываются состав, размещение и фактическое целевое  использование средств организации. В соответствии с этим актив баланса - это средства, которые, образно говоря, «можно потрогать руками» и которые могут быть подвержены инвентаризации.

 

Второй подход к интерпретации  актива баланса более глубокий по своей сути. Согласно этому подходу  актив баланса представляет собой  величину затрат организации, сложившихся  в результате предшествующих операций и финансовых сделок, и понесенных ею расходов ради возможных будущих  доходов. Здесь упор делается на сам  факт вложения средств. Кроме того, актив в этом случае дает и вероятностную  оценку минимально возможного дохода, которым в данный момент владеет  организация  и который может  быть получен после расчетов со всеми  кредиторами [15, с.36].

Информация о работе Бухгалтерский баланс