Факторный анализ розничного товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как розничная торговля.
Тема актуальна и современна, так, как очень велико значение розничной торговли и розничного товарооборота в экономике Российской федерации. Через розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические аспекты розничного товарооборота
1.1. Понятие, состав и значение розничного товарооборота………………4
1.2. Основные направления анализа розничного товарооборота торгового предприятия…………………………………………………………………….8
1.3. Факторный анализ розничного товарооборота…………………………11
1.4. Планирование товарооборота розничного торгового предприятия по кварталам и месяцам………………………………………………………………..18
1.5. Планирование структуры товарооборота торгового предприятия…………..21
1.6. Факторный анализ розничного товарооборота………………………………….26
Глава 2 Практическая часть
Пример…………………………………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ОСНОВНОЕ.docx

— 102.62 Кб (Скачать файл)

Наличие инерционности дает возможность  судить о будущем развитии товарооборота (хотя с недостаточной степенью точности), исходя из анализа прошлого, выявления  закономерностей прошедшего периода, т.е. о тенденции товарооборота, которую  можно охарактеризовать в виде некоторой  функции – тренда. При этом предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов, причем механизм их влияния в явном виде не учитывается.

Для выявления основной тенденции  развития товарооборота используется метод аналитического выравнивания (трендовый метод).

Наиболее важным моментом при выравнивании является выбор  типа кривой, от которого зависят результаты прогноза товарооборота. Самым обоснованным следует считать подход, основанный на графическом анализе товарооборота.

 

Рис.1.1. Динамика объема розничного товарооборота торгового предприятия

Рассмотрим пример динамики объема розничного товарооборота (рис. 1.1). Можно предположить, что розничный товарооборот торгового предприятия развивается по линейной функции:

у = а + bt, где

у - объем розничного товарооборота, руб.;

t - фактор времени, год;

а, b - параметры модели.

Параметры находятся методом наименьших квадратов с помощью решения системы нормальных уравнений вида:

          

                                                                                                                       Таблица1.2.

Расчет параметров модели

Год

Объем розничного товарооборота,тыс.руб.(у)

Время,

год(t)

yt

t2

Расчетный объем товарооборота, тыс.руб. (

)

t

132,6

1

132,6

1

132,3

0,23

t+1

138,2

2

276,4

4

138,9

0,51

t+2

146,5

3

439,5

9

145,5

0,68

t+3

151,0

4

604,0

16

152,1

0,73

t+4

159,1

5

795,5

25

158,6

0,31

n=5

Sy=727,4

St=15

Syt=2248,9

St2=55

S

=727,4

2,46/5=0,49%


 

Расчет параметров модели представлен в табл. 1.2. Решив систему нормальных уравнений относительно параметров а и b, получаем функцию зависимости объема розничного товарооборота торгового предприятия от фактора времени:

= 125,74 + 6,58 t.

Полученная модель показывает, что  при увеличении фактора времени  на один год объем товарооборота  торгового предприятия увеличивается  в среднем на 6,58 тыс. руб.

Для того чтобы сделать  вывод об эффективности полученной модели и о возможности ее использования  для планирования объема товарооборота, необходимо определить средний процент  отклонений теоретических (расчетных) значений товарооборота от фактических, т.е. определить среднюю ошибку прогноза. Принято считать, что модель является эффективной и ее можно использовать для прогнозирования, если средний процент отклонений теоретических значений товарооборота от фактических не превышает 3%.

В рассматриваемом примере среднее  отклонение теоретического товарооборота  от фактического составляет 0,49%, что  позволяет ее использовать для расчета  объема товарооборота на будущий  год:

= 125,74 + 6.58t == 125,74 + 6,58 6 = 165,2 (тыс. руб.).

Для планирования объема товарооборота  торгового предприятия может  быть использована авторегрессионная модель вида:

у = а + Ьх + ct, где

у - объем товарооборота торгового  предприятия, руб.;

х - объем товарооборота торгового предприятия в предшествующем году, руб.;

t - фактор времени, год.

Возможность использования данной модели для планирования объема товарооборота  объясняется следующим. Одним из основных факторов, влияющих на объем  товарооборота, являются товарные ресурсы. Товарооборот предшествующего года в какой-то степени отражает реализованное  соотношение между спросом и  предложением товаров и, учитывая инерционность  торговли, является показателем, определяющим это соотношение в будущем  периоде. Фактор времени в данном случае отражает влияние на объем  товарооборота остальных неучтенных факторов.

Данные для расчета параметров авторегрессионной модели приведены в табл. 1.3.

Авторегрессионная модель имеет вид:

= 5,02 + 1,006 х + 0.3 t.

Из полученной модели следует, что  при увеличении объема товарооборота  торгового предприятия предшествующего  года на 1 тыс. руб. товарооборот следующего года увеличивается в среднем  на 1,006 тыс. руб., а при увеличении фактора времени на один год объем  товарооборота увеличивается в  среднем на 0,3 тыс. руб. Средний процент  отклонений теоретических данных от фактических составляет 1,03%, что  позволяет использовать модель для  планирования объема товарооборота торгового предприятия на будущий год:

 = 5,02 + 1,006 х + 0,31 = 5,02 + 1,006 159,1 + 0,3 5 = 166,6 (тыс. руб.).

Результаты расчета объема розничного товарооборота торгового предприятия сведены в табл. 1.4.

