Налоги и налоговая система в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Бенджамин Франклин говорил: «В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги». Необходимость налогов предопределена комплексом объективных факторов развития человеческого общества, факторов экономического и социального характера. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов. Взимание налогов – одно из основных условий существования государства. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной властью.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
Глава I. Понятие налогов и их разновидность
1.1 Виды и функции налогов
1.2 Принципы налогообложения
Глава II. Роль и структура налоговой системы
2.1 Роль налогов в рыночной экономике
2.2 Принципы построения налоговой системы
2.3 Сущность налогов и их роль в экономике государства…………………..
Глава III. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в РФ………………………………………………………….
3.1 Налоговая ответственность……………………………………………
3.2 Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5) - копия.docx

— 57.66 Кб (Скачать файл)

кономической теории»

                                                        «Утверждаю» 

                                                                             _________/ Кожевникова Т.М.

                                                                      «___»_________2010

КУРСОВАЯ РАБОТА.

По курсу «Экономической теории»

На тему: «Налоги и налоговая  система в рыночной экономике».

Автор работы: Буерашина Лилия Николаевна

Группа 106__________________

Руководитель работы_________________

Работа защищена «___» ________2010

Оценка________________  ________________

Члены комиссии _______________ 

______________

 

Тамбов 2010

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..

Глава I. Понятие  налогов и их разновидность 

  1.1 Виды  и функции  налогов 

     1.2 Принципы  налогообложения 

Глава II. Роль и  структура  налоговой системы 

2.1 Роль налогов в рыночной  экономике 

    2.2 Принципы построения  налоговой системы 

    2.3 Сущность налогов и их роль в экономике государства…………………..

 Глава III. Виды ответственности  за нарушение налогового законодательства в РФ………………………………………………………….                                                                         

          3.1 Налоговая ответственность……………………………………………

          3.2 Юридическая ответственность  за невыполнение налоговых обязательств………………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………

 

 

 

 

 

Введение     

Бенджамин Франклин говорил: «В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги». Необходимость налогов предопределена комплексом объективных факторов развития человеческого общества, факторов экономического и социального характера. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов. Взимание налогов – одно из основных условий существования государства. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной властью. Ещё ни одно государство в мире не может обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредствам налогов. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово–кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того насколько правильно построена система налогообложения зависит эффективное функционирования всего государства. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

    Данная тема актуальна тем, что налоги являются неотъемлемой частью экономики государства, с помощью которых оно выполняет свои функции по удовлетворению коллективных потребностей, также с помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций.

  Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогов и налогового обложения в РФ, определить их роль в экономике государства и виды ответственности за нарушение налогового законодательства.

Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих  задач:

  • определить виды, функции, роль налогов в рыночной экономике и принципы налогообложения;
  • раскрыть сущность налогов, принципы построения налоговой системы в условиях рыночной экономике государства;
  • выявить виды налоговой и юридической ответственности за невыполнение налоговых обязательств.

Объектом исследования выступают налоги и налоговая система.

Предметом исследования является взаимосвязь налогов с государством в условиях рыночной экономике.

 

 

 

 

 

Глава I Понятие  налогов и их разновидность

 

1.1Виды и функции налогов

 

Налоги представляют собой  обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и  с граждан по ставке, установленной  в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этого сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно – технического прогресса.

   Налоги в зависимости  от порядка взимания подразделяются  на:

    • прямые – налоги, которые взимаются непосредственно с прибыли или имущества налогоплательщика (налог на прибыль, имущество, госпошлина, подоходный налог);
    • косвенные – налоги, которые включаются в цену товара в виде определенной надбавки; эти налоги оплачивают потребители товаров, и вносятся в бюджет продавцами товаров, которые выступают посредниками между государством и фактическими плательщиками налогов.

Прямые налоги подразделяются на:

    • реальные – налоги на имущество (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог);
    • личные – налоги на доход или прибыль плательщика (налог на прибыль, НДФЛ).

Косвенные налоги подразделяются на:

    • налог на добавленную стоимость – это универсальный косвенный налог, он устанавливается в процентах от стоимости товара, оплачивают все потребители продукции;
    • фискальная монополия – (взимаются при государственной монополии на производство и реализацию товара массового потребления – алкогольная, табачная продукция и т.д.). Уплачивается при получении лицензии, сертификата на данный вид деятельности;
    • таможенная пошлина – налоги, взимаемые государством с провозимых через границу товаров;
    • акцизы – это косвенный налог на отдельные товары,  устанавливается решением правительства в виде надбавки к цене товара. Акцизы действуют в РФ по закону РСФСР от 6 декабря 1991г. на целый ряд товаров широкого потребления: спирт этиловый, спиртосодержащая и алкогольная продукция, вино, пиво, табачные изделия, нефть, бензин автомобильный, легковые автомобили, а также отдельные виды минерального сырья.

По принадлежности к уровню власти и управления налоги подразделяются на:

    • федеральные, которые представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом  законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Состав федеральных налогов, налогоплательщики, элементы налогообложения определяются высшим законодательным органом РФ;
    • налоги субъектов РФ (региональные налоги) – это обязательные платежи, право, устанавливать которые в соответствии с Конституцией  РФ или иными законодательными актами принадлежит субъектам РФ. Налоги субъектов РФ определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов РФ. Поступления от налогов субъектов РФ либо зачисляются в бюджет субъекта РФ, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;
    • местные налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.

По полноте прав налоги подразделяются на:

    • закрепленный налог, представляющий собой налог, который полностью в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступает в соответствующий бюджет, за которым он закреплен;
    • регулирующий- это налог, используемый для регулирования поступлений в бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам, утвержденным в установленном порядке на определенный период времени или на налоговый период.

По методу обложения (от ставки) налоги подразделяются на:

    • прогрессивные;
    • регрессивные;
    • пропорциональные;
    • линейные;
    • дифференциальные;
    • ступенчатые;
    • твердые.

В основе классификации лежит  признак взимания определенного  процента налоговой ставки.

По способу обложения  налоги подразделяются на:

    • кадастровые;
    • декларационные;
    • налично-денежные;
    • безналичные.

В основе классификации заложен  признак взимания налога по способу обложения налогом налогоплательщика.

          По назначению налоги подразделяются  на:

    • общие налоги, которые обезличиваются и поступают в единый бюджет соответствующего территориального образования;
    • целевые налоги имеют целевое, вполне определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды.

Из приведенного списка классификационных  признаков видно, что не представляется возможным выделить один или небольшую  группу признаков, по которым все  виды существующих налогов можно  было бы отнести к той или иной группе или свести их в единую группы.     [1,ст. 3]

    Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность, как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

     Посредством  фискальной функции реализуется  главное общественное назначение  налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

    Другая функция  налогов как экономической категории  состоит в том, что появляется  возможность количественного отражения  налоговых поступлений и их  сопоставления с потребностями  государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово – финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

     Осуществление  контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

    Распределительная функция реализуется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной функции являются налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

    Все функции   налога неразрывно взаимосвязаны  между собой. Рациональность действующего  законодательства определяется  степенью относительного равновесия  между налоговыми функциями.  [1, cт.  46]

 

 

  • Принципы налогообложения.

 

В теоретическом плане  принципам организации налогов  уделяли значительное внимание зарубежные экономисты Юсти, Вери, Мирабо, А.Смит, А.Вагнер, М.Такер и др. Адам Смит сформировал четыре основополагающих принципа налогообложения: поданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно своему доходу; налог, уплачиваемый субъектом налога, должен быть точно определен; каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как это удобно плательщику; каждый налог должен быть разработан с учетом того, что может заплатить налогоплательщик.

Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике