Организация и методика аудита расчетов с покупателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение порядка ведения расчетов с покупателями.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
- определение сущности и значения аудита расчетов с покупателями;
- изучить особенности проведения аудита расчетов с покупателями;
- освоение порядка планирования и составления программы аудита расчетов с покупателями;
- изучение методологических аспектов аудита расчетов с покупателями;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Планирование аудита расчетов с покупателями 5
Планирование проведения аудиторской проверки 5
1.2. Этапы планирования проведения аудиторской проверки 7
Построение аудиторской выборки для аудита расчетов с покупателями 12
Основные принципы построения аудиторской выборки 12
Построение аудиторской выборки для аудита расчетов с покупателями 16
Подготовка письменной информации для аудита расчетов с покупателями 18
Порядок подготовки аудиторского заключения 18
Типовые ошибки при проведении аудита расчетов с покупателями 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 54.19 Кб (Скачать файл)

3. Внутри каждой группы  выделяются так называемые "крупные"  сделки и подвергаются тщательному  изучению.

4. Для предприятий, имеющих  большое количество сделок по  реализации продукции незначительного  объема, выборка может быть уменьшена  в случае, если аудитор сочтет  возможным положиться на достоверность  отчетов службы внутреннего контроля (или внутреннего аудита) по проверке  состояния данных сделок.

5. Для классификации остальных  покупателей следует применять  либо случайный, либо систематический  отбор. При использовании случайного  отбора каждый элемент генеральной  совокупности обозначается номером.  Дальнейший отбор производится  с использованием таблицы случайных  чисел. При использовании метода систематического отбора выбирается случайный исходный элемент, а затем отбирается каждый k-й элемент (k - шаг выборки).

6. Общий объем аудиторской  выборки должен составлять не  менее 70 - 80% общей суммы выручки  от реализации и задолженностей  покупателей перед организацией  на дату подтверждения бухгалтерской  отчетности.

Во время проверки необходимо установить, правильно ли отображены по статьям баланса соответствующие  остатки задолженности. Для этого  сравнивают остатки по каждому виду расчетов на одну и ту же дату по данным аналитического учета с остатками по синтетическому счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Главной книгой и балансом. При наличии расхождений следует проверить реальность и документальную обоснованность задолженности по каждому покупателю или заказчику. Такие расхождения - следствие запущенности учета расчетных операций или результат злоупотреблений.

Каждая сумма дебиторской  задолженности рассматривается  с точки зрения возникновения  долга, причины и давности создания задолженности, реальности ее получения. Во время аудита дебиторской задолженности  различают такие ее категории: текущую (или нормальную); неоплаченную в  срок; задолженность за сроком давности, который минул; спорную; безнадежную.

Во время проверки расчетов с покупателями устанавливают, заключены  ли договора поставки продукции, правильно  ли высчитываются суммы, надлежащие предприятию за принятую покупателем  продукцию. Проверяют полноту и  своевременность расчетов покупателей  за принятую ими продукцию. С этой целью проводят инвентаризацию расчетов, высылают копии карточки аналитического учета расчетов (контокоррентные  выписки) при расчетах с иногородними покупателями (организации-кредиторы  высылают организациям-дебиторам).

 

 

  1. ПОДГОТОВКА ПИСЬМЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ
    1. Порядок подготовки аудиторского заключения

По результатам аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта составляется аудиторской  заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудиторское заключение является официальным документом и представляет пользователям финансовой отчетности информацию о ее достоверности.

Аудиторское заключение должно быть адресовано лицу, предусмотренному законодательством Российской Федерации  или договором о проведении аудита. Как правило, аудиторское заключение адресуется собственнику аудируемого  лица (акционерам), совету директоров и  т.п.

Аудиторское заключение должно содержать перечень проверенной  финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица с указанием  отчетного периода и ее состава.

Аудиторское заключение должно включать заявление о том, что  ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление  финансовой (бухгалтерской) отчетности возложена на аудируемое лицо, и  заявление о том, что ответственность  аудитора заключается только в выражении  на основании проведенного аудита мнения о достоверности этой финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка  ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Стандарт предписывает необходимость  соблюдения единства формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить  его понимание пользователем  и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления.

 

Основными элементами аудиторского заключения являются:

а) наименование;

б) адресат

в) следующие сведения об аудиторе:

организационно-правовая форма  и наименование, для индивидуального  аудитора - фамилия, имя, отчество и  указание на осуществление им своей  деятельности без образования юридического лица;

место нахождения;

номер и дата свидетельства  о государственной регистрации;

номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской  деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также  срок действия лицензии;

членство в аккредитованном  профессиональном аудиторском объединении;

г) следующие сведения об аудируемом лице:

организационно-правовая форма  и наименование;

место нахождения;

номер и дата свидетельства  о государственной регистрации;

д) вводную часть;

е) часть, описывающую объем  аудита;

ж) часть, содержащую мнение аудитора;

з) дату аудиторского заключения;

и) подпись аудитора.

Существует два типа аудиторских  заключений:

- заключение с выражением  безоговорочно положительного мнения;

- модифицированное аудиторское  заключение.

Аудиторское заключение считается  модифицированным, если возникли:

- факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой отчетности;

- факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

Аудитор может оказаться  не в состоянии выразить безоговорочно  положительное мнение, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств  и в соответствии с суждением  аудитора данное обстоятельство оказывает  или может оказать существенное влияние на достоверность отчетности:

а) имеется ограничение  объема работы аудитора (эти обстоятельства привести к выражению мнения с  оговоркой или к отказу от выражения  мнения);

б) имеется разногласие  с руководством относительно:

- допустимости выбранной учетной политики;

- метода ее применения;

- адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

(Данные обстоятельства  могут привести к выражению  мнения с оговоркой или к  отрицательному мнению).

Мнение с оговоркой  должно быть выражено в том случае, если аудитор приходит к выводу о  том, что невозможно выразить безоговорочно  положительное мнение, но влияние  разногласий с руководством или  ограничение объема аудита не настолько  существенно и глубоко, чтобы  выразить отрицательное мнение или  отказаться от выражения мнения. Мнение с оговоркой должно содержать  формулировку: "за исключением влияния  обстоятельств..." (указать обстоятельства, к которым относится оговорка).

Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой отчетности.

Отрицательное мнение следует  выражать только тогда, когда влияние  какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для финансовой отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой отчетности.

Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно  положительного, он должен четко описать  все причины этого в аудиторском  заключении и, если это возможно, дать количественную оценку возможного влияния  на финансовую отчетность. Как правило, эта информация излагается в отдельной  части, предшествующей части с выражением мнения или с отказом от выражения  мнения, и может включать ссылку на более подробную информацию в  пояснениях к финансовой отчетности.

При определенных обстоятельствах  аудиторское заключение может быть модифицировано посредством включения  части, привлекающей внимание к ситуации, влияющей на финансовую отчетность, но рассмотренной в пояснениях к  финансовой отчетности.

Аудитор в случае необходимости  должен модифицировать аудиторское  заключение посредством включения  части, указывающей на аспект, касающийся соблюдения принципа непрерывности  деятельности аудируемого лица.

Аудитор также должен рассмотреть  возможность модифицирования аудиторского заключения посредством включения  части, указывающей на значительную неопределенность (иную, нежели соблюдение принципа непрерывности деятельности), прояснение которой зависит от будущих  событий и которая может оказать  влияние на финансовую отчетность.

Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем  лицом и лицом, проводившим аудит, с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Данные подписи должны быть скреплены печатью.

Пользователям финансовой отчетности, которым она должна быть предоставлена, представляется комплекты отчетности, включающие аудиторское заключение.

Целью аудита расчетов с  покупателями и заказчиками является содействие эффективности работы, рациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов в производственной деятельности для получения максимальной прибыли, выражение мнения о достоверности отражения в учете и отчетности показателей дебиторской задолженности. Следовательно, основной задачей аудита расчетов с покупателями и заказчиками является получение доказательств правильности отражения такого рода операций в учете и отчетности.

На этапе формирования аудиторского заключения аудитор проводит группировку обнаруженных ошибок, формирование рабочего листка возможных исправлений  и анализ существенности неисправленных ошибок. Аудитор также на этом этапе  осуществляет проверку согласованности  показателей после исправлений  и оценку возможности предприятия  продолжать свою деятельность.

    1. Типовые ошибки при проведении аудита расчетов с покупателями

Проводя аудит расчетов с  покупателями, аудитор должен знать  о возможных ошибках и нарушениях, свойственных данному разделу учета. Типовыми ошибками при учете расчетов с покупателями являются:

  • отсутствие договоров или неправильное их оформление;
  • неправильное оформление первичных документов на отгрузку;
  • уничтожение подлинных документов;
  • ненадлежащее ведение учета (недостоверность аналитического учета, формальное проведение инвентаризации расчетов и т.д.);
  • отражение операций не в том периоде, к которому они относятся;
  • неправильный учет расчетов по договорам мены;
  • неправильный зачет авансов;
  • отражение в активах дебиторской задолженности, подлежащей списанию;
  • неправильное отражение в учете расчетов по векселям;
  • нарушения при оформлении дел с первичной учетной документацией (касается кассовых и банковских операций);
  • несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации;
  • неправильное оформление и предъявление претензий по договорам;
  • отражение на счетах бухгалтерского учета нереальной дебиторской и кредиторской задолженности;
  • несоответствие данных в счетах поставщиков данным учета предприятия;
  • неправильное или неправомерное отражение на счетах учета сумм НДС, выделенных в счетах поставщиков;
  • некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;
  • неоприходование ТМЦ, полученных от поставщиков;
  • подделка документов и составление фиктивных обязательств для обеспечения неверных кассовых выплат;
  • счетные ошибки при отражении расчетов с поставщиками и подрядчикам (при измерении количества, веса, размеров и т.п.);
  • регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы (в случае если для данной операции унифицированный документ предусмотрен);
  • отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;
  • отсутствие графика документооборота;
  • ошибки при регистрации документа (количественные либо качественные расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);
  • несвоевременная регистрация документа в учетном регистре (либо отсутствие данных в учетном регистре по отдельным первичным документам);
  • нарушение срока хранения документации в архиве;
  • уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению;
  • перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту;
  • несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давности;
  • необоснованное отражение налогового вычета по НДС (по неотфактурованным поставкам, по поставкам, обеспеченным выданными организацией собственными векселями и т.д.);
  • отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете;
  • счетные ошибки при исчислении курсовых разниц;
  • списание безнадежного долга на счет прочих доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность;
  • неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам либо за счет прочих расходов;
  • отсутствие аналитического учета по поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам, по неотфактурованным поставкам, по авансам выданным и т.п.;
  • несвоевременное предъявление претензий поставщикам и др.

Информация о работе Организация и методика аудита расчетов с покупателями