Идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:46, аттестационная работа

Описание работы

Особое место в политическом сознании занимает идеология. Будучи системой верований, убеждений и взглядов, она отражает общественно политическую реальность через призму интересов больших социальных групп, прежде всего классов. В содержание идеологии вписываются элементы знания о действительности.
Идеология - наука, изучающая идеи с целью формирования определенного мировоззрения у населения, людей управляющих населением и представления мирового сообщества о нашей стране. Понятие “идеология” неразрывно связано с системным анализом политических, правовых, нравственных и эстетических отношений в обществе. В поли

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
1 Формирование идеологии. Идеология и мировоззрение. Идеология и полтика. Идеология и утопия………………………………………………………………….4
2 Понятие и функции политической идеологии. Субъекты политики (индивиды, группы, классы, общности и их объединения)-- носители политических идеологий. «Теории» деидеологизации и реидеологизации……………………...7
3 Классификация политических идеологий (идеология социальных групп, классов, общностей и их объединений; идеологии тотальные (глобальные), локальные и частные; идеологии прогрессивные, консервативные, и реакционные, реформистские (умеренные) и революционные (радикальные), праворадикальные и леворадикальные. Классические современные идеологии…………………………………………………………………………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………

Файлы: 1 файл

Идеология.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Идеологии выполняют мобилизующую и интегра­ционную функции, объединяющие людей в социальное целое. Они поднимают, направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы. Идейное единство сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способст­вует возникновению чувства коллективного "мы".

Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления дейст­вительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.

Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характе­ром социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией. Идеология несет знания об обществе и его конфликтах. Идеологические конструкции - это не циничная ложь, а естественная форма, в которой группы и классы осознают свое поло­жение. Искажение действительности происходит в соот­ветствии с определенными социальными интересами.

Конструктивная функция политической идео­логии проявляется наиболее четко при принятии поли­тической программы действий, которая реализуется на практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда политические идеалы мотиви­руют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе. Республика, говорил в свое время Дантон, жила в умах людей за двадцать лет до ее провозглашения.

Политическая идеология выполняет норматив­ную функцию. В ней фиксируется определенный поли­тико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориен­тиры-нормы, которых следует придерживаться. В пере­ходные периоды реформ, революций нормативный компонент несет особую нагрузку. Различными идео­логическими течениями создается целый спектр таких нормативных ориентиров, несущих долженствование.

Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и компенсаторную функцию, вселяя наде­жду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.

Политические идеологии обладают большим по­тенциалом, с помощью которого можно манипулировать общественным сознанием. Они облегчают коммуникаци­онное воздействие, ибо определенные социальные слои, по образному выражение американского политолога Р.Макридиса, смотрят на мир как бы в одинаковые би­нокли.

Таким образом, пока существует глубоко соци­ально-стратифицированное общество, сохранятся и идеологии как систематизированный, теоретически оформленный способ социально-группового мышления. И в политике идеологии останутся элементом властеотношений, легитимируя власть определенных социаль­ных сил и гарантируя социальное и государственное единство на основе идеологической идентичности.

Субъекты политики являются носителями той или иной политической идеологии.  Идеология самым тесным образом взаимосвязана с политикой и играет важную роль в политической жизни общества. Эта взаимосвязь осуществляется прежде всего через интересы субъектов политики, которые выражаются идеологией и реализуются в их политическом поведении, политической практике.

Что же такое субъекты политики? Это государство, политические партии, общественные организации и так далее. Просто сказать, что это участники политической жизни, явно недостаточно. Под субъектами политики понимаются участники политической жизни, способные формулировать и реализовывать собственные цели. Это могут быть как отдельные люди, так и их общности, объединения, например партии. Более того, субъектом политики являются и общественные классы.

Можно привести простой пример.  Проводя аналогию с театром, можно сказать, что это не безымянная массовка, а солисты политической сцены, имеющие имя собственное — Государство, Партия, Лидер, Нация, Избиратель, Рабочий класс, Буржуазия, Крестьянство и т.д. Самостоятельность этих фигур проявляется в наличии собственных политических интересов и потребностей, которые выделяют их среди прочих действующих лиц и ими осознаются. Это и является идеологией субъектов политики. Заметим, только на почве осознания интересов возникает самосознание субъекта, а следовательно, способность реалистически оценивать себя и свое положение в политике и обществе, силу и влияние союзников и противников.

