Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 16:14, лекция
Эк анализ – это научный способ познания сущности эконом. явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части изучение во взаимосвязи. Это результат возникновения и развития бухучета .
Особенностью комплексного экономического анализа является его системный характер, поскольку он изучает финансово-хозяйственную деятельность как сложную систему экономических, социальных, правовых и других отношений ее элементов с учетом существующих взаимосвязей и взаимозависимостей.
Рассмотрим основные задачи комплексного экономического анализа.
маржинальная прибыль – это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;
валовая прибыль - вся прибыль, созданная в сфере производства, определяется как разность между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг;
прибыль от реализации представляет собой финансовый результат от основной деятельности, то есть от продаж. Определяется как разница между суммой выручки от продаж продукции, товаров, работ, услуг и ее полной фактической себестоимостью, включающей затраты на производство продукции, коммерческие и управленческие расходы;
балансовая прибыль (прибыль до налогообложения) - обобщенный финансовый результат от всех видов деятельности: основной, операционной (финансовой) и внереализвционной деятельности. Определяется как сумма прибыли (убытка) от продаж и прочих доходов за минусом прочих расходов;
налогооблагаемая прибыль (убыток) – это прибыль, рассчитанная в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. Для её расчета прибыль (убыток) до налогообложения увеличивается на величину амортизационных отчислений, отнесенных свыше принятых в целях налогообложения сумм к возмещению, и уменьшается на сумму недополученного дохода от долевого участия в других организациях;
чистая прибыль (убыток) отчетного года – это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и прочих обязательных отчислений. Величина чистой прибыли (убытка) равна сумме прибыли до налогообложения и отложенных налоговых активов за минусом отложенных налоговых обязательств и текущего налога на прибыль;
капитализированная (реинвестированная) прибыль – это часть чистой прибыли, направляемая на финансирование прироста активов (накопления);
потребляемая прибыль – это часть чистой прибыли, которая направляется на выплату дивидендов и социальное развитие предприятия.
нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) - представляет собой аккумулированную прибыль, не выплаченную в форме дивидендов (доходов) и нераспределенной прибыли, находящейся в обороте у организации в качестве внутреннего источника финансирования долговременного характера независимо от того, в каком периоде она образовалась.
16. 17. Балансовая прибыль (прибыль до налогообложения) - обобщенный финансовый результат от всех видов деятельности: основной, операционной (финансовой) и внереализвционной деятельности. Определяется как сумма прибыли (убытка) от продаж и сальдо операционной и внереализационной деятельности, то есть суммы прочих доходов за минусом прочих расходов.
Состав доходов и расходов организации определен ПБУ «Доходы организации» 9/99 и ПБУ «Расходы организации» 10/99, где в зависимости от их характера, условий получения (осуществления) и направлений деятельности все доходы (расходы), организации подразделяются на: доходы (расходы) от обычных видов деятельности, операционные доходы (расходы), внереализационные доходы (расходы). К доходам от обычных видов деятельности относят выручку от продажи продукции, работ, услуг, а к расходам по обычным видам деятельности - расходы, связанные с их изготовлением и продажей.
Операционными доходами (расходами) являются:
- поступления (расходы), связанные
с предоставлением за плату
во временное пользование
Внереализационными доходами (расходами) являются:
- прочие внереализационные доходы (расходы).
В процессе анализа изучают состав, структуру и динамику балансовой прибыли по сравнению с предыдущим годом, её стабильность, а также факторы, влияющие на формирование и изменение балансовой прибыли.
На формирование балансовой прибыли оказывает влияние сальдо от обычных и прочих видов деятельности. Превышение выручки от продаж над себестоимостью, прочих доходов над расходами положительно влияет на общий финансовый результат – наличие общей прибыли, в обратном случае может оказаться убыток от финансово-хозяйственной деятельности.
При изучении факторов изменения балансовой прибыли используют факторную модель:
Прб = Прп + ПД – ПР,
где Прб – прибыль балансовая (до налогообложения);
Прп – прибыль от продаж (от реализации продукции);
ПД – прочие доходы;
ПР – прочие расходы;
Увеличение прибыли от продаж, прочих доходов, снижение прочих расходов положительно влияют на динамику балансовой прибыли, и наоборот снижение прибыли от продаж, прочих доходов, увеличение прочих расходов отрицательно влияют на динамику балансовой прибыли.
На следующем этапе анализа изучают состав и структуру прочих доходов и расходов, причины их изменения и влияние на общую прибыль.
На величину и динамику прочих доходов и расходов влияют следующие факторы:
- динамика курса акций и сумм выплаченных дивидендов;
- изменение сумм платы
за временное пользование
- величина процентных ставок по кредитам;
- балансовая стоимость, количество и цена реализации имущества предприятия;
- нарушение договорных обязательств, неплатежеспособность покупателей;
- состояние финансово-расчетной
дисциплины, уровень организации
претензионной работы с
- недостаточный уровень
организации учета и контроля
сохранности материальных
- нерегулярные инвентаризации материальных ценностей;
- изменение курса валют др.
18. Прибыль от реализации (продаж) продукции, товаров, работ, услуг - финансовый результат от основной деятельности предприятия. Определяется как разница между суммой выручки от продаж продукции (ВР) ее полной фактической себестоимостью (С), включающей затраты на производство продукции, коммерческие расходы (КР) и управленческие расходы (УР).
Прп = ВР – Спол.
Прп = ВР – С – КР –УР
Анализ прибыли от реализации ведется в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом изучается выполнение плана и динамика прибыли, определяется влияние факторов изменения ее величины. Анализ проводится по общей сумме прибыли от продаж и по прибыли от реализации отдельных видов продукции (работ, услуг, товаров).
Общая прибыль от реализации продукции зависит от четырех факторов первого порядка:
- изменения объема продаж продукции;
- изменения уровня среднереализационных цен на продукцию;
- изменения себестоимости продукции;
- изменение ассортимента и структуры продукции.
Увеличение объема продаж конкурентоспособной и рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли, при увеличении объема продаж убыточной, не пользующейся спросом продукции сумма прибыли уменьшится.
Изменение уровня продажных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен конкурентоспособной продукции сумма прибыли возрастает и наоборот. При изучении влияния данного фактора необходимо учитывать его зависимость от коньюктуры рынка и инфляционных процессов.
Изменение себестоимости продукции имеет обратное влияние на прибыль: снижение себестоимости приводит к соответствующему увеличению прибыли и наоборот. Влияние данного фактора связано с уровнем использования производственных ресурсов и величиной их затрат на производство продукции.
Изменение структуры продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в её общем объеме приводит к увеличению суммы прибыли и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной продукции общая сумма может уменьшиться. В целом расширение ассортимента реализуемой продукции позволяет полнее удовлетворять спрос покупателей на неё, что положительно скажется на объеме продаж и прибыли.
Влияние данных факторов на сумму прибыли от реализации определяется способом цепных подстановок по следующей факторной модели:
Прп = ∑(VРПобщ. Х Удi (Цi - Ci)],
где VРПобщ. - общий объем продаж продукции;
Удi - удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме;
Цi - цена отдельных видов продукции;
Ci - себестоимость отдельных видов продукции.
19. Рентабельность - это относительный показатель финансовых результатов, характеризующий эффективность различных видов деятельности предприятия (производственной, коммерческой, финансовой, инвестиционной). Показатели рентабельности отражают уровень прибыли на каждый рубль вложений (капитала, ресурсов, затрат) и позволяют оценить степень их доходности, выгодности, прибыльности. Используются не только для оценки финансово-хозяйственной деятельности, но и как инструмент эффективной ценовой и инвестиционной политики предприятия.
В зависимости от характеристики видов хозяйственной деятельности и позиции субъектов ее оценки в анализе применяются различные группы показателей рентабельности, характеризующие:
1) рентабельность
2) рентабельность продаж (реализации, оборота);
3) рентабельность имущества (активов, совокупного капитала и его частей).
Рентабельность производственной деятельности (Рз) характеризует окупаемость затрат на производство продукции (работ, услуг), то есть уровень прибыли на рубль затраченных средств и определяется отношением прибыли от реализации продукции (Прп) к ее полной себестоимости (Срп).
Прп
Рз = -------- х 100 %
Срп
Рентабельность продаж (реализации) (Ррп) характеризует прибыльность продаж продукции (работ, услуг), то есть долю прибыли в каждом рубле реализованной продукции. Применяется для оценки эффективности предпринимательской и коммерческой деятельности, сравнительного анализа с конкурентами, прогнозирования развития рынка и разработки стратегии предприятия на рынке. Рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции (Прп) к выручке от реализации (ВР).
Прп
Ррп = -------- х 100 %
ВР
Показатели рентабельности имущества характеризуют эффективность использования ресурсов предприятия и рассчитываются в зависимости от субъектов анализа. При анализе с позиции самого предприятия в качестве ресурсов применяют среднюю стоимость совокупных активов, а при анализе с позиции собственников и лендлеров предприятия - среднюю стоимость совокупного капитала и его частей (собственного, заемного, основного, оборотного, производственного, функционирующего капитала). В первом случае общепринято название - рентабельность активов, а во втором - рентабельность совокупного капитала. Для расчета показателей рентабельности имущества: активов (Ра) или совокупного капитала (Рк) в числителе целесообразно использовать прибыль до налогообложения, а в знаменателе - среднегодовую стоимость активов или совокупного каптала.
Пб(Прп, Пч)
Рк (а) = -------------------
К (А) ср.
20. 21. Финансовое состояние характеризует наличие, размещение, использование финансовых ресурсов предприятия для его целесообразной деятельности и выражается в имущественном положении предприятия, его финансовой устойчивости, платежеспособности, а также финансовых взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами (партнерами, кредиторами, акционерами, собственниками, работниками предприятия).
В зависимости от экономических интересов субъектов анализа различают внутренний и внешний анализ финансового состояния. Внутренний анализ необходим для планирования, контроля, прогнозирования финансового состояния с целью обеспечения максимальных финансовых результатов путем оптимального размещения капитала, планомерного поступления денежных средств, повышения доходности и наращивания собственного капитала.
Внешний анализ проводится с
целью изучения возможностей
выгодного размещения капитала
при максимальной прибыли и
минимальных финансовых
Задачи анализа финансового состояния предприятия: