Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 20:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ финансовых результатов деятельности и разработка рекомендаций по их улучшению.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучение теоретических основ анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
- изучение показателей финансово-экономической деятельности предприятия;
- проведение анализа прибыли и рентабельности предприятия;
- определение путей улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.
Вертикальный анализ абсолютных показателей, приведенных в табл.2, показывает, что предприятие в отчетном году добилось высоких финансовых результатов в хозяйственной деятельности по сравнению с фактическими данными прошлого года. Сумма прибыли до налогообложения по сравнению с прошлым годом выросла на 3465 тыс. руб., или 385% (4365 : 900×100).
Прирост общей суммы прибыли обусловлен увеличением прибыли от продажи продукции на 3232 тыс. руб., или 645%, процентов к получению на 11 тыс. руб., или 200%, прочих доходов на 147 тыс. руб., или 130,2%, а также за счет снижения прочих расходов на 73 тыс. руб.
Вертикальный анализ прибыли до налогообложения позволил установить, что основную часть ее составляет прибыль от продажи продукции, товаров, работ, услуг 87,6% за отчетный год, что на 21,8% больше по сравнению с прошлым годом (65,8%).
Положительная тенденция снижения наблюдается по показателю проценты к уплате, по сравнению с прошлым годом проценты к уплате снизились на 2 тыс. руб. Проценты к получению, наоборот, увеличились на 11 тыс. руб.
Используя данные таблицы можно дать оценку влияния факторов на относительное изменение суммы прибыли до налогообложения. Для этого абсолютное изменение каждого показателя следует разделить на величину прибыли предыдущего периода. Если изменение показателя способствует увеличению прибыли, то фактор имеет положительное значение, и наоборот.
Влияние увеличения суммы прибыли от продаж на величину прибыли до налогообложения: 3232 / 900×100 = +359,1%.
Влияние увеличения процентов к получению на величину прибыли до налогообложения: 11 / 900×100 = +1,2%.
Влияние увеличения прочих доходов на величину прибыли до налогообложения: 147 / 900×100 = +16,3%.
Влияние уменьшения процентов к уплате на величину прибыли до налогообложения: 2 / 900×100 =+ 0,2%.
Влияние сокращения прочих расходов на величину прибыли до налогообложения: 73 / 900×100 = +8,1%.
Результаты факторного анализа показали, что наибольшее влияние на прирост прибыли до налогообложения оказало увеличение прибыли от продаж (359,1%). Увеличение доходов от прочей деятельности способствовало росту прибыли (16,3%). Сокращение прочих расходов также способствовало увеличению прибыли (8,1%). Все указанные факторы в отчетном году в большей или меньшей степени способствовали росту прибыли до налогообложения.
Факторный анализ прибыли от продаж
Структурный анализ прибыли до налогообложения показал, что основным источником ее формирования на рассматриваемом предприятии является прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг.
Прибыль от продаж формируется за счет таких показателей, как выручка нетто, себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг), коммерческие и управленческие расходы.
Прибыль от продажи продукции (товаров, работ, услуг) определяется по формуле:
Пр = V-C-КР-УР, (1)
где Пр — прибыль от продаж;
V— выручка (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг), тыс. руб.;
С — себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг), тыс. руб.;
КР — коммерческие расходы, тыс. руб.; УР — управленческие расходы, тыс. руб.
Увеличение выручки (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) положительно влияет на сумму прибыли от продаж, а уменьшение сокращает размер прибыли.
Снижение себестоимости проданных товаров, коммерческих и управленческих расходов положительно влияет на сумму прибыли от продаж. Увеличение же себестоимости сказывается на величине прибыли отрицательно.
Для обеспечения сопоставимости данных абсолютные показатели пересчитывают в относительные показатели (процент к выручке от продажи)
Следующий этап анализа прибыли от продаж состоит в расчете факторов, влияющих на ее величину.
Прежде всего следует определить влияние инфляции. Для этого надо выручку от продажи товаров отчетного периода (V1) привести в сопоставимый вид по формуле:
Vсоп. =
где Vсоп. — выручка от продажи товаров в сопоставимых ценах (прошлого периода) за отчетный период, тыс. руб.; Jр — индекс цен.
Изменение выручки от продажи продукции под влиянием цены ( У(р)) определяется как разность между выручкой от продажи продукции отчетного периода и выручкой от продажи продукции в сопоставимых ценах, т.е.:
Влияние на сумму прибыли от продаж ( Пр( )) изменения выручки от продаж (исключая влияние цены) можно рассчитать по формуле:
где — уровень рентабельности продаж прошлого периода, %;
V1,V0 — выручка от продажи товаров отчетного и прошлого периодов соответственно.
Влияние ценового фактора определяется по формуле:
где Пр(p) — прирост (снижение) прибыли от продаж за счет изменения цен на продукцию.
На прибыль от продаж влияет себестоимость проданных товаров. Себестоимость проданной продукции может увеличиваться, и это неизбежно, так как цены на материальные ресурсы, затраты на оплату труда и другие составляющие возрастают. Для успешной деятельности необходимо, чтобы темпы роста выручки от продажи продукции опережали темпы роста себестоимости, т.е. уровень себестоимости снижался.
Более правильным будет расчет изменения прибыли от продаж за счет фактора «себестоимость проданной продукции» с применением относительного показателя себестоимости. Для расчета используется формула:
где Пр(c)— прирост (снижение) прибыли от продаж за счет изменения уровня себестоимости продукции, тыс. руб.;
УС1, УС0 — уровни себестоимости в отчетном и прошлом периодах соответственно, т.е. отношение себестоимости проданной продукции к выручке от продажи продукции, %.
Одним из факторов роста прибыли от продаж является снижение уровней коммерческих и управленческих расходов, так как прибыль находится в обратной зависимости от величины расходов. Мероприятия любого рода по снижению затрат организации увеличивают сумму прибыли. Для расчета влияния уровня коммерческих расходов используют формулу:
где Пр(кр) — увеличение (снижение) суммы прибыли от продаж за счет снижения (роста) уровня коммерческих расходов, тыс. руб.;
УКР1, УКР0 — уровни коммерческих расходов в отчетном и прошлом периодах соответственно, т.е. отношение коммерческих расходов к выручке от продажи продукции, %.
Влияние уровня управленческих расходов на прибыль от продаж рассчитывают по формуле:
где Пр(ур) — увеличение (уменьшение) суммы прибыли от продаж за счет снижения (роста) уровня управленческих расходов, тыс. руб.;
УУР1, УУР0 — уровни управленческих расходов отчетного и про-шло1р периодов соответственно, т.е. отношение управленческих расходов к выручке от продаж продукции, %.
В данной работе
расчет влияния управленческих
расходов на прибыль от продаж
не ведется, так как согласно
учетной политике предприятия
управленческие расходы
Расчет влияния факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл.3.
Таблица 3
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.
№ п/п |
Наименование показателя |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Абсолютное отклонение |
1 |
Выручка от продажи продукции (тыс. руб.) |
30350 |
40771 |
10421 |
2 |
Себестоимость продаж (тыс. руб.) |
28450 |
35406 |
6956 |
3 |
Коммерческие расходы |
1307 |
1540 |
233 |
4 |
Прибыль от продаж (тыс. руб.) |
593 |
3825 |
3232 |
Совокупность факторов 3232 тыс. руб. (3825−593).
Расчет уровня всех показателей за прошлый год:
1) Себестоимость: 28450 / 30350 100% = 93,74%
2) Коммерческие расходы: 1307 / 30350 100% = 4,31%
3) Рентабельность продаж: 593 / 30350100% = 1,95%
Расчет уровня всех показателей за отчетный год:
1) Себестоимость: 35406 / 40771100% = 86,84%
2) Коммерческие расходы: 1540 / 40771100% = 3,78%
3) Рентабельность продаж: 3825 / 40771100% = 9,38%
Проведенные расчеты показали, что в отчетном году сократились коммерческие расходы на 0,53% (3,78 – 4,31), наблюдается снижение себестоимости единицы продукции на 6,9% (86,84 – 93,74), что положительно влияет на сумму прибыли от продаж и привело к росту рентабельности продаж на 7,43% (9,38 – 1,95).
Расчет влияния факторов:
Изменение выручки: = +203, 2 тыс. руб.
Изменение коммерческих расходов: = +216,1 тыс. руб.
Изменение себестоимости: 40771 = +2813,2 тыс. руб.
Общее влияние факторов составит:
3825593 = (203,2+216,1+2813,2)
3232 тыс. руб. = 3232 тыс. руб.
Факторный анализ изменения прибыли от продаж показал, что она увеличилась за счет влияния изменения объема продаж на 203,2 тыс. руб., снижения себестоимости единицы продукции на 2813,2 тыс. руб. и экономии коммерческих расходов на 216,1 тыс. руб.
Приведенные расчеты наглядно показывают, что данная организация располагает достаточными резервами увеличения прибыли от реализации продукции и прежде всего за счет снижения производственной себестоимости реализации и коммерческих расходов.
Анализ показателей рентабельности
Показатели рентабельности отражают, насколько эффективно организация использует средства в целях получения прибыли.
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности
можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность
(окупаемость) издержек производства и
инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность
продаж;
3) показатели, характеризующие доходность
капитала и его частей.
Рентабельность вложенного капитала определяется путем деления суммы прибыли на среднегодовую стоимость имущества и умножением на 100%, она показывает, сколько денежных единиц прибыли (коп.) получено с единицы стоимости активов (1 руб.) независимо от источников получения средств.
Рентабельность собственного
капитала определяется
Рентабельность оборотного
капитала определяется
Рентабельность товарооборота
определяется делением прибыли
на объем товарооборота
Рентабельность продаж – это процентное отношение суммы прибыли от продаж к выручке от продажи продукции (товаров, работ, услуг). Этот показатель характеризует долю прибыли в рыночной цене. На рентабельность продаж влияет объем продукции и себестоимость продукции.
Рентабельность реализации (R продаж) определяется отношением прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (Пр) или чистой прибыли к величине выручки от реализации продукции без НДС и акцизов (Вр), выраженным в процентах:
R продаж = (Пр / Вр)100%, (9)
Факторная модель рентабельности продаж выглядит следующим образом:
Rп = (Vп – S) / Vп, (10)
где Rп – рентабельность продаж;
Vп – выручка от продаж;
S – себестоимость продаж.
Из факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, существуют следующие формулы при применении метода цепных подстановок:
Информация о работе Финансовые результаты деятельности предприятия