Комплексный экономический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 16:14, лекция

Описание работы

Эк анализ – это научный способ познания сущности эконом. явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части изучение во взаимосвязи. Это результат возникновения и развития бухучета .
Особенностью комплексного экономического анализа является его системный характер, поскольку он изучает финансово-хозяйственную деятельность как сложную систему экономических, социальных, правовых и других отношений ее элементов с учетом существующих взаимосвязей и взаимозависимостей.
Рассмотрим основные задачи комплексного экономического анализа.

Файлы: 1 файл

analiz.docx

— 60.92 Кб (Скачать файл)
  1. Эк анализ – это научный способ познания сущности эконом. явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части изучение во взаимосвязи. Это результат возникновения и развития бухучета .

        Особенностью  комплексного экономического анализа  является его системный характер, поскольку он изучает финансово-хозяйственную  деятельность как сложную систему  экономических, социальных, правовых  и других отношений ее элементов  с учетом  существующих взаимосвязей  и взаимозависимостей.

       Основными  задачами комплексного экономического  анализа являются:

  1. Обоснование и контроль выполнения текущих и перспективных планов организации.
  2. Оценка результатов деятельности организации и изучение влияния на их уровень различных факторов.
  3. Оценка экономической эффективности использования производственных и финансовых ресурсов организации.
  4. Выявление резервов экономического роста и разработка мероприятий по их использованию.
  5. Диагностика положения организации  на рынке и прогнозирование перспектив ее развития.

       Предметом  комплексного экономического анализа  является финансово-хозяйственная  деятельность организации в целом, а также причинно-следственные  связи конкретных хозяйственных  процессов и явлений, результаты  которых зависят от влияния  различных факторов.

 

  1. Под методом понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

Существуют различные методы и приемы анализа:

-традиционные приемы  и методы (логические)

-математические

-методы комплексной оценки  деятельности предприятия

-эвристические приемы  и методы.

В зависимости от целей анализа используют методы:

-детерминированный (метод  элиминирования, индексный, интегральный)

-стохастический 

-метод комплексной оценки  деятельности.

В комплексном экономическом  анализе используют методы: сравнительный анализ, вертикальный и горизонтальный анализ, факторный анализ, трендовый анализ, экономико-математические методы, методы экспертных и рейтинговых оценок. Для их осуществления применяют различные способы: сравнение, группировки, детализации, приемы элиминирования, индексный, балансовый, графический, табличный и другие.

 

 

  1. Информация, используемая в анализе, по характеру составления может быть плановой, учетной и внеучетной; по отношению к предмету исследования - основной и вспомогательной;  по отношению к объекту исследования - внутренней и внешней; по периодичности поступления - регулярной и эпизодической; в зависимости от степени обработки - первичной и вторичной.

       К источникам  информации комплексного экономического  анализа относится:

1. Нормативно-законодательная  информация (законы государства, указы  президента, постановления правительства, приказы вышестоящих органов, положения, методические рекомендации, инструкции  и др.);

2. Нормативно-плановая информация (планы, нормативы, задания, сметы);

3. Хозяйственно-правовые  документы (договора, соглашения, решения);

4.  Данные оперативного  и статистического учета и  отчетности;

5. Данные бухгалтерского  учета и отчетности (первичные  документы, бухгалтерские регистры, формы периодической и годовой  отчетности);

6. Заключения по результатам  ревизий, налоговых и аудиторских  проверок;

7. Материалы средств массовой  информации, специальных изданий, конференций, выставок, аукционов;

8. Приказы и распоряжения  руководителей, решения совета трудового  коллектива, производственных собраний  и совещаний;

9. Техническая и технологическая  документация;

10. Материалы выборочных  наблюдений и специальных обследований.

4. Целью анализа производства и реализации продукции является  оценка результатов деятельности предприятия, выявление резервов увеличения объема производства и реализации продукции с учетом потребительского спроса, улучшения ассортимента, качества продукции и ритмичности ее производства.

Задачи анализа:

1. оценка обоснованности  плана производства и реализации  продукции,

2.оценка выполнения плана  производства и реализации продукции  в соответствии с договорами,

3. оценка динамики показателей  объема, структуры, ассортимента, качества  продукции и ритмичности производства,

4. выявление влияния факторов  на изменение показателей объема  производства и реализации продукции  и количественное их измерение,

5. определение резервов  увеличения объема производства  и реализации продукции счет  улучшения ее структуры, качества  и конкурентоспособности.

Источники информации анализа:

1. Бизнес-план организации, план производства, план отгрузки  и реализации, оперативные планы-графики  производства и сбыта;

2. Паспорт предприятия, расчет  производственных мощностей предприятия;

3. «Отчет о прибылях  и убытках» ф. №2 (бухгалтерская  отчетность);

4 «Отчет о продукции»  ф. №1-п (годовая статистическая отчетность);

5. «Квартальная отчетность  промышленного предприятия о  выпуске отдельных видов продукции  в ассортименте» ф. №1-п (квартальная);

6. Ведомость  №16 «Движения  готовых изделий, их отгрузка  и реализация»;

7. Данные учета о наличии  продукции на складе, карты складского  учета, данные оперативного учета  поступления и отгрузки готовых  изделий, приходно-расходные документы, инвентаризационные ведомости, расчетно-платежные  документы, сортовые и оборотные  ведомости и др. 

8. Маркетинговая информация, сертификаты качества продукции, сведения о браке и перечень  штрафов за бракованную продукцию, рекламации.

5. 6.  Показатели продукции:

1. Готовая продукция (ГП) – это изделия, законченные с  точки зрения производства на  данном предприятии и предназначенные  для реализации внешним потребителям

2. Товарная продукция (ТП) – продукция, предназначенная для  продажи сторонним потребителям (включая и незаконченную продукцию  с точки зрения производственного  цикла) и внутреннего потребления  на самом предприятии.

3. Валовая продукция (ВП) – это вся продукция предприятия, которая  находилась в отчетном  периоде в производстве,  несмотря  на степень готовности.

4. Реализованная продукция (РП)– это отгруженная или оплаченная  покупателем готовая продукция.

Анализ производства и реализации продукции проводится по следующим направлениям:

1. увязка показателей  объема производства и реализации  и оценка напряженности плана  производства;  Для увязки показателей  производства и реализации продукции  составляется баланс готовой  продукции:

                            ТП+ОНПн.г.=РП+ОНПк.г.

2. анализ динамики объема  производства и реализации продукции;

3. анализ выполнения плана  по объему производства и реализации  продукции за отчетный период  и оперативный анализ выполнения  плана;

4. анализ выполнения договорных  обязательств по поставкам продукции;

5. определение факторов  влияющих на изменение объема  производства и реализации продукции.

На изменение объема производства и реализации продукции оказывают влияние следующие факторы:

1. изменение производственной  программы предприятия;

2. изменение спроса покупателей  на продукцию;

3. изменение продажных  цен на продукцию;

4. обеспеченность и эффективное  использование производственных  ресурсов (основных средств, материальных  и трудовых ресурсов);

5. изменение качества  и конкурентоспособности продукции;

6. изменение ассортимента  и структуры продукции;

7. изменение ритмичности  производства продукции;

8. изменение остатков  незавершенного производства;

9. изменение остатков  нереализованной продукции. 

 

7.Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли.

Обобщающие показатели, характеризующие качество всей произведенной продукции:

- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске

-удельный вес продукции высшей категории качества

- средневзвешенный бал продукции

-  средний коэффициент сортности

- удельный вес аттестованной  и не аттестованной продукции

- удельный вес сертифицированной продукции.

Индивидуальные показатели качества продукции характеризуют ее свойства:

-полезность (жирность молока, содержание железа в руде)

Надежность (долговечность, безотказность)

-технологичность (трудоемкость, энергоемкость)

- эстетичность изделия.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забраковано продукции, потери от брака…

Задача анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по уровню, причины их изменения и дать оценку работы предпрития по достигнутому уровню качества продукции.

