Налоги и налоговая система в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Бенджамин Франклин говорил: «В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги». Необходимость налогов предопределена комплексом объективных факторов развития человеческого общества, факторов экономического и социального характера. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов. Взимание налогов – одно из основных условий существования государства. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной властью.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
Глава I. Понятие налогов и их разновидность
1.1 Виды и функции налогов
1.2 Принципы налогообложения
Глава II. Роль и структура налоговой системы
2.1 Роль налогов в рыночной экономике
2.2 Принципы построения налоговой системы
2.3 Сущность налогов и их роль в экономике государства…………………..
Глава III. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в РФ………………………………………………………….
3.1 Налоговая ответственность……………………………………………
3.2 Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5) - копия.docx

— 57.66 Кб (Скачать файл)

  Не зная твердо, каковы  будут условия и ставки налогообложения  в предстоящем периоде, невозможно  рассчитать, какая же часть ожидаемой  прибыли уйдет в бюджет, а какая  достанется предпринимателю.

    Стабильность  налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально – экономической ситуации, степень доверия населения к правительству – и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявленным к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы вносят необходимые изменения.

    Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги – это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране. [4, ст. 33]

 

 

2.2 Принципы построения  налоговой системы.

 

Принципов, как и требований к построению системы налогообложения, можно выделить значительное количество, однако среди них наиболее важными являются следующие:

  • единства или единой законодательной и нормативно – правовой базы;
  • стабильности налогового законодательства;
  • рациональности и оптимальности налоговой системы;
  • организационно-правового построения и организации налоговой системы;
  • единоначалия и централизации управления налоговой системой;
  • максимальной эффективности налоговой системы;
  • целевого поступления налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований.

Принцип единства или единой законодательной и нормативно –  правовой базы на всем экономическом  пространстве государства означает:

  • все налоги (сборы, пошлины) вводятся и отменяются только органами государственной власти с законодательным определением полномочий каждого уровня власти;
  • единство подхода к построению налоговой системы или вопросам налогообложения, включая законодательную и нормативно – правовую базу, единую для всех налогоплательщиков на всем экономическом пространстве государства. Например получения налоговых льгот, защиту законных интересов налогоплательщиков, действие одних и тех же законов, налоговых ставок, тарифов.

Единство законодательной  и нормативно – правовой базы системы  налогообложения означает, что все платежи устанавливаются централизованно единым законодательным актом, действующим на всей территории государства, все налогоплательщики, в том числе и территориальные образования, находятся в равных условиях: несут равную повинность и имеют равные права в соответствии с законом.

    Принцип стабильности  налогового законодательства предполагает  невнесение изменений, поправок, дополнений  или новых налогов  в течение определенного времени,  хотя бы одного срока полномочий  законодательного собрания.

    Построение стабильной  налоговой системы с правовым  механизмом взаимодействия всех  элементов способствует разграничению  функций органов государственной  власти, обеспечивает федеральный,  региональный и местный бюджеты гарантированными налоговыми источниками доходов в течение периода нахождения налоговой системы в стабильном состоянии. Налоговые изменения ведут к изменениям цен на товары, что сказывается на доходах и расходах налогоплательщиков, усугубляет или смягчает противоречия между налогоплательщиками и органами власти. В частности, введение новых налогов или изменения в налоговых ставках в сторону их увеличения ведут к изменению ценовой политики, сокращению спроса на облагаемые товары, ухудшению материального положения и морального состояния общества, порождают недоверие к органам власти.

    Стабильность  налоговой системы можно характеризовать  коэффициентом стабильности, определяющим  изменение материального положения  налогоплательщиков.

    Принцип рациональности  и оптимальности построения налоговой системы: если принцип рациональности системы означает разумную обоснованность системы с точки зрения ее целесообразности, то принцип оптимальности означает, что из всех целесообразных вариантов систем самой наилучшей, отвечающей вышеизложенным требованиям, является только одна, которая соответствует критерию оптимальности. В качестве критериев оптимальности системы могут выступать требования к системе, которым должна удовлетворять налоговая система.

    Принцип рациональности  построения налоговой системы позволяет оптимизировать структуру системы, свести до минимума расходы на ее организационное построение, содержание, обеспечение и оснащение средствами автоматизации..

    Критериями рациональности  и оптимальности системы могут  служить:

  • количество субъектов налога, приходящихся на одного служащего налоговой службы;
  • общее количество служащих налоговой службы, необходимых для охвата контролем всех субъектов налога;
  • сумма средств, затрачиваемая на обслуживание налоговой системы.

Принцип организационно –  правового построения и функционирования налоговой системы характеризует  разграничение полномочий между  различными уровнями и органами власти по установлению и взиманию платежей при приоритете норм, установленных  налоговым законодательством или высшим административным органом власти по отношению к нижестоящему уровню территориального образования.

    Данный принцип  законодательно предусматривает  четкое разграничение налогов  по уровню государственной структуры  и разграничение налоговых потоков в бюджеты соответствующих территориальных образований: федерального центра, региональных и местных образований, в том числе их перераспределение между уровнями.

    Принцип также  законодательно закрепляет разграничение  прав и обязанностей в вопросах налогообложения по взиманию налогов и сборов, установлению контроля соответствующими  органами за уплатой налогов и сборов и взиманию пошлин.

    В соответствии  с данным принципом в налоговом  законодательстве четко определяются  функции каждого элемента налоговой системы.

    Принцип единоначалия  или централизации управления  налоговой системой по взиманию  платежей и контролю за их поступлением в бюджет соответствующего территориального образования предусматривает построение единой централизованной системы с единым органом управления всей системой налогообложения, т.е. объединение всех элементов, входящих в налоговую систему, в единую систему с единым органом управления.

    Как свидетельствует реальное положение дел, в настоящее время в РФ за взимание и контроль за уплатой налогов (пошлин) отвечают два министерства, две службы и несколько фондов, насчитывающих в своем составе 180 тыс. служащих, в то время как в США, Великобритании, Франции, Германии и ряде других государств вся налоговая система сосредоточена в едином органе, замыкающемся или входящем непосредственно в состав правительства, которое отвечает за доходность бюджета государства.

     В России  до принятия нового Налогового  кодекса действовало более 900 законов, подзаконных актов, инструкций  и разъяснений, регулирующих налоговое законодательство.

    Большинство изданных  различными ведомствами и министерствами  документов до настоящего времени  не отменены и продолжают действовать  в условиях нового законодательства.

    В единой централизованной  системе взимание платежей и контроль за их собираемостью должны быть возложены на единый орган, как это сделано в ряде зарубежных стран. Согласованность же действий министерств, служб, фондов России, на которые возложены задачи по сбору налогов, сборов и других платежей, определена только в сфере разграничения функций.

     Принцип максимальной  эффективности налоговой системы  заключается в максимуме собираемости  налогов при оптимальности или  экономичности структуры системы.

     В настоящее время в РФ насчитывается более 3 млн.налогоплательщиков только из числа юридических лиц, третья часть которых вообще не представляет отчетности и не платит налоги, а из оставшихся 2 млн. 75% платят налоги нерегулярно или не в полном объеме, в то время как налоговая система насчитывает 180 тыс. налоговых служащих, т.е. на одного налогового работника приходится фактически 11 юридических лиц.

     Принцип целевого  поступления налогов и сборов  в бюджет соответствующего территориального  образования в соответствии с законом о налогах и сборах означает, что движение денежных средств от налогоплательщиков в бюджет соответствующего территориального образования (федерального, регионального, местного) осуществляется по целевому назначению с целью пополнения бюджета и покрытия расходов. Основное назначение данного принципа, положенного в систему, заключается не столько в целом поступлении или расходовании налоговых средств, сколько в том, что налоговые средства должны расходоваться на решение первоочередных задач и целевых программ, предусмотренных планами развития государства и общества, т.е. в первую очередь – на повышение уровня жизни общества.    [4,ст.46]

 

 

2.3 Сущность налогов  и их роль в экономике государства

 

Налоги одно из важнейших  понятий экономической науки, являющееся экономической категорией, одним из звеньев экономических отношений, и в силу этого в экономической теории их следует рассматривать как проблему налогообложения в целях определения их места в экономической системе. Вместе с тем проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог – понятие не только экономическое, хозяйственное, правовое, социальное, философское и историческое, но прежде всего понятие финансовой науки, жестко связанное с категориями «государство», «бюджет государства».

    Налоги являются  экономической категорией, имеют  глубоко исторический характер. Они меняются вместе с развитием  государства.

    В современном понимании налог – это обязательный, принудительный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных. [2 ст.13]

      Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание  налогов проявляется через их  функции. Налоги выполняют три  важнейшие функции.

1. Обеспечение финансирования  государственных расходов (фискальная  функция);

2. Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними ( социальная функция );

3. Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция ).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства. 

Все налоги содержат следующие  элементы:

- объект налога – это имущество или доход,  подлежащие   обложению;

- субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

- источник налога –доход субъекта налога, из которого вносится оклад налога (взимается налог);

- ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

- налоговая льгота – снижение размера налогообложения или предоставление субъекту налога преимущества по отношению к другому плательщику налога.

Налоги бывают двух видов. Первый вид – это налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид – это  налоги на товары и услуги: налог  с оборота – в большинстве  развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике