Факторный анализ розничного товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как розничная торговля.
Тема актуальна и современна, так, как очень велико значение розничной торговли и розничного товарооборота в экономике Российской федерации. Через розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические аспекты розничного товарооборота
1.1. Понятие, состав и значение розничного товарооборота………………4
1.2. Основные направления анализа розничного товарооборота торгового предприятия…………………………………………………………………….8
1.3. Факторный анализ розничного товарооборота…………………………11
1.4. Планирование товарооборота розничного торгового предприятия по кварталам и месяцам………………………………………………………………..18
1.5. Планирование структуры товарооборота торгового предприятия…………..21
1.6. Факторный анализ розничного товарооборота………………………………….26
Глава 2 Практическая часть
Пример…………………………………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ОСНОВНОЕ.docx

— 102.62 Кб (Скачать файл)

Iпр - индекс роста массы прибыли;

Iт - индекс роста объема товарооборота;  

Iфот - индекс роста фонда оплаты труда; Iч - индекс роста численности работников.

Или:

Iр > Iпт > Iз, где

Iр - индекс роста уровня рентабельности (в % к обороту);

Iпт - индекс роста производительности труда одного работника;

Iз - индекс роста средней заработной платы одного работника.

 

    1. Основные направления анализа розничного товарооборота торгового предприятия

Анализ розничного товарооборота  торгового предприятия начинается с изучения динамики его объема и  оценки степени выполнения плана, если таковой имеет место.

Анализ динамики объема розничного товарооборота осуществляется с  помощью расчета цепных и базисных темпов роста, а также среднегодового темпа изменения реализации товаров. В условиях инфляции темпы изменения  объема товарооборота следует рассчитывать как в фактических, так и в  сопоставимых ценах, т.е. в ценах  базисного года:

Тс.ц = Тф.ц / Iц, где

Тс.ц - объем товарооборота в сопоставимых ценах;

Тф.ц - объем товарооборота в фактических ценах;

Iц - индекс изменения цен.

В процессе анализа розничного товарооборота целесообразно определить его изменение, как в стоимостном, так и в натуральном выражении, которое характеризуется изменением физического объема товарооборота. Для этого необходимо рассчитать индекс изменения товарооборота:

Iт = Iц ´ Iч, где

Iт - индекс изменения объема товарооборота;

Iц - индекс изменения цен;

Iч - индекс изменения физического объема товарооборота.

Приведенная формула позволяет  определить, в какой мере развитие товарооборота в стоимостном  выражении зависело от изменения  цен, а в какой - от изменения количества реализуемых товаров.

Если на предприятии осуществляется планирование розничного товарооборота, необходимо проанализировать степень  выполнения плана в целом по торговому  предприятию, в разрезе отдельных  структурных подразделений и  рассчитать равномерность выполнения плана товарооборота по отдельным  периодам времени.

Анализ розничного товарооборота  следует проводить не только по общему объему, но и в разрезе отдельных  товарных групп, т.е. по ассортиментной структуре. Для характеристики изменения  структуры товарооборота можно  воспользоваться коэффициентом  абсолютных структурных сдвигов:

 где

Кc.c - коэффициент абсолютных структурных сдвигов товарооборота;

- удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товарооборота (%) в отчетном периоде;

- удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товарооборота в предшествующем периоде (%);

n - количество товарных групп.

На выполнение плана и  динамику розничного товарооборота  оказывают влияние большое число  факторов, которые принято объединять в три группы:

  • факторы, связанные с товарными ресурсами;
  • факторы, связанные с численностью работников и эффективностью их труда;
  • факторы, связанные с эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы.

Основной фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность торгового предприятия товарными  ресурсами и их рациональное использование. Объем розничного товарооборота  зависит от периодичности поступления  и выбытия товаров, состояния  товарных запасов. Эта зависимость  может быть выражена формулой:

Т = Зн + П - В - Зк, где

Т - объем розничного товарооборота;

Зн - запасы товаров на начало периода;

П - поступление товаров;

В - выбытие товаров;

Зк - запасы товаров на конец периода.

Используя способ разниц или способ цепной подстановки, можно определить влияние каждого из отмеченных показателей на объем розничного товарооборота торгового предприятия.

Значительное влияние  на объем розничного товарооборота  оказывает обеспеченность торгового  предприятия трудовыми ресурсами  и эффективность их использования.

Эта зависимость выражается формулой:

Т = П ´Ч, где

Т - объем розничного товарооборота, руб.;

Ч - среднесписочная численность  работников, чел.;

П - производительность труда одного работника, руб.

Используя интегральный способ анализа, можно определить влияние  данных показателей на изменение  объема товарооборота:

, где

ч, - изменение объема товарооборота за счет изменения среднесписочной численности работников, руб.;

DЧ - изменение среднесписочной численности работников в отчетном году по сравнению с предыдущим годом, чел.;

Пп - производительность труда одного работника с предшествующим годом, руб.;

DП - изменение производительности труда одного работника в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, руб.

п = Чн ´ DП + (DЧ ´ DП)/2, где

п - изменение объема товарооборота за счет изменения производительности труда одного работника, руб.;

Чн - среднесписочная численность работников в предшествующем году, чел.

Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывают состояние, развитие и эффективность использования  основных фондов торгового предприятия, а также режим его работы. Объем  розничного товарооборота торгового  предприятия может быть определен  по следующей формуле:

Т = S ´ Kсм ´ Д ´ Вs, где

Т - объем розничного товарооборота, руб.;

S - площадь торгового зала предприятия,  м2;

Ксм - коэффициент сменности работы предприятия;

Д - количество дней работы предприятия;

Вs - товарооборот на 1 м2 площади торгового зала в смену, руб.

Последовательно заменяя  в приведенной формуле показатели предшествующего года на данные отчетного года и вычитая из полученного результата предыдущий, можно определить влияние на объем товарооборота изменения факторов, связанных с эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы. Этот способ расчета называется методом цепной подстановки.

Аналитическая работа завершается  составлением плана мероприятий  по использованию выявленных резервов увеличения объема розничного товарооборота торгового предприятия.

 

    1. Планирование общего объема розничного товарооборота торгового предприятия

При планировании общего объема розничного товарооборота торгового  предприятия могут быть использованы следующие методы:

  • опытно-статистический;
  • экономико-статистический;
  • экономико-математического моделирования;
  • комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Однако при использовании любого из методов следует иметь в  виду, что составление плана товарооборота  начинается в тот момент, когда  еще нет данных о фактическом  товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот, под которым следует понимать наиболее вероятную реально выполнимую величину. Как правило, ожидаемый товарооборот должен быть не ниже предусмотренного планом на оставшуюся часть года:

Тож = Тф.9м + Тож.IVкв., где

Тож - ожидаемый объем товарооборота за отчетный год, руб.;

Тф.9м - фактический объем товарооборота за 9 месяцев отчетного года, руб.;

Т ож.IVкв. - ожидаемый объем товарооборота за IV квартал отчетного года, руб.

При этом:

Тож.IVкв. > Тпл.IVкв., где

Тпл.IVкв – плановый объем товарооборота IV квартала отчетного года, руб.

Важным условием при планировании товарооборота является обеспечение  сопоставимости его объема с точки  зрения изменений в материально-технической  базе торгового предприятия (открытие или закрытие филиалов, палаток, ларьков, других структурных подразделений):

Тсопсож + Кув + Кум, где

Тсопс – сопоставимый объем товарооборота за отчетный год, руб.; ""

Кув  – корректив на увеличение объема товарооборота, который равен объему товарооборота (исходя из среднемесячного оборота) структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году не работали, но в планируемом году будут работать, руб.;

Кум – корректив на уменьшение объема товарооборота, который равен объему товарооборота структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году отработали, а в планируемом году работать не будут, руб.

Опытно-статистический метод  позволяет определить плановый объем  товарооборота торгового предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, предшествующих планируемому году:

Тп.г. = (Тсопс×Т%) / 100, где

Тп.г. – объем товарооборота на планируемый год, руб.;

Тсопс – объем сопоставимого товарооборота отчетного года, руб.;

Т% - среднегодовой темп изменения  объема товарооборота, %.

Одним из методов расчета  общего объема розничного товарооборота  торгового предприятия является экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. Рассмотрим пример такого расчета (табл. 1.1).

Сглаживание производится с помощью  скользящей средней для трех близлежащих  лет:

К1 = (К1 + К2 + К3) / 3 = (4,8 + 4,2 + 6,0) / 3 = 5,0%;

К2 = (К2 + К3 + К4) /3 = (4,2 + 6,0 + 3,1) / 3 = 4,4%;

K3=(K+ K+ K5)/ 3 = (6,0 + 3,1 + 5,4) / 3 = 4,8%.

                                                                                                                 

 

 

 

                                                                                                                      Таблица1.1.

Исходные данные для сглаживания  прироста объема товарооборота

годы

Прирост товарооборота

условные обозначения

в % к предыдущему году

t

K1

4,8

t + 1

K2

4,2

t + 2

K3

6,0

t + 3

K4

3,1

t + 4

K5

5,4


Полученный выравненный ряд скользящих средних дает возможность определить среднегодовое изменение прироста объема товарооборота:

D = (К- К1) / (n – 1), где

D - среднегодовое изменение прироста  объема товарооборота, %;

Кn- последний показатель в ряду выравненных средних, %;

К1 - первый показатель в ряду выравненных средних, %;

n - количество показателей выравненного ряда средних.

Имеем:

D = (4,8 – 5,0) / (3 – 1) = -0,1%.

Значение прироста товарооборота  на планируемый год (К6) определяется продолжением выравненного ряда средних на 2 шага вперед, т.е. начиная от предшествующего года (t + 3), через отчетный год (t + 4) на планируемый год (t + 5):

К=  K4+ 2D = 3,1 + 2- (-0,1) = 2,9%.

Таким образом, в планируемом году по сравнению с отчетным годом  товарооборот торгового предприятия  должен увеличиться в действующих  ценах на 2,9%. Если ожидаемый сопоставимый объем товарооборота торгового  предприятия составит 159,1 млн. руб., то объем товарооборота в планируемом  году будет равен:

Т5 = (159,1 – 102,9) 1 100 = 163,8 тыс. руб.

При планировании общего объема товарооборота  розничного торгового предприятия  могут быть использованы различные  экономико-математические модели.

Товарооборот формируется  в результате совокупного влияния  множества длительно и кратковременно действующих факторов. Изменение  условий развития товарооборота  приводит к вариации оборота во времени. Однако в результате длительно действующих  факторов развитие товарооборота в  определенной степени имеет инерционный характер, что проявляется, во-первых, как инерционность взаимосвязи, т.е. сохранение механизма формирования товарооборота; во-вторых, как инерционность в развитии отдельных сторон этого процесса, т.е. сохранение темпов и направлений изменения товарооборота.

Информация о работе Факторный анализ розничного товарооборота