Государственное регулирование международного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является - анализ теории и практики государственного регулирования цен в международной практике.
Важнейшие задачи курсовой работы - это:
- определение цены и ценообразования;
- изучение принципов осуществления государствами ценовой политики;
- анализ форм и методов воздействия государства на цены;
- исследование ценообразования в международной практике;
- изучение законодательств по управлению ценами в зарубежных странах.

Содержание работы

Введение 5
1. Теоретические основы государственного воздействия на международные цены 7
1.1 Понятие цены и международного ценообразования 7
1.2 Принципы государственной ценовой политики 8
1.3 Основные формы воздействия государства на цены международной торговли 9
1.4 Методы осуществления государственного регулирования цен в международной практике 10
1.5 Косвенное государственное регулирование цен 12
1.6 Прямое государственное регулирование цен 14
2. Исследования методов государственного регулирования цен в мировой практике 16
2.1 Методы государственного регулирования цен в США 16
2.2 Методы государственного регулирования цен в России 17
2.3 Методы государственного регулирования цен в Японии 22
2.4 Методы государственного регулирования цен во Франции 23
2.5 Методы государственного регулирования цен в Дании 25
2.6 Методы государственного регулирования цен в Швеции 26
2.7 Методы государственного регулирования цен в Финляндии 28
2.8 Методы государственного регулирования цен в Испании 29
2.9 Методы государственного регулирования цен в Греции 31
Заключение 34
Список литературы

Файлы: 1 файл

Шамсутдинова В.С. (ФЗ-503) Рынок ценных бумаг (К.Р.).doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Цены и тарифы в государственном  секторе, масштабы которого невелики, определяются муниципальными и городскими властями. Удельный вес устанавливаемых непосредственно государством твердых или регулируемых цен составляет около 6%.

Хотя в Дании фактически отсутствует  система государственных дотаций  к ценам, однако в сфере потребления  предоставляются государственные  субсидии на приобретение медицинских препаратов. Но этот порядок рассматривается в качестве элемента системы социального обеспечения, а не как дотации к ценам.

Процесс ценообразования на сельхозпродукцию складывается под воздействием механизма  сельскохозяйственной политики ЕС. При  этом в Дании существует довольно разветвленная система государственной поддержки фермеров, предусматривающая, в частности, предоставление государственных гарантий на займы и льготные рентные условия для капитального строительства, ведения дренажных и оросительных работ, внедрение энергосберегающих систем.

 

2.6 Методы государственного регулирования  цен в Швеции

 

Представляет интерес опыт государственного регулирования цен в Швеции. Здесь  наблюдение и контроль над ценами ведет специальный орган - государственное  управление цен и конкуренции, подчиненное министерству гражданской администрации. Кроме того, во всех губерниях Швеции имеются конторы по проведению такой работы.

По мнению шведских экспертов, замораживание  цен эффективно лишь в краткосрочном  плане -- для восстановления резких дисбалансов на рынке и подавления всплесков инфляции.

В стране действует закон о регулировании  цен, который дает право осуществлять меры по прямому воздействию на цены (замораживание) либо в случае войны  или опасности ее возникновения, либо при угрозе значительного общего повышения цен. Законом предусмотрена также возможность для государства устанавливать максимальный уровень цен на отдельные товары. А также предусмотрено вводить порядок, при котором повышение цен допускается лишь после подачи предварительного уведомления об этом и обоснования размера повышения. Кардинальные решения по вопросам государственного регулирования цен, конкуренции и доходов принимаются только парламентом.

Воздействие на уровень цен осуществляется через государственную монополию и государственные мероприятия. Существует государственная монополия на винно-водочные изделия, почтовые и некоторые другие виды телекоммуникаций, почтовых услуг, на аптечную торговлю. Значительное влияние на цены оказывают государственный энергетический концерн и шведские железные дороги.

Государство жёстко регулирует закупочные цены на такие важнейшие виды сельскохозяйственной продукции, как зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других продуктов питания  и сельскохозяйственного сырья, с учетом интересов фермеров.

Ежегодно в переговорах между  правительством и объединением сельскохозяйственных производителей, с участием представителей потребителей устанавливается уровень  цен на продовольственные товары.

Основная форма возмещения издержек сельскохозяйственным производителям связана с ежегодным фиксированием относительно высокого гарантированного уровня цен, закреплённым в переговорах между правительством и фермерами.

Важный источник средств, для субсидирования сельского хозяйства Швеции - это  таможенные сборы на импортируемое сырье. Они устанавливаются в размере разницы между более высокими ценами на внутреннем рынке и ценами внешнего рынка.

Особая сфера ценообразования -- цены на жилье. С учетом их чрезвычайно  высокого уровня государство выдает жилищные субсидии и займы.

Следует отметить, что в Швеции, один раз в год, с учётом роста  цен ведется индексация доходов  населения. Учитывается индекс цен  на товары, входящие в минимальную  потребительскую корзину, однако индексация доходов имеет ограниченные масштабы. Фактически она считается мерой, способствующей учёту инфляции в механизме ценообразования.

Применение тех или иных форм контроля над ценами и их ограничение  меняются в зависимости от экономической  ситуации и динамики цен. Существенным является ограничение доли заработной платы, которую компании имеют право переносить на цены. Естественно, что введение такого ограничения влияет на возможности увеличения заработной платы.

 

2.7 Методы государственного регулирования  цен в Финляндии

 

Финляндия достигла высокого уровня экономического развития и занимает одно из ведущих мест в мире, по уровню жизни населения. И хотя экономика Финляндии опирается в основном на частную собственность и свободное предпринимательство, государство играет роль важного регулятора экономического развития страны и, в частности, политики установления цен.

В политике ценообразования государству  принадлежат важные функции. Через  Министерство торговли осуществляются планирование и контроль над ценами: на продукты питания, зерно, энергоносители (особенно бензин), а также продукцию винно-водочной промышленности.

Значительна роль государства, в кредитовании предпринимательства, ориентированного на реализацию товаров и услуг  по ценам, доступным для средних  и низших слоев населения. Фирмы, организующие продажу товаров по низким ценам, получают от государства кредит на значительные сроки под щадящие проценты.

В целом система ценообразования  Финляндии отличается гибкостью  и стимулированием потребления, особенно в области розничных  цен и услуг.

В социально-ориентированной рыночной экономике Финляндии через цены, налоговое регулирование обеспечивается проведение ряда мероприятий, направленных на повышение жизненного уровня населения.

Например, торговля овощами, фруктами, цитрусовыми. В этой северной стране круглый год имеется довольно представительный выбор таких продуктов по невысоким ценам. Государство поощряет торговлю витаминизированными продуктами, не облагая налогом их ввоз в страну.

Практически все национальные программы  по важнейшим отраслям экономики Финляндии базируются на планово-расчетном ценообразовании, так как рыночное ценообразование эффективно регулирует лишь текущие потребности общества.

 

2.8 Методы государственного регулирования  цен в Испании

 

Регулирование и контроль над ценами в Испании государство осуществляет на товары первой необходимости, а также на товары и услуги, производство которых монополизировано. Списки товаров и услуг, подпадающих под принудительное ценообразование, регулярно публикуются в бюллетенях коммерческой информации. Это касается в основном продукции предприятий госсекторов и некоторых частных компаний.

Контроль над формированием  цен осуществляется высшим советом  по ценам при министерстве экономики  и финансов, являющимся рабочим органом  правительственной комиссии по экономическим вопросам. Основными функциями совета являются:

1) рассмотрение на пленарных  заседаниях ходатайств государственных  и частных компаний об изменении  цен на конкретные виды товаров  и услуг;

2) выработка рекомендаций и представление  в Правительственную комиссию по экономическим вопросам обоснованных предложений по изменению цен; уведомление заинтересованных государственных и частных компаний о результатах рассмотрения вопроса Правительственной комиссией;

3) наблюдение за исполнением  решений Правительственной комиссии частными и государственными компаниями;

4) координация деятельности провинциальных  комиссий по ценам;

5) изучение и внесение в Правительственную  комиссию обоснованных предложений  по пересмотру действующих цен  на товары и услуги.

Государственное регулирование цен осуществляется на основе разрешительных, уведомительных и местных цен.

Разрешительные цены. Государственная или частная компания, предусматривающая повышение цен на конкретный товар или услугу, направляет ходатайство в Высший совет по ценам, и после получения разрешения от правительственной комиссии проводит повышение цен.

Такие цены устанавливаются на:

- электроэнергию, газ, бензин, керосин,  нефть и другие виды топлива;

- фармацевтические товары;

- почтовые и телеграфные услуги; услуги телефонной связи;

- железнодорожные и автомобильные  перевозки;

- морские и воздушные пассажирские  перевозки в пределах страны.

Уведомительные цены. Повышение цен на такие товары, как молоко, растительное масло, зерно, минеральные удобрения, производится после уведомления Высшего совета по ценам о предстоящем повышении за один месяц до его осуществления.

Местные цены. Повышение цен на такие товары и услуги, как водоснабжение, городские пассажирские перевозки, железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев, больниц, относятся к компетенции провинциальных комиссий по ценам.

Во всех случаях ходатайства, направляемые в Высший совет по ценам или  в провинциальные комиссии, должны содержать:

- описание товаров и услуг,  на которые предлагается повышение цен;

- структуру издержек производства;

- описание способов реализации  товаров и услуг;

- действующие цены и тарифы  на эти товары и услуги;

- проектируемые новые цены и  тарифы;

- обоснование роста издержек  производства и увеличения цен.

Список товаров и услуг, цены на которые подпадают под государственное регулирование, значительно сократился в последние годы. Так/число отраслей экономики, где существовало активное вмешательство государства в ценообразование, сократилось со 174 до 21. В настоящее время удельный вес устанавливаемых непосредственно государством регулируемых цен в общей структуре потребительских цен составляет около 10%.

 

2.9 Методы государственного регулирования  цен в Греции

 

Государственное регулирование ценообразования  в Греции осуществляется двумя путями.

- Путем непосредственного определения  цен и контроля над их соблюдением;

- Путём проведения политики  цен и доходов на определенных  этапах развития страны, в рамках  общеэкономической политики или  в отдельных отраслях экономики.

В настоящее время цены примерно на 20% наименований потребительских товаров и услуг регулируются государственными органами. Все подлежащие ценовому регулированию товары и услуги подразделяются на две группы:

В первую группу входят товары и услуги, установление цен на которые входит в компетенцию правительства и других государственных и частично государственных организаций. Например:

- сельскохозяйственные продукты  массового производства;

- тарифы на электроэнергию;

- общественный транспорт;

- связь и почтовые отправления;

- авиапассажирские перевозки и  т.п.

Решение вопросов об изменении цен  на указанные товары и услуги возлагается  на международный министерский комитет  по ценам и доходам, который возглавляется  министром национальной экономики.

В состав комитета входят министры финансов, промышленности, сельского хозяйства, торговли, а также некоторые другие министры, труда, здравоохранения и т. д.

Рассмотрение вопросов изменения  цен осуществляется комитетом по представлению различных министерств  и государственных компаний или по инициативе самого комитета или правительства.

Во вторую группу входят все остальные  товары и услуги. Регулирование цен  этой группы товаров и услуг осуществляет министр торговли. В то же время  предусмотрена возможность передачи им исполнительских функций местным органам власти. Однако последние играют вспомогательную роль, поскольку их решения не имеют юридической силы без утверждения министром торговли.

Товары и услуги второй группы подразделяются на три категории:

1) существенные недостаточные;

2) существенные достаточные;

3) несущественные.

На товары и услуги первой категории  устанавливается верхний предел цены или максимальная прибыль. Следует  отметить, что этот предел устанавливается  отдельно для оптового и розничного предприятия. В эту категорию, входят продукты питания, безалкогольные напитки, услуги ресторанов, некоторые виды автомобилей и новые запчасти к ним, бензин, мазут, дизтопливо, газ, услуги такси и т.д.

Цены на товары и услуги второй категории, это некоторые виды сырья  и полуфабрикатов. Они подвержены менее строгой регламентации и контролируются только в целях предотвращения получения торговой сверхприбыли. При этом вопрос извлечения сверхприбыли решается в каждом конкретном случае.

Цены на товары и услуги третьей  категории, которые не считаются товарами первой необходимости, формируются свободно, без участия органов государственной власти.

Необходимо отметить, что список товаров, входящих в ту или иную категорию, достаточно подвижен. Например, в настоящее  время количество товаров с твёрдо-устанавливаемой ценой сократилось с 84 до 10.

Регулирование цен на отдельные  товары, товарные группы и услуги может  иметь свои особенности. Цены устанавливаются, как правило, на год и только в  исключительных случаях могут изменяться в течение года.

Информация о работе Государственное регулирование международного рынка