Налоги и налоговая система в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Бенджамин Франклин говорил: «В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги». Необходимость налогов предопределена комплексом объективных факторов развития человеческого общества, факторов экономического и социального характера. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов. Взимание налогов – одно из основных условий существования государства. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной властью.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
Глава I. Понятие налогов и их разновидность
1.1 Виды и функции налогов
1.2 Принципы налогообложения
Глава II. Роль и структура налоговой системы
2.1 Роль налогов в рыночной экономике
2.2 Принципы построения налоговой системы
2.3 Сущность налогов и их роль в экономике государства…………………..
Глава III. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в РФ………………………………………………………….
3.1 Налоговая ответственность……………………………………………
3.2 Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5) - копия.docx

— 57.66 Кб (Скачать файл)

Прямые налоги трудно перенести  на потребителя. Из них легче всего  дело обстоит с налогами на землю  и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся  на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов  может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли.

    Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность.

  Через налоги государство  может проводить энергичную политику  в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.   [3 ст.28]

 

 

Глава III Виды ответственности  за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации

 

3.1 Налоговая ответственность

 

Налоговая ответственность  – это применение уполномоченными  органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога, налоговых санкций за совершение налогового правоотношения.

    Часть первая  Налогового кодекса РФ установила  Общие положения об ответственности  за совершение налоговых правоотношений (гл. 15 НК РФ) и виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение (гл. 16 НК РФ). Кроме того, в гл. 18 НК РФ установлены виды нарушений законодательства о налогах и сборах и санкции за эти нарушения.

    Субъектами налоговой  ответственности являются:

  • налогоплательщики (организации и физические лица);
  • налоговые агенты (юридические лица и граждане – предприниматели);
  • сборщики налогов и сборов (государственные органы и другие уполномоченные органы и должностные лица).

    Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность. Юридическую ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

    Статьей 108 НК  РФ определены общие условия  привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения, а также презумпция невинности налогоплательщика. Последнее выражается в следующем:

  • лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда;
  • налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, так как эта обязанность возлагается на налоговые органы;
  • неустранимые сомнения в виновности лица в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу этого лица.

   Статьей 111 НК РФ  признаются два обстоятельства, исключающие вину юридического  лица в отношении налогового  правонарушения, а именно:

  • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или непреодолимых обстоятельств;
  • выполнение налогоплательщиком (налоговым агентом) письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом.

При применении налоговой ответственности законодательством используются признаки умысла и неосторожности, раскрываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

     Срок давности  привлечения к ответственности за совершения налогового правонарушения определен в три года. Для налоговых органов срок давности взыскания санкций установлен не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

    Составы налоговых правонарушений. В зависимости от направленности противоправных действий выделяют следующие нарушения: в системе налогов; против исполнения доходной части бюджетов; в системе гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика; против контрольных функций налоговых органов; порядка ведения учета, составления и предоставления отчетности; обязанностей по уплате налогов; прав и свобод налогоплательщика.

     В зависимости  от субъекта ответственности  установлены три вида налоговой  ответственности: налогоплательщиков за нарушения порядка исчисления и уплаты налогов; сборщиков налогов за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц; кредитных учреждений за неисполнение или несвоевременное исполнение платежных документов налогоплательщиков.

    Налоговая ответственность  наступает при совершении одного  из конкретных правонарушений, приведенных  ниже.

      • Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.
      • Уклонение от постановки на учет в налоговом органе.
      • Нарушение срока предоставления сведений об открытии или закрытии счета в банке.
      • Непредставление налоговой декларации.
      • Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения.
      • Неуплата или неполная уплата сумм налогов.
      • Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов.
      • Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест.
      • Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

  Ответственность за  нарушение законодательства о  налогах и сборах регулируется:

  - Налоговым кодексом  при наличии признаков налоговых  правонарушений;

- законодательством РФ об административных  правонарушениях при наличии признаков данных правонарушений;

- таможенным законодательством  РФ при нарушении законодательства  в связи с перемещением товаров  через  таможенную границу;

- уголовным законодательством  РФ при наличии признаков преступления.

    В соответствии  с НК организации несут следующую  ответственность:

- за совершение налоговых  правонарушений – штраф;

- за несвоевременное  перечисление налогов и сборов  – пени.

   Штраф может быть  уплачен добровольно, в противном случае – взыскание с налогоплательщика в принудительном порядке только по решению суда, вступившему в законную силу. В отличии от штрафов пени могут быть взысканы с налогоплательщика (налогового агента) принудительно в бесспорном порядке.

    В главе 16 НК РФ предусмотрена для налогоплательщиков, налоговых агентов и банков налоговая ответственность за различные нарушения. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц от других видов ответственности: административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ. За нарушение налогового законодательства и таможенных правил установлена и уголовная ответственность.

    Таким образом,  ответственность за нарушения налогового законодательства необходимо рассматривать как совокупность различных видов юридической ответственности: гражданской, дисциплинарной, материальной, административной и уголовной. [5,ст .76]

 

 

3.2 Юридическая  ответственность за невыполнение  налоговых обязательств

 

   Налоговые отношения  являются обязательственными. Суть  обязательства состоит в уплате  налога: «Каждый обязан платить  законно установленные налоги  и сборы».

     В сферу  налогового регулирования должны  включаться отношения, связанные  с возникновением, изменением и прекращением налогового обязательства.

    Невыполнение  налогового обязательства состоит  в неуплате или неполной уплате  налога. Это является сутью любого  нарушения налогового законодательства.

   Ст. 13 Закона РФ  «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» устанавливает ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства в виде финансовых санкций и предусматривает, что должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.

     В настоящее время вопрос о конкретных видах и размерах ответственности участников налоговых отношений решается в целом ряде нормативных актов. Прежде всего это Закон РФ от 27 декабря 1991 г. « Об основах налоговой системы в Российской Федерации » ( ст. 13,15 ), Закон РФ от 21 марта 1991 г. « О государственной налоговой службе РСФСР » (п. 12 ст.7), Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (ст. 156 «Уклонение от подачи декларации о доходах »), Таможенный кодекс РФ (ст.124 « Взыскание таможенных платежей и меры ответственности »).

       Налоговый  кодекс РФ вводит понятие налогового (ст. 119) правонарушения    налоговой санкции (ст. 128) и закрепляет права налоговых органов и налогоплательщиков едиными процессуальными нормами. Под налоговыми санкциями понимаются штрафы. Употребляя в Кодексе термин «ответственность за налоговое нарушение» законодатель не называет, к какому виду юридической ответственности она относится, и это затрудняет определение правовой природы предусмотренных налоговых правонарушений. В целом выделение специальной ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде налоговых санкций оправдано, поскольку административная ответственность в этих случаях недостаточна и к тому же не применима в отношении юридических лиц.

    Однако налоговая санкция в виде штрафа не является единственной мерой ответственности за совершение налоговых правонарушений. Так, в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусматривается четыре вида санкций за нарушение налогового законодательства. Это – взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), штраф, пеня, взыскание недоимки.

     Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных законом случаях  несет ответственность в виде:

а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода, либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли);  

б) штрафа за каждое из следующих  нарушений: за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение  учета объекта налогообложения  с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или  занижение дохода за проверяемый  период; за непредставление или несвоевременное предоставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;

в) взыскания пени с налогоплательщика  в случае задержки уплаты налога. Взыскание  пени не освобождает налогоплательщика  от других видов ответственности;

г) взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц  в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном. Взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых – на имущество этих лиц.

Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике