Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:24, курсовая работа
Бенджамин Франклин говорил: «В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги». Необходимость налогов предопределена комплексом объективных факторов развития человеческого общества, факторов экономического и социального характера. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов. Взимание налогов – одно из основных условий существования государства. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной властью.
Введение…………………………………………………………………………..
Глава I. Понятие налогов и их разновидность
1.1 Виды и функции налогов
1.2 Принципы налогообложения
Глава II. Роль и структура налоговой системы
2.1 Роль налогов в рыночной экономике
2.2 Принципы построения налоговой системы
2.3 Сущность налогов и их роль в экономике государства…………………..
Глава III. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в РФ………………………………………………………….
3.1 Налоговая ответственность……………………………………………
3.2 Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………
Не зная твердо, каковы
будут условия и ставки
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально – экономической ситуации, степень доверия населения к правительству – и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявленным к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы вносят необходимые изменения.
Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги – это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране. [4, ст. 33]
2.2 Принципы построения налоговой системы.
Принципов, как и требований к построению системы налогообложения, можно выделить значительное количество, однако среди них наиболее важными являются следующие:
Принцип единства или единой законодательной и нормативно – правовой базы на всем экономическом пространстве государства означает:
Единство законодательной и нормативно – правовой базы системы налогообложения означает, что все платежи устанавливаются централизованно единым законодательным актом, действующим на всей территории государства, все налогоплательщики, в том числе и территориальные образования, находятся в равных условиях: несут равную повинность и имеют равные права в соответствии с законом.
Принцип стабильности
налогового законодательства
Построение стабильной
налоговой системы с правовым
механизмом взаимодействия
Стабильность
налоговой системы можно
Принцип рациональности
и оптимальности построения
Принцип рациональности построения налоговой системы позволяет оптимизировать структуру системы, свести до минимума расходы на ее организационное построение, содержание, обеспечение и оснащение средствами автоматизации..
Критериями рациональности и оптимальности системы могут служить:
Принцип организационно –
правового построения и функционирования
налоговой системы
Данный принцип
законодательно
Принцип также
законодательно закрепляет
В соответствии
с данным принципом в
Принцип единоначалия
или централизации управления
налоговой системой по
Как свидетельствует реальное положение дел, в настоящее время в РФ за взимание и контроль за уплатой налогов (пошлин) отвечают два министерства, две службы и несколько фондов, насчитывающих в своем составе 180 тыс. служащих, в то время как в США, Великобритании, Франции, Германии и ряде других государств вся налоговая система сосредоточена в едином органе, замыкающемся или входящем непосредственно в состав правительства, которое отвечает за доходность бюджета государства.
В России
до принятия нового Налогового
кодекса действовало более 900
законов, подзаконных актов,
Большинство изданных
различными ведомствами и
В единой централизованной системе взимание платежей и контроль за их собираемостью должны быть возложены на единый орган, как это сделано в ряде зарубежных стран. Согласованность же действий министерств, служб, фондов России, на которые возложены задачи по сбору налогов, сборов и других платежей, определена только в сфере разграничения функций.
Принцип максимальной
эффективности налоговой
В настоящее время в РФ насчитывается более 3 млн.налогоплательщиков только из числа юридических лиц, третья часть которых вообще не представляет отчетности и не платит налоги, а из оставшихся 2 млн. 75% платят налоги нерегулярно или не в полном объеме, в то время как налоговая система насчитывает 180 тыс. налоговых служащих, т.е. на одного налогового работника приходится фактически 11 юридических лиц.
Принцип целевого
поступления налогов и сборов
в бюджет соответствующего
2.3 Сущность налогов
и их роль в экономике
Налоги одно из важнейших понятий экономической науки, являющееся экономической категорией, одним из звеньев экономических отношений, и в силу этого в экономической теории их следует рассматривать как проблему налогообложения в целях определения их места в экономической системе. Вместе с тем проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог – понятие не только экономическое, хозяйственное, правовое, социальное, философское и историческое, но прежде всего понятие финансовой науки, жестко связанное с категориями «государство», «бюджет государства».
Налоги являются
экономической категорией, имеют
глубоко исторический характер.
Они меняются вместе с
В современном понимании налог – это обязательный, принудительный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных. [2 ст.13]
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции.
1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
2. Поддержание социального
равновесия путем изменения
3. Государственное регулирование
экономики (регулирующая
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.
Все налоги содержат следующие элементы:
- объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;
- субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
- источник налога –доход субъекта налога, из которого вносится оклад налога (взимается налог);
- ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;
- налоговая льгота – снижение размера налогообложения или предоставление субъекту налога преимущества по отношению к другому плательщику налога.
Налоги бывают двух видов. Первый вид – это налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид – это налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике