Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 16:14, лекция
Эк анализ – это научный способ познания сущности эконом. явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части изучение во взаимосвязи. Это результат возникновения и развития бухучета .
Особенностью комплексного экономического анализа является его системный характер, поскольку он изучает финансово-хозяйственную деятельность как сложную систему экономических, социальных, правовых и других отношений ее элементов с учетом существующих взаимосвязей и взаимозависимостей.
Рассмотрим основные задачи комплексного экономического анализа.
Особенностью
комплексного экономического
Основными
задачами комплексного
Предметом
комплексного экономического
Существуют различные методы и приемы анализа:
-традиционные приемы и методы (логические)
-математические
-методы комплексной оценки деятельности предприятия
-эвристические приемы и методы.
В зависимости от целей анализа используют методы:
-детерминированный (метод элиминирования, индексный, интегральный)
-стохастический
-метод комплексной оценки деятельности.
В комплексном экономическом анализе используют методы: сравнительный анализ, вертикальный и горизонтальный анализ, факторный анализ, трендовый анализ, экономико-математические методы, методы экспертных и рейтинговых оценок. Для их осуществления применяют различные способы: сравнение, группировки, детализации, приемы элиминирования, индексный, балансовый, графический, табличный и другие.
К источникам
информации комплексного
1. Нормативно-законодательная информация (законы государства, указы президента, постановления правительства, приказы вышестоящих органов, положения, методические рекомендации, инструкции и др.);
2. Нормативно-плановая информация (планы, нормативы, задания, сметы);
3. Хозяйственно-правовые документы (договора, соглашения, решения);
4. Данные оперативного и статистического учета и отчетности;
5. Данные бухгалтерского учета и отчетности (первичные документы, бухгалтерские регистры, формы периодической и годовой отчетности);
6. Заключения по результатам ревизий, налоговых и аудиторских проверок;
7. Материалы средств массовой информации, специальных изданий, конференций, выставок, аукционов;
8. Приказы и распоряжения руководителей, решения совета трудового коллектива, производственных собраний и совещаний;
9. Техническая и технологическая документация;
10. Материалы выборочных
наблюдений и специальных
4. Целью анализа производства и реализации продукции является оценка результатов деятельности предприятия, выявление резервов увеличения объема производства и реализации продукции с учетом потребительского спроса, улучшения ассортимента, качества продукции и ритмичности ее производства.
Задачи анализа:
1. оценка обоснованности
плана производства и
2.оценка выполнения плана
производства и реализации
3. оценка динамики показателей
объема, структуры, ассортимента, качества
продукции и ритмичности
4. выявление влияния факторов
на изменение показателей
5. определение резервов
увеличения объема
Источники информации анализа:
1. Бизнес-план организации, план производства, план отгрузки и реализации, оперативные планы-графики производства и сбыта;
2. Паспорт предприятия, расчет
производственных мощностей
3. «Отчет о прибылях и убытках» ф. №2 (бухгалтерская отчетность);
4 «Отчет о продукции»
ф. №1-п (годовая статистическая
5. «Квартальная отчетность
промышленного предприятия о
выпуске отдельных видов
6. Ведомость №16 «Движения готовых изделий, их отгрузка и реализация»;
7. Данные учета о наличии
продукции на складе, карты складского
учета, данные оперативного учета
поступления и отгрузки
8. Маркетинговая информация,
сертификаты качества
5. 6. Показатели продукции:
1. Готовая продукция (ГП)
– это изделия, законченные с
точки зрения производства на
данном предприятии и
2. Товарная продукция (ТП)
– продукция, предназначенная для
продажи сторонним потребителям
(включая и незаконченную
3. Валовая продукция (ВП)
– это вся продукция
4. Реализованная продукция
(РП)– это отгруженная или
Анализ производства и реализации продукции проводится по следующим направлениям:
1. увязка показателей
объема производства и
ТП+ОНПн.г.=РП+ОНПк.г.
2. анализ динамики объема
производства и реализации
3. анализ выполнения плана
по объему производства и
4. анализ выполнения договорных
обязательств по поставкам
5. определение факторов
влияющих на изменение объема
производства и реализации
На изменение объема производства и реализации продукции оказывают влияние следующие факторы:
1. изменение производственной программы предприятия;
2. изменение спроса покупателей на продукцию;
3. изменение продажных цен на продукцию;
4. обеспеченность и эффективное
использование
5. изменение качества
и конкурентоспособности
6. изменение ассортимента и структуры продукции;
7. изменение ритмичности производства продукции;
8. изменение остатков незавершенного производства;
9. изменение остатков нереализованной продукции.
