Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:28, курсовая работа
Целью данной работы является исследование проблем организации и контроля маркетингом, а также рассмотрение понятия процессов и явлений, связанных со стратегией маркетинговой деятельности на предприятиях.
Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Введение………………..………..……………………………………………....3
Теоретические аспекты организации и контроля маркетинга на предприятии …………………………………………………………….……....4
Основные организационные структуры маркетинга……………………4
Процесс управления маркетингом на предприятии………..…………..13
Маркетинговый контроль (цели, задачи и основные виды)…….……..20
2. Практика организации маркетинга на российских предприятиях............27
2.1 Организация и контроль маркетинга на ЗАО "Автокомбинат №41"….27
2.2 Организация и контроль маркетинга на ОАО «Акмаш-Холдинг»…….30
Заключение……………………………………………………………….….....32
Список литературы………………………………
1.3 Маркетинговый контроль
Деятельность любого предприятия направлена на достижение стоящих перед ним целей. Эти цели являются исходным моментом при разработке планов и программ маркетинга, процесс выполнения которых должен обеспечить точное продвижение к намеченным рубежам. Оценка же степени выполнения намеченных целей и программ обеспечивается при помощи системы маркетингового контроля.[2]
Контроль маркетинга - процесс
измерения и оценки результатов
реализации планов маркетинга, выполнения
корректирующих действий, обеспечивающих
достижение маркетинговых целей. Контроль
заключает цикл управления маркетингом
и одновременно дает начало новому
циклу планирования маркетинговой
деятельностью. Это выявление сильных
и слабых сторон маркетинговой деятельности,
анализ уровня выполнения планов маркетинга
необходимы для правильного выбора
целей и стратегий
Рисунок 1.13 – Области (объекты) маркетингового контроля и его виды
В зависимости от поставленных задач предприятие выделяет:
Если контроль первого
вида возможное для всего
Процесс контроля обычно протекает в четыре стадии:
– 1 – установление плановых величин и стандартов (цели и нормы);
– 2 – выяснение реальных значений показателей;
– 3 – сравнение;
– 4 – анализ результатов сравнения.
Различают вербальные, количественные, качественные, универсальные и специфические показатели контроля.
Вербальные (описательные) показатели используются, как правило, в описании долгосрочных целей предприятия или явлений, количественное выражение которых трудно осуществить (например, создание у потребителей положительного имиджа товара).
Количественные показатели используются наиболее часто и делятся на абсолютные, относительные и индексные.
Качественные показатели используются тогда, когда количественные характеристики вообще не применяются (например, при характеристике потребителей, их привычек, предпочтений).
Универсальные показатели используются не только для контроля маркетинга, но и для общего анализа деятельности предприятия. К ним относятся показатели объема производства, продаж, прибыли, затрат, дохода, потерь, производительности и т.п.
Специфические показатели используются для характеристики особой маркетинговой деятельности (например, показатель затрат на проведение маркетинговой кампании или стоимость одной анкеты при опроса потребителей).[9]
Основными задачами маркетингового контроля являются:
По результатам контроля
вносятся коррективы в маркетинговую
деятельность. Например, если объем
продаж ниже ожидаемого, необходимо определить,
чем это обусловлено и что
следует сделать для
Контроль маркетинга означает сравнение норм и реального положения. Обычно выделяют четыре вида контроля маркетинга: контроль годовых планов, контроль прибыльности, контроль эффективности и стратегический контроль (Таблица 1.4).[8]
Таблица 1.4 – Виды маркетингового контроля
Виды контроля |
Главная ответственность |
Цели контроля |
Содержание |
1.Контроль годовых планов |
Руководство высшего и среднего уровней |
Проверить, были ли достигнуты запланированные результаты |
Анализ объема продаж. Анализ рыночной доли. Анализ отношения объема продаж к затратам. Финансовый анализ. Анализ мнений потребителей и других участников рыночной деятельности |
Продолжение таблицы 1.4
2.Контроль прибыльности |
Контролер маркетинговой деятельности |
Проверить, где компания получает и теряет деньги |
Определение прибыльности в разрезе продуктов, территорий, потребителей, каналов сбыта и др. |
3.Контроль эффективности |
Руководители линейных и штабных служб. Контролер маркетинговой деятельности |
Оценить и повысить эффективность маркетинговой деятельности |
Анализ эффективности работы сбытовиков, рекламы, стимулирования торговли, распределения |
4.Стратегический контроль |
Высшее руководство, аудиторы маркетинга |
Проверить, использует ли компания наилучшим образом свои возможности по отношению к рынкам, продуктам и каналам сбыта |
Анализ эффективности |
Контроль годовых планов – оценка и корректировка уровня выполнения годовых заданий по объему продаж, прибыли и другим показателям в разрезе отдельных рынков и продуктов. Поскольку именно в годовом плане маркетинга в указанных разрезах, как правило, детально прорабатываются отдельные направления и показатели маркетинговой деятельности, то информация об уровне их реализации представляет большой интерес для руководства организации. Маркетинговая деятельность предполагает существенные затраты. Оценка их разумности и эффективности проводится также при контроле годовых планов маркетинга. Далее при данном виде контроля предпринимают анализ правильности предположений относительно внешней среды маркетинга, заложенных в годовой план маркетинга.[4]
При контроле годовых планов выполняются анализ продаж, анализ рыночной доли, анализ соотношения между затратами на маркетинг и объемом продаж, финансовый анализ, анализ мнений потребителей и других участников рыночной деятельности.
Анализ продаж заключается в измерении и оценке фактического объема продаж разных продуктов на различных рынках сбыта по отношению к поставленным в этой области целям.
Анализ рыночной доли направлен
на выяснение позиции на рынке
по отношению к конкурентам. Предположим,
что предыдущий анализ показал, за год
объем продаж вырос. Это увеличение
может быть обусловлено как выгодной
рыночной конъюнктурой, которой могут
воспользоваться также и
Результаты данного анализа должны быть оценены с точки зрения финансовой деятельности организации в целом. Это необходимо для того, чтобы понять, за счет чего и где организация получает деньги. Финансовый анализ проводится для выявления факторов, которые определяют окупаемость вложенных средств. Повышение данного показателя обычно осуществляется в двух направлениях:
Таким образом, выявляется роль маркетинговых факторов в обеспечении финансового благополучия организации.
Анализ мнений потребителей
и других участников рыночной деятельности
основан на наблюдениях за изменением
отношения к организации ее клиентов,
дилеров и других участников маркетинговых
процессов. Для этого проводятся
опросы, беседы, регистрируются и анализируются
устные и письменные жалобы. Данный
анализ позволяет руководству
Контроль прибыльности заключается
в определении фактической
На первом этапе выявляют
все издержки по продаже товара,
его рекламе, упаковке, доставке и
оформлению расчетных документов. На
втором этапе выявляют суммы издержек
по перечисленным видам
Стратегический контроль
заключается в регулярной проверке
соответствия исходных стратегических
установок предприятия
Уровень эффективности маркетинговой
деятельности необязательно определяется
только результатами текущей деятельности.
Высокая эффективность может
быть обусловлена тем, что организация
грамотно проводит маркетинговую политику
в стратегическом масштабе. Поэтому
многие организации периодически осуществляют
критическую оценку эффективности
маркетинговой деятельности в целом,
т.е. осуществляют стратегический контроль
маркетинговой деятельности. При
этом обычно используют два инструмента:
анкетирование руководителей
2. Практика организации
и контроля маркетинга на
2.1 Организация и контроль маркетинга на ЗАО "Автокомбинат №41"
Основной задачей Закрытого
Акционерного Общества "Автокомбинат
№41" является получение прибыли
и удовлетворение общественных потребностей
в продукции, работах и услугах,
объединение экономических, интеллектуальных
и финансовых возможностей и ресурсов
акционеров для ведения хозяйственной
и иной деятельности. Основной целью
деятельности Общества является транспортное
обслуживание Москвы и других регионов,
обеспечение нужд города в различных
перевозках (в частности, перевозка
продуктов питания в
Продвижением услуг
К основным направлениям совершенствования
можно отнести повышение уровня
качества обслуживания, перевод всего
парка автомобилей на экологически
чистое (газовое) топливо, минимизация
расценки и максимизация прибыли, проведение
комплекса мероприятий с целью
закрепления и продвижения
Цели продвижения включают
мероприятия по достижению большей
конкурентоспособности услуг
В ходе процесса ценообразования учитываются цели и задачи маркетингового подразделения, финансовых служб, действия конкурентов, психология покупателей и т.д.
Информация о работе Организация и контроль маркетинга на предприятии