Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является - анализ теории и практики государственного регулирования цен в международной практике.
Важнейшие задачи курсовой работы - это:
- определение цены и ценообразования;
- изучение принципов осуществления государствами ценовой политики;
- анализ форм и методов воздействия государства на цены;
- исследование ценообразования в международной практике;
- изучение законодательств по управлению ценами в зарубежных странах.
Введение 5
1. Теоретические основы государственного воздействия на международные цены 7
1.1 Понятие цены и международного ценообразования 7
1.2 Принципы государственной ценовой политики 8
1.3 Основные формы воздействия государства на цены международной торговли 9
1.4 Методы осуществления государственного регулирования цен в международной практике 10
1.5 Косвенное государственное регулирование цен 12
1.6 Прямое государственное регулирование цен 14
2. Исследования методов государственного регулирования цен в мировой практике 16
2.1 Методы государственного регулирования цен в США 16
2.2 Методы государственного регулирования цен в России 17
2.3 Методы государственного регулирования цен в Японии 22
2.4 Методы государственного регулирования цен во Франции 23
2.5 Методы государственного регулирования цен в Дании 25
2.6 Методы государственного регулирования цен в Швеции 26
2.7 Методы государственного регулирования цен в Финляндии 28
2.8 Методы государственного регулирования цен в Испании 29
2.9 Методы государственного регулирования цен в Греции 31
Заключение 34
Список литературы
- перевозку пассажиров, багажа, груза на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
- погрузочно-разгрузочные
работы, в портах, портовые сборы,
сборы, за проход по
- аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов;
- отдельные
услуги почтовой и
- водку,
ликероводочную и другую
Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют государственное регулирование цен на продукцию, товары и услуги местных монополий, в частности:
- газ
сжиженный, реализуемый
- электрическую
и тепловую энергию, тарифы
на которую регулируются
- топливо и керосин;
- перевозку
пассажиров и багажа всеми
видами общественного
- оплату
населением жилья и
- ритуальные услуги;
- услуги
систем водоснабжения и
- торговые
надбавки к ценам на
- социальные
услуги, предоставляемые населению
РФ государственными и
Однако перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, в последние годы существенно сокращен. Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов. Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т.д.), с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.
В современной России, провозгласившей курс на развитие рыночной экономики, политика цен на федеральном уровне осуществляется правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти. Где важную роль в области регулирования цен, играет министерство экономического развития и торговли РФ, в состав которого входит департамент цен. Однако в отличие от финансовых, налоговых, антимонопольных и других органов исполнительной власти, имеющих вертикальную структуру управления, Минэкономразвития РФ не имеет территориальных органов.
На уровне
субъектов Российской Федерации
вопросами ценообразования
Государство воздействует на цены прямым или косвенным путем. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и в движении цен, установлении определенных правил ценообразования.
Государство определяет порядок исчисления уровня затрат, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.
Прямое вмешательство государства в условиях рыночной экономики целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста.
В процессе
рыночных преобразований в России использовались
следующие механизмы
1. Общее замораживание цен или замораживание цен на отдельные группы товаров. Данный метод применяется в условиях высоких темпов инфляции. Например, вместо ежеквартально меняющихся в 1996 г. тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия в целях внесения стабильности в отношения между поставщиками и получателями энергии предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и иные факторы.
2. Установление фиксированных
3. Установление пределов
4. Установление предельного
5. Декларирование повышения цен.
6. Субъекты предпринимательской
деятельности, производящие и реализующие
такую продукцию, обязаны
Косвенное вмешательство в
Косвенное регулирование цен
2.3 Методы государственного
В Японии запрещено устанавливать несправедливые как монопольно высокие, так и монопольно низкие цены, преследующие цель убрать конкурента из рынка.
Введены ограничительные меры в отношении одновременного повышения цен. Они распространяются на отрасли, где объем производства, превышает 30 млрд. иен. Если в таких отраслях более двух фирм в пределах трех месяцев подняли цену примерно на одну и ту же величину в абсолютном выражении или в процентах, то комиссия по справедливым сделкам вправе потребовать от них доклада о причинах такого повышения и при необходимости начать расследование.
Исключения предусмотрены лишь на случай резкого ухудшения деловой конъюнктуры, когда цены падают ниже издержек и возникает угроза банкротства значительного числа фирм отрасли. С разрешения комиссии в таких случаях допускается согласование производителями объемов производства, продаж, капиталовложений, уровней загрузки оборудования и цен. Когда комиссия получает заявление с просьбой о разрешении таких заключений, она обязана в короткий срок обнародовать причины своего согласования или отказа. Принимая решение, она обязана консультироваться с министром, в сферу компенсации которого входит отрасль.
В Японии имеется особый правительственный орган -- бюро цен управления экономического планирования. В его функции входят:
- контроль над соблюдением
- отслеживание уровня и
- поддержание спроса на
- изучение тенденций спроса и предложения.
Государство регулирует цены на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на водоснабжения, теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и медицинское обслуживание. В целом регулируется около 20% потребительских, цен.
цена мировой торговля государственный
2.4 Методы государственного
Несмотря на действие принципа свободного установления цен в условиях рыночного хозяйства Франции, роль государства сводится к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги, либо к осуществлению контроля над ценами в условиях конкуренции.
Государственный сектор в экономике Франции занимает небольшой удельный вес в ВНП. Государственный сектор включает:
- газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт;
- национальный и коммерческий банки, страховые компании и отдельные фирмы.
В первом случае, государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей, в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию.
Во втором случае, государство оказывает
минимальное воздействие на экономические
параметры хозяйственной
Такая специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируются государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования.
Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохраняется до настоящего времени.
Между тем стало ясно, что система жесткого контроля над ценами себя исчерпала. Французские экономисты пришли к выводу, что подобный контроль над ценами делает рынок менее гибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капиталов, мобильность рынков труда, товаров и услуг, затрудняется процесс инвестирования, расширяются рамки бюрократизации хозяйственной деятельности. Однако программа либерализации осуществлялась достаточно осторожно.
Либерализация цен не означала полного
прекращения всякого
Либерализация цен привела к необходимости изменения структуры государственных органов по регулированию цен.
В настоящее время во Франции имеется около трех тысяч государственных контролеров по ценам, которые являются сотрудниками отдела по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции департамента по конкуренции Министерства планирования и финансов, отраслевых министерств и департаментов.
2.5 Методы государственного
Система ценообразования в Дании складывается в решающей степени под воздействием рыночных факторов. Государственное воздействие на формирование цен весьма ограничено - в основном оно сводится к формированию максимально благоприятных условий для свободной конкуренции частных производителей, которые сами устанавливают цены на свою продукцию исходя из таких критериев, как:
- объемы производственных
- соотношение спроса и
Гибкое применение системы потребительских
налогов позволяет
Информация о работе Государственное регулирование международного рынка