Финансово-хозяйственная деятельность на примере ОАО «Томское пиво»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в последние годы учебно-методические пособия, посвященные анализу хозяйственной деятельности предприятия, выходят уже под титулом "Теория экономического анализа " и "Экономический анализ ". Цель данной курсовой работы состоит в том, что бы рассмотреть анализ финансово-хозяйственной деятельности на примере ОАО «Томское пиво» Задачи данной работы напрямую зависят от цели и представляют собой раскрытие понятий и вопросов.

Содержание работы

Введение
1. Характеристика ОАО «Томское пиво»
1.1 Краткая историческая справка
1.2 Организационная структура предприятия
1.3 Ассортимент ОАО «Томское пиво» и анализ рынка
2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности
2.1 Анализ выпуска и реализации продукции
2.2 Анализ использования основных фондов
2.3 Анализ использования труда и заработной платы
2.4 Анализ затрат на производство и реализацию продукции
2.5 Анализ прибыли и рентабельность предприятия
3. Анализ финансового состояния предприятия
3.1 Состав и структура имущества и источники его формирования
3.2 Анализ финансово устойчивости предприятия
3.3 Анализ ликвидности предприятия
3.4 Анализ делово активности предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

томское пиво.docx

— 82.71 Кб (Скачать файл)

Опрос показал, что потребители пива в целом не имеют особых отличий от "среднего" жителя Томска, что естественно, т.к. пиво - общедоступный товар. В отношении рода занятий представители рынка пива специфики не имеют, за исключением пониженной доли пенсионеров. Различия проявляются при анализе особых категорий потребителей пива. Как показал опрос, Томский рынок пива - это 40% взрослых (16 лет и старше) горожан. Это означает, что двое из каждых пяти томичей пьют этот напиток хотя бы несколько раз за теплый сезон.

Таблица 5 Частота употребления пива в теплое время года

 

Частота употребления пива в теплое время года:

Доля, %

 

Почти каждый день, каждый день

6%

 

Несколько раз в неделю

11%

 

Несколько (4-5) раз в месяц

13%

 

Несколько раз за сезон

10%

 

Вообще не пью пиво

60%

 
     

 

Как ни удивительно, но в холодное время года частота употребления пива снижается слабо - всего лишь с 40% до 36%. Другими словами, пьющие пиво летом обычно не отказывают себе в этом напитке и зимой. Меняется объем потребления этого напитка.

Таблица 6 Частота употребления пива в холодное время года

 

Частота употребления пива в холодное время года:

Доля, %

 

Почти каждый день, каждый день

2%

 

Несколько раз в неделю

8%

 

Несколько (4-5) раз в месяц

13%

 

Несколько раз за сезон

13%

 

Вообще не пью пиво

64%

 
     

 

Анализ приведенных выше ответов показал, что 41% потребителей пьют пиво летом чаще, чем зимой. Однако резкого падения частоты все же не происходит: зимой люди чаще всего склонны либо вообще не изменять своим летним привычкам, либо отступать совсем немного.

Проведенный опрос на улицах г. Томска на предмет выявления потребностей на пивном рынке. Вопрос, задаваемый на улицах: «Какой тип пива вы предпочитаете?». В среднем было опрошено около 200 человек разного пола и возрастной категории. В результате получилась следующая картина.

Диаграмма предпочтения типа пива (процент от числа респондентов, употребляющих пиво)

Из диаграммы можно сделать вывод, что наиболее популярным типом пива среди томичей является обычное светлое пиво. Его пьют чаще всего 70% потребителей. На долю темного пива приходится около 10% предпочтений, с пониженным содержанием алкоголя -- 11%, с высоким содержанием алкоголя -- 7%. При этом обычное светлое пиво одинаково активно употребляют и мужчины, и женщины. Пиво с пониженным содержанием алкоголя следует считать преимущественно женским продуктом, в то время как пиво с высоким содержанием алкоголя -- мужским продуктом.

Результаты опроса еще раз подтвердили тот факт, что большинство любителей пива (76%) предпочитают его распивать в свободное время дома, в кругу семьи или друзей, или в гостях. Значительно реже пиво употребляется в барах или ресторанах -- только 10% респондентов чаще всего пьют пиво в таких местах. На улице предпочитают пить пиво 4,1% респондентов,а во время отдыха на природе -- 3%. В остальных местах пьют пиво менее 3% любителей этого напитка.

Диаграмма предпочтительных мест употребления пива

Активные потребители чаще, чем представители других групп пьют пиво вне дома: в барах, ресторанах и на работе. Умеренные потребители чаще, чем другие, пьют пиво на природе или на улице. Пассивные потребители пьют пиво в основном дома или в гостях, в других местах -- намного реже, чем активные и случайные потребители.

Проведя опрос, в пивных барах и на улицах Томска можно вывести следующий сегмент потребите

Таблица 6. Анализ потребителей

 

Потребители по полезным свойствам

Потребители по демографическому признаку

Потребители по поведенческому признаку

Потребители по психографическому признаку

Популярные фирмы

 

Экономия (низкая цена)

Большие семьи, домохозяйки, пенсионеры, временно безработные

Активные пользователи

Люди с консервативными вкусами

Те, производители у которых цена наиболее приемлемая (низкая)

 

Качество

Деловые люди, имеющие постоянное место работы

Активные пользователи

Активные, уверенные в себе люди

По приемлемости цены, имеющиеся в продаже

 

Соответствие модным тенденциям

Молодежь, до 30 лет, студенты и служащие

Любители авангарда, новаторы,

экспериментатор

Общительные, независимые, стремящиеся к достижению целей

«Томское пиво»,

импортные производители

 
           

 

Сегментация рынка продукции ОАО «Томское пиво» г. Томска представлена в следующем виде:

40% - люди со средним достатком, рабочие и служащие, интенсивность  покупок - высокая, акцентируют внимание  на качестве продукта, многие  следуют такой политике как  «поддержание Российского товаропроизводителя», предпочитают посещать магазины  в вечернее время.

20% - «малоимущие» (рабочие и служащие), интенсивность покупок - средняя, для  этой категории людей характерно  внимание к соотношению цена-качество.

35% - студенты, интенсивность - высокая, также не маловажно соотношение  цены-качества, соответствие модным  тенденциям.

5% - «наиболее обеспеченные», в основном  руководители, интенсивность - ниже  средней, внимание уделяется престижности  торговой марки, ее известности.

Исходя из вышеприведенных сегментов, можно определить,что продукция ОАО «Томское пиво» пользуется спросом у достаточно широкого и разнообразного круга потребителей.

Результаты изучения потребителей:

Покупатели с высоким доходом приобретают более качественные и дорогие сорта пива. Однако уровень доходов потребителей практически не влияет на структуру потребления алкогольных напитков, а корреляция между размером дохода и количеством потребляемого пива незначительна. Были сделаны выводы, что основные слагаемые успеха в пивном бизнесе зависят от правильной сегментации потребителей. К влияющим факторам относятся: страна - производитель пива, предпочитаемые сорта, цвет пива, его крепость, цена, социально-демографические характеристики потребителей.

Основной объем покупок пива (около 85%) приходится на 40% его потребителей. Это группа представлена, как правило, молодыми мужчинами (20 - 35 - лет).

Доля "новаторов" составляет около 8% среди всех групп потребителей пива. Около половины всех потребителей пива могут выбрать другие подходящие сорта пива при отсутствии предпочитаемого вида.

Для ОАО «Томское пиво» имеет первостепенное значение работа со сбытовой сетью. Для рынка пива более преимущественна стратегия "проталкивания" товара через торговую сеть перед стратегией "вытягивания" товара, основанной на требованиях потребителей.

В настоящее время Томский рынок пива является подготовленным к смене предпочтений потребителей. На нем появляется много ранее неизвестных дешевых сортов пива, которые в результате успешно находят свой сбыт. Продукция компании ОАО «Томское пиво» направлена в основном на активного потребителя, предпочитающего пить пиво в барах, ресторанах, кафе.

Проблема качества и конкурентоспособности носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной любой стране, практически любого потребителя.

Конкурентоспособность и качество, концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары. Чтобы оценить конкурентоспособность фирмы целесообразно провести сравнительный анализ по основным образующим факторам относительно ведущих конкурентов. Подобная процедура является важным элементом конкурирующего маркетинга.

Главными конкурентами ОАО «Томское пиво» по выпуску слабоалкогольной продукции являются такие крупные компании как:

- Компания «Балтика»;

- Компания «Сан Инбев»;

- Компания «Хайнекен»;

- Компания «Саб Миллер»

- Компания «Эфес» и т.д.

За небольшой срок своего существования новые производители смогли охватить солидную часть рынка. Сегодня, по оценкам «Business Analytica», на каждого жителя в России приходится примерно 30 литров. России есть куда стремиться. Потребление пива в России запросто можно довести до среднеевропейского. Конечно, до уровня Чехии, где пьет очень много, России дойти трудно, но Англию, где на каждого жителя приходится примерно 80 литров пива в год, достигнуть можно. Эксперты компании, правда, считают, что рост пивного рынка в России не будет продолжаться бесконечно, и поэтому стараются не переоценивать свои возможности.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что основными конкурентами пива, производимого ОАО «Томское пиво» в России и в частности продаваемого в г. Томске являются марки: «Балтика», «Сан Инбев», «Хайнекен», «Саб Миллер», «Эфес» и т.д.

Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя.

2. Анализ производственно-хозяйственной  деятельности

2.1 Анализ выпуска и реализации  продукции

Анализ работы предприятия начинают с изучения показателей выпуска продукции. Основной целью анализа выпуска и реализации продукции является поиск резервов повышения объемов конкурентоспособной, рентабельной продукции

Таблица 7. Выпуск и реализация продукции

 

Показатели

2008

2009

Отклонения, +/-

Темпы роста, %

 

1. Товарная продукция (без налогов)

- в действующих ценах

- в сопоставимых ценах

2 680 362

2 680 326

3579544

3118069

899218

437743

33,5

16,3

 

2. Реализованная продукция

- в действующих ценах

- в сопоставимых ценах

2057189

2057189

2563272

2232815

506083

175626

24,6

8,5

 
           

 

Индекс инфляции - 1,48. Приказ Минэконоразвития РФ от 12.11.2008 № 392.

Динамика показателей продукции положительна. Прирост товарной продукции в действующих ценах сопровождается ростом реализуемой продукции, но меньше примерно в 2 раза по отношению к выпускной. Не смотря на это товар обладает конкурентоспособностью. Производство и сбыт неуклонно растет, что говорит об эффективности использования ресурсов и правильном управлении предприятием.

Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли предприятия.

Объем производства, и реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать

Таблица 8. Выпуск продукции по ассортименту, тыс. руб.

 

Наименование продукции

План

Факт

%

Факт в пределах плана

Недовыполнение плана

Выпуск по ассортименту

 

Пиво всего, тыс. дал

11981

14810

124

11981

-

100

 

В том числе(в тыс. дал):

       

-

   

Бутылочное

540

1199

222

540

-

   

Кеговое

2945

4183

142

2945

-

100

 

В ПЭТ бутылках

8496

9428

111

8496

+473

100

 

Безалкогольные напитки(в тыс. дал):

2838

2365

83

2335

 

83

 

В том числе газвода

146

115

79

115

31

79

 

Минеральная вода

154

119

77

119

35

77

 

Вода питьевая

295

322

109

295

-

100

 

Квас в банке

23

5

217

5

18

100

 

Квас в ПЭТ бутылке

2078

1683

81

1683

395

81

 

Квас бочковой

121

121

85

121

21

85

 

Итого:

14809

17175

116

14316

968

97

 
               

Информация о работе Финансово-хозяйственная деятельность на примере ОАО «Томское пиво»