Методы и инструменты проведения анализа финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2015 в 13:04, реферат

Описание работы

В соответствии с темой и актуальностью определена цель данной работы: исследовать методику проведения анализа финансового состояния предприятия как элемента антикризисной политики.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
Исследование теоретических основ анализа финансовой деятельности предприятия, а именно понятия, цели, задач, этапов его проведения;
 уточнение пользователей результатов анализа;
 определение информационной базы для проведения анализа;
 исследование и уточнение видов финансового анализа;
 общая характеристика ОАО «Казанский Хлебозавод №3» как исследуемого предприятия;
 финансовый анализ деятельности ОАО «Казанский Хлебозавод №3»
 оценка и анализ результатов финансовой деятельности ОАО «Казанский Хлебозавод №3»

Содержание работы

Введение
Глава 1. Рынок монополистической конкуренции
.1 Понятие монополистической конкуренции
1.2 Характеристика рынка монополистической конкуренции
Глава 2. Роль рекламы на рынке монополистической конкуренции
.1 Неценовая конкуренция. Реклама
.2 Влияние рекламы на реализацию продукции
.3 Роль рекламы на рынках монополистической конкуренции и оценка её возможных последствий
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

file_483259.rtf

— 1.00 Мб (Скачать файл)

В зависимости от горизонта проведения анализа можно выделить следующие его типы:

  • ретроспективный, который предполагает исследование явлений, ситуаций и фактов, имевших место в прошлом;
  • текущий, основанный на использовании информации о современном состоянии предприятия;
  • перспективный, который ориентирован на исследование возможных вариантов развития событий и явлений; в рамках данного типа выделяют оперативный (связанный со сроком жизненного цикла объекта), тактический (срок до одного года, анализ в краткосрочной перспективе), долгосрочный (срок более одного года, анализ в долгосрочной перспективе);
  • стратегический, который учитывает влияние на состояние хозяйствующего субъекта факторов внешней среды.

В результате рассмотрения основных видов финансового анализа следует отметить, что классификация видов финансового анализа, позволяя определить характерные особенности каждого проводимого финансового анализа, способствует эффективности его проведения.

 

1.3 Методика финансового анализа предприятия, находящегося в условиях кризиса

 

В настоящее время, в условиях нестабильной внешней среды, актуальна проблема финансового анализа предприятия, находящегося в условиях кризиса. При этом под кризисом будем понимать крайнее обострение противоречий внутри системы, а также ее отношений с внешней средой, обусловленное внешними и внутренними факторами, и возникающее циклически11. Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии жизненного цикла предприятия - в период становления и развития, в период стабилизации и расширения производства, при начале спада.

Кризисные ситуации выражаются, прежде всего, в колебаниях объема производства и сбыта продукции, в росте кредиторской задолженности, в дефиците оборотных средств, так как именно эти причины служат предпосылкой появления кризисного состояния предприятия, которое может привести к несостоятельности (банкротству).

Согласно действующему законодательству в сфере антикризисного управления, под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей12.

Внутренними причинами возникновения кризисного состояния предприятия могут быть возникшие диспропорции между:

  • группами собственных и заемных средств и их размещением в основные и оборотные средства;
  • объемами производства и реализации продукции;
  • доходами и объемами краткосрочных займов;
  • качеством продукции и ее ценой;
  • уровнем дебиторской и кредиторской задолженности;
  • уровнем технического оснащения предприятия, а также его конкурентов;

объемами инвестиций и отдачей на вложенные средства13.

Для предприятия, находящегося в устойчивом, не кризисном состоянии, финансовый анализ используется главным образом, для целей собственников, менеджеров, а также для диагностики финансового состояния предприятия и предупреждения кризисных явлений. Для кризисного предприятия финансовый анализ также направлен на диагностику и финансового состояния, однако его результаты используются для мониторинга осуществляемых антикризисных мероприятий, решений менеджеров, их последствий для предприятия и перспектив его функционирования. Таким образом, для предприятий, находящихся в условиях кризиса, финансовый анализ становится одним из наиболее важных инструментов антикризисного управления.

В своих исследованиях финансовый анализ базируется на диалектическом методе познания, использование которого при анализе деятельности организаций предусматривает изучение явлений и процессов в движении, развитии и изменении, предполагает исследование как положительных, так и отрицательных их сторон, а также внутренних противоречий, выявление и изучение причинно-следственных взаимосвязей. Диалектический подход к изучаемым объектам предполагает их рассмотрение в качестве сложных систем, требующих в процессе познания как детализации причин и факторов развития, так и обобщения результатов анализа14. Это достигается с помощью разработки системы показателей для комплексного исследования причинно-следственных связей явлений и процессов.

Можно выделить несколько значимых отличительных особенностей диалектического метода познания в финансовом анализе. Прежде всего, это использование системы показателей, используемых для характеристики различных сторон хозяйственной деятельности организации, которая формируется под воздействием объективных условий и процессов. Причем показатели все время изменяются, так как хозяйственная деятельность предприятия не является застывшей формой. Особый интерес, безусловно, представляет исследование причин и направленности таких изменений. Кроме того, в финансовом анализе важно не только выявить, но и измерить причинно-следственные взаимосвязи между показателями.

Метод исследования тесно взаимосвязан с методикой, через которую он реализуется. Методика определяется как совокупность правил, приемов и способов для целесообразного выполнения какой-либо работы15, она зависит от цели, задач, объекта исследования, содержания программы изучения, вида финансового анализа, последовательности этапов и сроков его проведения.

Метод экономического анализа представляет собой системное, комплексное изучение, измерение, обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия с целью нахождения путей повышения ее эффективности16. Метод реализуется через конкретные методики в зависимости от особенностей целей, задач, объектов, способов и технических средств исследования.

Перейдем к рассмотрению основных методов финансового анализа17.

Горизонтальный (временной) метод, который предполагает сравнение отчетных финансовых показателей с плановыми, либо с показателями предыдущего (базисного) периода.

Вертикальный (структурный) метод, в рамках которого определяется структура итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. В качестве примера можно привести определение удельного веса внеоборотных активов в имуществе предприятия, что позволяет оценить в частности фондоемкость данной компании.

При использовании трендового метода аналитик осуществляет сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определяет тренд, то есть, основную тенденцию динамики показателя, очищенную от случайныхвлияний. Например, анализ динамики продаж продукта за несколько лет указывает на устойчивую тенденцию снижения темпов роста, что позволяет сделать вывод о заключительной фазе жизненного цикла продукта, от производства которого компании следует постепенно отказаться. С помощью тренда формируются возможные значения показателя в будущем, таким образом, данный метод может использоваться в перспективном и прогнозном анализе.

Сравнительный (пространственный) метод, в рамках которого производится сравнение показателей отчетности с планом, со среднеотраслевым уровнем, с данными конкурентов, со средними общеэкономическими данными, с данными отдельных подразделений компании между собой, с экономической моделью.

Метод анализа относительных показателей (коэффициентов), предполагающий расчет отношений данных отчетности и определение взаимосвязей показателей. Абсолютные показатели недостаточно характеризуют исследуемые явления и процессы, так как не имеют базы сравнения, поэтому зачастую целесообразно использование относительных показателей, которые исчисляются в процентах, коэффициентах или индексах.

Факторный метод, при котором анализируется влияние отдельных факторов (причин) на результативный (обобщающий) показатель. Факторный анализ может быть прямым (собственно анализ), представляющий раздробление результативного показателя на составные части, а также обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель18.

Перечисленные методы анализа способствуют аналитическому прочтению финансовых отчетов, исходной базой которых являются, прежде всего, данные бухгалтерского учета и отчетности. Таким образом, в рамках первой главы были проанализированы теоретические основы анализа финансовой деятельности предприятия, а именно понятие, цель, задачи, субъекты и этапы анализа; представлены виды финансового анализа, а также изучена методика финансового анализа, с учетом особенностей предприятий, находящихся в условиях кризиса.

 

 

2. Анализ финансовой деятельности предприятия на примере ОАО «Казанский Хлебозавод №3»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

На сегодняшний день российский рынок хлебобулочных изделий постоянно пополняется разнообразной продукцией как зарубежных, так и отечественных производителей. Не является исключением рынок города Казани и Республики Татарстан. В настоящее время в городе Казани действует большое количество хлебопекарных предприятий различных форм собственности, производящих около 235 тонн хлебобулочных изделий в сутки. В производстве хлеба и хлебобулочных изделий лидерами являются - казанские хлебозаводы №2 и №3, Зеленодольский хлебозавод, хорошие результаты у Васильевского хлебозавода и Казанского булочно-кондитерского комбината.

ОАО «Казанский хлебозавод №3» образовано в 1939 году. В настоящее время оно имеет пять производственных цехов, а также экспериментальный участок по производству хлебобулочных и мучных кондитерских изделий19. Производственным профилем предприятия является выпуск хлебобулочных и кондитерских изделий. На сегодняшний день предприятие выпускает более 100 наименований хлебобулочных изделий, более 55 - кондитерских изделий и более 50 - тортов и пирожных.

Основной целью деятельности ОАО «Казанский хлебозавод №3» является получение прибыли, в соответствии с этой целью предприятие осуществляет свою деятельность по следующим направлениям20: выработка и реализация хлебобулочных и кондитерских изделий; торгово-коммерческая деятельность; а также в порядке диверсификации осуществляет иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству.

Сбыт выпускаемой продукции осуществляется в городе Казани и частично в ближайших районах.

Исходя из цели комбината, можно определить основные виды деятельности предприятия:

  • производство и реализация хлебобулочных, кондитерских и диетических изделий, продовольственных и промышленных товаров;
  • организация оптовой, розничной торговли готовой продукцией,  товарами народного потребления, создание сети торговых баз, магазинов;
  • осуществление транспортных перевозок сырья и материалов, готовой продукции и других грузов на территории Республики Татарстан;
  • реконструкция и техническое перевооружение производства, внедрение научно-технических достижений, проведение опытно-конструкторских, проектных работ и маркетинговых исследований.

Вкусовые качества продукции, выпускаемой только на натуральном сырье и при жестком лабораторном контроле, полностью отвечают потребностям населения. На предприятии постоянно ведется контроль за качеством входного сырья, технологическим процессом, качеством готовой продукции, что гарантирует безопасный и качественный продукт.

Одной из ключевых задач на ближайшую перспективу является сохранение и увеличение объемов производства, финансовой устойчивости и конкурентоспособности предприятия, а также эффективное управление имеющимися ресурсами.

В производственной структуре ОАО «Казанский хлебозавод №3» выделяют отдел сбыта, отдел снабжения, транспортный отдел, технологическую лабораторию, строительную группу, пять производственных цехов и экспериментальный участок по производству хлебобулочных и мучных кондитерских изделий21.

ОАО «Казанский хлебозавод №3» обладает смешанным типом производственной структуры, который имеет ряд преимуществ: обеспечивает уменьшение объемов внутрицеховых перевозок, сокращение длительности производственного цикла изготовления продукции, улучшение условий труда, высокий уровень загрузки оборудования, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции.

Рассматриваемое предприятие является акционерным обществом, высшим органом управления является общее собрание акционеров. Общество действует на основании Устава, который является основным внутренним актом для деятельности акционерного общества. В Уставе закреплены положения о создании и ликвидации общества, формирование уставного капитала, размещение акций и иных ценных бумаг, определена компетенция общего собрания акционеров, Совета директоров и исполнительного органа акционерного общества.

Таким образом, была дана общая организационно-экономическая характеристика ОАО «Казанский хлебозавод №3», финансовая деятельность которого является объектом анализа.

 

2.2 Финансово-экономический анализ деятельности предприятия.

 

В рамках проведения финансового анализа ОАО «Казанский хлебозавод №3» вначале рассмотри динамику состава, структуры имущества предприятия и источников его формирования22.

При проведении трендового анализа, представленного в таблице 2.2 (приложение 2), видно, что в течение рассматриваемого периода устойчивый рост наблюдается лишь в отношении величины оборотных активов (что обусловлено ростом величины запасов и краткосрочной дебиторской задолженности), стоимости реального имущества (обусловленного, прежде всего, ростом величины основных средств), а также сырья и материалов. По ряду показателей (внеоборотные активы, общая стоимость имущества предприятия, основные средства) наблюдается снижение в период 2007-2008 годов, тем не менее, за рассматриваемый период произошло увеличение всех показателей, кроме показателя «Незавершенное строительство», что говорит о развитии предприятия и росте его стоимости.

При проведении вертикального анализа можно сказать, что особых сдвигов в структуре имущества предприятия и источников его формирования не наблюдается. Тем не менее стоит отметить повышение доли запасов (с 46,12% до 62,67%); снижение доли краткосрочной дебиторской задолженности (с 33,67% до 29,62%); снижение доли собственных и увеличение доли заемных средств - с 70,61% до 52,66%; и с 29,39% до 47,34% соответственно. Большую долю в структуре стоимости имущества предприятия занимают внеоборотные активы (а именно, основные средства). В структуре источников формирования имущества на конец рассматриваемого периода наблюдается небольшое преобладание собственных источников. Основную долю в заемных источниках занимают краткосрочные обязательства, большей частью, кредиторская задолженность (в основном, перед персоналом организации) а также займы и кредиты, что отрицательно сказывается на финансовой устойчивости предприятия.

Информация о работе Методы и инструменты проведения анализа финансового состояния предприятия