7.Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли.
Обобщающие показатели, характеризующие качество всей произведенной продукции:
- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске
-удельный вес продукции высшей категории качества
- средневзвешенный бал продукции
- средний коэффициент сортности
- удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции
- удельный вес сертифицированной продукции.
Индивидуальные показатели качества продукции характеризуют ее свойства:
-полезность (жирность молока, содержание железа в руде)
Надежность (долговечность, безотказность)
-технологичность (трудоемкость, энергоемкость)
- эстетичность изделия.
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забраковано продукции, потери от брака…
Задача анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по уровню, причины их изменения и дать оценку работы предпрития по достигнутому уровню качества продукции.
8. Целью анализа использования трудовых ресурсов является оценка степени обеспеченности рабочей силой, количественного и качественного состава работников, определение факторов и резервов эффективности использования трудовых ресурсов.
Задачи анализа:
1. Оценка состава и
структуры численности
2. Оценка движения и текучести рабочей силы;
3. Оценка и анализ использования
фонда рабочего времени и
4. Факторный анализ
5. Анализ формирования
и использования фонда
6. Анализ фактором изменения
средней заработной платы
7. Выявление резервов
улучшения использования
Источники информации анализа:
1. План экономического
и социального развития
2. «Отчет по труду»
ф. №1-т статистической
3. «Отчет о движение рабочей силе и рабочих мест» - приложение к ф.№1-т;
4. Отчет о количестве
работников в аппарате
5.«Сведения о численности, заработной плате и движении работников»ф.П-4;
6. Данные табельного учета работников и данные отдела кадров;
8. Данные единовременного учета работников по составу, категориям, профессиям и квалификациям;
9. Наряды, рапорты, маршрутные листы, акты о приеме на работу, нормы выработок, сдельные расценки, тарифные разряды, расчетно-платежные ведомости, расходные кассовые ордера и др.
9. Анализ фонда заработной платы проводится по следующим направлениям:
1. Изучение состава фонда
заработной платы по видам
оплаты и по категориям
2. Общая оценка и анализ
использования фонда
3. Анализ фонда заработной
в зависимости от объема
4. Анализ динамики средней заработной платы;
5. Изучение соотношения
между темпами роста средней
заработной платы и темпами
роста производительности
Анализ состава фонда заработной платы проводится в разрезе категорий персонала по следующим видам оплаты:
- заработная плата по сдельным расценкам;
- заработная плата по тарифным ставкам и окладам;
- премии за производственные результаты;
- доплаты за профессиональное мастерство и стаж работы;
- доплаты подросткам и кормящим матерям;
- доплаты за работу в ночное время, сверхурочные, праздничные дни;
- оплата внутрисменных и целодневных простоев;
- оплата ежегодных и дополнительных отпусков;
- оплата труда совместителей и прочие доплаты.
Общая оценка использования фонда заработной платы производится за месяц, квартал, год по сравнению с плановым и предыдущим периодом, при этом определяется абсолютное и относительное отклонение фонда заработной платы (ФЗП).
Изм.ФЗП абс. = ФЗП фак. – ФЗП пл.
На абсолютное отклонение фонда заработной платы влияют факторы:
1. Среднесписочная численность работников (Ч) – связь прямая;
2. Средняя заработная плата одного работника (ЗП)– связь прямая.
Влияние факторов определяется способами элиминирования по следующей факторной модели:
ФЗП состоит из переменной и постоянной части. Переменная часть фонда заработной платы зависящая от изменения объема производства включает в себя заработную плату по сдельным расценкам, премии за производственные результаты, оплату ежегодных отпусков рабочим сдельщикам.
Постоянная часть фонда заработной платы не зависящая от изменения объема производства, включает в себя заработную плату по тарифным ставкам и окладам, все виды доплат и оплату ежегодных отпусков повременщиков.
10. Основной целью анализа является выработка предложений по улучшению обеспеченности предприятия основными средствами и определение путей повышения эффективности их использования