Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:46, аттестационная работа
Особое место в политическом сознании занимает идеология. Будучи системой верований, убеждений и взглядов, она отражает общественно политическую реальность через призму интересов больших социальных групп, прежде всего классов. В содержание идеологии вписываются элементы знания о действительности.
Идеология - наука, изучающая идеи с целью формирования определенного мировоззрения у населения, людей управляющих населением и представления мирового сообщества о нашей стране. Понятие “идеология” неразрывно связано с системным анализом политических, правовых, нравственных и эстетических отношений в обществе. В поли
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
1 Формирование идеологии. Идеология и мировоззрение. Идеология и полтика. Идеология и утопия………………………………………………………………….4
2 Понятие и функции политической идеологии. Субъекты политики (индивиды, группы, классы, общности и их объединения)-- носители политических идеологий. «Теории» деидеологизации и реидеологизации……………………...7
3 Классификация политических идеологий (идеология социальных групп, классов, общностей и их объединений; идеологии тотальные (глобальные), локальные и частные; идеологии прогрессивные, консервативные, и реакционные, реформистские (умеренные) и революционные (радикальные), праворадикальные и леворадикальные. Классические современные идеологии…………………………………………………………………………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………
Неоконсерватизм можно охарактеризовать следующими положениями:
к развитию общества и человека могут вести только свободные рыночные отношения;
поскольку свобода и равенство несовместимы, а социальное равенство невозможно, необходимо сосредоточиться на достижении свободы;
необходимо сочетать демократию и власть элит, ибо классическая демократия неосуществима;
главное право личности - право иметь собственность и свободно распоряжаться ею;
государство должно быть сильным, но не ущемлять личные права и свободы граждан.
Анархизм (от греч. "анархия" - безвластие) - как политическая идеология провозглашает целью освобождение личности от всех форм принуждения со стороны власти и прежде всего - со стороны государства. Анархизм как политическое течение сложилось в 40-х - 70-х гг. 19-го века в Западной Европе. В основе "классического" анархистского мировоззрения лежат следующие наиболее общие положения:
индивидуализм;
волюнтаризм и неверие в существование объективных законов общественного развития;
защита мелкого собственника и мелкого землепользователя;
тактика "прямого действия";
будущее принадлежит общественному устройству в виде свободной ассоциации производств, областей, коммун.
Вот то, что составляет общее у всех направлений анархизма. В чистом виде идеи анархизма не были воплощены нигде в общественной практике.
К основным разновидностям анархизма относятся следующие:
Анархо-индивидуализм. Он базируется на идее абсолютной свободы. Родоначальник этого течения М. Штирнер, отрицая государство, сводил социальную организацию общества к "союзу эгоистов". По мнению американских мыслителей Б. Такера и Й. Уоррена, последователей М. Штирнера, каждый человек должен иметь такую сферу активности, куда никто не имел бы права вмешиваться. В этом случае социальные отношения должны строится на основе обмена или контакта. По мысли Б. Такера, каждая личность должна пользоваться максимальной свободой, совместимой с равной свободой для других.
Анархо-мютюализм (от фр. "мютюль" - взаимный). П. Ж. Прудон и его последователи считали, что каждый член общества может иметь средства производства, но жить при этом должен только своим трудом, не допуская паразитизма за счет ренты или эксплуатации человека человеком. За счет этого в обществе должен поддерживаться высокий уровень равенства между людьми. Деньги (как средство общения) перестанут существовать, их сменит взаимный натуральный обмен, а значит, исчезнет и государство.
Анархо-коллективизм. Сложился под влиянием идей М. А. Бакунина. По его мнению, каждая группа рабочих управляет своими средствами производства. Продукт труда делится по решению коллектива пропорционально труду каждого. Бакунин соединил путь социализма и свободы в одно целое. Известен его афоризм: "Свобода без социализма - это привилегия и несправедливость! Социализм без свободы - это рабство и скотство!"
Анархо-коммунизм. Берет свое начало от идей Элизе Реклю и П. А. Кропоткина. В основе этой доктрины - вера в естественную человеческую солидарность. Будущее безгосударственное общество, по мнению Кропоткина, будет представлять собой систему свободных ассоциаций трудящихся.
Социал-реформистская и коммунистическая идеологии.
Эти идеологии исходят из одного теоретического источника - классического марксизма. Общее для этих идеологий следующее:
Будущее принадлежит справедливому и солидарному обществу, в котором трудящиеся живут хорошо.
Материалистическая трактовка общественной жизни.
Социально-классовый подход к общественным явлениям.
Гуманистический характер конечных целей.
Социальный коллективизм.
Исторический оптимизм.
Несмотря на один источник - марксизм, годы столкновений и взаимного отталкивания в политической борьбе сделали социал-реформизм и коммунизм разными школами идеологии. Рассмотрим эти различия .
Путь к достижению лучшего общественного устройства социал-реформисты видят в последовательной цепи реформ, а коммунисты - в революции.
Социал-реформизм постепенно "трансформирует" капитализм, коммунизм -полностью порывает с капитализмом, отрицая его.
Переход к новой общественной организации социал-реформаторы осуществляют на базе существующего права и законности, коммунисты - отвергают буржуазное право.
Партия, по мнению социал-реформаторов, это ассоциация сторонников социализма; коммунисты традиционно делали упор на строгую организованность и жесткую дисциплину.
Однако следует заметить, что к 60-м годам 20-го столетия наметилось определенное сближение позиций социал-реформистской и коммунистической идеологий, и прежде всего, в такой области, как сведение до минимума насилия в достижении своих целей.
Современная идейно-политическая жизнь не сводится к функционированию только основных идеологий. В ней существуют и идейно-политические течения .
Рассмотрим наиболее значительные из них.
Радикализм (от лат. "радикалис" - коренной) - идейно-политическое течение, требующее решительного и глубокого, коренного изменения основных политических институтов и ценностей общества.
В теоретической сфере радикализм выступает антиподом консерватизма, а в сфере практически-политических действий - антиподом организованной институциональной демократии с ее правилами уважения закона и прав личности.
Привлекательность радикализма в том, что он отвечает глубокой человеческой потребности находить в тяжелой ситуации быстрые, ясные, простые, окончательные решения. А у радикализма всегда есть в запасе набор таких простых решений, а то, что они страдают упрощенчеством, отвлеченным от жизни рационализмом, может обнаружиться лишь потом.
Популизм (от лат. "популюс" - народ) - идейно-политическое течение, для которого характерна демагогическая апелляция к народу для достижения собственных целей.
Для популистских течений характерна идеологическая неразвитость, отсутствие теоретических программ, ориентированность на текущие политические задачи.
Политический экстремизм (от лат. "экстремус" - крайний) - идейно политическое течение, проповедующее приверженность в политике к крайним взглядам и действиям. Политический экстремизм выступает против сложившихся общественных структур и институтов, как правило, силовыми методами. Традиционно экстремизм делится на "левый" и "правый". Левый экстремизм обычно вдохновляется идеями немедленной революции обездоленных. ("Фракция Красной армии" в Германии, "Красные бригады" в Италии, "Сантендеро луминосо" в Перу, полпотовцы в Камбодже и т.д.) Правые экстремисты обличают пороки буржуазного общества с крайне консервативных позиций за упадок нравов, наркоманию, эгоизм, потребительство и т.д. ("эскадроны смерти" в странах Латинской Америки, "Итальянское социальное движение", Республиканская и Национально-демократическая партии в Германии и т.д.)
Фашизм (от лат. "фашио" - пучок, связка, объединение) - идейно-политическое течение правоэкстремистского толка. Для фашизма характерен иррационализм (неверие в силы человеческого разума), крайний национализм и расизм - идея "высшей расы", а также культ силы и личной власти, пропаганда войны как естественного состояния общества, максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и частной жизни людей.
Среди так называемых "альтернативных" идей особое место занимает "зеленая" идеология. (Идеологией, впрочем, ее назвать можно лишь условно, так как общим во всех ее весьма различных направлениях является, пожалуй, лишь система ценностей).
"Зеленая" идеология как школа мысли основана на осознании всего масштаба экологической угрозы. Согласно позициям "зеленых", и капиталистическая, и социалистическая модели общества - лишь разные формы цивилизации "индустриализма", которые относятся к природе и человеку как объектам эксплуатации. Таким образом, идеология и политика тесно взаимосвязаны, а политические идеологии и идейно-политические течения играют важную роль в жизни человека и общества.
Карл Манхейм различал два значения этого понятия, и первое называет частичным (частным), второе - тотальным.
В теории идеологии он различает два вида идеологии - частичную и тотальную. Частичная идеология выражает идеи и представления отдельного индивида относительно его социального положения. Тотальная идеология - это идеология эпохи или класса
Если идеология частичная ограничивается содержанием отдельных мыслей, то под идеологией тотальной подразумевается не только содержание отдельных мыслей, а совершенно определенная система мыслей, определенный вид переживания и интерпретации где с социальным бытием субъекта соотносят не только содержание и аспект его мышления, но и форму этого мышления, в конечном итоге, весь его категориальный аппарат. Таким образом, частичная и тотальная идеологии различаются и по субъекту - их носителю, и по объему, ибо во втором случае под идеологией понимается мировоззрение.
В.А. Леглер вводит понятие «локальной идеологии». «Локальная идеология - это некоторая система взглядов (учение, теория, парадигма), господствующая в какой-либо советской науке и находящаяся в состоянии взаимного отрицания с парадигмой, господствующей в той же науке за рубежом». Такие системы взглядов локальны, то есть имеют хождение только внутри определенного научного сообщества.
Существует также прогрессивная идеология. Прогрессивная идеология есть идеология, включающая наибольший объем верных представлений о законах развития общества и обеспечивающая в силу этого наивысшие темпы развития общества в ходе сознательной управленческой деятельности людей. Для активизации творческого потенциала населения и ускорения прогрессивного развития общества важное значение имеет учет в прогрессивной идеологии особенностей и менталитета населения.
Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему, ускоряет ход общественного развития на пути к прогрессу, как делает например прогрессивная идеология.
Однако, идеология может и препятствовать развитию общества, тормозить этот процесс, останавливая общество на тех позициях, на которых оно находится, так к примеру поступает (реакционная идеология). В этом сходство последней с консервативной идеологией.
Реформизм—идеология преобразования общества путем последовательного его реформирования. Социал-реформизм обосновывает необходимость реформирования капитализма в интересах трудящихся. Именнo этой идеологии придерживается социал-демократия. Теоретическое обоснование политической идеологии социал-демократии было дано в трудах Э. Бернштейна (1850-1932), К. Каутского (1854-1938) и Р. Гильфердинга (1877-1941). Современный теоретический арсенал социал-демократии опирается на идеи кейнсианства. Социал-демократия защищает путь реформистского преобразования капиталистического общества и отрицательно относится к революционным действиям.
Революционная идеология в чистом виде призывает к коренному переустройству общества, отвергнув существующие позиции. С точки зрения изначального общества она является нелигитимной. Выдвигая свой социальный идеал, каждая новая, идущая к господству социальная сила "зажигает" своими лозунгами, призывами, обещаниями возможно более широкий круг граждан (без этого нельзя свергнуть существующие порядки. Именно благодаря растущему авторитету новой (революционной) идеологии, благодаря тому, что новый социальный идеал все шире овладевает массами, подрывается легитимность существующего строя, обосновывается незаконность его дальнейшего существования и естественность, легитимность (законность) его замены другим, идущим ему на смену, предлагаемым революционной идеологией устройством.
Реформистская идеология – тоже призывает к переустройству общества и политики, но делает это не столь фундаментально, через перестройку, а не через уничтожение. Поэтому ее называют умеренной. Это идеология ориентированная на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем реформирования капиталистического общества. Реформистская идеология полагает существующую организацию общества устаревшей и призывает к её модификации.
Существуют идеологии праворадикальные и леворадикальные.
В системе общественных отношений идеологии правой ориентации – это теоретические модели развития общества, основанные на приоритетной реализации частных интересов элит. Общественное значение правых определяется необходимостью защиты традиционных отношений и ценностей, функционирование которых обеспечивает целостность и стабильность общества. Общие черты правых идеологий заключаются в следующем:
доказывают, что социальное неравенство является результатом естественно-биологического неравенства индивидуумов;
обосновывают необходимость приоритетной защиты интересов экономически и политически господствующих классов;
признают естественным деление общества: на элиту, функции которой заключаются в управлении, и на массу, роль которой заключается в подчинении элите;