Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 14:19, курсовая работа
В работе рассматривается анализ финансового результата на примере организации ООО «Бикинская лесная компания», период с 2012 – 2013 год.
Основными видами деятельности данной организации являются:
– оптовая торговля лесоматериалами;
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
– изучение сущности и значения учета финансовых результатов для анализа деятельности организации;
– изучение основных вопросов в изучении состава доходов и расходов организации;
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
- изучение
возможностей получения
- систематический
контроль за процессом
- определение
влияния как внешних, так и
внутренних факторов на
- выявление
резервов увеличения суммы
- оценка
работы предприятия по
- выработка
рекомендаций по повышению
1.3 Основные
показатели прибыли и
Известно довольно большое количество разновидностей прибыли, что предопределяется различиями в алгоритмах ее расчета и используемых оценках факторов ее формирования.
Н.Н. Илышева выделяет два существенно различающихся подхода деления прибыли с условными названиями:
– экономический;
– бухгалтерский.
По
первому подходу прибыль
По второму подходу прибыль – это разница между доходами и расходами организации, признанными и отнесенными к отчетному периоду. Бухгалтеры весьма осторожно относятся к рыночным оценкам, они не считают их абсолютно реальными, в них могут присутствовать спекулятивные рыночные ожидания и нереализованные доходы и расходы. [27]
На рисунке 1 показана модель формирования чистой прибыли.
Рисунок 1 – Модель формирования чистой прибыли
По данным Отчета о финансовых результатах все показатели прибылей (убытков) А.Д. Шеремет разделяет на три группы [34]:
1.Прибыль по обычным видам деятельности:
2. Прибыль от прочих операций:
3. Сводные показатели прибылей:
Г.В.Савицкая использует следующие показатели прибылей [30]:
–маржинальная (валовая) прибыль – разность между выручкой нетто и прямыми производственными затратами продаж. Данный показатель используется в расчетах ряда показателей для управления затратами;
–операционная прибыль (прибыль от продаж) – разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными затратами;
–общая сумма брутто-прибыли отчетного года по всем видам деятельности организации (прибыль до налогообложения);
–налогооблагаемая прибыль;
–чистая прибыль – прибыль, которая остается в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, экономических санкций;
–капитализированная (реинвестированная) прибыль – часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;
– потребляемая прибыль –часть прибыли, которая израсходована на выплату дивидендов, премии персоналу организации или на социальные программы.
Оценка изменения каждого вида прибыли имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, она помогает руководству (учредителям, акционерам) выбрать наиболее важные направления активизации деятельности предприятия.
Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. В широком смысле слова понятие рентабельность означает прибыльность или доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от продажи продукции покрывают издержки производства и образуют сумму прибыли достаточную для нормального функционирования предприятия. [11]
Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта через характеристику системы показателей. Общий их смысл – определение прибыли с одного рубля вложенного в капитал. Так как это относительные показатели, то они практически не подвержены влиянию инфляции.
Инвесторы капитала (акционеры) вкладывают в предприятие свои средства с целью получения прибыли от инвестиций, поэтому с точки зрения акционеров наилучшей оценкой результатов хозяйственной деятельности является наличие прибыли на вложенный капитал. Показатель прибыли на вложенный акционерами (собственниками) капитал, называемый рентабельностью собственного капитала (финансовая рентабельность) определяется по формуле [33]:
R ск = ЧП/ Ср СК * 100,
где R ск – рентабельность собственного капитала,
ЧП – чистая прибыль,
СК – средняя величина собственного капитала. [33]
Экономический смысл данного показателя состоит в том, что он характеризует отдачу каждого рубля, вложенного в собственный капитал предприятия.
Имея
в виду особую важность
Числитель формулы представляет собой тот конечный финансовый результат, который остается в распоряжении собственников. В ее знаменателе отражается величина капитала, предоставленного собственниками в распоряжение предприятия и включающего следующие составляющие: уставный капитал, добавочный капитал, резервы, сформированные за счет чистой прибыли, нераспределенную прибыль.
В качестве обобщающей количественной характеристики доходности деятельности организации может быть использован финансовый коэффициент, получивший название рентабельности активов. Экономический смысл показателя состоит в том, что он характеризует отдачу каждого рубля, вложенного в активы предприятия:
R активов
= П / Ср.А * 100,
где R активов – рентабельность активов,
П – прибыль (чистая прибыль, прибыль до налогообложения, прибыль от продаж),
Ср.А – средняя величина активов.
В аналитических целях определяется рентабельность как всей совокупности активов, так и оборотных активов. Экономический смысл показателя состоит в том, что он характеризует отдачу каждого рубля, вложенного в оборотные активы предприятия:
R оа = П / Ср.ОА * 100, (3)
где R оа – рентабельность оборотных активов,
П – прибыль,
Ср.ОА – средняя величина оборотных активов.
По отношению прибыли и объема продаж определяется величина показателя, получившего название рентабельности продаж. Для его расчета используется формула:
R продаж = Прибыль / Выручка нетто от продаж продукции * 100. (4)
На базе этой формулы может быть рассчитана группа показателей рентабельности продаж, различия в расчетах которых будут связаны с выбором числителя. В качестве последнего может быть выбрана валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности или чистая прибыль. В практике анализа рассматриваемые показатели получили название промежуточных уровней доходности.
Показатели рентабельности продаж показывают, какую прибыль получает организация с каждого рубля продаж. [29]
Длительный оборот капитала делает необходимым получение большей прибыли, чтобы достичь удовлетворительных результатов. Более быстрый оборот капитала приносит те же результаты и при меньшей величине прибыли в расчете на объем проданной продукции.
Рассмотренные показатели рентабельности (таблица 1) характеризуют оценку эффективности деятельности предприятия: они свидетельствуют о доходности вложений капитала в конкретное предприятие.
Таблица 1 – Расчет показателей рентабельности
Показатель |
Расчет |
1 |
2 |
Рентабельность продаж по прибыли от продаж, % |
R = П от продаж / ВР от продаж*100 |
Рентабельность продукции, % |
R = П от продаж / Полная себестоимость*100 |
Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения, % |
R = П до налогообложения/ ВР от продаж*100 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли, % |
R = П чистая / ВР от продаж*100 |
Рентабельность расходов, % |
R = П от продаж / Себестоимость проданных услуг*100 |
Затраты на 1 руб. проданной продукции, руб. |
З на 1руб.= Полная себестоимость / ВР от продаж |
Рентабельность продаж, % |
R = R продаж / З на 1руб. |
Рентабельность оборотных средств, % |
R = П от продаж / Ср.значение ОА*100 |
Рентабельность совокупных активов, % |
R = П от продаж / Ср.значение СА*100 |
Рентабельность собственного капитала, % |
R = П от продаж / Ср.значение СК*100 |
Рентабельность заемных средств, % |
R = П от продаж / Ср.значение ЗК*100 |
Рентабельность производственных фондов, % |
R = ЧП / Ср.значениеПФ*100 |
Рентабельность запасов, % |
R = П от продаж / Ср.значениеЗ*100 |
Рентабельность инвестиций, % |
R = ЧП / (Валюта баланса – Краткосрочные обязательства) *100 |
Рентабельность совокупных вложений капитала, % |
R = (Расходы, связанные с привлечением заемных источников средств + ЧП) / Валюта баланса*100 |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что бухгалтерский учет формирования финансовых результатов чрезвычайно важен в оценке финансового состояния организации. Его достоверность и полнота способствуют достоверному формированию абсолютных, а так же расчету (на их основе) относительных, показателей финансовых результатов – прибыли и рентабельности. Это дает нам основание для проведения качественного экономического анализа, в результате которого будут выявлены факторы, повлиявшие на изменение этих показателей, резервы роста финансовой устойчивости организации и улучшения ее финансового состояния.
2 Обзор и обоснование методик анализа финансовых результатов
2.1 Методика
анализа финансовых
В настоящее время существуют различные методики анализа финансовых результатов. Шеремет А.Д. приводит методику факторного анализа чистой прибыли предприятия. [33]
Важным моментом анализа является факторный анализ прибыли от продаж. По мнению Шеремета А.Д. на прибыль оказывают влияние следующие факторы:
– изменение отпускных цен на продукцию,
– изменение цен на материалы, тарифов на энергию,
–нарушение хозяйственной дисциплины,
– увеличение объема продукции в оценке по базисной полной себестоимости,
– уменьшение объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции,
– уменьшение затрат на 1 руб. продукции за счет режима экономии,
– изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции.
Сумма прибыли, получаемая предприятием, обусловлена объемом продаж продукции, ее качеством и конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынках, ассортиментом, уровнем затрат и инфляционными процессами, которыми неизбежно сопровождается становление рыночных отношений.
Основной целью финансового анализа по данной методике является получение наиболее информативных параметров, дающих объективную оценку финансового состояния, его прибылей убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Объектами анализа является финансовое состояние (прибыльность, убыточность, изменение структуры активов и пассивов, расчеты с дебиторами и кредиторами), анализ финансовых результатов, анализ эффективности финансовой деятельности предприятия. [34]
Задачи анализа финансового состояния
решаются на основе исследования динамики
абсолютных и относительных финансовых
показателей и разбиваются на следующие
аналитические блоки:
1. структурный анализ активов и пассивов;
Информация о работе Экономическая характеристика финансовых результатов