Факторный анализ розничного товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как розничная торговля.
Тема актуальна и современна, так, как очень велико значение розничной торговли и розничного товарооборота в экономике Российской федерации. Через розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические аспекты розничного товарооборота
1.1. Понятие, состав и значение розничного товарооборота………………4
1.2. Основные направления анализа розничного товарооборота торгового предприятия…………………………………………………………………….8
1.3. Факторный анализ розничного товарооборота…………………………11
1.4. Планирование товарооборота розничного торгового предприятия по кварталам и месяцам………………………………………………………………..18
1.5. Планирование структуры товарооборота торгового предприятия…………..21
1.6. Факторный анализ розничного товарооборота………………………………….26
Глава 2 Практическая часть
Пример…………………………………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ОСНОВНОЕ.docx

— 102.62 Кб (Скачать файл)

В табл.1.7 приведен пример расчета  индексов сезонности товарооборота.

Таблица 1.7

Расчет индексов сезонности товарооборота (%)

Кварталы

Сумма сезонных колебаний Sci

Индексы сезонности

I

287,7

95,9

95,9

II

292,0

97,3

97,4

III

305,8

101,9

102,0

IV

313,8

104,6

104,7

S

-

399,7

400,0


Коэффициент поправки составляет:

Кп= 400,0 / 399,7 = 1,00075.

Индекс сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется  товарооборот данного квартала от среднеквартальной  величины в ту или иную сторону  под влиянием факторов сезонного  характера.

Объем товарооборота по кварталам  на планируемый год определяется умножением среднеквартального товарооборота  планируемого года на уточненный индекс сезонности соответствующего квартала и делением на 100%:

,

где – товарооборот i-го квартала планируемого года, руб.;

 – среднеквартальный товарооборот планируемого года, руб.

По торговому предприятию на планируемый год имеем:

= 165,2 / 4 = 41,3 (тыс. руб.);

= 41,3 95,9 / 100 == 39,6;

= 41,3 102,0 / 100 = 42,1;

= 41,3 104,7 / 100 = 43,3.

Расчет товарооборота по месяцам  осуществляется по аналогичной методике.

 

 

    1. Планирование структуры товарооборота торгового предприятия

Одной из важных задач планирования товарооборота является определение  его структуры, т.е. объема реализации отдельных товарных групп. В условиях, когда торговые предприятия самостоятельно устанавливают размеры торговых надбавок на товары при различной издержкоемкости их реализации, регулирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли.

В настоящее время используются следующие методы планирования структуры  товарооборота торгового предприятия:

1) экономико-статистический;

2) основанный на расчете коэффициентов эластичности;

3) экономико-математического моделирования; 

4) поэтапный. 

Суть экономико-статистического  метода планирования структуры товарооборота  основывается на сглаживании удельных весов реализации отдельных товаров  в общем объеме товарооборота  торгового предприятия за ряд  лет. Методика расчетов аналогична методике планирования объема товарооборота  торгового предприятия с помощью  экономико-статистического метода.

Для планирования структуры товарооборота  торгового предприятия может  быть использован метод, основанный на расчете коэффициентов эластичности, отражающих изменение оборота по отдельным товарам в зависимости  от изменения общего объема товарооборота  торгового предприятия:

,

где Эi- коэффициент эластичности по i-му товару, %;

- прирост товарооборота по i-му товару в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %;

- прирост общего объема товарооборота  торгового предприятия в отчетном  году по сравнению с предшествующим  годом, %.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется товарооборот по i-й товарной группе при изменении общего объема товарооборота торгового предприятия на 1%. Причем, чем крупнее берутся товарные группы, тем надежнее расчеты.

Прирост товарооборота по товарным группам в планируемом году по сравнению с отчетным годом определяется путем умножения коэффициентов  эластичности (Эi) на прирост объема товарооборота в целом по торговому предприятию:

.

Расчетное значение товарооборота  по i-й товарной группе на планируемый год составит:

,

где – товарооборот i-й товарной группы в планируемом году, руб.;

– товарооборот i-й товарной группы в отчетном году, руб.;

– прирост общего объема товарооборота  торгового предприятия в планируемом  году по сравнению с отчетным годом, %;

– прирост товарооборота i-й товарной группы в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %.

В табл. 1.8 приведены данные планирования структуры товарооборота, которые  рассчитаны по приведенным выше формулам.

          Таблица1.8

Планирование структуры товарооборота  торгового предприятия

Товарные группы

Товарооборот предшествующего  года, тыс.руб.

Товарооборот отчетного  года, тыс.руб.

Прирост товарообо-рота в планируемом году, (

)

Коэффициент эластичности, % (Эi)

Прирост товарообо-рота, % (

)

Товарооборот планируемого года, тыс.руб (

)

Ткани

10,4

10,9

3,38

0,89

4,8

11,3

Одежда

43,9

46,0

3,38

0,89

4,8

47,6

Трикотаж

13,3

13,8

2,66

0,70

3,8

14,2

Обувь

15,0

16,3

6,12

1,61

8,7

17,3

Галантерея

12,7

13,2

2,74

0,722

3,9

13,6

Хозтовары

15,7

16,9

5,36

1,41

7,6

17,7

Проч.товары

21.1

21,5

1,33

0,35

1,9

21,8

Итого

151,0

159,1

3,8

-

5,4

165,2


 

Для расчета структуры  товарооборота торгового предприятия  могут быть использованы различные  экономико-математические модели, основными  из которых являются трендовая, авторегрессионная и факторная, где в качестве фактора выступает общий объем товарооборота.

Все рассмотренные методы предполагают расчет товарооборота  по каждой товарной группе в отдельности  с последующим выходом на общий  объем планируемого товарооборота. Однако такой потоварный расчет структуры товарооборота имеет ряд недостатков.

Во-первых, результат, полученный суммированием рассчитанных товарооборотов по товарным группам, может не совпадать  с определенным ранее общим объемом, что требует ввода поправочных  коэффициентов. Во-вторых, рассмотренные  методы не позволяют учесть взаимозаменяемость отдельных Товаров, однородных или  близких по своему потребительскому назначению.

Для устранения отмеченных недостатков  может быть использована одна из разновидностей метода экономико-математического  моделирования - поэтапный метод  планирования структуры товарооборота. При этом исходят из того, что  наибольшей устойчивостью и достоверностью обладают расчеты по большим группам  товаров. Поэтому более правильным будет переход от расчета товарооборота  по большим товарным группам к  расчету более мелких вплоть до отдельного товара.

На первом этапе все  товары разбиваются на укрупненные  товарные группы, находится зависимость  товарооборота по укрупненной товарной группе от общего объема товарооборота  торгового предприятия:

Z= a + by, где

Zi – товарооборот по i-й укрупненной товарной группе, руб.;

у – общий объем товарооборота  торгового предприятия, руб.

Затем укрупненные товарные группы разбиваются на отдельные подгруппы  товаров и находится зависимость товарооборота по подгруппе товаров от товарооборота по укрупненной товарной группе:

K= a + bZi, где

Кi – товарооборот по j-й подгруппе товаров, руб.

Наконец, определяется зависимость  товарооборота по отдельным товарам  от товарооборота по подгруппе товаров:

Lr = а + dКj, ,где

Lr. - товарооборот по f-му товару, руб.

При расчете структуры  товарооборота поэтапным методом  возникает необходимость всю  массу товаров разбить на ряд  товарных групп. В эти группы следует  объединять товары, идентичные по своему качественному составу, биологическим  свойствам, способу потребления, роду удовлетворяемых потребностей, а  также взаимозаменяемые и взаимодополняющие  товары.

На первом этапе выделяются продовольственные и непродовольственные  товары. Затем из продовольственных  и непродовольственных товаров  выделяется ряд укрупненных товарных групп (на этом этапе могут быть сразу же выделены и некоторые самостоятельные товары, не входящие ни в одну укрупненную группу, например, табачные изделия, чай, соль и др.). Среди продовольственных товаров, например, могут быть выделены следующие укрупненные группы, включающие товары, родственные по биологическим свойствам и характеру удовлетворяемых потребностей:

  • продукты животного происхождения;
  • сахар и кондитерские изделия;
  • хлебопродукты;
  • овощи, фрукты;
  • алкогольные и безалкогольные напитки.

Среди непродовольственных товаров  можно выделить следующие укрупненные  группы товаров:

  • предметы одежды (включая ткани и обувь);
  • товары культурно-бытового и хозяйственного обихода;
  • предметы санитарии и гигиены;
  • галантерейные товары;
  • прочие непродовольственные товары.

На следующем этапе каждую из этих укрупненных товарных групп  следует разбить на более мелкие подгруппы, в которые целесообразно  включать товары, более тесно связанные  между собой признаками взаимозаменяемости, сопряженности и т.п. Например, укрупненная  группа продуктов животного происхождения  может быть разбита на следующие  отдельные подгруппы товаров: мясопродукты, рыбопродукты, жиры, молочные продукты.

Аналогичным способом разбиваются  и укрупненные группы непродовольственных  товаров. Так, укрупненная группа предметов  одежды может быть разбита на ткани, одежду и белье, трикотажные изделия, обувь. Такое последовательное разукрупнение  товарных групп, в конечном счете, приводит к выделению отдельных конкретных товаров.

Поскольку в представленных моделях в качестве аргумента  каждый раз используется товарооборот по более крупной группе товаров  вплоть до общего объема товарооборота  торгового предприятия. Это позволяет  при планировании оборота по конкретному  товару учесть факторы, не только определяющие тенденцию реализации данного товара, но и влияющие на общий объем товарооборота, что значительно уточняет расчет структуры оборота.

 

 

    1. Факторный анализ розничного товарооборота

На розничный товарооборот оказывает влияние множество  факторов. Объем продажи товаров  зависит от экономической и политической ситуации в стране и регионе, уровня инфляции, доходов населения и  т.д.

Факторы, влияющие на товарооборот, подразделяются на внешние (не зависящие от торговой организации) и внутренние (зависящие  от деятельности торговой организации).

Анализ внешних факторов осуществляется путем изучения макроэкономических показателей страны. При этом учитываются  состояние и перспективы развития экономики страны в целом, денежно-кредитная, внешняя и внутренняя политика и  возможные изменения в результате государственного регулирования.

Внутренние факторы.

1) Факторы, связанные с товарным обеспечением.

а) (товарные запасы и поступление товаров), влияют на объем розничного товарооборота через изменение величины запасов на начало и конец отчетного периода, поступления товаров и их прочего выбытия. Между этими величинами имеется балансовая связь, выражаемая формулой товарного баланса:

Nзн + Nn = Np + Nв + Nзк, где

Nзн – запасы товаров на начало периода;

Nn – поступление товаров;

Np - розничный товарооборот;

Nв – прочее выбытие товаров;

Nзк – запасы товаров на конец периода;

На основании формулы товарного  баланса величина розничного товарооборота  определяется:

Np = Nзн + Nn - Nв - Nзк

Следовательно, на объем розничного товарооборота влияет каждое из алгебраических слагаемых товарного баланса. Увеличение начальных запасов и поступления  товаров оказывает положительное  влияние на сумму продажи товаров; их уменьшение, наоборот, способствует сокращению размеров реализации; уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов товаров положительно влияют на сумму продажи; их увеличение сказывается отрицательно на величине товарооборота данного отчетного периода.

Влияние на сумму реализации того или иного слагаемого товарного  баланса измеряется способом цепной подстановки или способом разниц, т.е. определения разницы между фактическими и сравниваемыми (прогнозируемыми или предшествующими) величинами.

Надо иметь в виду, что  положительное отклонение запасов, для определенного  периода, приобретает отрицательное значение для предшествующего и последующего периодов.

Информация о работе Факторный анализ розничного товарооборота