Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:04, курсовая работа
Кондитерская промышленность— отрасль, производящая высококалорийные пищевые продукты, в составе которых, как правило, содержится большое количество сахара.
В состав кондитерской промышленности входят две группы производств по выработке сахаристых и мучных кондитерских изделий. Эти группы, в свою очередь, включают в себя ряд производств: карамельное, конфетное, шоколадное, пастило-мармеладное, вафельное, производство печенья, крекеров, галет, тортов, пирожных и др., различающихся по технологии, применяемому оборудованию и конечной продукции.
4. Анализ стратегии кондитерской фабрики.
Кондитерская фабрика «X» имеет все предпосылки для развития в условиях усиливающейся конкуренции на рынке Казахстана по следующим причинам:
Кондитерская фабрика «X» на актауском рынке кондитерских изделий имеет только одного конкурента – кондитерскую фабрику “Волна”.
Продукция кондитерской фабрики «X» будет отличаться хорошим вкусом, лёгкостью усвоения, высоким качеством, отвечающим всем государственным стандартам и безопасности для здоровья потребителей нашей продукции использованного сырья при изготовлении.
По данным Ассоциации кондитеров, емкость казахстанского кондитерского рынка составляет ориентировочно 200 тысяч тонн конфет в год. 100 тысяч тонн принадлежат казахстанским производителям. Это значит, к нам проникает громадное количество кондитерских изделий из России, Украины и других стран: импорт кондитерских изделий составляет около 70% от имеющегося ассортимента. В этих условиях задачей местных товаропроизводителей является привлечение потребителей за счет так называемого соотношения успеха: доступная цена - высокое качество. Добиться этого можно только в случае, если отечественные товаропроизводители будут выпускать продукцию, достойную импортозамещения. Эту цель и преследует Актауская кондитерская фабрика, постоянно работая над расширением ассортимента и рынка сбыта, а главное, повышением качества продукции. Производя конкурентоспособную продукцию, фабрика, тем самым, влияет на увеличение ВВП, ВНП и на уменьшение доли рынка импортных кондитерских изделий.
Наличие собственной лаборатории, способной обеспечить всесторонние исследования и контроль качества выпускаемой продукции.
5. Рыночная ситуация.
Производство кондитерских изделий на душу населения за последнее десятилетие сократилось на 50%.
в Казахстане (2001 г.), тыс. т.
Месяц |
Производство |
Производство по кварталам |
Доля в % т годового объема |
Январь |
92,3 |
||
Февраль |
104,4 |
297,2 |
25,2 |
Март |
100,5 |
||
Апрель |
109,4 |
||
Май |
93,3 |
294,1 |
24,9 |
Июнь |
91,4 |
||
Июль |
84,3 |
||
Август |
89,4 |
261,0 |
22,1 |
Сентябрь |
87,3 |
||
Октябрь |
103,2 |
||
Ноябрь |
104,2 |
328,1 |
27,8 |
Декабрь |
120,7 |
Потенциально российский рынок кондитерских изделий достаточно ёмок, когда в среднем один житель России потреблял около 20 кг кондитерских изделий (для сравнения: в 1996 г. потребление кондитерских изделий на душу населения в Великобритании составило 27,5 кг, во Франции — 19,6 кг, в Италии — 15,4 кг).
Данный анализ кондитерского рынка говорит о том, что на российском рынке остается свободная ниша для производителей, которая на начало 2002 г. составляет около 50% рынка.
Особенно выгоден региональный рынок при организации грамотной дилерской сети.
При увеличении ежемесячной зарплаты бюджетникам, пенсий, повышения жизненного уровня населения за 2001 г. на 3–5% от уровня 1999–2000 г.г., можно прогнозировать повышение покупательской способности на рынке кондитерских изделий.
Если у компании появится возможность модернизации производства, она сможет снизить себестоимость продукции на 30–40%, что поможет ей изменить свою ценовую политику и продавать продукцию ниже конкурентов по тому же ассортименту.
6. План маркетинга.
В результате маркетингового исследования выяснилось, что наиболее
важными критериями (Рис.5 ) при покупке хлеба являются: свежесть (25%),
вкус (18%), внешний вид (17%), полезность (16%), цена (15%), упаковка (9%)
Что касается предпочтений покупателей по видам хлебобулочных
изделий, то наибольшей популярностью пользуются: уральский подовый – 28%,
формовой белый – 26%, батоны и горбулки – 25%, булочки и сдоба 13%, круглый
белый – 5%, диетический зерновой – 3%.
Динамика изменения потребления хлебной продукции (Рис.6)
подтверждает рост популярности уральского подового, батонов и горбулок,
формового белого хлеба, а также незначительный (+3%) прирост потребления
диетического зернового хлеба (видимо, ввиду увеличения количества людей с
заболеваниями желудочно-кишечного тракта и эндокринной системы). На 4%
меньше стали употреблять сдобы вследствие более высоких цен на такие
изделия и на 5% меньше стали покупать белого формового хлеба.
Что касается кондитерских изделий, наибольшим предпочтением
пользуются:
1. Пряники (до 32%).
2. Изделия из слоёного теста – 20%.
3. Овсяное печенье, завоевавшее 19% голосов.
4. 16% покупателей предпочитают бисквиты, рулеты, кексы.
5. 13% голосов отдано изделиям из песочного теста.
Учитывая, что нашим основным
покупателем является
и средними доходами, следует уделить особое внимание именно пряникам,
изделиям из слоёного теста и овсяному печенью.
7. Финансовый анализ .
Чистая прибыль предприятия с первого месяца работы (USD)
Движение денежных потоков (USD)
8. Риски.
Вложение инвестиций в данный проект выгодно, что подтверждено финансовыми расчетами. Для исключения данного риска было просчитано три варианта дохода по сбыту: 100% реализации, 85% реализации, 70% реализации. Все варианты подтверждают доходность расчетных инвестиций.
Рассмотрим основные возможные риски и пути их снижения:
1.Риск потери конкурентных преимуществ.
Снизить его возможно путем постоянного расширения номенклатуры и
ассортимента выпускающих товаров, уделяя особое внимание вопросам повышения
качества и политике ценообразования.
2.Риск изменения
договорных условий
Снижение его возможно путем расширения круга поставщиков
3. Форс-мажорные обстоятельства - страхование.
9.Подбор персонала.
Одна из самых больших проблем. Дело в том, что в настоящее время количество и качество специалистов пищевого производства, подготавливаемых вузами и средними специальными учебными заведениями, явно не соответствует требованиям рынка, а старых кадров на всех не хватает.
Зачастую выгоднее нанять на работу молодых необученных рабочих для их дальнейшего обучения на фабрике. Работа кондитера требует определенного умения, сноровки и прилежания, и в лучшем случае из десяти вновь принятых на работу успешно пройдут обучение лишь два-три человека. При этом оплата труда кондитеров сейчас составляет всего 200-300 долл. в месяц - лишние 50 долл. могут побудить специалиста сменить место работы, текучка в отрасли достаточно велика. Для работы компании потребуются также технологи (от 500 долл.), менеджеры по продажам и взаиморасчетам (от 800 долл.), а также прочий персонал.
Организационная структура типичной кондитерской компании построена по классической линейнофункциональной схеме, обеспечивающей вертикальную подчиненность и управляемость. Такая схема наиболее оптимальна для производственного предприятия. Как правило, в кондитерской компании работает не менее 20 человек (чаще - около 50).
Необходимо учитывать, что даже при грамотном построении технологических и управленческих процессов необходимо время, чтобы твою продукцию распробовали и полюбили потребители. Учитывая длительность процедуры создания и запуска производства, завоевания рыночной ниши и «раскрутки» торговой марки, не стоит рассчитывать на выход бизнеса на самоокупаемость ранее, чем через 10-12 месяцев. Вернуть же все вложения удастся в лучшем случае через 2,5-3 года.
10.Конкуренты.
В настоящее время
производством хлебобулочных и кондитерских
изделий в Актау занимается одна кондитерская
фабрика – “Волна”. С каждым годом ее
потенциал возрастает, ассортимент продукции
становится шире и разнообразнее.
Сегодня Актауская кондитерская фабрика
«Волна» выпускает более 100 наименований
сладостей. Для сравнения: в 2002 году этот
показатель равнялся 34. В активе предприятия
– выпуск нескольких сортов зефира, пастилы,
мармелада, драже, восточных сладостей,
разнообразного печенья, шоколада, а также
тортов и пирожных. За первое полугодие
2007г. было сертифицировано 6 наименований
новой продукции – 4 вида нового печенья
и 2 вида конфет в художественно-оформленной
упаковке.
История Актауской кондитерской
фабрики «Волна» берет свое начало с мая
2002 года. Начиналось все с реконструкции
здания, ревизии инженерных сетей, монтажных
и пуско-наладочных работ. Второй этап
состоял из обучения персонала, которое
проводилось непосредственно на рабочих
местах. Было приложено немало усилий,
чтобы запустить производство и приступить
к выпуску кондитерских изделий. На сегодняшний
день фабрика уже имеет два филиала –
в Астане и Астрахани (Россия).
Работа по наращиванию темпов
и улучшению качества выпускаемых изделий
на фабрике не прекращается ни на один
день. По сравнению с первым полугодием
2006 г. объемы производства за аналогичный
период нынешнего года увеличились на
13,3%. А к 2010 году коллектив фабрики намерен
в 9 раз увеличить объем выпускаемой продукции.
Продукция Актауской кондитерской фабрики
«Волна» вполне конкурентоспособна и
давно славится высоким качеством и изысканным
вкусом.
Качество продукции «Волны»
контролируется отечественными органами
Госстандарта и сертификации на всех этапах
ее производства. Экологически чистое
сырье, используемое для производства
кондитерских изделий (в основном, казахстанского
и российского производства) проходит
строгий лабораторный контроль. Консерванты
и добавки в производстве кондитерских
изделий фабрика не применяет.
Система менеджмента качества
предприятия соответствует требованиям
международных стандартов и определяет
эффективную организацию процессов - от
выбора поставщика до оценки восприятия
продукции покупателем. Основные требования
к качеству продукции здесь определены
в ГОСТах, СТ. РК, ИСО 9001:2001, соответствие
которым подтверждено сертификатами.
В итоге, высокое качество кондитерских
изделий фабрики - результат контроля
за качеством на всех этапах производства:
от закупа сырья до приема готовой продукции
на склад.
Одним из принципов политики
предприятия является постоянное совершенствование
производимой продукции, использование
традиционных и нетрадиционных видов
сырья, увеличение сроков хранения кондитерских
изделий без применения консервантов,
разработка современного дизайна упаковки
и новых видов изделий по собственным
рецептурам. Кроме уже имеющегося на предприятии
контроля и анализа показателей, в данное
время на фабрике ведется внедрение системы
безопасности пищевых продуктов ИСО 22000,
которая позволит предприятию определить
все возможные риски, задокументировать
их и проконтролировать.
Но предприятие не останавливается
на достигнутом и думает о будущем. Здесь
разработан и утвержден перспективный
план развития и модернизации производства
на 2007-2009гг., который включает дальнейшую
модернизацию производственного оборудования,
внедрение новейших технологий, применение
лучшего сырья, а также благоустройство
территории и улучшения условий труда.
Сбор, оценка и анализ показателей внутренней
работы предприятия проводится согласно
описанным в стандартах по СМК процедурам,
а именно путем проведения анализа СМК
высшим руководством, анкетирования и
проведением внутренних аудитов. Полученная
информация используется руководством
фабрики для принятия управленческих
решений.
При этом важно, чтобы ощутимый
эффект и экономическую целесообразность
внедрения СМК понимал каждый рядовой
сотрудник. Именно поэтому все планерные
заседания на производстве начинаются
с обсуждения вопросов качества, а для
передовиков производства разработана
система премирования и поощрения.
В ходе предварительного планирования
вовсе не исключается использование услуг
стороннего специалиста, не состоящего
в штате ТОО «АКФ «Волна», но имеющего
достаточные знания и опыт в кондитерской
отрасли. Так, в начале нынешнего года
с целью обучения работников и передачи
опыта на Актаускую фабрику из Нидерландов
приезжал г-н Ханс ван дер Пас - специалист по сахаристому
кондитерскому производству. В течение
недели г-н Ханс ван дер Пас проводил обучающие семинары
с 12 работниками фабрики.
Руководство и весь трудовой коллектив
фабрики осознают важность внедрения
интегрированных систем менеджмента качества
и следуют нормам СМК, где отражена политика
и стратегия организации кондитерского
производства фабрики «Волна».
11. Технология и оборудование.
Производство кондитерских изделий является неизменно привлекательным для инвесторов. Это связано в первую очередь с тем, что спрос на «вкусненькое» может видоизменяться, но никогда не уменьшится. Поэтому кажется целесообразным вкладывать деньги в организацию кондитерского производства, позволяющего в дальнейшем при небольшой доукомплектации налаживать выпуск новых и новых видов продукции за короткий срок. Сегодня инвестирование средств в создание кондитерских производств обеспечивает высокую рентабельность и окупаемость проекта в течение 6-9 месяцев в зависимости от производительности оборудования.
11.1Производство мучных
Мучные кондитерские изделия занимают 55% в общем объеме производства кондитерских изделий. Массовые сорта печенья в виде затяжного «Школьное» и сахарного «Весна» выпускаются соответственно на линии для производства затяжных сортов печенья производительностью 500 кг/час А2-ШЗЛМ (Миасский машиностроительный завод) и линии производства сахарных сортов печенья марки ШЛ-1П производительностью 1000кг/час (ОАО завод Киевпродмаш или ПО Златоустовский машиностроительный завод).
Можно выпускать затяжное печенье и крекеры на линии «А2-ШЛУ» производительностью— 800 кг/час (Украина, Киевпродмаш).
Подобные поточно-механизированые линии разной производительности выпускаются
Установка для производства помады
Описание технологии производства:
а) конфет «Сливочная помадка»
Поступление и хранение всех видов сырья предполагается в таре, однако, для сгущенного молока и патоки предусмотрено устройство для бестарной приемки сырья из спецавтотранспорта и хранение его бестарно в специальных емкостях.
Сахар-песок на ручной тележке передается в отделение просева сахара. Просеянный сахар поступает в варочное отделение и загружается в варочный котел для приготовления сахара— паточного сиропа.
Патока и вода самотеком поступают в варочный котел из мерных баков. Готовый сироп фильтруется и насосами перекачивается в варочный котел установки пленочного типа для производства помадки, куда одновременно из бака-мерника дозируется сгущенное молоко.
Готовая помадка принимается в передвижные тележки, в которых поступает на выстойку (в течение 10-12 часов). После выстойки помадка перегружается в смеситель, туда же загружается сливочное масло и другие добавки по рецептуре. Готовая помадка с помощью передвижного контейнера передается в загрузочную воронку отсадочной машины. Отсадка конфет «Сливочная помадка» производится непосредственно в коробки, которые с помощью ленточного транспортера передаются на стол для взвешивания и упаковки в гофрокороба.