Комплексный экономический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 16:14, лекция

Описание работы

Эк анализ – это научный способ познания сущности эконом. явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части изучение во взаимосвязи. Это результат возникновения и развития бухучета .
Особенностью комплексного экономического анализа является его системный характер, поскольку он изучает финансово-хозяйственную деятельность как сложную систему экономических, социальных, правовых и других отношений ее элементов с учетом существующих взаимосвязей и взаимозависимостей.
Рассмотрим основные задачи комплексного экономического анализа.

Файлы: 1 файл

analiz.docx

— 60.92 Кб (Скачать файл)

маржинальная прибыль – это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;

валовая прибыль - вся прибыль, созданная в сфере производства, определяется как разность между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг;

прибыль от реализации представляет собой финансовый результат от основной деятельности, то есть от продаж. Определяется как разница между суммой выручки от продаж продукции, товаров, работ, услуг и ее полной фактической себестоимостью, включающей затраты на производство продукции, коммерческие и управленческие расходы;

балансовая прибыль (прибыль до налогообложения) - обобщенный финансовый результат от всех видов деятельности: основной, операционной (финансовой) и внереализвционной деятельности. Определяется как сумма прибыли (убытка) от продаж и прочих доходов за  минусом прочих расходов; 

налогооблагаемая прибыль (убыток) – это прибыль, рассчитанная в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. Для её расчета прибыль (убыток) до налогообложения увеличивается на величину амортизационных отчислений, отнесенных свыше принятых в целях налогообложения сумм к возмещению, и уменьшается на сумму недополученного дохода от долевого участия в других организациях;

чистая прибыль (убыток) отчетного года – это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и прочих обязательных отчислений. Величина чистой прибыли (убытка) равна сумме прибыли до налогообложения и отложенных налоговых активов за минусом отложенных налоговых обязательств и текущего налога на прибыль;

капитализированная (реинвестированная) прибыль – это часть чистой прибыли, направляемая на финансирование прироста активов (накопления);

потребляемая прибыль – это часть чистой прибыли, которая направляется  на выплату дивидендов и социальное развитие предприятия.

нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) -  представляет собой аккумулированную прибыль, не выплаченную в форме дивидендов (доходов) и нераспределенной прибыли, находящейся в обороте у организации в качестве внутреннего источника финансирования долговременного характера независимо от того, в каком периоде она образовалась.

 

16. 17. Балансовая прибыль (прибыль до налогообложения) - обобщенный финансовый результат от всех видов деятельности: основной, операционной (финансовой) и внереализвционной деятельности. Определяется как сумма прибыли (убытка) от продаж и сальдо операционной и внереализационной деятельности, то есть суммы прочих доходов за  минусом прочих расходов.

Состав доходов и расходов организации определен ПБУ «Доходы организации» 9/99 и ПБУ «Расходы организации» 10/99, где в зависимости от их характера, условий получения (осуществления) и направлений деятельности все доходы (расходы), организации подразделяются на: доходы (расходы) от обычных видов деятельности, операционные доходы (расходы), внереализационные доходы (расходы). К доходам от обычных видов деятельности относят выручку от продажи продукции, работ, услуг, а к расходам по обычным видам деятельности - расходы, связанные с их изготовлением и продажей.

Операционными доходами  (расходами) являются:

- поступления (расходы), связанные  с предоставлением за плату  во временное пользование активов  организации;

  • поступления (расходы), связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
  • проценты к получению (уплате) по кредитам, займам, депозитам.
  • прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
  • поступления (расходы), связанные с продажей основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

Внереализационными доходами (расходами) являются:

  • полученные (уплаченные) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения (доходы);
  • поступления в возмещение (возмещение) причиненных организации (организацией) убытков;
  • прибыль (убыток) прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  • суммы кредиторской (дебиторской) задолженности, по которым истек срок исковой давности;
  • положительные (отрицательные) суммовые и курсовые разницы;
  • сумма дооценки (уценки) активов;
  • перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление различных мероприятий;

-  прочие внереализационные  доходы (расходы).

В процессе анализа изучают состав, структуру и динамику балансовой прибыли по сравнению с предыдущим годом, её стабильность, а также факторы, влияющие на формирование и изменение балансовой прибыли.

 

На формирование балансовой прибыли оказывает влияние сальдо от обычных и прочих видов деятельности. Превышение выручки от продаж над себестоимостью, прочих доходов над расходами положительно влияет на общий финансовый результат – наличие общей прибыли, в обратном случае может оказаться убыток от финансово-хозяйственной деятельности.

При изучении факторов изменения балансовой прибыли используют факторную модель: 

                    Прб = Прп + ПД – ПР,

где Прб – прибыль балансовая (до налогообложения);

Прп – прибыль от продаж (от реализации продукции);

ПД – прочие доходы;

ПР –  прочие расходы;

Увеличение прибыли от  продаж,  прочих доходов, снижение прочих расходов положительно влияют на динамику балансовой прибыли, и наоборот снижение прибыли от  продаж,  прочих доходов, увеличение прочих  расходов отрицательно влияют на динамику балансовой  прибыли.

На следующем этапе анализа изучают состав и структуру прочих доходов и расходов, причины их изменения и влияние на общую прибыль.

На  величину и динамику прочих доходов и расходов влияют следующие факторы:

- динамика курса акций  и сумм выплаченных дивидендов;

- изменение сумм платы  за временное пользование активами  организации и предоставление  прав, возникающих из патентов  на изобретения, промышленные образцы  и других видов интеллектуальной  собственности;

- величина процентных  ставок по кредитам;

- балансовая стоимость, количество  и цена реализации имущества  предприятия;

- нарушение договорных  обязательств, неплатежеспособность  покупателей;

- состояние финансово-расчетной  дисциплины, уровень организации  претензионной работы с поставщиками  и покупателями;

- недостаточный уровень  организации учета и контроля  сохранности материальных ценностей, состояния расчетов на предприятии;

- нерегулярные инвентаризации  материальных ценностей;

- изменение курса валют  др.

 

18.  Прибыль от реализации (продаж) продукции, товаров, работ, услуг - финансовый результат от основной деятельности предприятия. Определяется как разница между суммой выручки от продаж продукции (ВР) ее полной фактической себестоимостью (С), включающей затраты на производство продукции, коммерческие расходы (КР) и управленческие расходы (УР).

Прп = ВР – Спол.

Прп = ВР – С – КР –УР

Анализ прибыли от реализации ведется в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом изучается выполнение плана и динамика прибыли, определяется влияние факторов  изменения ее величины. Анализ проводится по общей сумме прибыли от продаж и по прибыли от реализации отдельных видов продукции (работ, услуг, товаров).

Общая прибыль от реализации продукции зависит от четырех факторов первого порядка:

- изменения объема  продаж продукции;

- изменения уровня среднереализационных  цен на продукцию;

- изменения себестоимости  продукции;

- изменение ассортимента  и структуры продукции.

Увеличение объема продаж конкурентоспособной и рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли,  при увеличении объема продаж убыточной, не пользующейся спросом продукции сумма прибыли уменьшится.

Изменение уровня продажных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен конкурентоспособной продукции сумма прибыли возрастает и наоборот. При изучении влияния данного фактора необходимо учитывать его зависимость от коньюктуры рынка и инфляционных процессов.

Изменение себестоимости продукции имеет обратное влияние на  прибыль: снижение себестоимости приводит к соответствующему увеличению прибыли и наоборот. Влияние данного фактора связано с уровнем использования производственных ресурсов и величиной их затрат на производство продукции.

Изменение структуры  продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в её общем объеме приводит к увеличению суммы прибыли и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной продукции общая сумма может уменьшиться. В целом расширение ассортимента реализуемой продукции позволяет полнее удовлетворять спрос покупателей на неё, что положительно скажется на объеме продаж и прибыли.

Влияние данных факторов на сумму прибыли от реализации определяется  способом цепных подстановок  по следующей факторной модели:

Прп = ∑(VРПобщ. Х Удi (Цi - Ci)],

где VРПобщ. - общий объем продаж продукции;

Удi - удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме;

Цi - цена отдельных видов продукции;

Ci  - себестоимость отдельных видов продукции.

                                                                           

 

19. Рентабельность - это относительный показатель финансовых результатов, характеризующий эффективность различных видов деятельности предприятия (производственной, коммерческой, финансовой, инвестиционной).  Показатели рентабельности отражают уровень прибыли на каждый рубль вложений (капитала, ресурсов, затрат) и позволяют оценить степень их доходности, выгодности, прибыльности. Используются не только для оценки финансово-хозяйственной деятельности, но и как инструмент эффективной ценовой и инвестиционной политики предприятия.

В зависимости от характеристики видов хозяйственной деятельности и позиции субъектов ее оценки в анализе применяются различные группы показателей рентабельности, характеризующие:

1) рентабельность производственной  деятельности (окупаемость затрат);

2) рентабельность продаж (реализации, оборота);

3) рентабельность имущества (активов, совокупного капитала и  его частей).

Рентабельность производственной деятельности (Рз) характеризует окупаемость затрат на производство продукции (работ, услуг), то есть уровень прибыли на рубль затраченных средств и  определяется отношением прибыли от реализации продукции (Прп) к ее полной себестоимости (Срп).

    Прп

            Рз =  --------  х 100 %

     Срп

Рентабельность продаж (реализации) (Ррп) характеризует прибыльность продаж продукции (работ, услуг), то есть долю прибыли в каждом рубле реализованной продукции. Применяется для оценки   эффективности предпринимательской и коммерческой деятельности, сравнительного анализа с конкурентами, прогнозирования развития рынка и разработки стратегии предприятия на рынке. Рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции (Прп) к выручке от реализации (ВР).

    Прп

       Ррп = -------- х 100 %

     ВР

Показатели рентабельности имущества характеризуют эффективность использования ресурсов предприятия и рассчитываются в зависимости от субъектов анализа. При анализе с позиции самого предприятия  в качестве ресурсов применяют среднюю стоимость совокупных активов, а при анализе с позиции собственников и лендлеров предприятия - среднюю стоимость совокупного капитала и его частей (собственного, заемного, основного, оборотного, производственного, функционирующего капитала). В первом случае общепринято название - рентабельность активов, а во втором - рентабельность совокупного капитала. Для расчета показателей рентабельности имущества: активов (Ра) или совокупного капитала (Рк) в числителе целесообразно использовать прибыль до налогообложения, а в знаменателе - среднегодовую стоимость активов или совокупного каптала.

                  Пб(Прп, Пч)

Рк (а) =   -------------------

               К (А) ср.

 

20. 21. Финансовое состояние характеризует наличие, размещение, использование  финансовых ресурсов предприятия для его целесообразной  деятельности и выражается в имущественном  положении предприятия, его финансовой устойчивости, платежеспособности, а также финансовых взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами (партнерами, кредиторами, акционерами, собственниками, работниками предприятия).

В зависимости от экономических интересов субъектов анализа различают внутренний и внешний анализ финансового состояния.   Внутренний анализ необходим для  планирования, контроля, прогнозирования финансового состояния с целью обеспечения максимальных  финансовых результатов путем оптимального размещения капитала, планомерного поступления денежных средств, повышения доходности и  наращивания собственного капитала.

         Внешний анализ проводится с  целью изучения возможностей  выгодного размещения капитала  при максимальной прибыли и  минимальных финансовых потерях,  прогнозирования степени финансового  риска и уровня  доходности  инвестируемого капитала.

Задачи анализа финансового состояния предприятия:

  1. Оценка выполнения плана по поступлению и использованию финансовых ресурсов;
  2. Оценка динамики, состава и структуры имущества и источников его образования;
  3. Анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости и оценка изменения его уровня
  4. Оценка и анализ платежеспособности предприятия и ликвидности его активов;
  5. Оценка и анализ эффективности использования финансовых  ресурсов и оборачиваемости каптала предприятия;
  6. Определение факторов и резервов улучшения финансового положения предприятия;
  7. Прогнозирование финансового состояния предприятия и перспектив его развития;
  8. Разработка конкретных мероприятий по улучшению использования финансовых ресурсов и стабилизации финансового положения.

Информация о работе Комплексный экономический анализ