Организация и методика аудита расчетов с покупателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение порядка ведения расчетов с покупателями.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
- определение сущности и значения аудита расчетов с покупателями;
- изучить особенности проведения аудита расчетов с покупателями;
- освоение порядка планирования и составления программы аудита расчетов с покупателями;
- изучение методологических аспектов аудита расчетов с покупателями;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Планирование аудита расчетов с покупателями 5
Планирование проведения аудиторской проверки 5
1.2. Этапы планирования проведения аудиторской проверки 7
Построение аудиторской выборки для аудита расчетов с покупателями 12
Основные принципы построения аудиторской выборки 12
Построение аудиторской выборки для аудита расчетов с покупателями 16
Подготовка письменной информации для аудита расчетов с покупателями 18
Порядок подготовки аудиторского заключения 18
Типовые ошибки при проведении аудита расчетов с покупателями 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 54.19 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Хакасский государственный  университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт экономики и  управления

Кафедра бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: аудит

на тему: Организация и методика аудита расчетов с покупателями

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка 5 курса

гр. БАА-501

Михеева Ирина

 

Проверил:

КЭН, доцент

Дарбека Евгения Михайловна

 

 

 

Абакан, 2012

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3

  1. Планирование аудита расчетов с покупателями

 

5

    1. Планирование проведения аудиторской проверки

5

1.2.    Этапы планирования  проведения аудиторской проверки

7

  1. Построение аудиторской выборки для аудита расчетов с покупателями

 

12

    1. Основные принципы построения аудиторской выборки

12

    1. Построение аудиторской выборки для аудита расчетов с покупателями

 

16

  1. Подготовка письменной информации для аудита расчетов с покупателями

 

18

    1. Порядок подготовки аудиторского заключения

18

    1. Типовые ошибки при проведении аудита расчетов с покупателями

 

22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Учет расчетов с покупателями и заказчиками имеет большое  значение для любого предприятия, активно  работающего в условиях рыночной экономики, поскольку каждое предприятие, ведущее финансово-экономическую  деятельность, в процессе своего существования  осуществляет расчеты с покупателями и заказчиками - за приобретенную  покупателями продукцию, с заказчиками - за выполненные работы и оказанные  услуги.

В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной  оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово-хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений.

В современных условиях рыночной экономики ни одно предприятие не сможет существовать без покупателей, так как они являются источником прибыли и благополучия организации.

Сомнительная дебиторская  задолженность свидетельствуют  о нарушениях клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует  незамедлительного принятия соответствующих  мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны  предприятия систематического контроля.

На основании этого  необходимо проводить анализ состояния  расчетов. Для проведения анализа  используются данные бухгалтерского учета  и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация  на предприятии бухгалтерского учета  расчетных операций, которая требует  своевременного и полного отражения  хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных  регистрах.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что в современных  условиях своевременное обращение  денежных средств, а также тщательно  поставленный учет расчетных операций с покупателями и заказчиками, оказывают  значительное влияние на финансовые результаты предприятия (прибыли или убытки), среди которых основное место занимает прибыль от реализации товарной продукции. При расчетах с покупателями и заказчиками, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская и кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия. Четкая организация расчетов с покупателями и заказчиками оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. В связи с этим возникает необходимость проведения аудиторской проверки расчетных операций.

Целью работы является изучение порядка ведения расчетов с покупателями.

Задачи работы обусловлены  ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:

- определение сущности  и значения аудита расчетов  с покупателями;

- изучить особенности  проведения аудита расчетов с  покупателями;

- освоение порядка планирования  и составления программы аудита  расчетов с покупателями;

- изучение методологических  аспектов аудита расчетов с  покупателями;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Планирование  аудита расчетов с покупателями

1.1 Планирование проведения аудиторской проверки

Планирование аудитором  своей работы способствует тому, чтобы  важным областям аудита было уделено  необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и  работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами  группы специалистов, участвующих в  аудиторской проверке, а также  координировать такую работу.

 Затраты времени на  планирование работы зависят  от масштабов деятельности аудируемого  лица, сложности аудита, опыта работы  аудитора с данным лицом, а  также знания особенностей его  деятельности.

 Получение информации  о деятельности аудируемого лица  является важной частью планирования  работы, помогает аудитору выявить  события, операции и другие  особенности, которые могут оказывать  существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудитор вправе обсуждать  отдельные разделы общего плана  аудита и определенные аудиторские  процедуры с работниками, а также  с членами совета директоров и  членами ревизионной комиссии аудируемого  лица для повышения эффективности  аудита и координации аудиторских  процедур с работой персонала  аудируемого лица. При этом аудитор  несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана  и программы аудита.1

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг  аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.

Поэтому планирование следует  рассматривать как важный и ответственный  этап аудиторской проверки, поскольку  от качества его выполнения зависит  эффективность всей последующей  работы аудитора. Планирование аудиторской  проверки осуществляется в соответствии со стандартом аудита «Планирование аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе международных стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:

- предварительное планирование;

- изучение системы бухгалтерского  учета; 

- оценка системы внутреннего  контроля;

- установление уровня  существенности;

- построение аудиторской  выборки; 

- подготовка общего плана  и программы аудита.

В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа  планирования, обращая особое внимание на методы получения аудиторских  доказательств и ведение рабочей  документации аудитора.

Важным шагом на этапе  планирования аудита является комплектация адекватной рабочей группы в зависимости  от целей проверки, объема работы и  сроков проведения аудита. Так, в случае проведения целевой проверки и при  значительном объеме операций рабочую  группу аудиторов предлагается разделить  на отдельные подгруппы по направлениям проверки. Рабочая группа должна формироваться  из аудиторов, специализирующихся на проверках  данных операций. При незначительном объеме операций в состав рабочей  группы достаточно включить двух - трех аудиторов (специалистов в сфере  торговли).

На этапе планирования аудиторской проверки расчетов с  покупателями и заказчиками обычно производится анализ договоров с  целью их соответствия требованиям ГК РФ и внутренним правилам компании (наличие всех необходимых подписей, виз и т.п.). Такой анализ позволяет оценить риск претензий со стороны контролирующих органов, например, исков о признании соответствующих сделок недействительными или ничтожными. Также на ознакомительном этапе проверяется наличие необходимых лицензий, если проверяемый вид деятельности подлежит лицензированию. Кроме того, целесообразно оценить динамику показателя дебиторской задолженности. А также изменение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности.

Аудиторы должны иметь  достаточную теоретическую подготовку в области правовых и экономических  основ операций по реализации продукции, заключению договоров, механизма их проведения и бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы в торговле. В необходимых  случаях к выполнению отдельных  этапов аудита могут быть привлечены эксперты.

Общее руководство проверкой, координация деятельности членов рабочей  группы и контроль  за соблюдением  графика использования рабочего времени должны осуществляться руководителем  аудиторской проверки. При разделении рабочей группы на подгруппы по направлениям функции локального руководства  целесообразно возлагать на старших  аудиторов.

Таким образом, планирование аудита - очень важный этап аудиторской  проверки. Основными рабочими документами  на данной стадии выступают план и  программа аудита, которые включают детальный перечень рассматриваемых  вопросов и аудиторских процедур за период проверки, с указанием  исполнителей и сроков проведения. Планирование включает также оценку системы внутреннего контроля и расчет уровня существенности и риска аудита.

 

1.2. Этапы планирования  проведения аудиторской проверки

Предварительное планирование целесообразно начать с бесед  с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным  бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии). Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Аудитор должен получить разъяснения  для подтверждения допущения  непрерывности деятельности, первичной  оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Принимая во внимание пожелания руководства, и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.

Основным источником информации на данном этапе выступает письменно  зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных  факторов. Аудитору следует осмыслить  и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень  проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения  бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет  проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике.

Этап предварительного планирования следует завершить изучением  отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и  других контролирующих структур.

Изучение системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов  организации бухгалтерского учета  изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной  политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной  структуры подразделений, ответственных  за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно  выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям  по реализации продукции и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись  записи по счетам бухгалтерского учета.

Информация о работе Организация и методика аудита расчетов с покупателями