Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:28, курсовая работа
Целью данной работы является исследование проблем организации и контроля маркетингом, а также рассмотрение понятия процессов и явлений, связанных со стратегией маркетинговой деятельности на предприятиях.
Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Введение………………..………..……………………………………………....3
Теоретические аспекты организации и контроля маркетинга на предприятии …………………………………………………………….……....4
Основные организационные структуры маркетинга……………………4
Процесс управления маркетингом на предприятии………..…………..13
Маркетинговый контроль (цели, задачи и основные виды)…….……..20
2. Практика организации маркетинга на российских предприятиях............27
2.1 Организация и контроль маркетинга на ЗАО "Автокомбинат №41"….27
2.2 Организация и контроль маркетинга на ОАО «Акмаш-Холдинг»…….30
Заключение……………………………………………………………….….....32
Список литературы………………………………
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Дальневосточный
Кафедра «Мировая экономика и коммерция»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Организация и контроль маркетинга на предприятии
Выполнил А.В. Кузнецова, ст. гр. 33к
Проверил И.Н. Пионтовский, преподаватель
Хабаровск, 2011
Содержание
Введение………………..………..………………………
2. Практика организации маркетинга на российских предприятиях............27
2.1 Организация и контроль маркетинга на ЗАО "Автокомбинат №41"….27
2.2 Организация и контроль маркетинга на ОАО «Акмаш-Холдинг»…….30
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Принципиально важная роль
маркетинга является уже давно известной
истиной. Причём это утверждение
актуально для предприятий
Проблема стратегического маркетинга в том, что для его нормального функционирования нет надлежащей базы, как-то – устойчивая и развитая рыночная система, наличие достаточного количества квалифицированных специалистов в данной области, способных действовать в рамках новой управленческой парадигмы.
Несмотря на всё вышесказанное мы должны знать, как должен работать этот механизм, как его применять, как разрабатывать стратегию, и какую выбрать в каждой определённой ситуации.
Целью данной работы является исследование проблем организации и контроля маркетингом, а также рассмотрение понятия процессов и явлений, связанных со стратегией маркетинговой деятельности на предприятиях.
Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
1 Теоретические аспекты организации и контроля маркетинга на предприятии
1.1 Основные
организационные структуры
Совокупность стоящих перед предприятием маркетинговых задач и определяет организационную структуру его службы маркетинга. Содержание этого понятия можно вывести из значений составляющих его терминов. Термин «организация» имеет французские корни и означает строение чего-либо конкретного. В управлении предприятиями под организацией понимается группа людей, объединившихся на принципах разделения труда для достижения общей цели, которую ни один из входящих в группу людей не в состоянии достичь самостоятельно.[5]
Термин «структура» латинского
происхождения. Им обычно обозначают взаиморасположение
и связь составных элементов
какого-либо более или менее сложного
строения. В теории менеджмента, когда
говорят о структуре, имеют в
виду строение предприятия. Поэтому
здесь эти два термина
Свою организационную
структуру имеет не только предприятие
(организация), но и каждое подразделение:
отдел маркетинга, бухгалтерия и
др. Принципы и методы построения организационных
структур подразделений такие же,
как и организационных структур
самих предприятий. Похожи они и
по форме. Например, предприятие может
иметь функциональную структуру, как
и отдельные его подразделения.
Служба маркетинга должна обеспечить продажу большого количества товаров с обеспечением необходимой прибыли и максимальным удовлетворением потребителя.
Для решения сложного комплекса задач создания товара и его движения к потребителю маркетинг на предприятии должен выполнять следующие функции; исследовательские, стратегические и исполнительские. Эти функции показаны на рисунке 1.1.[4]
Рисунок 1.1 – Функции службы маркетинга на предприятии
Организационная структура маркетинга играет ведущую роль в успешной реализации маркетинговой концепции управления предприятием. Поэтому весьма важно приспособить эти структуры к специфике маркетинга предприятия. В процессе маркетинговой практики были созданы следующие типы организационных структур для управления маркетингом на предприятиях:[15]
Функциональная организация службы маркетинга предполагает, что ответственность за исполнение каждой функциональной задачи возлагается на отдельное лицо или группу лиц. Показана на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Функциональная организация службы маркетинга
Функциональная организация эффективна, если производственная и сбытовая деятельность фирмы постоянна и однообразна. Непригодна для решения принципиально новых проблем, быстрой реакции на изменяющуюся рыночную ситуацию. Применяют небольшие фирмы, выпускающие ограниченное наименование продуктов и реализующие продукцию на малом рынке, и крупные предприятия, производящие товары, уникальные по своим техническим характеристикам. ( Таблица 1)
Таблица 1.1 – Сильные и слабые стороны функциональной организации
Сильные стороны функциональной организации |
Слабые стороны функциональные организации |
Простота управления: у каждого исполнителя не пересекающийся с другими круг обязанностей. Однозначное описание состава обязанностей каждого сотрудника. Возможность функциональной специализации маркетингов как фактор роста их профессиональной квалификации |
Снижение качества работы с расширением номенклатуры выпуска изделий. Отсутствие механизма поиска нетрадиционных видов и направлений деятельности фирмы. Местничество и борьба за частный интерес, а не за общий интерес предриятия |
Товарная организация службы маркетинга предполагает разделение по отдельным товарным и товарным группам. Представлена на рисунке 1.3
Рисунок 1.3 – Товарная организация службы маркетинга
В такой организации по каждому виду товаров имеется свой управляющий с штатом сотрудников, выполняющих все функциональные задачи маркетинга по данному товару. Эффективна для предприятий с широкой номенклатурой товаров и их реализацией на большом количестве однородных рынков, когда требования к упаковке, сбыту, рекламе по каждому выпускаемому товару значительно отличается друг от друга, а объем сбыта по каждому товару достаточно большой, чтобы оправдать расходы на организацию службы маркетинга по данному товару. Сильные и слабые стороны приведены в таблице 1.2.[10]
Таблица 1.2 – Сильные и слабые стороны товарной организации
Сильные стороны товарной организации |
Слабые стороны товарной организации |
Полный маркетинг каждого товара, выпускаемого предприятием. Возможность изучения специфики потребностей и основных потребителей по каждому товару. |
Широкий круг обязанностей одного сотрудника (сбыт, реклама, разработка товарной стратегии) затрудняет рост квалификации. |
Товарно-функциональная организация службы маркетинга – это сочетание функционального и товарного подходов, при котором по горизонтали имеет место административное подчинение специалистов группы, а по вертикали – функциональное подчинение. Предоставлена на рисунке 1.4[16]
Рисунок 1.4 Товарно-функциональная организация службы маркетинга
Рыночная организация службы маркетинга предполагает разделение маркетинговых служб по отдельным рынкам или по отдельным сегментам рынка. Представлена на рисунке 1.5.
Рисунок 1.5 – Рыночная организация службы маркетинга
Рыночная организация службы маркетинга эффективна, если предприятие производит ограниченную номенклатуру товаров, но реализует их на множестве рынков, отличающихся друг от друга по условиям реализации. Представлена в таблице 1.3.
Таблица 1.3 – Сильные и слабые стороны рыночной организации
Сильные стороны рыночной организации |
Слабые стороны рыночной организации |
Легче обеспечить координацию служб при выходе на новый рынок. Формирование комплексной программы выхода на рынок. Имеется возможность разработки достоверного прогноза рынка с учетом его специфики. |
Низкая степень специализации работы отделов службы. Вероятность дублирования функций. Отсутствие глубоких знаний о товаре. |
Поэтому в реальной маркетинговой практике часто используют рыночно-функциональную организацию службы маркетинга (иногда ее называют регионально-функциональная организация). Представлена на рисунке 1.6.
Рисунок 1.6 – Товарно-функциональная организация службы маркетинга
Товарно-рыночная организация службы маркетинга – сочетание товарного и рыночного подходов с использованием принципа матрицы: управляющие по товарам отвечают за планирование сбыта и прибыли от продажи своих товаров, а управляющие по рынкам отвечают за развитие выгодных рынков для существующих и потенциально возможных товаров. Представлена на рисунке 1.7.[10]
Рисунок 1.7– Товарно-рыночная организация службы маркетинга
Региональная структура службы маркетинга.
Если предприятие выпускает продукцию, которая находит сбыт в нескольких регионах, отличающихся друг от друга природно-климатическими условиями, образом жизни людей и т.п., есть смысл ориентировать структуру его маркетинговой службы на регионы (рисунок 1.8). Это позволит учесть в маркетинговых стратегиях специфику потребления одного и того же товара на разных территориях и отразить ее в потребительных свойствах товара (очевидно, что, например, автомобили, поставляемые в северные районы нашей страны, по целому ряду параметров должны отличаться от автомобилей, поставляемых в южные регионы).[15]
Рисунок 1.8 – Региональная структура службы маркетинга
Проблемы, связанные с
участием или неучастием службы маркетинга
в разработке стратегических направлений
развития предприятия снимаются
при создании штабных организационных
структур, которые предполагают введение
должности заместителя
Рисунок 1.9 – Штабная структура предприятия и место в ней
маркетинговых подразделений
Штабная структура похожа
на функциональную, но только по форме.
Штабы в отличие от руководителей
функциональных подразделений участвуют
в разработке стратегий развития
предприятий. Поскольку директор по
маркетингу является руководителем
одного из штабов, маркетинговые службы
становятся причастны и к разработке
стратегий предприятия, а не только
к решению его тактических
задач. Поскольку в разработке некоторых
решений принимают участие
Информация о работе Организация и контроль маркетинга на предприятии