Кредитования физических лиц на примере банка ОАО «АЛЬФА-БАНК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время коммерческие банки предоставляют физическим лицам такие кредиты, как: потребительские, автокредиты, ипотечные, образовательные, кредиты по пластиковым картам. Несмотря на развитие рынка кредитования физических лиц, по мнению экспертов, он все еще не полностью освоен банками. Одной из причин этого являются проблемы, связанные с оценкой кредитоспособности заемщиков – физических лиц, отсутствием четкой нормативно-правовой базы кредитования физических лиц и другое.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 4
1.1 Понятие, виды и формы кредитования физических лиц 4
1.2 Современное состояние кредитования физических лиц в России 12
1.3. Нормативно-правовое регулирование проведения операций потребительского кредитования 17
2. АНАЛИЗ ОПЕРАЦИЙ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АЛЬФА-БАНК» 21
2.1 Краткая характеристика ОАО «АЛЬФА-БАНК» 21
2.2 Анализ структуры, динамики и эффективности операций кредитования физических лиц 26
2.3 Рекомендации по совершенствованию кредитования физических лиц 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Kursovaya_isw_2.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Положение «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26\03\04 № 254-П, устанавливает порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам.

Бухгалтерский учет операций по выдаче и погашению кредитов, а также резерва на возможные потери по ссудам осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях».

В целях регулирования принимаемых банками рисков Инструкция от 03.12.2012г. №139-И «О обязательных нормативах банков» устанавливает числовые значения и методику расчета ряда обязательных нормативов, в том числе для норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6).

Определение кредитного риска приведено в Письме Банка  России «О типичных банковских рисках» от 26\06\2004 г. № 70-Т.  Так, кредитный риск – риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора.

Таким образом, на основе изученного материала можно  отметить, что кредитование физических лиц должно осуществляться коммерческими банками согласно действующим нормативно – правовым документам. Система нормативно-правового регулирования нуждается в доработке и приведении ее в соответствие с ситуацией, сложившейся на рынке потребительского кредитования.

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ОПЕРАЦИЙ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АЛЬФА-БАНК»

2.1 Краткая характеристика ОАО «АЛЬФА-БАНК»

 

ОАО «Альфа –  Банк» (далее – Альфа-Банк), основанный в 1990 году, является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами.

Головной офис Альфа-Банка располагается в Москве, всего в регионах России и за рубежом открыто 511 отделений и филиалов банка, в том числе дочерний банк в Нидерландах и финансовые дочерние компании в США, Великобритании и на Кипре.

В Альфа-Банке работает около 21 тысячи сотрудников.

Прямыми акционерами Альфа-Банка являются российская компания ОАО «АБ Холдинг», которая владеет более 99% акций банка, и кипрская компания «ALFA CAPITAL HOLDINGS (CYPRUS) LIMITED», в распоряжении которой менее 1% акций банка. Бенефициарными акционерами банковской группы «Альфа-Банк» в составе Консорциума «Альфа-Групп» являются 6 физических лиц.

Банковская группа «Альфа-Банк»  сохраняет позицию крупнейшего  российского частного банка по размеру совокупных активов, совокупному капиталу, кредитному портфелю и размеру депозитов. По состоянию на конец 2012 года клиентская база Альфа-Банка составила около 82 тысяч корпоративных клиентов и 8,9 миллионов физических лиц.

В 2013 году Группа продолжила свое развитие как универсальный банк по основным направлениям: корпоративный и инвестиционный бизнес (включая малый и средний бизнес (МСБ), торговое и структурное финансирование, лизинг и факторинг), розничный бизнес (включая потребительское кредитование, кредиты наличными и кредитные карты, накопительные счета и депозиты, дистанционные каналы обслуживания). Согласно стратегии Банковской группы «Альфа-Банк», утвержденной в декабре 2011 года, стратегическим приоритетом является поддержание статуса лидирующего частного банка в России с акцентом на надежность и прибыльность, а также ориентированность на лучшие в отрасли качество обслуживания клиентов, технологии, эффективность и интеграцию бизнеса.

Банковская группа «Альфа-Банк»  является одним из самых активных российских банков на мировых рынках капитала. В сентябре 2012 года Банковская группа «Альфа-Банк» выпустила субординированные еврооблигации на сумму 750 млн долларов США со сроком погашения в 2019 году и ставкой купона 7,5% годовых. В августе 2012 года Группа выпустила рублевые облигации номиналом 5 млрд рублей, со сроком обращения 3 года и офертой через полтора года, процентная ставка установлена на уровне 8,6% годовых. В сентябре того же года были размещены рублевые облигации номиналом 10 млрд рублей, сроком обращения 3 года с офертой через год, процентная ставка установлена на уровне 8,45% годовых. В феврале 2013 года Банк выпустил рублевые облигации номиналом 5 млрд рублей, сроком обращения 3 года, процентная ставка установлена на уровне 8,65% годовых.

Ведущие международные рейтинговые агентства присваивают Банковской группе «Альфа-Банк» одни из самых высоких рейтингов среди российских частных банков. В июле 2012 года агентство Fitch Ratings повысило долгосрочный кредитный рейтинг Банковской группы «Альфа-Банк» до ВВB-, прогноз стабильный. Альфа-Банк стал первым российским частным банком в истории, получившим инвестиционный рейтинг от ведущего международного рейтингового агентства. В декабре 2012 года агентство Standard & Poor’s повысило кредитный рейтинг до ВВ+, прогноз стабильный. В марте 2012 года агентство Moody’s подтвердило кредитный рейтинг на уровне Ва1, прогноз стабильный.

Поддержка национального  искусства – одно из приоритетных направлений культурно-просветительской деятельности Банковской группы «Альфа-Банк». При содействии Банковской группы «Альфа-Банк» Россию посетили многие всемирно известные зарубежные музыканты. При поддержке Группы в регионах России ежегодно проходят театральные фестивали с участием лауреатов национальной премии «Золотая Маска», концерты артистов Большого театра, балетной труппы Мариинского театра, камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Ю. Башмета, лучших джазовых коллективов страны, многочисленные выставки. В течении всей истории, Альфа-Банк считает свою репутацию как наиболее ценный актив. По этой причине он один из первых Российских компаний опубликовал Социальный отчет.

Банковская групп «Альфа-Банк»  является членом Корпоративного клуба WWF России, продолжает реализацию образовательной  программы для российских школьников «Альфа-Шанс», оказывает финансовую поддержку благотворительной программе спасения тяжелобольных детей «Линия жизни».

Потребительское кредитование – важное направление в секторе  кредитования физических лиц, привлекающее в Банк существенное количество новых  клиентов. Объем выданных кредитов в 2012 году на 30% превысил объем выдачи в 2011 году. Кредитный портфель потребительского кредитования Альфа-Банка превысил 924 млн долларов США. На сегодняшний день Альфа-Банк – единственный из игроков рынка с максимальным присутствием в крупных федеральных и региональных розничных сетях. Это касается как сегментов бытовой техники, электроники, мобильного ритейла, так и сетей DIY (ОБИ, Касторама, Бауцентр, К-Раута) и мебельных торговых сетей (Много Мебели и Цвет Диванов). Значительно увеличилось число собственных и партнерских точек продаж, где предлагается данная услуга, и повысилась эффективность их работы. Так, в 1,2 раза увеличилось по сравнению с 2010 годом число точек в партнерской сети, где потребительские кредиты выдаются по технологии «Альфа-Партнер», наиболее выгодной для Банка, поскольку оформление кредита производится сотрудниками партнерской сети. Сегодня число таких точек составляет более 17 тысяч. На конец 2011 года в партнерской сети Банка было выдано более 45% всех потребительских кредитов, что превысило аналогичный показатель 2010 года в 1,4 раза.

На 2013 год также запланирован существенный рост направления потребительского кредитования. Прежде всего, это относится к развитию продаж в партнерской сети. Развитие данного канала продаж позволит расширить сеть дистрибуции, увеличить долю Банка на рынке потребительских кредитов и обеспечить выполнение поставленных целей и ключевых финансовых показателей. В 2011 году Банк расширил свое присутствие в отраслевом сегменте. Продукты Банка стали доступны в следующих отраслях: Мебель, Фитнес, Туризм, Обучение, Медицина, Одежда.

В 2011 году сохранился курс на увеличение портфеля кредитных карт, который по итогам года превысил 20% согласно управленческим данным. В 2011 году Альфа-Банк продолжил расширять  каналы привлечения заявок на кредитные  продукты запуском интернет-анкеты, к концу года доля интернет-канала превысила 30% от общего числа заявок. Продажи кредитных карт увеличились более чем в 3 раза. Четвертый квартал 2011 года стал рекордным для Альфа-Банка за всю историю продаж кредитных карт благодаря не только увеличению эффективности продаж, но и запуску акции «100 дней без процентов с кредитной картой Альфа-Банка». Данная акция стала завершающей в 2012 году и самой массовой – Банк предложил клиентам уникальный продукт, не имеющий аналогов на российском рынке.

В 2013 году Альфа-Банк планирует и дальше повышать эффективность продаж, наращивая их темпы с самого начала года. Банк поставил амбициозные цели – увеличить портфель в два раза. В целях кредитования массового сегмента клиентов принято решение о запуске экспресс-кредитования с моментальным одобрением в отделении и интернете, а также о расширении географии кредитования. В планах стоит и оптимизация продукта – увеличение кредитных лимитов, снижение минимальных платежей, а также запуск нового продукта – карты с фиксированным платежом, отличающейся от классической карты более понятной схемой расчета ежемесячного платежа.

Услуги Альфа-Банка  востребованы в разных регионах России. Каждый год проводится оптимизация сети: отделения по обслуживанию физических лиц, которые демонстрируют недостаточную востребованность, переводятся в другие районы, где в них есть необходимость, и в случае, если увеличивается такая потребность, открываются дополнительные отделения. В 2012 году также запланировано открытие нескольких отделений разного формата для большего удобства клиентов: 29 традиционных отделений, 20 мини-отделений, 30 офисов обслуживания клиентов потребительского кредитования.

Альфа-Банк придает  большое значение должному управлению финансовыми рисками. Главная цель риск-менеджмента Альфа-Банка – это достижение оптимального уровня соотношения риска и доходности его операций. В 2011 году Банк продолжал уделять большое внимание совершенствованию управления рисками, как ключевому элементу реализации стратегии развития Банка в условиях ужесточившейся конкуренции на банковском рынке. Была проведена переоценка внутренних и внешних факторов риска, как на уровне существующего портфеля Альфа-Банка, так и на уровне будущих и возможных сделок. Проделанная работа позволила избежать финансовых потерь и добиться значительного улучшения качества кредитного портфеля и роста доходов в сложившихся экономических условиях. Сегодня ко всем своим продуктовым линейкам применяется единая практика риск-менеджмента, предполагающая управление финансовыми рисками (включая кредитные, рыночные, валютные риски, риски ликвидности и процентные риски) и операционными рисками. Управление финансовыми рисками предполагает определение лимитов риска и контроль за тем, чтобы риск потенциальных убытков не выходил за рамки таких лимитов. Управление операционными рисками заключается в том, чтобы обеспечивать надлежащее функционирование внутренних процессов и процедур для минимизации подверженности Альфа-Банка прочим внутренним и внешним факторам риска. Стратегия риск-менеджмента Банка имеет несколько основных составляющих: управление рисками, выявление рисков, а также оценка рисков и контроль рисков.12

Таким образом, на основе изученного материала можно  отметить, что Альфа-банк, являясь  универсальным банком стремиться развивать такое направление своего бизнеса, как кредитование физических лиц.

2.2 Анализ структуры, динамики и эффективности операций кредитования физических лиц

 

Проведем анализ кредитования физических лиц в банке.

Анализ любого вида деятельности банка, в том числе и его кредитной деятельности, необходимо начинать с оценки положения банка на соответствующем рынке, его конкурентоспособности, а также с изучения изменений, происходящих на самом рынке.

С целью  определения места анализируемого банка на рынке следует рассчитать ряд абсолютных значений кредитного портфеля, являющегося результатом кредитной деятельности банка, и относительных показателей, характеризующих эту деятельность.

Под кредитным портфелем понимается совокупность требований банка по предоставленным кредитам различным заемщикам. Для расчета объема кредитного портфеля можно использовать наиболее доступную форму бухгалтерской отчетности «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации (форма № 0409101)».

 

Анализ структуры и динамики кредитов, предоставленных физическим лицам в ОАО «Альфа-Банк» в 2011-2012 г.г.13

 

Показатель

31.12.2011 г.

31.12.2012 г.

темп прироста, %

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

1. Срочные кредиты, предоставленные физическим лицам всего, в том числе:

89 060 730

87,48

143 149 430

90,71

60,73

1.1.Индивидуальным  предпринимателям

1 451 429

1,43

1 892 859

1,20

30,41

1.2.Физическим  лицам на срок:

87 577 460

86,03

141 227 076

89,49

61,26

До 30 дней

8 590

0,01

9 073

0,01

5,62

От 31 до 90 дней

5 439

0,005

133 315

0,08

2 351,09

От 91 до 180 дней

976 255

0,96

942 311

0,60

-3,48

От 181 дня до 1 года

12 190 630

11,97

18 258 973

11,57

49,78

От 1 года до 3 лет

27 786 611

27,29

44 229 330

28,03

59,17

Свыше 3 лет

32 973 540

32,39

46 804 199

29,66

41,94

До востребования

8 507 581

8,36

20 691 336

13,11

143,21

«Овердрафт»

5 128 814

5,04

10 158 539

6,44

98,07

1.3.Нерезидентам

31 841

0,03

29 495

0,02

-7,37

2.Просроченные  кредиты, предоставленные физическим лицам, в т.ч.:

12 740 794

12,52

14 664 416

9,29

15,10

2.1.Индивидуальным  предпринимателям

19 696

0,02

15 989

0,01

-18,82

2.2.Физическим  лицам

12 708 345

12,48

14 641 606

9,28

15,21

2.3.Нерезидентам

12 753

0,013

6 821

0,004

-46,51

3. Итого кредитов, предоставленных физическим лицам

101 801 524

100

157 813 846

100

55,02

Информация о работе Кредитования физических лиц на примере банка ОАО «АЛЬФА-БАНК»