Основные методы и принципы калькулирования себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальнoсть тeмы мoeй рабoты oбъясняeтся тeм, чтo особенно высока роль калькуляции в условиях рыночных отношений, когда каждому подразделению необходимо соизмерять свои затраты с доходами, а экономия производственных затрат становится основным источником увеличения доходов трудовых коллективов, фондов оплаты труда, а также повышения конкурентоспособности предприятия. Прeдмeтoм исслeдoвания выступаeт основные методы и принципы калькулирования себестоимости продукции. Цeль рабoты заключаeтся в изучeнии методов и принципов калькулирования себестоимости.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретическая часть
1. Калькулирование себестоимости: сущность, значение, основные принципы и методы
2. Характеристика попроцессного метода учета затрат и калькуляции себестоимости продукции
3. Попередельный метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
4. Позаказный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции
5. Проблемы и основные направления совершенствования методов калькулирования себестоимости продукции
ГЛАВА 2. Задачи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

бух.упр.учет (курсовая).doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

 

Требуется:

1. Подготовить Ведомость  анализа накладных расходов;

2. Рассчитать сумму  накладных расходов, которую следует  отнести на продукт, если известно, что его изготовление требует  машинной обработки в станочном  цехе №1 в течение 3 час., в  станочном цехе №2 – 2 час., ручной обработки в сборочном  цехе – 1 час.

 

Решение:

  1. Распределение накладных расходов между производственными и обслуживающими подразделениями.

Заработная плата вспомогательных рабочих и затраты вспомогательных материалов не могут быть отнесены к конкретным продуктам, но их обычно можно распределить по соответствующим подразделениям. Поэтому данные статьи непосредственно относятся на подразделения по факту. Остальные статьи, перечисленные в ведомости анализа накладных расходов, не могут быть непосредственно отнесены на подразделения по факту. Таким образом, должен быть установлен соответствующий метод распределения накладных расходов по подразделениям. Предполагаем, что арендная плата, освещение и отопление, а также страховка зданий соотносятся с общей площадью зданий и что доля, приходящаяся на каждое подразделение, может быть определена в соответствии с той площадью, которую оно занимает.

Для рассматриваемого предприятия, общая площадь составляет 50 тыс. кв. м, из которых 20% занимает станочный цех №1 (10000 кв.м), 10% – станочный цех №2, сборочный цех занимает 30%, склад – 30%, отдел технического обслуживания – 10%.

Таким образом, 20% арендной платы, платы за освещение и отопление, а также страховки зданий будет приходиться на станочный цех №1, 10% – на станочный цех №2. Обычно считается, что выплаченная страховая премия и амортизация станочного парка определяются, исходя из балансовой стоимости оборудования. Поскольку балансовая стоимость оборудования станочного цеха №1 составляет 53% балансовой стоимости всего оборудования, для станочного цеха №2 – 33% балансовой стоимости всего оборудования, то 53% и 33% стоимости страховки и амортизации оборудования приходится на цех №1 и №2 соответственно. Так же предполагаем, что время, которое руководство предприятия затрачивает на каждый отдел, соответствует данным о численности сотрудников данного отдела. Если в станочном цехе №1 работает 30% всех сотрудников, то 30% заработной платы работников управления приходится па этот цех.

 

 

 

 

 

Распределение накладных расходов между производственными и обслуживающими подразделениями

Расходы

Станочный цех №1

Станочный цех №2

Сборочный цех

Склад

ОТО

%

Сумма

%

Сумма

%

Сумма

%

Сумма

%

Сумма

Освещение и отопление

20

15

10

7,5

30

22,5

30

22,5

10

7,5

Арендная плата

20

30

10

15

30

45

30

45

10

15

Страховка оборудования

53

12,2

34

7,8

7

1,6

3

0,7

3

0,7

Амортизация оборудования

53

119,3

34

76,5

7

15,8

3

6,7

3

6,7

Страхование зданий

20

7,6

10

3,8

30

11,4

30

11,4

10

3,8

Заработная плата управленческого  аппарата

30

36

20

24

30

36

10

12

10

12


 

  1. Перераспределение накладных расходов обслуживающих подразделений на производственные.

На данном этапе  составления ведомости накладных  расходов все общезаводские накладные  расходы распределены между производственными  и обслуживающими подразделениями.

Перераспределение накладных расходов обслуживающих подразделений на производственные в соответствии с той долей услуг, которые получили эти последние. Количество выданных материалов является подходящим ориентировочным критерием той пользы, которую каждое из производственных подразделений получило от функционирования склада. Поэтому, если станочному цеху №1 выдано 50% всех материалов, то это составит 50% всех расходов склада и они приходятся на цех №1.

В отделе технического обслуживания регистрируется время, затраченное  персоналом на проведение работ по техническому обслуживанию других подразделений, и данные этого учета являются основой для оценки услуг, полученных каждым производственным подразделением от отдела технического обслуживания. Если из 25000 ч, отработанных отделом технического обслуживания, 12000 ч затрачены на работы в станочном цехе №1, то 48% расходов приходятся на этот цех.

Расходы

Всего

Станочный цех №1

Станочный цех №2

Сборочный цех

%

Сумма

%

Сумма

%

Сумма

Склад

254,3

50

127,2

38

96,6

12

30,5

Отдел технического обслуживания

148,7

48

71,4

32

47,6

20

29,7


 

  1. Расчет ставок распределения накладных расходов.

После выбора признака (базы надбавки), по которому будут распределяться накладные расходы, производится определение  ставки накладных расходов. Ставка накладных расходов определяется как  частное от деления общих накладных расходов на полную суммарную базу надбавки. В дальнейшем накладные расходы на единицу продукции определяются как произведение ставки накладных расходов на базу надбавки на единицу продукции. Общезаводские накладные расходы перераспределены на производственные подразделения. Вторая ступень двухступенчатой процедуры имеет целью установление ставок накладных расходов в каждом подразделении для отнесения их на продукты, проходящие через эти подразделения. Предположим, что компания использует данные о времени работы станков в качестве базы распределения для станочных цехов и данные о времени работы основных производственных рабочих – для сборочного цеха. Ставка распределения накладных расходов рассчитывается по формуле:

Накладные расходы  производственного подразделения / время работы производственных рабочих (время работы станков)

Расчеты производятся следующим образом:

Станочный цех  №1 =

Станочный цех  №2 =

Сборочный цех =

Накладные расходы соотнесены со временем, но поскольку накладные расходы станочных цехов преимущественно ориентированы на станки, в расчетах используются станко-часы. В сборочном цехе работы на станках не производятся, и в расчетах для этого отдела фигурирует продолжительность (ч) труда основных производственных рабочих.

  1. Распределение накладных расходов на продукты.

Заключительный  этап состоит в распределении  накладных расходов по продуктам, проходящим через производственные подразделения. Предположим, что продукт находится в станочном цехе №1 – 3 часа, в станочном цехе №2 – 2 часа, в сборочном цехе – 1 час.

Станочный цех  №1 = 3 х 7,19 = 21,57

Станочный цех  №2 = 2 х 11,58 = 23,16

Сборочный цех = 1 х 1,95 = 1,95

Итого = 46,68 д.е.

 

 

 

Ведомость распределения  накладных расходов, тыс. ден. ед.

Статьи расходов

Всего

База распределения

Производственные подразделения

Обслуживающие подразделения

Цех №1

Цех №2

Сборочный цех

Склад

ОТО

Заработная плата вспомогательных  рабочих и контроль

543

По факту

150

150

138

150

90

Вспомогательные материалы

380

По факту

150

150

60

6

13

Освещение и отопление

75

Площадь

15

7,5

22,5

22,5

7,5

Арендная плата

150

Площадь

30

15

45

45

15

Страховка оборудования

23

Балансовая стоимость  оборудования

12,2

7,8

1,6

0,7

0,7

Заработная плата управленческого персонала предприятия

120

Численность

36

24

36

12

12

Амортизация оборудования

225

Балансовая стоимость  оборудования

119,3

76,5

15,8

6,7

6,7

Страховка зданий

38

Площадь

7,6

3,8

11,4

11,4

3,8

Итого:

1554

 

520,1

434,6

330,3

254,3

148,7

Распределение расходов

             

Склад

 

Стоимость выданных материалов

127,2

96,6

30,5

   

ОТО

 

Техническая оценка

71,4

47,6

29,7

   

Итого:

   

718,7

578,8

390,5

   

Время работы станков и продолжительность труда основных производственных рабочих

   

100000

50000

200000

   

Ставка накладных расходов на 1ч. работы станков

   

7,19

11,58

     

Ставка накладных расходов на 1ч. труда

основных производственных рабочих

 

 

 

     

1,95

   

 

 

Задание 4. На основании полученной информации о затратах в задании 2 и данных для выполнения задания постройте график безубыточности производства, определите точку критического объема выпускаемой продукции, укажите область чистых убытков и чистой прибыли. Рассчитайте маржинальный доход.

Отчет о доходах и  расходах

№ п/п

Показатели

Сумма, тыс. руб.

1.

Объем реализованной  продукции (5000 тыс. шт.)

4500

2.

Совокупные переменные затраты (0,56 х 5000)

2800

3.

Маржинальный доход (п. 1 – п. 2)

1700

4.

Постоянные расходы

1168

5.

Чистый доход (п. 3 –  п. 4)

532


 

Безубыточный объем  продаж (ТБ) можно определить по формуле:

                                          ,                                                  

где ТБ – точка безубыточности;

        А – постоянные расходы;

        Р – цена за единицу продукции;

        В – переменные расходы на  единицу продукции;

      МД –  маржинальный доход на единицу  продукции.                                     

ТБ = = 3435 тыс. шт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Точка безубыточности (порог  рентабельности) расположена на уровне 3435 единиц объема продаж. Если предприятие  будет продавать более 3435 единиц от его производственной мощности, то будет прибыль. Если величина заказов  будет меньше 3435 единиц от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным, что может привести к банкротству.

При объеме реализации равном нулю предприятие получит убыток равный величине постоянных затрат, т.е. 1168 тыс. руб. При объеме реализации 3435 единиц прибыль составит 3092 тыс. руб.

Запас финансовой прочности = 5000 – 3435 = 1565 тыс. руб.

Эта сумма показывает, насколько может сократиться  объем реализации, прежде чем предприятие  начнет нести убытки.

                       

Задание 5. Используя данные составить сравнительные отчеты о прибыли за каждый месяц по методу:

– полного распределения затрат;

– маржинальной калькуляции.

Сделать вывод о том, какой метод калькулирования  себестоимости продукции влияет на формирование финансового результата.

Отчет о прибыли (убытках) при калькулировании себестоимости методом полного распределения затрат

№ п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

Январь

Февраль

1

Остаток готовой продукции  на начало периода

шт.

д.е.

-

400

278160

2

Выручка от продажи

д.е.

7470000

8010000

3

Себестоимость единицы  производства

д.е. / шт.

695,40

697,67

4

Себестоимость продаж

д.е.

5771820

6209263

5

Прибыль (п. 2 – п. 3)

д.е.

1698180

1800737

6

Остаток готовой продукции  на конец периода

шт.

д.е.

400

278160

100

69767


 

Себестоимость ед. продукции за январь = (переменные затраты х объем производства + постоянные затраты) : объем производства = (500 х 8700 + 1700000) : 8700 = 695,40 руб./т.шт.

Себестоимость продаж за январь = себестоимость ед. продукции  х объем продаж = 695,40 х 8300 = 5771820 руб.

Выручка от продаж за январь = цена реализации х объем продаж = 900 х 8300 = 7470000 руб.

Себестоимость ед. продукции  за февраль = (500 х 8600 + 1700000) : 8600 = 697,67 руб./т.шт.

Себестоимость продаж за февраль = 697,67 х 8900 = 6209263 руб.

Выручка от продаж за февраль = 900 х 8900 = 8010000 руб.

Совокупные переменные затраты за январь = 500 х 8300 = 4150000 руб.

Совокупные переменные затраты за февраль = 500 х 8900 = 4450000 руб.

Отчет о прибыли (убытках) при калькулировании себестоимости  методом «директ-костинг»

№ п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

Январь

Февраль

1

Выручка от продажи

Д.е.

7470000

8010000

2

Себестоимость единицы  производства

(переменные затраты  на ед.)

Д.е. / шт.

500

500

3

Себестоимость продаж (переменные затраты)

Д.е.

4150000

4450000

4

Маржинальный доход (п. 1 – п. 3)

Д.е.

3320000

3560000

5

Постоянные расходы

Д.е.

1700000

1700000

6

Прибыль (п. 4 – п. 5)

Д.е.

1620000

1860000

Информация о работе Основные методы и принципы калькулирования себестоимости продукции