 

8. Целью анализа использования трудовых ресурсов является оценка степени обеспеченности рабочей силой, количественного и качественного состава работников, определение факторов и резервов эффективности использования трудовых ресурсов.

Задачи анализа:

1. Оценка состава и  структуры численности работников  по категориям и профессиям;

2. Оценка движения и  текучести рабочей силы;

3. Оценка и анализ использования  фонда рабочего времени и соблюдения  дисциплины труда;

4. Факторный анализ производительности  труда;

5. Анализ формирования  и использования фонда заработной  платы;

6. Анализ фактором изменения  средней заработной платы работников;

7. Выявление резервов  улучшения использования трудовых  ресурсов.

Источники информации анализа:

1. План экономического  и социального развития предприятия;

2. «Отчет по труду»  ф. №1-т статистической отчетности;

3. «Отчет о движение  рабочей силе и рабочих мест» - приложение к ф.№1-т;

4. Отчет о количестве  работников в аппарате управления  и оплате их труда ф.№2-т  статистической отчетности;

5.«Сведения о численности, заработной плате и движении  работников»ф.П-4;

6. Данные табельного учета  работников и данные отдела  кадров;

8. Данные единовременного  учета работников по составу, категориям, профессиям и квалификациям;

9. Наряды, рапорты, маршрутные  листы, акты о приеме на работу, нормы выработок, сдельные расценки, тарифные разряды, расчетно-платежные  ведомости, расходные кассовые ордера  и др.

 

9. Анализ фонда заработной платы проводится по следующим направлениям:

1. Изучение состава фонда  заработной платы по видам  оплаты и по категориям персонала;

2. Общая оценка и анализ  использования фонда заработной  платы;

3. Анализ фонда заработной  в зависимости от объема производства  в разрезе переменной и постоянной  частей.

4. Анализ динамики средней  заработной платы;

5. Изучение соотношения  между темпами роста средней  заработной платы и темпами  роста производительности труда.

   Анализ состава фонда заработной платы проводится в разрезе категорий персонала по следующим видам оплаты:

- заработная плата по  сдельным расценкам;

- заработная плата по  тарифным ставкам и окладам;

- премии за производственные  результаты;

- доплаты за профессиональное  мастерство и стаж работы;

- доплаты подросткам и  кормящим матерям;

- доплаты за работу  в ночное время, сверхурочные, праздничные  дни;

- оплата внутрисменных  и целодневных простоев;

-  оплата ежегодных  и дополнительных отпусков;

-  оплата труда совместителей  и прочие доплаты.

Общая оценка использования фонда заработной платы производится за месяц, квартал, год по сравнению с плановым и предыдущим периодом, при этом определяется абсолютное и относительное отклонение фонда заработной платы (ФЗП).

                Изм.ФЗП абс. = ФЗП фак. – ФЗП пл.    

   На  абсолютное отклонение фонда заработной платы влияют факторы:

1. Среднесписочная численность  работников (Ч) – связь прямая;

2. Средняя заработная  плата одного работника (ЗП)–  связь прямая.

Влияние факторов определяется способами элиминирования  по следующей факторной модели:

                                    ФЗП = Ч * ЗП

ФЗП состоит из переменной и постоянной части. Переменная часть фонда заработной платы зависящая от изменения объема производства включает в себя заработную плату по сдельным расценкам, премии за производственные результаты, оплату ежегодных отпусков рабочим сдельщикам.

Постоянная часть фонда заработной платы не зависящая от изменения объема производства, включает в себя заработную плату по тарифным ставкам и окладам, все виды доплат и оплату ежегодных отпусков повременщиков.

 

10. Основной целью анализа является выработка предложений по улучшению обеспеченности предприятия основными средствами и определение путей повышения эффективности их использования

Информация о работе Комплексный экономический анализ