Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 19:20, курсовая работа
Всемирная торговая организация (ВТО) начала свою деятельность 1 января 1995 года. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
Введение……………………………………………………………………..…2
Глава 1. Основы функционирования ВТО
1.1. Структура и функции ВТО…………………………………...4
1.2. Основные соглашения и принципы ВТО…………………....10
1.3. Условия присоединения к ВТО………………………….…...14
Глава 2. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО
2.1. Цели и задачи присоединения России к ВТО…………….…...18
2.2. Преимущества торговой системы ВТО для России.................21
2.3. Влияние вступления в ВТО на российскую экономику……...27
Заключение…………………………………………………………………....30
Список литературы…………………………………………………………..32
Приложения…………………………………………………………………..33
Часть 2. Практические задания
2.1 ВЕРНО/НЕВЕРНО……………………………………………………....36
2.2 Тест………………………………………………………………………..37
3. РАБОТА СО СТАТИСТИЧЕСКИМИ ДАННЫМИ…………………...38
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основы функционирования ВТО
Глава 2. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО
2.1. Цели и задачи
присоединения России к ВТО…………
2.2. Преимущества торговой системы
ВТО для России................
2.3. Влияние вступления в ВТО на российскую экономику……...27
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Часть 2. Практические задания
2.1 ВЕРНО/НЕВЕРНО……………………………………………
2.2 Тест……………………………………………………………………
3. РАБОТА СО СТАТИСТИЧЕСКИМИ ДАННЫМИ…………………...38
Введение
Всемирная торговая организация
(ВТО) начала свою деятельность
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.
Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:
торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.
Важнейшими функциями ВТО являются:
контроль за выполнением соглашений и договоренностей Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.
Что даст России участие в ВТО? Членами Всемирной торговой организации являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
- получение лучших, в сравнении с существующими, и не дискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
- создание более благоприятного
климата для иностранных
- расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО (в частности, в банковской сфере);
- создание условий
для повышения качества и
- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
- улучшение имиджа
России в мире как
Задачей ведущихся переговоров о присоединении является: добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.
Глава 1. Основы функционирования ВТО
1.1. Структура и функции ВТО
Созданная в 1995 году Всемирная торговая организация (соглашение было подписано в Марракеше в 1994 г.) сменила Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенное сразу после Второй мировой войны, которое было преобразовано в соответствии с итогами Уругвайского раунда. ВТО объединяет ГАТТ с решениями Уругвайского раунда и включает все принятые под патронажем ГАТТ соглашения и договоренности. Всемирная торговая организация является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой системы. Принципиальные различия между ВТО и ГАТТ:
1. ГАТТ представляло собой свод правил (многостороннее соглашение), объединяющий соглашения (заключенные начиная с 1980 г.) выборочного характера и Секретариат.
ВТО является постоянно действующей организацией, имеющей дело с обязательствами абсолютно для всех ее членов.
Правила ГАТТ распространялись на торговлю товарами. ВТО занимается также торговлей услугами и связанными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности. В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
"Главные задачи ВТО
- либерализация международной
С конца 1995г. в ВТО практикуется
принятие решений на основе консенсуса,
что является дополнительным стимулом
к укреплению согласия в рядах ВТО, хотя
де-юре предусмотрено голосование. Толкование
положений соглашений по товарам, услугам,
ТРИПС, освобождение от принятых обязательств
(вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки,
не затрагивающие прав и обязательств
участников, а также принятие новых членов
требует 2/3 голосов.
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая
собирается как минимум один раз в два
года. Первая конференция в Сингапуре
в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц
на либерализацию торговли и добавила
к существующей организационной структуре
ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся
вопросами соотношения между торговлей
и инвестициями, взаимодействия между
торговлей и политикой конкуренции, а
также прозрачностью в области государственных
закупок. Вторая конференция, проведенная
в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию
ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО
договорились об изучении вопросов мировой
электронной торговли. Третья конференция,
которая была созвана в декабре 1999 года
в Сиэтле (США) и должна была принять решение
о начале нового раунда торговых переговоров,
закончилась фактически безрезультатно.
В ноябре 2001 г. в Дохе (Катар) состоялась
четвертая Министерская конференция,
на которой был принят документ «Повестка
развития Дохи» в соответствии которым
начались переговоры по ряду направлений,
касающихся «встроенной повестки», промышленных
тарифов, правил ВТО (субсидии, антидемпинг,
региональные торговые соглашения), ТРИПС,
договоренностей по урегулированию торговых
споров. В рамках профильных комитетов
велась работа по переговорам в других
областях (торговля и экология и т.д.). Пятая
Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г.Канкун (Мексика), где предполагалось
подвести промежуточные итоги МТП и определить
формат их дальнейшего продолжения. Из-за
наличия принципиальных противоречий
между различными группами государств,
прежде всего по вопросам сельского хозяйства
и «сингапурским вопросам» консенсуса
достигнуть не удалось, и конференция
закончилась практически безрезультатно.
В целом этот раунд планировалось завершить
к началу 2005 г., хотя имеются серьезные
проблемы реализации плана-графика «Повестки
развития Дохи». С учётом остающихся
противоречий между различными странами-членами
ВТО работа строится на поиске компромиссных
решений. Шестая Министерская конференция
ВТО в Гонконге (13-18 декабря 2005 г.) сыграла
роль промежуточного этапа на пути выработки
полномасштабных договоренностей Доха-раунда.
Принятая в ходе напряженных переговоров
Министерская декларация отражает результаты
многосторонних торговых переговоров
с момента принятия «июльского пакета» договоренностей 2004 г. Ее назначение
– закрепление достигнутого прогресса
и определение ориентиров работы по
обеспечению завершения Раунда Дохи в
2006 г.
Хотя результаты гонконгской встречи носят промежуточный характер, ее основное политическое значение состоит в том, что странам-членам удалось избежать повторения «канкунского провала» и поддержать авторитет ВТО как института, одновременно сохранив основу для продолжения переговорного процесса по всем сегментам Раунда.
Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде, Комитет по региональным торговым соглашениям и ряд других органов.
Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО. С 1 сентября 2005 г. Гендиректором является Паскаль Лами, бывший Комиссар ЕС по торговле.
Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по ТРИПС, а также ряд других органов. В рамках этих Советов учреждены Комитеты по Соглашениям и переговорные группы, членство в которых открыто для всех участников ВТО. Также функционирует другие специализированные органы.
В подчинении Министерской
конференции находится Генераль
Совет по торговле товарами, в свою
очередь, руководит деятельностью специализированных
комитетов, осуществляющих контроль за
соблюдением принципов ВТО и выполнением
соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле
услугами осуществляет контроль за
выполнением соглашения ГАТС. В его составе
находятся Комитет по торговле финансовыми
услугами и Рабочая группа по профессиональным
услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности, помимо осуществления
контроля за выполнением соответствующего
соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами
предотвращения возникновения конфликтов,
связанных с международной торговлей
поддельными товарами. Многочисленные
специализированные комитеты и рабочие
группы занимаются отдельными соглашениями
системы ВТО и решением вопросов в таких
областях, как защита окружающей среды,
проблемы развивающихся стран, процедура
присоединения к ВТО и региональные торговые
соглашения.
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.
Рабочие языки ВТО – английский, французский и испанский. Между сессиями Министерских конференций по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный Совет, состоящий из представителей всех участников организации. Кроме того, Генсовет администрирует деятельность Органа по разрешению споров и Органа по обзору торговой политики.
Членство. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали все Договаривающиеся Стороны - участники ГАТТ, которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений Уругвайского раунда.
В настоящее время
Около тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО, в т.ч. числе Россия, Алжир, Казахстан, все государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения. Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО действует Международный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развивающимся странам в сфере мировой торговли.
Страны-члены ВТО
Основные правила и принципы ВТО отражены
в многосторонних торговых соглашениях,
которые затрагивают торговлю товарами
и услугами, а также торговые аспекты прав
интеллектуальной собственности, разрешение
споров и механизм обзора торговой политики.
Товары. Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы
в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял
собой форум для проведения переговоров
по снижению таможенных пошлин и других
торговых барьеров; текст Генерального
соглашения оговаривал важные правила,
в частности, недискриминацию. Впоследствии
в результате переговоров Уругвайского
раунда (1986-1994) основные принципы были
расширены и получили развитие и уточнение
в других соглашениях. Так, были созданы
новые правила по торговле услугами, по
важным аспектам интеллектуальной собственности,
по разрешению споров и обзорам торговой
политики.
ГАТТ является основным сводом правил
ВТО по торговле товарами. Его дополняют
соглашения, касающиеся специфических
секторов, таких как сельское хозяйство
и текстиль, а также отдельных тем, например,
государственной торговли, стандартов
на различную продукцию, субсидий и действий,
предпринимаемых против демпинга.
Два фундаментальных принципа ГАТТ –
это недискриминация и обеспечение доступа
на рынок.
Принцип недискриминации реализуется
через применение режима наиболее благоприятствуемой
нации (РНБ), при котором страна обеспечивает
одинаковые условия торговли для всех
участников ВТО, и национального режима,
при котором импортированные товары не
могут подвергаться дискриминации на
внутреннем рынке.
Доступ на рынок обеспечивается, помимо
применения РНБ и национального режима,
также путем отмены количественных ограничений
импорта в пользу таможенных тарифов,
которые являются более эффективным средством
регулирования товарооборота, а также
гласностью и прозрачностью в вопросах
торговых режимов стран-участниц.
Услуги. Принципы более свободного экспорта
и импорта услуг, независимо от способа
их поставки, будь то трансграничная торговля,
потребление услуг за рубежом, коммерческое
присутствие или присутствие физических
лиц, - были впервые документально закреплены
в новом Генеральном соглашении о торговле
услугами (ГАТС). Однако в силу специфики
торговли услугами режим наибольшего
благоприятствования и национальный режим
применяются здесь со значительными исключениями,
которые индивидуальны для каждой страны.
Аналогично, отмена количественных квот
носит выборочный характер, решения о
ней принимаются в ходе переговоров.
Члены ВТО берут на себя индивидуальные
обязательства в рамках ГАТС, в которых
они заявляют, какие из секторов услуг
и в какой степени они готовы открыть для
иностранной конкуренции.
Интеллектуальная собственность. Соглашение ВТО по торговым аспектам
прав интеллектуальной собственности
(ТРИПС) представляет собой свод правил
по торговле и инвестициям в идеи и творческую
деятельность, в которых оговаривается,
как интеллектуальная собственность должна
быть защищена в процессе осуществления
торговых операций. Под “интеллектуальной собственностью”
понимаются авторские права, торговые
марки, географические названия, используемые
для наименования товаров, промышленные
образцы (дизайны), топологии интегральных
микросхем и нераскрытая информация, например,
торговые секреты.
Разрешение споров. Соглашение о правилах и процедурах,
регулирующих разрешение споров, предусматривает
создание системы, в которой страны могли
бы урегулировать свои разногласия в ходе
консультаций. Если это не удается, они
могут следовать четко отлаженной поэтапной
процедуре, которая предусматривает возможность
решения вопросов группой экспертов и
дает возможность подавать апелляцию
на данные решения с соответствующим правовым
обоснованием.