Налоги и налоговая система в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Бенджамин Франклин говорил: «В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги». Необходимость налогов предопределена комплексом объективных факторов развития человеческого общества, факторов экономического и социального характера. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов. Взимание налогов – одно из основных условий существования государства. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной властью.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
Глава I. Понятие налогов и их разновидность
1.1 Виды и функции налогов
1.2 Принципы налогообложения
Глава II. Роль и структура налоговой системы
2.1 Роль налогов в рыночной экономике
2.2 Принципы построения налоговой системы
2.3 Сущность налогов и их роль в экономике государства…………………..
Глава III. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в РФ………………………………………………………….
3.1 Налоговая ответственность……………………………………………
3.2 Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5) - копия.docx

— 57.66 Кб (Скачать файл)

     А.Вагнер считал, что налогообложение должно базироваться  на принципах: достаточности и  подвижности, учете финансово  - технических и народно-хозяйственных  условий, справедливости или всеобщности и равнонапряженности. Он выделял следующие из принципов:

  • финансовые: достаточность обложения и подвижность;
  • народно-хозяйственные: выбор источника обложения, действие налога на налогоплательщика, кто действительно облагается налогом;
  • справедливости: общность обложения и равномерность;
  • налогового управления: определенность обложения, удобство платежа и минимум издержек при взимании налога.

М.Такер выделял принципы: уровня доходности; однократности обложения; обязательности уплаты; простоты, понятности и удобства системы налогообложения; гибкости системы; возможности системы по перераспределению ВВП.

    В настоящее  время основные принципы российской  налоговой системы, вобравшей  в себя мировой опыт, закреплены  в Конституции РФ и в ч. I НК РФ.

     Принципы как исходные, основополагающие положения любого процесса и системы позволяют характеризовать налоговую систему с различных сторон, анализировать ее по различным показателям и критериям в интересах оптимизации, эффективности и экономической целесообразности построения новой системы.

         Принципы, лежащие в основе налогообложения,  можно разделить на две группы:

    • принципы, определяющие отношение субъекта налога к налогообложению вообще;
    • принципы, определяющие построение налоговой системы в частности.

Среди множества принципов, положенных в основу налогообложения, можно выделить наиболее характерные, существенные, к которым можно  отнести следующие:

    • однократность обложения объектов налоговыми платежами;
    • всеобщность охвата налогообложением или обязательность уплаты налога;
    • безвозмездность отчисления (изъятия) части дохода у субъекта налога в бюджет соответствующего территориального образования;
    • добровольность уплаты и исчисления налога;
    • установление минимума, свободного от обложения налогом;
    • возвратность налога субъекту налога;
    • территориальность налогообложения;
    • умеренность распределения налогов;
    • равномерность распределения налогов;
    • справедливость налогообложения;
    • социальная справедливость налогообложения;
    • пропорциональность взимания налога;
    • прогрессивность взимания налога;
    • дифференцированность взимания налога;
    • регрессивность взимания налога;
    • самообложение налогом;
    • резидентство или территориальность проживания субъекта налога;
    • сбалансировать финансовые интересы государства и налогоплательщика;
    • минимизация поступления налоговых средств в бюджет для покрытия расходов.

   Принцип однократности  налогообложения означает, что один  и тот же объект налогообложения  может облагаться налогом (сбором) только одного вида и только  один раз за установленный  законом налоговый период. В практике налогового законодательства, в том числе России, данный принцип не соблюдается. В частности, налог на добавленную стоимость и налог с продаж, являясь косвенными видами налогов, дублировали друг друга, и оба налога взимались с одного и того же объекта налогообложения. В настоящее время налог с продаж не существует.

   Принцип всеобщности охвата налогами или обязательности участия каждой организации и каждого гражданина государства, являющихся субъектами налога, в поддержании государства частью своих доходов означает, что каждый субъект налога обязан безвозмездно передавать государству часть своих доходов в соответствии с законодательными нормами.

     Принцип безвозмездности  отчисления (изъятия) части дохода  субъектом налога в бюджет  соответствующего территориального  образования означает, что налогоплательщик  передает часть личного дохода государству безвозмездно и из этой части никакая часть не возвращается субъекту налога и никакие льготы ему не предоставляются взамен уплаты налога.

      Принцип  добровольности уплаты налога  не является, по своей сути, добровольным, а носит не только обязательный, но и принудительный характер.

     Добровольность  можно рассматривать только под  углом зрения добровольности исчисления сумм платежей по налогам в соответствии с налоговым законодательством. И следовательно, данное положение не может быть положено в качестве принципа в систему налогообложения, хотя он и указывается в Налоговом кодексе РФ.

     Принцип возвратности или обеспеченности государством определенной части населения определенным набором «неделимых бумаг» (в виде пенсий, пособий, стипендий) за счет налогов, поступающих в соответствующий бюджет территориальных образований, означает, что налоги должны быть использованы во благо общества и государства, в их интересах, но никоим образом не в ущерб обществу и экономическому развитию государства.

    Принцип территориальности  налогообложения субъектов налога  как юридических и физических  лиц означает, что налогом облагаются  только те доходы (объекты налогообложения)  налогоплательщиков, которые связаны  с деятельностью на территории данного государства, а доходы, полученные ими за пределами территории данного государства, налогами не облагаются. Однако данный принцип не соблюдается ни одним из государств.

     Принцип справедливости  налогообложения субъектов налога  означает, что каждый налогоплательщик должен платить с дохода только законно установленную часть своего дохода. Принцип справедливости не носит дискриминационного характера по отношению к субъекту налога.

     Принцип социальной  справедливости налогообложения  по отношению к субъектам налога означает, что организации и граждане с большими доходами должны нести большее налоговое бремя, чем организации и граждане с малыми доходами, в том числе с учетом налоговых льгот, что будет способствовать улучшению общего благосостояния наименее обеспеченной части населения государства. Критерием принципа может выступать платежеспособность субъекта налога, т.е. соразмерность взимаемых платежей реальным доходом с учетом развития организации или семейного прожиточного минимума и возможностей нести налоговое бремя платежей в фонд государства.

     Идея справедливости  налогообложения ставит проблему  необходимости минимума дохода, свободного от обложения налогами. Таким минимумом обложения налогом  может выступать критерий среднего  прожиточного минимума члена семьи или семьи в целом. Хотя данный принцип противоречит принципу всеобщности обложения, но он отвечает в полной мере принципу социальной справедливости, что обеспечивает гражданину человеческое существование в обществе.

     Принцип пропорциональности взимания налогов с субъекта налога означает, что с каждого налогоплательщика взимается единый процент налога с предмета обложения (дохода), т.е. взимание налога производится в равных долях от дохода. Данный принцип находится в противоречии с принципом социальной справедливости. 

    Принцип прогрессивности  взимания налогов с субъектов  налога означает, что с ростом  доходов налогоплательщика растет  и процент изъятия, образуя  шкалу ставок с прямой или  сложной прогрессией. Простая  прогрессия предполагает рост налоговой ставки по отношению по отношению ко всему объекту обложения (доход), а сложная – деление объекта обложения на части, из которых каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Принцип прогрессивности находится в противоречии с принципом пропорциональности, но не противоречит принципу социальной справедливости.

     Принцип дифференцированности взимания налогов с субъектов налогов предусматривает установление дифференцированных ставок налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства и места происхождения капитала, носит дискриминационный характер и находится в противоречии с принципом пропорциональности взимания налогов.

     Принцип регрессивности  взимания налогов с субъектов  налога означает, что процент изъятия налога сокращается по мере увеличения дохода. Принцип находится в противоречии с принципом справедливости взимания налогов и другими принципами.

     Принцип самообложения  заключается в том, что субъект  налога самостоятельно подсчитывает  сумму налога с учетом всех вычетов налоговых окладов (льгот), разрешенных законодательством, заполняет декларацию (баланс) и представляет ее в налоговый орган, самостоятельно уплачивает оценочную сумму налога, а налоговый орган контролирует правильность уплаты.

    Принцип соразмерности  взимания налога с дохода субъекта  налога означает, что налог с  дохода налогоплательщика не  должен взиматься, если его  доход не превышает прожиточного (семейного) минимума. Принцип находится  в согласии с принципом социальной  справедливости.

     Принцип резидентства, или территориальности проживания субъекта налога, предусматривает подразделение всех налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов (резидент – физическое лицо, проживающее более 6 месяцев на территории государства), т.е. в системе налогообложения действует принцип проживания или нахождения субъекта налога на территории данного государства. Резиденты подлежат налогообложению по всем источникам доходов, полученных в своей стране и за рубежом, а нерезиденты – платят налоги с источников доходов, полученных на территории только одной страны.

     Принцип необходимого минимума поступления средств от субъектов налога в бюджет соответствующего территориального образования для покрытия расходов заключается в том, что сумма собираемости по всем видам налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований должна удовлетворять требованию выполнения данным территориальным образованием своих задач (функций) за счет поступления налоговых средств в бюджет, т.е. обеспечивать все необходимые расходы, связанные с обеспечением общества и выполнения планов развития экономики за счет налоговых поступлений.

     Данный принцип  является основным для установления  определенного количества видов  налогов и их налоговых ставок  в государстве, для определения объектов налогообложения и субъектов налога.  [2, cт.38]

 

 

Глава II Роль и  структура налоговой системы

    • Роль налогов в рыночной экономике

Любому государству для  выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые государство  собирает с физических и юридических  лиц.

    Налоги – это  обязательные и безвозмездные  платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и в государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

     Налоги являются  необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие  и изменение форм государственного  устройства всегда сопровождаются  преобразованием налоговой системы.

    В условиях  рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую  политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные  явления рынка. Налоги, как и  вся налоговая система, является  мощным инструментом управления экономикой. [4, ст. 23]

     В рыночной  экономике налоги играют важную  роль. Без хорошо налаженной, четко  действующей налоговой системы,  отвечающей условиям развития  общественного производства, эффективная  рыночная экономика не возможна.

    Рыночная экономика – это регулируемая экономика. Невозможно представить себе эффективно функционирующую  рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством. Центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

    Развитие рыночной экономики регулируется финансово – экономическими методами, путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупов и осуществления народно – хозяйственных программ. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

    Маневрирую налоговыми  ставками, льготами и штрафами, изменяя  условия налогообложения, вводя   один и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

     Государство  должно способствовать развитию  малого бизнеса, всемерно поддерживая  его. Формы такой поддержки  разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности. Средство оказания содействия малому бизнесу – особые льготные условия налогообложения.

    Налогам присуща  одновременно стабильность и  подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки финансовых операций. Неопределенность – враг предпринимательства.

Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике