Идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:46, аттестационная работа

Описание работы

Особое место в политическом сознании занимает идеология. Будучи системой верований, убеждений и взглядов, она отражает общественно политическую реальность через призму интересов больших социальных групп, прежде всего классов. В содержание идеологии вписываются элементы знания о действительности.
Идеология - наука, изучающая идеи с целью формирования определенного мировоззрения у населения, людей управляющих населением и представления мирового сообщества о нашей стране. Понятие “идеология” неразрывно связано с системным анализом политических, правовых, нравственных и эстетических отношений в обществе. В поли

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
1 Формирование идеологии. Идеология и мировоззрение. Идеология и полтика. Идеология и утопия………………………………………………………………….4
2 Понятие и функции политической идеологии. Субъекты политики (индивиды, группы, классы, общности и их объединения)-- носители политических идеологий. «Теории» деидеологизации и реидеологизации……………………...7
3 Классификация политических идеологий (идеология социальных групп, классов, общностей и их объединений; идеологии тотальные (глобальные), локальные и частные; идеологии прогрессивные, консервативные, и реакционные, реформистские (умеренные) и революционные (радикальные), праворадикальные и леворадикальные. Классические современные идеологии…………………………………………………………………………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………

Файлы: 1 файл

Идеология.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)


5

 

 

 

                                             СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3

1 Формирование идеологии. Идеология и мировоззрение. Идеология и полтика. Идеология и утопия………………………………………………………………….4

2 Понятие и функции политической идеологии. Субъекты политики (индивиды, группы, классы, общности и их объединения)--  носители политических идеологий. «Теории» деидеологизации и реидеологизации……………………...7

3 Классификация политических идеологий (идеология социальных групп, классов, общностей и их объединений; идеологии тотальные (глобальные), локальные и частные; идеологии прогрессивные, консервативные, и реакционные, реформистские (умеренные) и революционные (радикальные), праворадикальные и леворадикальные. Классические современные идеологии…………………………………………………………………………...11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Особое  место  в  политическом  сознании  занимает  идеология.  Будучи системой  верований,  убеждений  и  взглядов,  она   отражает   общественно политическую реальность через призму  интересов  больших  социальных  групп, прежде всего классов. В содержание идеологии вписываются элементы  знания  о действительности.

Идеология - наука, изучающая идеи с целью формирования определенного мировоззрения у населения, людей управляющих населением и представления мирового сообщества о нашей стране. Понятие “идеология” неразрывно связано с системным анализом политических, правовых, нравственных и эстетических отношений в обществе. В политической плоскости эта конструкция позволяет лучше понять то или иное явление. Идеология – это своего рода среда, “подпитка” центра принятия политических решений, где законодательная, судебная и исполнительная ветви власти составляют единый блок.

Это особого рода  ценностная  система,  выражающая отношение к существующим общественным порядкам, обосновывающая  политические идеалы,  принципы,  нормы,  цели  образы  поведения.  Такие,   скажем,   как социальная   справедливость,   свобода,    права    человека,    демократия, солидарность. Оценка социальной реальности, что означает  ее  соотнесение  с политическими  потребностями  и  интересами,  идеалами   и   принципами,   — важнейшая функция идеологии. Так или  иначе  оценивая  реалии,  деятельность политических субъектов, ее  результаты  и  последствия,  идеология  обретает регулятивно-ориентирующую  силу.  Она  направляет  практические  действия  в рамки целей, приемлемых в  первую  очередь  для  господствующих  в  обществе социальных групп и, по крайней  мере,  не  отвергаемых  большинством  других слоев.

Имеет место такое явление как общественное предназначение идеологии. Именно с  помощью  идеологии  политические  силы  обосновывают  свои  цели  и подбирают средства для их реализации. На  основе  идеологии  разрабатываются политические   концепции,   доктрины   и   программы.    Идеология питает мотивационную базу коллективных политических действий и поведения.  Существуют и негативные ее стороны. Идеология может маскировать  и  мистифицировать  (хотя  и  не всякая идеология) подлинные интересы и цели господствующих групп,  элит. 

Идеология тесно связана с мировоззрением. По своей сути, это  часть мировоззрения. Мировоззрение – неотъемлемый компонент нашей жизни, который связывает воедино Космос, общество и человека. Следовательно, для гармоничной связи нужно иметь гармоничное мировоззрение, т.е. правильную идеологию.  Обратимся подробнее к тому, что представляют собой отдельные идеологические концепции.

 

1 Формирование идеологии. Идеология и мировоззрение. Идеология и политика. Идеология и утопия

 

Формирование идеологии.   Термин “идеология” появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в 1796 году французский философ Дестютт де Траси в докладе “Проект идеологии”. Траси стремился разработать методологию, с помощью которой можно было бы систематизировать идеи выдающихся мыслителей Нового времени и создать “общую теорию” идей, или науку об идеологии, которая должна исследовать естественное происхождение идей и разоблачить “иллюзорные мысли”.

На протяжении всего периода существования термин “идеология” наполнялся разным содержанием, что было обусловлено как уровнем развития социального знания, так и собственно идеологическими установками, обусловленными социальными интересами.

Формируется идеология различными способами, которые определяются политическим режимом. В нормальных, демократических режимах каждая общественная сила вырабатывает свою систему взглядов и идей, которые конкурируют между собой и доказывают свою правоту на политической арене. Сама по себе идеология - лишь часть общественной жизни, основную массу которой составляют социальные, экономические, политические и иные воззрения общественных групп, классов, сословий. Та сила, которая в ходе политической борьбы доказала свою перспективность, прогрессивность на данном этапе развития данного общества, приходит к власти, а ее идеология также на данный момент делается официальной идеологией и ориентирует государственную деятельность. Это означает, что экономические и социальные программы в обществе принимаются и реализуются исходя из ее постулатов.

Обычно в обществе функционируют и борются различные партии и, придя к власти, они формируют правительство. Неудача правительства означает, что идеологические постулаты не соответствуют обстановке, их надо корректировать, совершенствовать, приводить идеологию в соответствие с обстановкой. Если этого недостаточно или это невозможно, вопрос решается кардинально - к власти приходят общественные деятели, олицетворяющие другую идеологию, представляющие интересы другой части общества. Поэтому появление единой всеобъемлющей, претендующей на исключительность идеологии естественным эволюционным путем практически невозможно. Не исключены попытки каких-либо общественных сил навязать свою идеологию обществу, но это уже будет повторением худшего в нашей истории.

Идеология и мировоззрение. Идеологию очень часто отождествляют с мировоззрением. Основанием такого отождествления является, видимо, их функциональное тождество – и идеология, и мировоззрение служат средством ориентации человека в мире. Достаточное ли, однако, это основание? Нет, недостаточное. Идеология и мировоззрение – это два качественно разных явления человеческого духа. В чем состоит принципиальное отличие идеологии от мировоззрения? Прежде всего они отличаются по охвату реальности. Мировоззрение, будучи в теоретической своей форме функцией философии, имеет дело с миром в целом. Это – взгляд на мир и место человека в нем. Оно носит общечеловеческий характер в том смысле, что индифферентно к социальным общностям.

Связывать тот или иной тип мировоззрения с той или иной социальной общностью – значит грешить и против фактов, и против логики. Иное дело, что социальные общности в своих идеологических воззрениях пытаются опереться на тот или иной тип мировоззрения, адаптировать его применительно к своим интересам. Например, Ленин считал, что пролетариату как классу приличествует исключительно материалистическое и атеистическое мировоззрение. Малейшее отклонение от материализма в сторону идеализма и "фидеизма" рассматривалось им как измена делу пролетариата. Поэтому мировоззрение и идеология оказываются у Ленина фактически тождественными. Однако это мнение ни на чем, кроме сектантской нетерпимости Ленина, не основано.

Если мировоззрение направлено на восприятие мира в целом и его законов, то идеология связана исключительно с социальным бытием человека и отражает видение социальными группами своего места в той системе общественных отношений, которая сложилась в стране и мире, их потребности и интересы. Идеология, таким образом, беднее мировоззрения и по охвату реальности, и по своему содержанию. Наконец, она принципиально отличается от мировоззрения тем, что всегда носит корпоративный характер. По самому своему существу она не может быть годной для всех стран, если речь идет о национально-государственной идеологии, и всех социальных групп населения, если речь идет о социальной структуре одной страны.

Идеология и политика тесно взаимосвязаны. Это проявляется в следующем. 

      Идеология и политика универсальны. Они охватывают различные области мысли, деятельности, поведения и могут определить их направление, цели и средства.

      Идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться.

      Идеология и политика способны сочетаться, переплетаться друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая ее слабость, политический вакуум немедленно и неизбежно заменяется идеологией.

      Идеология способна подчинить себе политику. Это происходит по внешним (угроза нападения, подготовка собственной агрессии и т.п.) или внутренним (спад в экономике, конфликты, социальная напряженность в обществе и т.п.) обстоятельствам.

     Таким образом, идеология является сложным социальным явлением, имеющим объективно-субъективную природу. Идеологического вакуума в обществе быть не может, идеологию нельзя отменить без последствий для общества.

Идеология и утопия.  Вопрос связи идеологии и утопии стал рассматриваться с появлением книги «Идеология и утопия», философской работы, написанная Карлом Мангеймом в 1929 году.

Основная тема книги противопоставление утопии идеологии. Утопией Мангейм называет "трансцендентной по отношению к реальности ориентацию, которая взрывает существующий порядок"; тогда как идеология "стремится к сохранению или постоянному репродуцированию существующего образа жизни". Категорию бытия Мангейм трактует не "вообще", но как "конкретную историческую форму общественного бытия".

Буквальный перевод слова «утопия», введенного в культуру Томасом Мором в 1516 году, – «хорошее место, которого нет», и отсюда – «утопическими», как правило, называют такие общественные проекты, модели устройства общества, которые невозможно осуществить. Взятое в таком значении, понятие «утопия» неизбежно приобретает негативно-оценочный оттенок. «Мечтатель», «фантазер», «утопист» – все эти эпитеты обычно адресуют человеку, с которым не соглашаются.

Утопия — вид идеологии, идеологическая защита — функция утопии независимо от того, осознается это утопистами или нет. И наконец, последнее: как идеология, так и утопия присущи всем общественным группам.

Идеология представляет собой чаяния субъектов политики, самосознание социального субъекта (социальных групп, национальных и иных общностей, класса) выражая то, как они воспринимают идеальную общественно-политическую организацию. Утопия тоже идеал в чистом виде. В некоторой степени и то и другое,  идеальная форма, которая никогда не будет достигнута.

 

2 Понятие и функции политической идеологии. Субъекты политики (индивиды, группы, классы, общности и их объединения)--  носители политических идеологий. «Теории» деидеологизации и реидеологизации

     

Понятие и функции политической идеологии.   Если суммировать рациональные оценки и подходы к толкованию  данной формы политического сознания, то можно сказать, что  политическая  идеология представляет собой систематизированную совокупность  идейных воззрений, выражающих  и  защищающих  интересы  той  или  иной общественной  группы  и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно  большего числа людей соответствующим целям и задачам  использования  власти.  Коротко говоря, политическая идеология —  это  доктрина,  обосновывающая  притязания какой-либо  группы  на  власть  или  ее  использование  и  предусматривающая поэтому ту или иную стратегию политических действий.

Согласно определению, идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.

Это систематизирующий и интегративный феномен имманентно присущий современному социально и классово стратифицированному обществу. Но идеология – это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее. Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификации. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его. Идеологические конструкции – это не циничная ложь, а естественная форма, в которой группы и классы осознают свое положение. Искажение действительности происходит в соответствии с определенными социальными интересами. Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований.

Функции политической идеологии. Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определен­ных политических сил и режи­мов. Контридеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных сил.

Информация о работе Идеология