Определение рыночной стоимости исключительных прав на использование товарного знака ОАО «Лукойл»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

На основании полученной информации, анализа рынка, консультаций специалистов и выполненных расчетов, оценщик пришел к следующему заключению:
- рыночная стоимость объекта оценки, определенная в рамках затратного подхода по состоянию на дату оценки составляет – 5 800 000 (Пять миллионов восемьсот тысяч) рублей;
- рыночная стоимость объекта оценки, определенная в рамках доходного подхода по состоянию на дату оценки составляет – 79 400 000 000 (Семьдесят девять миллиардов четыреста миллионов) рублей;
- Сравнительный подход в рамках данной работы не применялся (см. раздел 10.2. «Оценка стоимости в рамках сравнительного подхода»).

Файлы: 1 файл

ОСНОВНОЙ ТЕКСТ.doc

— 709.00 Кб (Скачать файл)

Применение  международных и европейских  стандартов связано с тем, что  данные стандарты определяют основополагающие принципы оценки, применяемые при  проведении работ по оценке.

4.1. Стандарты и правила, применяемые в рамках саморегулируемой организации, членом которой оценщики являются

  • СТО СДС СРО НКСО 1.1-2007 (базовый стандарт СРО НКСО)

Применение  стандартов НП СРО НКСО связано с  тем, что, являясь членом данной организации, оценщик должен в своей деятельности руководствоваться ее нормативными актами.

С учетом целей  и задач настоящей оценки в  рамках данной работы оценщиком ООО  «Северо-Западное Управление Антикризисных  Проблем» был использован стандарт рыночной стоимости имущества.

Рыночная стоимость  в контексте Федерального стандарта  оценки (ФСО №2) определяется следующим  образом:

РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ:

Наиболее вероятная  цена, по которой объект оценки может  быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

● одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

● стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

● объект оценки представлен на открытом рынке посредством  публичной оферты, типичной для аналогичных  объектов оценки;

● цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки, и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

● платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

 

5-й  раздел. Допущения и ограничения

Приведенные в  отчете выводы и заключения по оценке стоимости ограничиваются следующими условиями и допущениями, которые являются неотъемлемой частью настоящего отчета:

Оценщик не принимает  на себя ответственность за юридическое описание прав оцениваемой собственности. Права на оцениваемую собственность считаются достоверными.

От оценщика не требуется давать свидетельство  или появляться в суде, вследствие проведения оценки данной собственности, иначе как по официальному вызову суда.

Оценщик предполагает отсутствие каких-либо скрытых факторов, оказывающих влияние на оценку, на состояние объекта. Оценщик не несет ответственности за наличие таких скрытых факторов, и за необходимость выявления таковых.

Информация, оценки и мнения, полученные оценщиком и  содержащиеся в настоящем отчете, были получены из источников, достоверных согласно мнению оценщика, у которого есть все основания полагаться на их верность. Тем не менее оценщик не может принять на себя ответственность за точность этих данных.

Ни заказчик, ни оценщик не могут разглашать содержание настоящего Отчета об оценке без предварительного письменного согласования.

Мнение оценщика относительно рыночной стоимости является действительным на дату, специально оговоренную в настоящем отчете. Оценщик не принимает на себя никакой ответственности за социальные, экономические, физические или нормативные изменения, которые могут произойти после этой даты, отразиться на влиянии рыночных факторов, и таким образом, повлиять на суждение оценщика.

Отчет об оценке содержит профессиональное мнение оценщика относительно стоимости объекта ОИС. Это не является гарантией того, что собственность будет продана, заложена, согласно величины оцененной стоимости.

Ставки роялти и дисконтирования Оценщиком  были установлены исходя из мировой  практики, опроса и экспертной оценки мнений специалистов, а также с учетом установившихся традиций экономики и хозяйствования.

 

6-й  раздел. Общая часть

6.1. Цель и назначение оценки  и вид определяемой стоимости;

Данный Отчет  выполнен с целью определения  стоимости исключительного права на объект интеллектуальной собственности: товарный знак «ЛУКОЙЛ». Вид определяемой стоимости – рыночная.

Оценка  объектов интеллектуальной собственности  проводится в целях:

  • купли-продажи (переуступки) прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • формирования уставного капитала;
  • залога;
  • привлечения инвестиций;
  • заключения договоров франчайзинга;
  • дарения или безвозмездной передачи;
  • наследования;
  • для принятия к бухгалтерскому учету безвозмездно полученных активов;
  • других сделок, связанных со сменой собственников на действующее предприятие или ее части (доли или пакеты акций).

Оценка  рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности и иных результатов  интеллектуальной деятельности позволит:

  • Увеличить рыночную стоимость компании в совокупности с другими ее активами;
  • Оценить размер материального ущерба, в случае незаконного использования объектов интеллектуальной собственности третьими лицами;
  • Выделить дополнительные активы, имеющие самостоятельный коммерческий интерес для третьих лиц.

Рыночная  стоимость - наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

  • одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
  • стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
  • объект представлен на открытый рынок в форме публичной оферты типичной для аналогичных объектов оценки;
  • цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект, и принуждения к совершению сделки в отношении сторон с чьей-либо стороны не было;
  • платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

(Федеральный  закон об оценочной деятельности  от 29.07.1998г. №135-ФЗ, ст. 3)

Товарный знак является мощным инструментом конкурентной борьбы. Он позволяет отделить конкретный товар от аналогов и закрепить  за ним определенные ассоциации. Благодаря грамотной "раскрутке" (брэндингу) товар становится известен на рынке и приобретает свою группу потребителей. Это положительно влияет на рост продаж, а также позволяет несколько завышать цены по сравнению с другими аналогичными товарами (в данном случае потребитель платит за гарантию качества продукта и определенный образ, которому он доверяет).

Сегодня на рынках США и Европы при покупке и  продаже предприятий стоимость  нематериальных активов составляет до 60-70% от общей стоимости компании. То есть если предприятие продается по цене 4,5 млрд долл., то балансовая стоимость его материальных ресурсов около 1,5 млрд долл. Все остальное - стоимость товарных знаков, "ноу-хау", патентов и пр.

По мере продвижения  на рынке стоимость товарного  знака растет, и он становится важным элементом имущественного комплекса предприятия. Уже ни для кого не новость, что рыночная стоимость товарного знака может значительно превышать стоимость производственных и материальных ресурсов фирмы.

Уже ни для кого не новость, что рыночная стоимость товарного знака может значительно превышать стоимость производственных и материальных ресурсов компании.

Прежде чем  приступить к оценке товарного знака, необходимо определить, что именно является объектом оценки. Все дело в том, что существует некоторая путаница при употреблении понятий «товарный знак», «знак обслуживания», «торговая марка», «брэнд», «фирменное наименование», «наименование места происхождения товара».

Определение товарного  знака дано в ст. 1477 «Товарный знак и знак обслуживания» части четвертой ГК РФ (Принят Государственной Думой 24 ноября 2006 года), как обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Таким образом, основная функция товарного знака – индивидуализация продукции разных производителей. Кроме того, товарный знак защищает продукцию от подделок, а также стимулирует предприятие сохранять определенный уровень качества.

Понятие «знак обслуживания» соответствует определению «товарный знак» с тем отличием, что применяется по отношению к услугам, а не к товарам.

Торговая марка (англ. trade mark) – зарубежный аналог российского «товарного знака», его особенности, как правило, регулируются национальными законодательствами отдельных стран.

Брэнд – понятие, активно используемое сегодня российскими журналистами и менеджерами. Оно существенно шире, чем товарный знак, так как по сути брэнд – это тот образ, который возникает в сознании потребителя при виде товарного знака. То есть брэнд – это товарный знак плюс заработанная им репутация.

Фирменное наименование – наименование коммерческой организации, которое фиксируется в учредительных документах. При этом юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано, имеет исключительное право его использования. Таким образом, компания может иметь только одно фирменное наименование и сколько угодно товарных знаков.

Зачем нужна  оценка товарного знака?

Как уже говорилось, рыночная стоимость товарного знака (брэнда) может составлять львиную долю от всех активов компании. Очевидно, что реальная оценка товарных знаков и прочих нематериальных активов может увеличить рыночную капитализацию компании в несколько раз. Однако в РФ стоимость товарного знака для целей бухгалтерского и налогового учета до сих пор принимается равной затратам на его создание. Согласно ПБУ 14/2000 и ст. 257 Налогового кодекса РФ «Учет нематериальных активов» на стоимость нематериальных активов относятся только израсходованные материальные ресурсы, расходы по оплате труда, оплата услуг сторонних организаций, патентные пошлины.

Несмотря на такое ограничение, существует немало случаев, когда предприятию требуется  оценка товарных знаков. Перечислим некоторые  из них.

Взнос товарного знака в качестве вклада в уставный капитал. Примером такой сделки может служить внесение ОАО «АвтоВАЗ» объектов интеллектуальной собственности в уставный капитал совместного предприятия, создаваемого с транснациональной корпорацией «Дженерал Моторз» и Европейским банком реконструкции и развития.

Обоснование цены сделки по купле/продаже (уступке) товарного  знака. Отчет об оценке, подготовленный независимым оценщиком, содержащий обзор отрасли с описанием  основных конкурентов, а также обоснованный расчет стоимости товарного знака с применением нескольких методик, может стать серьезным аргументом на переговорах с потенциальными покупателями.

Оценка товарного  знака играет важную роль, когда  речь идет о продаже целого предприятия. В своей практике, специалисты ООО «ЦКО» при оценке предприятий неоднократно сталкивались с непониманием со стороны заказчика в роли товарного знака и прочих нематериальных активов при расчете рыночной стоимости бизнеса, в итоге  оказывающих значительное влияние  на результат оценки.

Отчет об оценке может быть предъявлен при заключении лицензионных договоров на использование  зарегистрированного товарного  знака для обоснования ставки роялти или паушальных платежей. Наибольшая активность наблюдается в пищевой  промышленности, особенно в ликероводочной, кондитерской и мясомолочной отраслях, а также на рынке услуг.

Еще один весьма распространенный случай, когда необходима оценка товарного знака, - определение  ущерба от фальсификации товаров  и услуг, и как следствие возникновение  экономического ущерба, связанного с использованием товарных знаков. Данное явление процветает на рынке алкоголя, сигарет, кондитерских изделий и других потребительских товаров. Помимо производителей - владельцев зарегистрированных товарных знаков, от подделок страдают также и потребители, так как фальшивая продукция, как правило, имеет гораздо более низкое качество, чем оригинал. В результате падает репутация настоящего владельца брэнда, следовательно, снижаются его доходы.

Менее распространена в России оценка товарных знаков с целью залога при кредитовании предприятий. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, банки очень настороженно относятся к нематериальным активам именно из-за их неосязаемости. Во-вторых, рынок интеллектуальной собственности гораздо более ограничен, чем, например, рынок недвижимости или оборудования, в связи с чем могут возникнуть трудности с дальнейшей реализацией предмета залога. Выдача кредита под залог товарного знака возможна только для предприятия, имя которого широко известно не только на региональных, но и на международных рынках. В свою очередь, предприятия - владельцы таких брэндов не желают рисковать столь уникальным активом, так как основные фонды всегда можно приобрести еще раз, а вот заново создать мировой брэнд требует огромных денежных и временных затрат.

Информация о работе Определение рыночной стоимости исключительных прав на использование товарного знака ОАО «Лукойл»