Государственное регулирование международного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является - анализ теории и практики государственного регулирования цен в международной практике.
Важнейшие задачи курсовой работы - это:
- определение цены и ценообразования;
- изучение принципов осуществления государствами ценовой политики;
- анализ форм и методов воздействия государства на цены;
- исследование ценообразования в международной практике;
- изучение законодательств по управлению ценами в зарубежных странах.

Содержание работы

Введение 5
1. Теоретические основы государственного воздействия на международные цены 7
1.1 Понятие цены и международного ценообразования 7
1.2 Принципы государственной ценовой политики 8
1.3 Основные формы воздействия государства на цены международной торговли 9
1.4 Методы осуществления государственного регулирования цен в международной практике 10
1.5 Косвенное государственное регулирование цен 12
1.6 Прямое государственное регулирование цен 14
2. Исследования методов государственного регулирования цен в мировой практике 16
2.1 Методы государственного регулирования цен в США 16
2.2 Методы государственного регулирования цен в России 17
2.3 Методы государственного регулирования цен в Японии 22
2.4 Методы государственного регулирования цен во Франции 23
2.5 Методы государственного регулирования цен в Дании 25
2.6 Методы государственного регулирования цен в Швеции 26
2.7 Методы государственного регулирования цен в Финляндии 28
2.8 Методы государственного регулирования цен в Испании 29
2.9 Методы государственного регулирования цен в Греции 31
Заключение 34
Список литературы

Файлы: 1 файл

Шамсутдинова В.С. (ФЗ-503) Рынок ценных бумаг (К.Р.).doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

- Государство может субсидировать  (т.е. брать на себя определенную  часть расходов) отечественный экспорт  с целью его поддержки, создавая предпосылки для снижения цен на экспортируемые товары и усиливая международную конкурентоспособность отечественных фирм-экспортеров.

Например, в ряде случаев государство  берет на себя расходы по финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, связанных с производством экспортной продукции.

- Государство проводит таможенную  политику в области импорта.  Например, устанавливает низкие  импортные таможенные пошлины  на поступающее из-за границы  сырьё, из которого производится экспортная продукция, и влияя на цены, по которым данная продукция будет экспортироваться.

- Государство устанавливает определенные  ограничения, квоты во внешней  торговле. Например, когда страны  по взаимному согласованию сдерживают  экспорт тех или иных товаров (что дает возможность поддерживать на соответствующем уровне цены на них).

- К формам прямого воздействия  государства на цены внешней  торговли можно отнести антидемпинговые  меры и процедуры. Речь идет  о реализации товаров через  каналы внешней торговли на рынках зарубежных государств, по ценам ниже нормального уровня применительно для этих стран - т.е. искусственное занижение цен во внешней торговле.

- Ещё одним инструментом прямого  воздействия государств на цены  внешней торговли является налоговое  регулирование. Примером такого рода является введение налога на добавленную стоимость, которым облагаются некоторые экспортные и импортные товары, что отражается на внешнеторговых ценах.

Таким образом, государственное регулирование  международных цен, необходимо для поддержания баланса спроса и предложения, а также для потребления и накопления, товарной и денежной массы.

Имеются также и другие механизмы, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, которые, в  конечном счёте, оказывают существенное влияние на уровень цен на мировом рынке. Поэтому изучение опыта ценообразования и регулирования цен зарубежных стран позволяет понять закономерности и тенденции этих механизмов.

 

1.4 Методы осуществления государственного  регулирования цен в международной практике

 

Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей  тактики используют определенные правила  ценообразования. Они оформляются  в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методы формирования цен.

Методологический аспект ценообразования в развитых странах разрабатывается государственными органами при помощи общих принципов, методов и нормативов установления цен. Кроме принятия решений по стратегическим и тактическим вопросам государственные органы берут на себя функцию введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение.

Наряду с прямым установлением  и регулированием цен государственные  органы осуществляют за ними и контроль.

Государственное регулирование цен  в странах с рыночной экономикой является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий, воздействовать на цену таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Прежде всего, следует отметить, что либерализация цен повышает роль государств в осуществлении  политики ценообразования. Она заключается  в воздействии на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказании им методологической помощи, разработке правовых норм и законов о ценообразовании.

Цели государственного регулирования  заключаются в том, чтобы не допустить:

- инфляционного роста цен в  результате возникновения устойчивого дефицита,

- резкого подорожания сырья  и топлива,

- монополизма производителей.

Так же государственное регулирование  должно способствовать созданию условий  для нормальной конкуренции, ориентированной  на внедрение достижений научно технического прогресса. Важной задачей при этом является получение определенных социальных результатов. Например, поддержание прожиточного минимума в оптимальном количестве товаров первой необходимости.

"Меры воздействия государства  на производителей могут быть как прямыми (установление определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение)" Шуляк П.Н., Ценообразование - М.: Дашков и Кє, 2005. - 127 с..

На способы и методы государственного регулирования - цен оказывают влияние  факторы: национальные, климатические, сырьевые, политические, положение  страны в мировом разделении труда.

Теперь рассмотрим, с помощью, каких  методов осуществляется государственное регулирование цен в отдельных странах.

В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и  методов государственного регулирования  цен, которые можно разделить  на прямые и на косвенные методы. При помощи прямых методов государство воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. При помощи косвенных методов государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень.

