Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 20:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ финансовых результатов деятельности и разработка рекомендаций по их улучшению.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучение теоретических основ анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
- изучение показателей финансово-экономической деятельности предприятия;
- проведение анализа прибыли и рентабельности предприятия;
- определение путей улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.
Введение
Эффективность функционирования любого предприятия во многом определяется его способностью приносить достаточный доход и прибыль. Для оценки этой способности применяется анализ финансовых результатов деятельности, позволяющий определить, насколько стабильны получаемые доходы и производимые расходы; какие элементы отчета о финансовых результатах могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов; какова эффективность использования вложенного капитала; насколько производительны осуществляемые затраты; насколько эффективно управление компанией в целом.
Финансовый результат – это экономический итог хозяйственной деятельности организации, выраженный в денежной форме. Он выражается приростом или уменьшением стоимости собственного капитала организации, образовавшейся в процессе её предпринимательской деятельности за отчетный период.
Финансовые результаты и в частности прибыль играют важную роль в хозяйственной деятельности любого коммерческого предприятия.
Актуальность изучения особенностей анализа финансовых результатов заключается в том, что именно он позволяет определить наиболее рациональные способы использования ресурсов и сформировать структуру средств предприятия и деятельности в целом. От того, насколько правильно спланирована работа и качественно проведен анализ, зависит эффективность принимаемых управленческих решений.
Основной целью анализа финансовых результатов является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) показателей, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, чтобы своевременно выявить и устранить недостатки в финансовой деятельности организации и найти резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности, разработать и принять обоснованные управленческие решения, направленные на повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. При этом анализ может проводиться как для оценки текущего положения, так и для построения прогнозов. Анализ финансовых результатов предоставляет руководству предприятия информацию, необходимую для принятия точных управленческих решений. Внешние пользователи учитывают результаты финансового анализа для принятия решений относительно сотрудничества с анализируемым предприятием.
Таким образом, цель анализа – определить реальную величину чистой прибыли, стабильность основных элементов балансовой прибыли, тенденции их изменения и возможности использования для прогноза прибыли, оценить «зарабатывающую» способность предприятия.
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные (прибыль), но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели рентабельности, и чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования, т.к. они более полно, чем прибыль, отражают конечные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – это одна из основных задач анализа финансовых результатов. Анализ финансовых результатов играет большую роль в процессе управления организацией. В этом заключается актуальность выбранной темы.
Основными источниками информации при анализе финансовых результатов являются данные Бухгалтерского баланса, где отражается нераспределенная прибыль или непокрытый убыток отчетного года, Отчет о финансовых результатах, Отчет об изменении капитала, а также накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов.
Целью данной курсовой работы является анализ финансовых результатов деятельности и разработка рекомендаций по их улучшению.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучение теоретических основ анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
- изучение показателей
- проведение анализа прибыли и рентабельности предприятия;
- определение путей улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.
Объектом исследования является предприятие ОАО «ЗЖБИ №2».
Предметом исследования в работе являются финансовые результаты деятельности.
При выполнении курсовой работы были использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации по проведению анализа финансовых результатов деятельности предприятий, учебно-методическая литература, материалы периодической печати, Устав ОАО «ЗЖБИ №2» и бухгалтерская финансовая отчетность за 2011-2012 гг. (прил. 1, 2).
1. Роль и значение прибыли в рыночной экономике. Задачи анализа
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются показателями полученной прибыли и уровня рентабельности. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, создающие основу экономического развития предприятия.
Прибыль является одним из основных показателей хозяйственной деятельности любой коммерческой организации. От степени ее познания и использования в определяющей мере зависит эффективность многих рычагов воздействия на производство.
Прибыль – часть чистого дохода предприятия, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции.
Получение прибыли является основной целью деятельности любого хозяйственного субъекта. С одной стороны, прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия, т.к. она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, т.к. прибыль - основной источник производственного и социального развития предприятия. С другой стороны, она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте сумм прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство.
Прибыль формируется в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации. Анализ прибыли находится в непосредственной связи с порядком ее формирования.
Выручка от продажи характеризует общий финансовый результат (валовый доход) от реализации продукции (работ, услуг). Выручка от продажи может быть определена по моменту поступления денег на расчетный счет или в кассу либо по моменту отгрузки продукции (выполнения работ, услуг).
Валовая прибыль рассчитывается как разность между суммой выручки от продажи продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов) и величиной себестоимости проданных товаров. Валовая прибыль от реализации является важным финансовым результатом. Этот результат используется при принятии финансовых решений фирмы. Предприятие в полной себестоимости произведенной и реализованной продукции выделяет коммерческие и управленческие расходы, которые в дальнейшем уменьшают его валовую прибыль. Результатом данного вычитания будет являться прибыль (убыток) от продаж.
Полученная прибыль (убыток) до налогообложения получается суммированием прибыли от продаж и сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов.
После внесения в федеральный, региональный и местные бюджеты налога на прибыль в распоряжении предприятия остается прибыль (убыток) от обычной деятельности, которая затем корректируется на сальдо чрезвычайных доходов и расходов. Конечным финансовым результатом деятельности организации является чистая (нераспределенная) прибыль (убыток) отчетного периода.
Механизм формирования и использования прибыли показан на схеме (рис.1).
Рис.1 Схема формирования финансового результата предприятия
На формирование конечного финансового результата влияют множество факторов, и в основном на величину получаемой прибыли влияет, с одной стороны объем продаж и уровень цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой – равновесие между уровнем издержек производства и необходимыми затратами. Все эти факторы, влияющие на величину массы прибыли, являются функцией многих условий. Так, во-первых, объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. организовать рекламу, сбыт, формировать ценовую и товарную политику; во-вторых, уровень издержек производства зависит от рациональности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.
Важнейшими факторами, определяющими прибыль, являются: внедрение нововведений, отсутствие страха перед рисками (риск как источник прибыли), рациональное использование средств, достижение оптимальных объемов деятельности. Прибыль растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам будет ниже нормы прибыли на вложенный капитал; наличие задолженности, таким образом, допустимо, даже во многих случаях она способствует получению прибыли, (так называемый эффект финансового рычага).
Размеры чистой прибыли и возможности ее роста находятся в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие: объем продаж; структура товарооборота; величина других доходов и расходов, входящих в состав прибыли (проценты, полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие доходы и расходы); уровень налогообложения прибыли.
Также факторы, влияющие на прибыль можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся: политическая стабильность, состояние экономики, демографическая ситуация, конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров, темпы инфляции, ставка процента за кредит, система налогообложения.
К внутренним факторам относятся: объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие), производительность труда работников, скорость оборачиваемости товаров, наличие собственных оборотных средств, эффективность использования основных фондов.
Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги и образует фонды. В результате остается нераспределенная прибыль. Она предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие.
Многогранный характер прибыли означает, что ее исследование должно иметь системный подход. Такой подход предполагает анализ совокупности факторов образования, взаимовлияния, распределения и использования.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.
Первый - это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.
Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства.
Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии.
Оценка финансовых результатов может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения.
Основной целью анализа финансовых результатов является разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия.
Процесс исследования и оценки финансовых результатов включает:
- изучение изменений каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным (горизонтальный анализ);
- структурный анализ
- изучение динамики изменения показателей за ряд периодов (кварталов, лет) – трендовый анализ;
- исследование влияния
Показатели прибыли не всегда способны обеспечить четкое представление об эффективности деятельности организации, поэтому для её измерения дополнительно применяют коэффициенты рентабельности (доходности). Рентабельным считается предприятие, результаты, от продажи продукции которого покрывают все издержки производства, образуя при этом сумму прибыли достаточную для нормального функционирования компании.
Информация о работе Финансовые результаты деятельности предприятия