Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:46, аттестационная работа
Особое место в политическом сознании занимает идеология. Будучи системой верований, убеждений и взглядов, она отражает общественно политическую реальность через призму интересов больших социальных групп, прежде всего классов. В содержание идеологии вписываются элементы знания о действительности.
Идеология - наука, изучающая идеи с целью формирования определенного мировоззрения у населения, людей управляющих населением и представления мирового сообщества о нашей стране. Понятие “идеология” неразрывно связано с системным анализом политических, правовых, нравственных и эстетических отношений в обществе. В поли
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
1 Формирование идеологии. Идеология и мировоззрение. Идеология и полтика. Идеология и утопия………………………………………………………………….4
2 Понятие и функции политической идеологии. Субъекты политики (индивиды, группы, классы, общности и их объединения)-- носители политических идеологий. «Теории» деидеологизации и реидеологизации……………………...7
3 Классификация политических идеологий (идеология социальных групп, классов, общностей и их объединений; идеологии тотальные (глобальные), локальные и частные; идеологии прогрессивные, консервативные, и реакционные, реформистские (умеренные) и революционные (радикальные), праворадикальные и леворадикальные. Классические современные идеологии…………………………………………………………………………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………
5
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 Формирование идеологии. Идеология и мировоззрение. Идеология и полтика. Идеология и утопия………………………………………………………………
2 Понятие и функции политической идеологии. Субъекты политики (индивиды, группы, классы, общности и их объединения)-- носители политических идеологий. «Теории» деидеологизации и реидеологизации……………………...7
3 Классификация политических идеологий (идеология социальных групп, классов, общностей и их объединений; идеологии тотальные (глобальные), локальные и частные; идеологии прогрессивные, консервативные, и реакционные, реформистские (умеренные) и революционные (радикальные), праворадикальные и леворадикальные. Классические современные идеологии………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Особое место в политическом сознании занимает идеология. Будучи системой верований, убеждений и взглядов, она отражает общественно политическую реальность через призму интересов больших социальных групп, прежде всего классов. В содержание идеологии вписываются элементы знания о действительности.
Идеология - наука, изучающая идеи с целью формирования определенного мировоззрения у населения, людей управляющих населением и представления мирового сообщества о нашей стране. Понятие “идеология” неразрывно связано с системным анализом политических, правовых, нравственных и эстетических отношений в обществе. В политической плоскости эта конструкция позволяет лучше понять то или иное явление. Идеология – это своего рода среда, “подпитка” центра принятия политических решений, где законодательная, судебная и исполнительная ветви власти составляют единый блок.
Это особого рода ценностная система, выражающая отношение к существующим общественным порядкам, обосновывающая политические идеалы, принципы, нормы, цели образы поведения. Такие, скажем, как социальная справедливость, свобода, права человека, демократия, солидарность. Оценка социальной реальности, что означает ее соотнесение с политическими потребностями и интересами, идеалами и принципами, — важнейшая функция идеологии. Так или иначе оценивая реалии, деятельность политических субъектов, ее результаты и последствия, идеология обретает регулятивно-ориентирующую силу. Она направляет практические действия в рамки целей, приемлемых в первую очередь для господствующих в обществе социальных групп и, по крайней мере, не отвергаемых большинством других слоев.
Имеет место такое явление как общественное предназначение идеологии. Именно с помощью идеологии политические силы обосновывают свои цели и подбирают средства для их реализации. На основе идеологии разрабатываются политические концепции, доктрины и программы. Идеология питает мотивационную базу коллективных политических действий и поведения. Существуют и негативные ее стороны. Идеология может маскировать и мистифицировать (хотя и не всякая идеология) подлинные интересы и цели господствующих групп, элит.
Идеология тесно связана с мировоззрением. По своей сути, это часть мировоззрения. Мировоззрение – неотъемлемый компонент нашей жизни, который связывает воедино Космос, общество и человека. Следовательно, для гармоничной связи нужно иметь гармоничное мировоззрение, т.е. правильную идеологию. Обратимся подробнее к тому, что представляют собой отдельные идеологические концепции.
1 Формирование идеологии. Идеология и мировоззрение. Идеология и политика. Идеология и утопия
Формирование идеологии. Термин “идеология” появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в 1796 году французский философ Дестютт де Траси в докладе “Проект идеологии”. Траси стремился разработать методологию, с помощью которой можно было бы систематизировать идеи выдающихся мыслителей Нового времени и создать “общую теорию” идей, или науку об идеологии, которая должна исследовать естественное происхождение идей и разоблачить “иллюзорные мысли”.
На протяжении всего периода существования термин “идеология” наполнялся разным содержанием, что было обусловлено как уровнем развития социального знания, так и собственно идеологическими установками, обусловленными социальными интересами.
Формируется идеология различными способами, которые определяются политическим режимом. В нормальных, демократических режимах каждая общественная сила вырабатывает свою систему взглядов и идей, которые конкурируют между собой и доказывают свою правоту на политической арене. Сама по себе идеология - лишь часть общественной жизни, основную массу которой составляют социальные, экономические, политические и иные воззрения общественных групп, классов, сословий. Та сила, которая в ходе политической борьбы доказала свою перспективность, прогрессивность на данном этапе развития данного общества, приходит к власти, а ее идеология также на данный момент делается официальной идеологией и ориентирует государственную деятельность. Это означает, что экономические и социальные программы в обществе принимаются и реализуются исходя из ее постулатов.
Обычно в обществе функционируют и борются различные партии и, придя к власти, они формируют правительство. Неудача правительства означает, что идеологические постулаты не соответствуют обстановке, их надо корректировать, совершенствовать, приводить идеологию в соответствие с обстановкой. Если этого недостаточно или это невозможно, вопрос решается кардинально - к власти приходят общественные деятели, олицетворяющие другую идеологию, представляющие интересы другой части общества. Поэтому появление единой всеобъемлющей, претендующей на исключительность идеологии естественным эволюционным путем практически невозможно. Не исключены попытки каких-либо общественных сил навязать свою идеологию обществу, но это уже будет повторением худшего в нашей истории.
Идеология и мировоззрение. Идеологию очень часто отождествляют с мировоззрением. Основанием такого отождествления является, видимо, их функциональное тождество – и идеология, и мировоззрение служат средством ориентации человека в мире. Достаточное ли, однако, это основание? Нет, недостаточное. Идеология и мировоззрение – это два качественно разных явления человеческого духа. В чем состоит принципиальное отличие идеологии от мировоззрения? Прежде всего они отличаются по охвату реальности. Мировоззрение, будучи в теоретической своей форме функцией философии, имеет дело с миром в целом. Это – взгляд на мир и место человека в нем. Оно носит общечеловеческий характер в том смысле, что индифферентно к социальным общностям.
Связывать тот или иной тип мировоззрения с той или иной социальной общностью – значит грешить и против фактов, и против логики. Иное дело, что социальные общности в своих идеологических воззрениях пытаются опереться на тот или иной тип мировоззрения, адаптировать его применительно к своим интересам. Например, Ленин считал, что пролетариату как классу приличествует исключительно материалистическое и атеистическое мировоззрение. Малейшее отклонение от материализма в сторону идеализма и "фидеизма" рассматривалось им как измена делу пролетариата. Поэтому мировоззрение и идеология оказываются у Ленина фактически тождественными. Однако это мнение ни на чем, кроме сектантской нетерпимости Ленина, не основано.
Если мировоззрение направлено на восприятие мира в целом и его законов, то идеология связана исключительно с социальным бытием человека и отражает видение социальными группами своего места в той системе общественных отношений, которая сложилась в стране и мире, их потребности и интересы. Идеология, таким образом, беднее мировоззрения и по охвату реальности, и по своему содержанию. Наконец, она принципиально отличается от мировоззрения тем, что всегда носит корпоративный характер. По самому своему существу она не может быть годной для всех стран, если речь идет о национально-государственной идеологии, и всех социальных групп населения, если речь идет о социальной структуре одной страны.
Идеология и политика тесно взаимосвязаны. Это проявляется в следующем.
Идеология и политика универсальны. Они охватывают различные области мысли, деятельности, поведения и могут определить их направление, цели и средства.
Идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться.
Идеология и политика способны сочетаться, переплетаться друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая ее слабость, политический вакуум немедленно и неизбежно заменяется идеологией.
Идеология способна подчинить себе политику. Это происходит по внешним (угроза нападения, подготовка собственной агрессии и т.п.) или внутренним (спад в экономике, конфликты, социальная напряженность в обществе и т.п.) обстоятельствам.
Таким образом, идеология является сложным социальным явлением, имеющим объективно-субъективную природу. Идеологического вакуума в обществе быть не может, идеологию нельзя отменить без последствий для общества.
Идеология и утопия. Вопрос связи идеологии и утопии стал рассматриваться с появлением книги «Идеология и утопия», философской работы, написанная Карлом Мангеймом в 1929 году.
Основная тема книги противопоставление утопии идеологии. Утопией Мангейм называет "трансцендентной по отношению к реальности ориентацию, которая взрывает существующий порядок"; тогда как идеология "стремится к сохранению или постоянному репродуцированию существующего образа жизни". Категорию бытия Мангейм трактует не "вообще", но как "конкретную историческую форму общественного бытия".
Буквальный перевод слова «утопия», введенного в культуру Томасом Мором в 1516 году, – «хорошее место, которого нет», и отсюда – «утопическими», как правило, называют такие общественные проекты, модели устройства общества, которые невозможно осуществить. Взятое в таком значении, понятие «утопия» неизбежно приобретает негативно-оценочный оттенок. «Мечтатель», «фантазер», «утопист» – все эти эпитеты обычно адресуют человеку, с которым не соглашаются.
Утопия — вид идеологии, идеологическая защита — функция утопии независимо от того, осознается это утопистами или нет. И наконец, последнее: как идеология, так и утопия присущи всем общественным группам.
Идеология представляет собой чаяния субъектов политики, самосознание социального субъекта (социальных групп, национальных и иных общностей, класса) выражая то, как они воспринимают идеальную общественно-политическую организацию. Утопия тоже идеал в чистом виде. В некоторой степени и то и другое, идеальная форма, которая никогда не будет достигнута.
2 Понятие и функции политической идеологии. Субъекты политики (индивиды, группы, классы, общности и их объединения)-- носители политических идеологий. «Теории» деидеологизации и реидеологизации
Понятие и функции политической идеологии. Если суммировать рациональные оценки и подходы к толкованию данной формы политического сознания, то можно сказать, что политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей соответствующим целям и задачам использования власти. Коротко говоря, политическая идеология — это доктрина, обосновывающая притязания какой-либо группы на власть или ее использование и предусматривающая поэтому ту или иную стратегию политических действий.
Согласно определению, идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.
Это систематизирующий и интегративный феномен имманентно присущий современному социально и классово стратифицированному обществу. Но идеология – это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее. Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификации. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его. Идеологические конструкции – это не циничная ложь, а естественная форма, в которой группы и классы осознают свое положение. Искажение действительности происходит в соответствии с определенными социальными интересами. Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований.
Функции политической идеологии. Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определенных политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных сил.