 

1.5 Косвенное государственное регулирование цен

 

Рассмотрим более подробно, метод  косвенного регулирования цен. Итак, косвенное регулирование цен - это  вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением  совокупности способов и средств, которые  способствуют товарному расширению на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов.

Косвенное регулирование - это регулирование  не самих цен, а факторов, влияющих на них. Оно осуществляется с помощью  учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-импортных пошлин и квот.

К методам косвенного государственного регулирования цен относят;

1. Проведение государственных закупок;

2. Установление налогов и налоговых  ставок;

3. Регулирование денежного обращения  и кредита;

4. Регулирование государственных  расходов;

5. Политику государственных инвестиций;

6. Установление норм амортизации;

7. Регулирование валютного курса.

Данными мерами государство стремится  установить равновесие между спросом  и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования воздействуют на факторы, влияющие на ценообразование и носящие макроэкономический характер.

Технически косвенное государственное  регулирование цен осуществляется путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, введения в действие соответствующего налогового законодательства, за счет субсидирования и дотаций из бюджета, а также через заключение органами власти с юридическими и физическими лицами соответствующих договоров.

Прямые методы контроля над ценами, как правило, сочетаются с косвенными методами. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры по косвенному воздействию на процессы ценообразования  в этом случае дополняются непосредственными методами государственного регулирования.

В случае отхода государства от участия  в формировании цен разрушаются  основы экономики, государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения  и финансовое положение многих предприятий становятся достаточно неустойчивыми.

Однако, при чрезмерном государственном  регулировании цен рыночные механизмы  ослабевают, возникает опасность  потери рыночных ориентиров для сопоставления  затрат и результатов, так как основные параметры рынка испытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может оперативно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется либо дефицит, либо затоваривание рынка.

 

1.6 Прямое государственное регулирование  цен

 

В данном параграфе будет подробно рассмотрен метод прямого государственного воздействия на цены.

Прямое государственное регулирование  цен представляет собой административное вмешательство государственных  органов в установление цен и  определенных правил ценообразования. Оно может осуществляться следующими методами:

- Замораживание, т. е. установление  постоянства цен. Замораживание может быть либо всеобщим, что имеет место при высоких темпах инфляции, когда другими методами не удается погасить рост цен, либо распространяться на отдельные товары. В последнем случае замораживание обычно распространяется на товары повседневного спроса;

- Установление фиксированных цен  и тарифов. В отличие от замораживания  цен, решение о фиксации тех  или иных цен может приниматься  и в обычном состоянии рыночной  экономики для предотвращения  возникновения инфляционных процессов;

- Установление возможного предела  роста цены за определенный  период времени (минимального  или максимального). Бесконтрольный  и быстрый рост цен на дефицитные  товары в условиях, когда увеличение  масштаба их выпуска не может  быть быстро достигнуто, порождает у продавцов желание увеличить объем получаемой прибыли без увеличения объемов реализации. В конечном счёте, это ведет к сокращению объемов производства. Это, в свою очередь, приводит к увеличению дефицита и ведет к дальнейшему росту цен.

 

 

2. Исследования методов государственного регулирования цен в мировой практике

 

2.1 Методы государственного регулирования  цен в США

 

В настоящее время американская администрация, ограничивая государственное  финансирование и прямое регулирование  цен по отдельным товарным группам, активно использует рыночные рычаги и методы косвенного регулирования цен, а также способствует общему оздоровлению экономического положения в стране.

В целом такой подход оказывает  стабилизирующее воздействие на экономику страны. Среди основных направлений, косвенного регулирования цен, можно выделить:

- Регулирование учетной ставки  федеральных резервных банков;

- Сокращение дефицита государственного  бюджета;

- Федеральные закупки товаров  и услуг;

- Налоговая политика.

Эти направления государственной макроэкономической политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке США и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровня цен.

Прямое государственное регулирование  цен в США применяется лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссии устанавливают тарифы на пользование электроэнергией и некоторые коммуникационные услуги.

Особо следует остановиться на государственном  регулировании цен на продукты аграрного комплекса. В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, выращивающие зерновые культуры, получают от министерства сельского хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки. Если рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных конгрессом, то фермер может сдать урожай государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку.

Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет справедливый уровень контрольных  цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены снижаются ниже этого уровня, то продукты скупает государство  и использует их на: бесплатные завтраки для школьников; помощь беднякам; продовольственную помощь слаборазвитым странам, а также продает другим государствам.

Государство стремится поддерживать соотношение между ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами, приобретаемыми фермерами.

В целом, контроль над ценами США осуществляют антитрестовские управления министерства юстиции и федеральная торговая комиссия.

 

2.2 Методы государственного регулирования  цен в России

 

Генеральной линией ценовой политики в России становится либерализация  цен. Она открывает возможности для формирования новых ценовых соотношений, отражающих спрос и предложение, позитивных структурных сдвигов в экономике, государственного регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий, продукцию, закупаемую преимущественно государством, жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и изделия медицинского назначения, другие наиболее значимые социальные услуги.

Правительство Российской Федерации  и федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственное регулирование цен на следующие виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг:

- электрическую и тепловую энергию

- транспортировку  нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам;

- алмазное  сырье, драгоценные камни;

Информация о работе Государственное регулирование международного рынка