Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:34, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является изучение анализа финансово-экономического состояния на примере муниципального торгового предприятия магазин «Шанс» (г. Чебоксары) в 1997-1998 г.г.
При исследовании ставились следующие задачи:
Изучение основных показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия в рыночных условиях.
Анализ финансового состояния МТП магазин «Шанс» за 1997-1998 г.г.
Разработка финансовой политики МТП магазин «Шанс».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Основные показатели финансового состояния предприятия 6
Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 9
1.2. Анализ показателей рентабельности 27
1.3. Изучение движения капитала 33
1.4. Анализ движения денежных средств 35
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МТП МАГАЗИН “ШАНС” ЗА 1998 ГОД. 38
2.1. Общая характеристика деятельности МТП магазин «Шанс» за 1998 год. 38
2.2. Анализ финансового состояния по данным структуры баланса 40
2.3. Анализ ликвидности и платежеспособности МТП магазин “Шанс” 43
2.4. Анализ финансовой устойчивости МТП магазин “Шанс.” 47
2.5. Оценка эффективности хозяйственной деятельности 52
2.6. Анализ движения денежных средств МТП магазин “Шанс” 57
2.7. Анализ движения собственного капитала по данным отчетности 60
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ МТП МАГАЗИН “ШАНС” 67
3.1. Цели финансовой политики предприятия. 67
3.2. Основные направления финансовой политики предприятия 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
Таблица 4.
Группировка организаций по критериям оценки финансового состояния
№ п.п. |
Показатели финансового состояния |
Границы классов согласно критериям | ||||||
I класс |
II класс |
III класс |
IV класс |
V класс | ||||
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
Коэффициент абсолютной ликвидности (L2) |
0,5 и выше – 20 баллов |
0,4 и выше – 16 баллов |
0,3 12 баллов |
0,2 = 8 баллов |
0,1 = 4 балла |
Менее 0,1 – 0 баллов
| ||
2 |
Коэффициент критической оценки (L3) |
1,5 и выше – 18 баллов |
1,4 = 15 баллов |
1,3 = 12 баллов |
1,2-1,1 = 9-6 баллов |
1,0 = 3 балла |
Менее 1 – 0 баллов | |
3 |
Коэффициент текущей ликвидности (L4) |
2 и выше – 16,5 баллов |
1,9-1,7 = 15-12 баллов |
1,6-1,4 = 10,5-7,5 балла |
1,3-1,1 = 6-3 балла |
1 = 1,5 балла |
Менее 1 – 0 баллов | |
4 |
Коэффициент финансовой независимости (U3) |
0,6 и выше – 17 баллов |
0,59-0,54 = 16,2-12,2 балла |
0,53-0,43 = 11,4-7,4 балла |
0,47-0,41 = 6,6-1,8 балла |
1 = 1,5 балла |
Менее 0,4 – 0 баллов | |
5 |
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования (U2) |
0,5 и выше – 15 баллов |
0,4 = 12 баллов |
0,3 = 9 баллов |
0,2 = 6 баллов |
0,1 = 3 балла |
Менее 0,1 – 0 баллов | |
6 |
Коэффициент финансовой независимости в части формирования запасов и затрат (U6) |
1 и выше – 13,5 баллов |
0,9 = 11 баллов |
0,8 = 8,5 баллов |
0,7-0,6 = 6-3,5 балла |
0,5 = 1 балла |
Менее 0,5 – 0 баллов | |
7 |
Минимальное значение границы |
100 |
85,2 - 66 |
63,4 – 56,5 |
41,6-28,3 |
14 |
- |
Все организации по критериям оценки финансового состояния подразделяют на пять классов:
I класс – организации, чьи кредиты и обязательства подкреплены информацией, позволяющей быть уверенными в возврате кредитов и выполнении других обязательств в соответствии с договорами с хорошим запасом на возможную ошибку.
II класс - организации, демонстрирующие некоторый уровень риска по задолженности и обязательствам и обнаруживающие определенную слабость финансовых показателей и кредитоспособности. Эти организации еще не рассматриваются как рискованные.
III класс – это проблемные организации. Вряд ли существует угроза потери средств, но полное получение процентов, выполнение обязательств представляется сомнительным.
IV класс – это организации особого внимания, т.к. имеется риск при взаимоотношениях с ними. Организации, которые могут потерять средства и проценты даже после принятия мер к оздоровлению бизнеса.
V класс – организации высочайшего риска, практически неплатежеспособные.
Традиционный экономический анализ в значительной мере занимался сопоставлением фактических данных о результатах производственно-хозяйственной деятельности организаций с плановыми показателями, выявлением и оценкой отклонений «факта» от «плана». Затем общая сумма отклонений раскладывалась на отдельные суммы, обусловленные влиянием различных факторов как положительных (благоприятных), так и отрицательных (неблагоприятных), и разрабатывались предложения, как усилить влияние положительных и ослабить или устранить влияние отрицательных факторов.
Оценка деловой активности МТП магазин “Шанс”
Анализ деловой активности п/п позволяет выявить насколько эффективно оно использует свои средства.
Деловую активность п/п можно представить как систему качественных и количественных критериев.
Качественные критерии - это широта рынков сбыта, репутация п/п, конкурентоспособность, наличие стабильных поставщиков и потребителей и т.п.
Количественные критерии деловой активности определяются абсолютными и относительными показателями. Среди абсолютных показателей следует выделить объем реализации произведенной продукции (работ, услуг), прибыль, величину авансированного капитала (активы п/п). Целесообразно учитывать сравнительную динамику этих показателей.
Оптимальное соотношение:
Тп>Тв>Так>100%
где Тп - темп изменения прибыли;
Тв - темп изменения выручки от реализации продукции (работ, услуг);
Так - темп изменения активов (имущества) п/п.
Приведенное соотношение получило название “золотого правила экономики п/п”: прибыль должна возрастать более высокими темпами, чем объемы реализации и имущества п/п. Это означает следующее: издержки производства и обращения должны снижаться, а ресурсы п/п использоваться более эффективно. Однако на практике даже у стабильно прибыльного п/п в некоторых случаях возможно отклонение от этого соотношения. Причины могут быть разные: крупные инвестиции, освоение новых технологий, реорганизация структуры управления и производства, модернизация и реконструкция. Эти мероприятия зачастую вызваны влиянием внешней среды и требуют значительных финансовых вложений, которые окупятся и принесут выгоду в будущем.
Относительные
показатели деловой активности характеризуют
уровень эффективности
Таблица 5.
Система показателей деловой активности предприятия
Показатель |
Формула расчета |
Комментарий |
1 |
2 |
3 |
Выручка от реализации (V) |
- |
- |
Чистая прибыль (Pr) |
Прибыль отчетности года минус налог на прибыль (ф. №2, 140-150) |
Чистая прибыль- это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после расчетов с бюджетом по налогу на прибыль |
Производитель-ность труда (ПТ) |
ПТ=V/Чр |
Рост показателя свидетельствует о повышении эффективности использования трудовых ресурсов. Численность работников - ф. №5, разд. 8 (стр. 850) |
Фондоотдача производствен-ных фондов (Ф) |
Ф=V/Fср |
Отражает эффективность |
Коэффициент общей оборачиваемости капитала (Ок) |
Ок=V/Вср |
Показывает скорость оборота всех средств предприятия |
Коэффициент оборачиваемос-ти оборотных средств (Ооб) |
Ооб=V/Rаср |
Отражает скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия за анализируемый период, или сколько рублей оборота(выручки) приходится на каждый рубль данного вида активов |
Коэффициент оборачиваемос-ти материальных оборотных средств(Ом.ср) |
Ом.ср=V/Zср |
Скорость оборота запасов и затрат, т.е. число оборотов за отчетный период , за который материальные обороты средства превращаются в денежную форму |
Средний срок оборота дебиторской задолженности (Сд/з) |
Сд/з=365/Од/з |
Показатель характеризует |
Коэффициент оборачиваемос-ти дебиторской задолженности (Од/з) |
Од/з=V/rаср |
Показывает число за период коммерческого кредита, предоставленное предприятиям. При ускорении оборачиваемости происходит снижение значение показателя, что свидетельствует об улучшении расчета с дебиторами |
Средний срок оборота материальных средств (См.ср) |
См.ср=365/Ом.ср |
Продолжительность оборота материальных средств за отчетный период |
Коэффициент оборачиваемос-ти кредиторской задолженности (Ок/з) |
Ок/з=V/rр.ср |
Показывает скорость оборота задолженности предприятия. Ускорение неблагоприятно складывается на ликвидности предприятия; если Ок/з<Од/з возможен остаток денежных средств у предприятия |
Продолжитель-ность оборота |
Ск/з=365/Ок/з |
Показывает период, за который предприятие покрывает срочную задолженность. Замедление оборачиваемости, т.е. увеличение периода , характеризуется как благоприятная тенденция |
Коэффициент оборачиваемос-ти собственного капитала (Оск) |
Оск=V/Исср |
Отражает активность собственных средств или активность денежных средств, которыми рискуют акционеры или собственники предприятия. Рост в динамике означает повышение эффективности используемого собственного капитала. |
Продолжитель-ность |
Ц0=Сд/з+См.ср |
Характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы находятся в материальных средствах и дебиторской задолженности. Необходимо стремиться к снижению значения данного показателя. |
Продолжитель-ность финансового цикла (Цф) |
Цф=Ц0-Ск/з |
Время, в течение которого финансовые ресурсы отвлечены из оборота. Цель управления оборотными средствами - сокращение финансового цикла, т.е. сокращение операционного цикла и замедление срока оборота кредиторской задолженности до приемлемого уровня |
Коэффициент устойчивости экономического роста (Кур) |
Кур=(Рс-Д)/Исср× 100%= Рр/Исср×100% |
Характеризует устойчивость и перспективу экономического развития предприятия. Определяет возможности предприятия по расширению основной деятельности за счет реинвестирования собственных средств. Показывает, какими темпами в среднем увеличивается экономический потенциал предприятия |
Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.
Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:
1. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ);
2. Исследование
структуры соответствующих
3. Изучение
динамики изменения
4. Исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).
В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:
1. Абсолютное отклонение:
rП=П1-П0,
где П0 - прибыль базисного периода;
П1 - прибыль отчетного периода;
rП - изменение прибыли.
2. Темп роста
Темп роста= П1/ П0*100%.
3. Уровень каждого показателя к выручке от реализации (в %)
Уровень каждого показателя к выручке от реализации= Пi/В*100%.
Показатели рассчитываются в базисном и отчетном периоде.
4. Изменение структуры
rУ=УП1 - УП0;
(уровень отчетного периода - уровень базисного периода).
5. Проводим факторный анализ.
Кроме вышеизложенных коэффициентов рентабельности, различают рентабельность всего капитала, собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений, перманентных средств (таблица 6.).
Таблица 6.
Показатели характеризующие
№ п.п. |
Наименование показателя |
Способ расчета |
Пояснения |
А |
Б |
1 |
2 |
1 |
Рентабельность продаж |
Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции | |
2 |
Общая рентабельность отчетного периода |
- | |
3 |
Рентабельность собственного капитала |
Показывает эффективность | |
4 |
Экономическая рентабельность |
Показывает эффективность | |
5 |
Фондорентабельность |
Показывает эффективность | |
6 |
Рентабельность основной деятельности |
Показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 руб. затрат | |
7 |
Рентабельность перманентного капитала |
Показывает эффективность |
А |
Б |
1 |
2 |
8 |
Коэффициент устойчивости экономического роста |
Показывает, какими темпами увеличивается собственный капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности | |
9 |
Период окупаемости собственного капитала |
Показывает число лет, в течение которых полностью окупятся вложения в данную организацию |
Следует отметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством публикуется информация о «нормальных» значениях показателей рентабельности. Сопоставление своих показателей с их допустимыми величинами позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения предприятия. В России эта практика пока отсутствует, поэтому единой базой для сравнения является информация о величине показателей в предыдущие годы .
Рентабельность продаж (R1) отражает удельный вес прибыли в каждом рубле выручки от реализации. В зарубежной практике этот показатель называется маржой прибыли (коммерческой маржой).
Особый
интерес для внешней оценки результативности
финансово-хозяйственной
Чтобы оценить результаты деятельности организации в целом и проанализировать ее сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать показатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовое положение и его компоненты.
Одним из
синтетических показателей
Информация о работе Оценка финансового состояния предприятия