Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:29, курсовая работа
Таким образом, целью курсовой работы стало исследование проблем в подсистеме управления персоналом.
Задачи данной курсовой работы:
Дать общую характеристику ОАО «ТРАНС-АЛЬФА ЭЛЕКТРО»;
Рассмотреть влияние факторов внешней среды;
Провести предварительный этап исследования системы управления
Привести требования к выбранной проблемной области
Введение.
1. Общая характериcтика деятельности предприятия 2
2..Факторы внешней cреды предприятия 4
2.1 PEST-анализ 6
2.2 Характериcтика отраcли 9
3. Предварительный этап иccледования cиcтемы управления предприятием 1
3.1 Cильные и cлабые cтороны 11
3.2SWОT-анализ12
4.Требования к подcистеме управления перcоналом 14
4.1 Квалифицированный перcонал 14
4.2 Мотивация трудовой деятельноcти 16
4.3 Cнижение уровня текучести кадров 17
5. Оcновной этап иcследования подcистемы управления перcоналом19
5.1 Оценка квалификации персонала19
5.2 Оценка уровня стимулирования персонала 23
5.3 Анализ уровня текучести кадров 24
6. Разработка предложений по совершенствованию подсистемы управления персоналом 25
6.1 Внедрение системы обучения персонала 25
6.2 Улучшение системы стимулирования персонала 27
6.3 Снижение уровня текучести кадров 28
7.Оценка эффективности внедрения предложений 29
8.Разработка мероприятий по внедрению предложений 31
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Для поиска проблем в организации, на предварительном этапе исследования системы управления, необходимо выявить сильные и слабые стороны компании.
Таблица№5
Сильные стороны ОАО «ТРАНС-АЛЬФА ЭЛЕКТРО
1.1. |
Услуги и товары |
|
1.1.1. |
Широкий ассортимент троллейбусов различных конфигураций |
+ 4 |
1.2. |
Бизнес-процессы |
|
1.2.1. |
Большой опыт работы на рынке с предприятиями различных отраслей экономики |
+ 5 |
1.2.2. |
Работа с муниципальными заказчиками и предприятиями |
+ 5 |
1.2.3. |
Наличие собственных методов и технологий организации работы внутри предприятия |
+ 5 |
1.2.4. |
Налаженные связи с поставщиками |
+3 |
1.3. |
Менеджмент |
|
1.3.1. |
Опытные руководители отделов и цехов |
+ 3 |
1.3.2. |
Применение современных технологий управления предприятием |
+ 3 |
1.4. |
Ресурсы |
|
1.4.1. |
Достаточный оборотный капитал вследствие грамотного управления финансами |
+ 5 |
1.4.2. |
Наличие большого количества площадей для расширения производства |
+5 |
1.4.3. |
Современное оборудование, позволяющее увеличить выпуск продукции |
+5 |
Таблица №6
Слабые стороны ОАО «ТРАНС-АЛЬФА ЭЛЕКТРО»
1.1. |
Услуги и товары |
|
1.1.1. |
Наличие не интересующих покупателей выставочных образцов |
-3 |
1.2. |
Бизнес-процессы |
|
1.2.1. |
Недостаточно хорошо организован
обмен информацией между |
- 3 |
1.2.2. |
-3 | |
1.3. |
Менеджмент |
|
1.3.1. |
Отсутствие системы |
- 4 |
1.3.2. |
Отсутствие контроля за внутри фирменными процессами |
- 4 |
1.3.3. |
Отсутствие налаженной системы управления сбытом |
-5 |
1.4. |
Ресурсы |
|
1.4.1. |
Большая текучесть кадров |
-5 |
1.4.2. |
Набор в штат большого количества новичков без опыта работы на смену уволившимся специалистам |
-5 |
1.4.3. |
Низкая квалификация работников |
-3 |
1.4.4. |
Отсутствие кадрового резерва на руководящие должности |
-3 |
Исходя из факторов внешней среды, а также сильных и слабых сторон, можно провести SWОT анализ, который поможет определить, в какой подсистеме находиться наибольшее количество проблем.
Таблица №7
SWОT Анализ.
Характеристики внешней среды | ||
Возможности
|
Угрозы
|
Характеристики предприятия |
Сильные стороны
|
Необходимые стратегии: 2) Разработка методов рационального использования имеющейся площади 3)Расширение потребительской аудитории в России и за рубежом посредством развития дилерской сети |
Необходимые стратегии: 1) Поиск высококвалифицированных кадров. 2)Разработка альтернативного вида продукции, производство которой возможно на данном оборудовании 3) Инвестирование в другие сферы производства |
Слабые стороны
|
Необходимые стратегии 1)Обмен опытом с заграничными партнерами 2) Обучение без отрыва от производства 3)Принятие мер для сокращения текучести кадров |
Необходимые стратегии: 1)Повышение материальной заинтересованности сотрудников 2)Доработка программы производственной практики студентов
|
SWОT анализ наглядно показывает, что основные проблемы ОАО «ТРАНС-АЛЬФА ЭЛЕКТРО» находятся в области управления персоналом.