Теории «деидеологизации» и «реидеологизации»- концепции, опирающиеся на определенную интерпретацию идеологии и получившие распространение в 60-70 гг. 20 в.

Теория деидеологизации была обоснована в работах Р. Арона, Белла, С. Липсета и др. Трактуя идеологию как сознание, принципиально противостоящее науке и принимаемое социальной группой с целью оправдания ее действий и обоснования социальных претензий, а также как продукт общества с неразвитой технологией и нерешенными экономическими и социально-политическими проблемами, создатели теории деидеологизации утверждали, будто развитые капиталистические страны вышли за рамки того общественного состояния, которому необходима идеология, и вступили в новую «неидеологическую» эру. Был провозглашен «конец идеологии».

На самом деле теория деидеологизации - это концепция, выражающая сциентистски-технократическую иллюзию, будто все проблемы общества могут быть решены чисто «техническими» средствами, без участия масс, без борьбы классов и т. д.

При этом, возникла внешне противоположная концепция – теория реидеологизации, Это своего рода процесс возрождения идеологии, обновленная вера в идеологию. Самый общий смысл реидеологизации обозначен приставкой «ре».  Реидеологизация предполагает возрождение идеологии, усиление ее роли в современном мире.

Различают: процесс реидеологизации, характеризующий усиление активности социальных институтов, политических партий; и  теории реидеологизации, акцентирующие внимание на возрастании роли социальных идей в современном мире. Однако различия между теориями деидеологизации и реидеологизации не носят принципиального характера, ибо их социальная сущность одна и та же.

Реидеологизация сложное и многоплановое явление. Возникновение этой идейной волны трансформировало и либерализм, и консерватизм, и леворадикальное сознание. В русле данной тенденции лежат попытки буржуазных партий (республиканской и демократической в США, лейбористской в Англии) опереться на обновленные политические программы и тем самым укрепить свой престиж. Реидеологизация коснулась и современных философии и социологии. В современной Республике Беларусь реидеологизаторская тенденция находит отражение в поисках национальной идеи, в стремлении построить патриотическое общество, в желании приобщить страну к достижениям мировой цивилизации.

 

3 Классификация политических идеологий (идеология социальных групп, классов, общностей и их объединений; идеологии тотальные (глобальные), локальные и частные; идеологии прогрессивные, консервативные, и реакционные, реформистские (умеренные) и революционные (радикальные), праворадикальные и леворадикальные. Классические современные идеологии.

 

Идеология имеет множество различных форм выражения содержания, многообразна в своих конкретных видовых проявлениях. Формы идеологии соотносятся с формами общественного сознания и имеют самостоятельный предмет отражения и соответствующую форму выражения интересов.

Политическая форма идеологии (политическая идеология) относится к числу наиболее распространенных и важных. Это обусловлено тем, что она затрагивает узловые проблемы мировоззрения людей, государственного и общественно-политического устройства, деятельности политических партий, а также обосновывает притязания какой-либо группы на власть или ее использование, предусматривая ту или иную стратегию политических действий. Одни политические идеи и ценности поэтому направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление. Другие — выражают стремление к переменам в общественно-политической жизни, смене властных элит, политической модернизации, в том числе недостаточно назревшей и полезной для общества. Политические идеологии, с точки зрения характера выражаемых идей, подразделяются на умеренные и радикальные, вплоть до экстремистских.

Целостные системы идей, отличающиеся своеобразием мировоззренческого взгляда на мир, общественно-политическое устройство и развитие, в соответствии с выражаемыми интересами, образуют различные виды идеологии. Их совокупность составляет реально существующий идеологический или идейно-политический спектр общества.

По сфере распространения и политического влияния, своему статусу, идеологии разделяются на общественные и государственные. Первые проявляются и действуют прежде всего в сфере гражданского общества, выступая идейной платформой политических партий и общественно-политических объединений, движений. Вторые — имеют государственный масштаб и проявляют  себя в сфере государственной политики, выражая общенациональные интересы и ценности.

Итак, к основным современным политическим идеологиям относят либерализм, консерватизм, анархизм, социал-реформистскую и коммунистическую идеологии, а к идейно-политическим течениям - радикализм, фашизм, политический экстремизм, популизм, идеи альтернативных движений.

Либерализм (от лат. "либералис" - свободный) - идеология сторонников парламентского строя и максимально возможной свободы в экономической, политической и других сферах.

Как определенное понятие, либерализм вошел в политический словарь 30 - 40 гг. 19-го века, но творцами его по праву считаются Локк и Вольтер, Юм и Кант, Монтескье и А. Смит, Гете и Дидро.

Основные принципы либерализма :

1.      Отдельный индивид первичнее и реальнее, чем общество и его институты, индивидуальные потребности и права важнее любых коллективных обобщенных прав и интересов.

2.      Все свои законы и ценности человек создает сам.

3.      Человек индивидуально свободен и ответственен перед своей свободой; в основе личной свободы и ответственности - частная собственность.

4.      Государство создается на основе общего консенсуса и с единственной целью - сохранить и защитить естественные права человека.

5.      Договорный характер отношений между государством и личностью. Отсюда вытекает представление о роли государства как "ночного сторожа". По мнению сторонников классического либерализма, "государства должно быть как можно меньше". Государство должно лишь поддерживать элементарный порядок и создавать условия для свободной экономической деятельности. Все основное регулирование в обществе должно происходить через механизм свободного рынка.

Основными политическими идеями либерализма являются следующие: Приверженность парламентскому строю и традиционным парламентским процедурам; негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государства; необходимость разделения властей, политический плюрализм и верховенство закона; обеспечение основных политических прав и свобод граждан, уважение достоинства человеческой личности; расширение практики плебисцитарной демократии, всенародного обсуждения законов, укрепление местного самоуправления; обоснование демократической сущности элитаризма, необходимости конкуренции элит; компромисс, консенсус в решении важнейших политических проблем.

Неолиберализм допускает и даже предполагает постоянное вмешательство государства в экономику с целью создания и поддерживания благоприятных условий для конкуренции. Допускается государственное регулирование социальной жизни.

 Консерватизм - (от лат. "консерварс" - сохранять) - идеология, ориентированная на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемость ценностей, приверженность стабильности и упорядоченности, отрицание новаций.

Основы консерватизма были заложены в конце 18-го - начале 19-го века. В числе его "родителей" Э. Бёрк, Ф. Новалис, А. Мюллер, Ж. де-Местр, Ф. Ламенне, У. Вордсворт и другие.

Политический консерватизм имеет на вооружении парадоксальный лозунг: создать то, что достойно сохранению. Другими словами, в будущем восстановить прошлое.

История развития общественной мысли показала, что консервативные установки формируются и развиваются в периоды крупных и быстрых общественных перемен, резких поворотов социального развития.

Первоначальная форма консерватизма сформировалась прежде всего как реакция на перемены, вызванные Великой Французской революцией. Затем консерватизм менял несколько свои формы, принципы и идеи.

Основные принципы идеологии консерватизма можно сформулировать следующим образом:   

      Общество - это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю.

      Существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы.

      Ориентация на государственный авторитет.

      Пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума.

      Неверие в возможность социального равенства между людьми.

      Частная собственность - гарант личной свободы и социального порядка.

Основные политические идеи консерватизма:

      Идея традиции, определяющей общественное бытие индивида.

      Идея национального величия.

      Идея социального неравенства и политической конкуренции.

      Идея отказа от активного политического вмешательства в общественную жизнь.

      Пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

Неоконсерватизм стал направлением консервативной мысли с 70-х годов 20-го века и значительно отличается от классического консерватизма. Главное его отличие состоит в том, что неоконсерватизм - весьма динамичная и мобильная идейная система, направленная не в прошлое, а в будущее.  Неоконсерваторы восприняли многие идеи либералов, но на практике, придя к власти в ряде стран, остались на старых позициях.

Информация о работе Идеология