 Расчет объема товарооборота  торгового предприятия на планируемый  год

Методика расчета

Расчетный товарооборот на планируемый  год, тыс.руб.

Прирост товарооборота в % к отчетному  году (159,1 тыс.руб.)

1.Экономико-статистический метод

163,8

2,9

2.Трендовая модель

( = 125,74 + 6,58 t)

165,2

3,8

3.Авторегрессионная модель

( = 5,02 + 1,006 х + 0,3 t)

166,6

4,7


I -й вариант расчета – пессимистический, а 3-й – оптимистический. Плановая величина товарооборота на будущий год устанавливается по средней величине:

Тпл = (163,8 + 166,6) / 2 = 165,2 (тыс. руб.),

т.е. она равна объему товарооборота, рассчитанному по трендовой модели, которая, в свою очередь, дает наименьший средний процент отклонений теоретических  значений товарооборота от фактических.

Рассчитанный объем розничного товарооборота может быть уточнен  после определения необходимой  торговому предприятию на планируемый  год суммы прибыли. Такое уточнение  осуществляется путем комплексной  увязки основных показателей хозяйственной  деятельности торгового предприятия: прибыли, издержек обращения, валового дохода, объема товарооборота.

Планирование объема товарооборота  предприятий общественного питания  и оптовой торговли может осуществляться теми же методами, что и предприятий  розничной торговли.

                                                                                                                    Таблица 1.3.

Расчет параметров модели y = f + bx + ct

Годы

Фактический

товарооборот,

тыс. руб.(y)

Товарооборот предшеству-ющего года, тыс.руб. (х)

Фактор

времени,

год(t)

yx

x2

xt

t2

yt

Теоретический (расчетный) товарооборот, ттыс.руб. (

)

у-

t+1

138,2

132,6

1

18325,8

17582,8

132,6

1

138,2

138,7

-0,5

-0,36

t+2

146,5

138,2

2

20246,3

19099,2

276,4

4

293,0

144,4

2,1

1,43

t+3

151,0

146,5

3

22121,5

21462,3

439,5

9

453,0

152,7

-1,7

1,13

t+4

159,1

151,0

4

24,24

22801,0

604,0

16

636,4

157,2

1,9

1,19

n=4

Sy=594,8

Sx=568,3

St=10

Syx=84717,2

Sx2=80945,3

Sxt=1452,5

St2=30

Syt=1520,6

S

=593,0

-

e=4,11 / 4=1,03 %




 

 

    1. Планирование товарооборота розничного торгового предприятия по кварталам и месяцам

Динамика квартальных и месячных товарооборотов торгового предприятия  существенно отличается от годовых. Это проявляется прежде всего в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями.

Сложное социально-экономическое  явление представляет собой серьезность  в торговле. Она непрерывно изменяется: смещаются периоды увеличения и  уменьшения реализации, изменяется степень  колеблемости сезонной волны. Для научно обоснованного расчета товарооборота по кварталам и месяцам необходимо изучать условия формирования сезонности в торговле и уметь ее прогнозировать.

В настоящее время существует много  различных методов, с помощью  которых осуществляются анализ и  прогнозирование квартальных и  месячных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета необходимо использовать данные о квартальном (месячном) обороте не менее чем за 3 года. При этом не важно, в каких ценах (сопоставимых или фактических) ведутся расчеты, так как при данной методике влияние индекса цен нивелируется.

Рассмотрим последовательность расчетов на примере определения квартальных  товарооборотов. Сначала определяется среднеквартальный оборот за каждый год:

Tквj = T/ 4

где Tквj – среднеквартальный товарооборота j-го года, руб.;

Tj – объем товарооборотам j-го года, руб. Далее рассчитываются сезонные колебания товарооборота по кварталам за каждый год и определяется их сумма:

где Сij - сезонные колебания товарооборота i-го квартала j-го года, "%;

Тij - товарооборот i-го квартала j-го года, руб.

На основе указанных формул рассчитаем сезонные колебания товарооборота  по кварталам (табл. 1.5, 1.6).

                                                                                                                                     Таблица 1.6

Исходные данные для расчета  сезонных колебаний товарооборота  по кварталам (тыс.руб.)

Годы

Кварталы

t+2

t+3

t+4

I

35,9

37,2

36,3

II

36,5

36,7

37,9

III

36,8

38,0

41,7

IV

37,2

39,1

43,2

Tj

146,5

151,0

159,1

Tквj

36,6

37,8

39,8


 

 Таблица 1.6

Расчет сезонных колебаний товарооборота  по кварталам (%)

Годы

Кварталы

t+2

t+3

t+4

Sci

I

98,1

98,4

91,2

287,7

II

99,7

98,1

95,2

292,0

III

100,5

100,5

104,8

305,8

IV

101,9

103,4

108,5

313,8


В целях устранения влияния случайных  факторов на основе рассчитанных сезонных колебаний определяются индексы  сезонности товарооборота:

,

где – первоначальный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %;

n – количество лет.

Сумма индексов сезонности товарооборота  за четыре квартала должна быть равна 400,0% (при отсутствии влияния сезонных факторов индекс сезонности каждого  квартала равен 100,0%). Если имеются отклонения от указанной величины, то в расчеты  вводится коэффициент поправки:

,

где Кп - коэффициент поправки первоначальных индексов сезонности товарооборота.

Уточненные индексы сезонности товарооборота определяются по формуле:

,

где - уточненный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %.

Информация о работе Факторный анализ розничного товарооборота