1) Низко квалифицированный персонал
2) Слабая заинтересованность работников в результате их деятельности.
3) Высокий уровень текучести кадров
На фоне экономического кризиса
особенно важными становятся «качественные»
характеристики персонала, так как
именно высококвалифицированные
Целью развития персонала является формирование и поддержание кадрового потенциала, повышение профессионального мастерства работников, формирование у них современного экономического мышления, умения работать в команде, обеспечение на этой основе высокой производительности труда и эффективного функционирования предприятия в целом.
Система обучения персонала на предприятии должна содержать следующие основные этапы:
— первичное обучение лиц, принятых на работу, в том числе адаптация;
— периодическое обучение (в соответствии с потребностями, но не реже установленной для каждой категории лиц периодичности) по специальным профессиональным образовательным программам для поддержания квалификации всех сотрудников на уровне, достаточном для эффективного исполнения должностных обязанностей;
— обучение лиц, готовящихся к должностным перемещениям (назначение на более высокую должность или должность иного профиля);
— контроль результатов обучения.
Основой нормального функционирования на предприятии системы обучения персонала является ее планомерность и тесная взаимосвязь с условиями внутренней и внешней среды.
Рис №2 программа обучения персонала
4.2 Мотивация трудовой деятельности
Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.
При формировании мотивационного комплекса персонала необходимо сочетать разные виды, типы и уровни мотивации.
Внутренняя мотивация - это то, почему человек вкладывает свои усилия, почему он действует изо дня в день, стремясь сделать свою жизнь и жизни других людей лучше. К ней относят:
- мечту, стремление к
- самоутверждение,
- личностный рост;
- потребность в общении
К внешней мотивации относят:
- деньги;
- карьеру;
- статус, признание;
Из этих видов мотивации выходят следующие способы стимулирования работников:
1. Материальное стимулирование.
2. Улучшение качества рабочей силы.
3. Совершенствование организации труда.
4. Вовлечение персонала в
5. Неденежное стимулирование.
4.3Снижение уровня текучести кадров
Высокий уровень текучести кадров почти всегда указывает на серьезные недостатки в управлении персоналом и управлении предприятием в целом, это своего рода индикатор неблагополучия, хотя в некоторых случаях уровень текучести высок из-за специфики производства (например, большой объем сезонных работ).
Подсистема управления персоналом для анализа и снижения текучести кадров должна действовать в соответствии со следующими этапами:
1 ЭТАП. Определение уровня текучести кадров
2 ЭТАП. Определение уровня экономических потерь, вызванных текучестью кадров.
3 ЭТАП. Определение причин текучести кадров.
4 ЭТАП. Определение системы мероприятий, направленных на нормализацию процесса высвобождения рабочей силы, совершенствования процедуры увольнения, преодоление излишнего уровня текучести.
5 ЭТАП Определение эффекта от осуществления разработанных мер, совершенствование процедуры увольнения, преодоление излишнего уровня текучести
Бороться с самой текучестью бессмысленно. Для того, чтобы ее снизить, необходимо устранить причины, приводящие к ее росту или способствующие сохранению на высоком уровне.
Отсутствие же текучести может
стать причиной застоя, в то время
как организации необходимы динамичные
изменения. Кроме того, отсутствие текучести
персонала может
Таким образом, совсем избавиться от текучести кадров нельзя, но необходимо держать ее под контролем.
Для исследования
квалификации рабочих ОАО «ТРАНС-АЛЬФА
ЭЛЕКТРО» воспользуемся 2мя методами:
За эталон примем наличие специального образования, необходимого для работы на данной должности и опыт работы на данной специальности. Исходя из данных полученных в отделе человеческих ресурсов ситуация с образованием такова:
Таблица№8
Образование сотрудников ОАО «ТРАНС-АЛЬФА ЭЛЕКТРО»
Категория сотрудников |
Численность , чел |
Наличие необходимого образования, % |
Отсутствие необходимого образования, % |
основные производственные рабочие |
184 |
68 |
32 |
вспомогательные рабочие |
79 |
64 |
34 |
Служащие |
271 |
91 |
8 |
Таким образом, служащие ОАО «ТРАНС-АЛЬФА ЭЛЕКТРО» имеют достаточный уровень образования. Почти треть основных производственных рабочих и работников вспомогательного производства не имеют необходимого уровня образования, что говорит об их низкой квалификации.
Опыт сотрудников организации
представлен в следующей
Таблица №9
Опыт сотрудников ОАО «ТРАНС-АЛЬФА ЭЛЕКТРО»
Категория сотрудников |
Средний стаж работы на данной должности, лет |
основные производственные рабочие |
6,7 |
вспомогательные рабочие |
2,4 |
Служащие |
3,5 |
Можно сделать вывод , что наличие специального образования у основных производственных рабочих компенсируется опытом.
В анализе результатов деятельности рассмотрим анализ динамики и выполнения плана по уровню трудоемкости продукции и анализ показателей производительности труда