Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 19:20, курсовая работа
Всемирная торговая организация (ВТО) начала свою деятельность 1 января 1995 года. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
Введение……………………………………………………………………..…2
Глава 1. Основы функционирования ВТО
1.1. Структура и функции ВТО…………………………………...4
1.2. Основные соглашения и принципы ВТО…………………....10
1.3. Условия присоединения к ВТО………………………….…...14
Глава 2. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО
2.1. Цели и задачи присоединения России к ВТО…………….…...18
2.2. Преимущества торговой системы ВТО для России.................21
2.3. Влияние вступления в ВТО на российскую экономику……...27
Заключение…………………………………………………………………....30
Список литературы…………………………………………………………..32
Приложения…………………………………………………………………..33
Часть 2. Практические задания
2.1 ВЕРНО/НЕВЕРНО……………………………………………………....36
2.2 Тест………………………………………………………………………..37
3. РАБОТА СО СТАТИСТИЧЕСКИМИ ДАННЫМИ…………………...38
Обзор политики. Задача механизма обзора торговой политики заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному “рассмотрению”; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО.
Сфера деятельности ВТО охватывает уже более 4/5 мировой торговли. Основным принципом, на котором строится договорная система ВТО, является стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Следовательно, можно выделить основные цели ВТО:
- рост торгового обмена товарами и услугами;
- сокращение тарифных и нетарифных ограничений в мировой торговле (использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер);
- деятельность на основе
принципа наибольшего
- прогрессивное снижение
таможенных тарифов в ходе
периодически проводимых
- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
- прозрачность торговой политики;
- разрешение торговых
споров путем проведения
Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.
1.3. Условия присоединения к ВТО
В настоящее время считают, что
мировая торговая система должна
соответствовать следующим пяти
принципам:
1) Отсутствие дискриминации
в торговле. Ни одно государство не должно ущемлять
какую-либо другую страну, накладывая
ограничения на экспорт и импорт товаров.
В идеале, на внутреннем рынке любой страны
не должно быть никаких различий в условиях
продажи между иностранной продукцией
и национальной.
2) Снижение торговых (протекционистских)
барьеров. Торговыми барьерами называют
факторы, снижающие возможность проникновения
зарубежных товаров на внутренний рынок
какой-либо страны. К ним относятся, прежде
всего, таможенные пошлины и импортные
квоты (количественные ограничения на
импорт). На международную торговлю влияют
также административные препоны и политика
определения обменных курсов валют.
3) Стабильность и предсказуемость
условий торговли. Иностранные компании,
инвесторы и правительства должны быть
уверены, что торговые условия (тарифные
и нетарифные барьеры) не будут изменены
внезапно и произвольно.
4) Стимулирование соревновательности
в международной торговле.
Для равноправной конкуренции фирм разных
стран надо пресекать «несправедливые»
приемы конкурентной борьбы – такие как
экспортные субсидии (помощь государства
фирмам-экспортерам), использование демпинговых
(преднамеренно заниженных) цен для захвата
новых рынков сбыта.
5) Льготы в международной
торговле для менее развитых государств.
Этот принцип отчасти противоречит предыдущим,
но он необходим для втягивания в мировое
хозяйство слаборазвитых стран периферии,
которые заведомо не могут на первых порах
конкурировать с развитыми странами на
равных. Поэтому считается «справедливым»
представление слаборазвитым странам
особых привилегий.
В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства
(свободной торговли), борясь за устранение
протекционистских барьеров.
Процедура присоединения ко Всемирной
торговой организации, выработанная за
полвека существования ГАТТ/
На первом этапе в рамках специальных
Рабочих групп происходит детальное рассмотрение
на многостороннем уровне экономического
механизма и торгово-политического режима
присоединяющейся страны на предмет их
соответствия нормам и правилам ВТО. После
этого начинаются консультации и переговоры
об условиях членства страны-соискателя
в данной организации. Прежде всего переговоры
касаются "коммерчески значимых"
уступок, которые присоединяющаяся страна
будет готова предоставить членам ВТО
по доступу на ее рынки (фиксируются в
двусторонних Протоколах по доступу на
рынки товаров и услуг), а также по формату
и срокам принятия на себя обязательств
по Соглашениям, вытекающих из членства
в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).
В свою очередь присоединяющаяся страна,
как правило, получает права, которыми
обладают и все другие члены ВТО, что практически
будет означать прекращение ее дискриминации
на внешних рынках. В случае противоправных
действий со стороны какого-либо члена
организации, любая страна сможет обращаться
с соответствующей жалобой в Орган по
разрешению споров (ОРС), решения которого
обязательны для безусловного исполнения
на национальном уровне каждым участником
ВТО.
В соответствии с установленной процедурой
результаты всех проведенных переговоров
по либерализации доступа на рынки и условия
присоединения оформляются следующими
официальными документами:
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда. На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.
В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.
Правительство России сегодня стоит на пути сложных, многоплановых и, вместе с тем, перспективных и важных для страны переговоров, в итоге которых укрепятся международные экономические позиции России, а законодательство страны, административные правила, техника и практика государственного регулирования всего комплекса внешнеэкономических связей будут выведены на современный мировой уровень.
Присоединение к ВТО — это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений. Образно говоря, этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития.
Глава 2. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО.
2.1. Цели и задачи присоединения России к ВТО
В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО. Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО. После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования. Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО. На современном этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 60 стран-членов (27 стран-членов ЕС - как один член). В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.
Главная задача ВТО — содействовать
беспрепятственной
2.2. Преимущества торговой системы ВТО для России
Членство какого-либо государства
в ВТО является в настоящее
время важнейшим условием его
интеграции в мировую экономику,
создания благоприятных возможностей
для наращивания своего экспорта. Не будет преувеличением сказать, что
установленные ВТО нормы являются, по
сути дела, международным торговым законом.
Находясь вне общего правового пространства,
не будучи членом этой организации, любое
государство обрекает себя на положение
аутсайдера в международной торговле,
ибо к нему не применяются общие правила.
Это побуждает присоединиться к ВТО, но
одновременно надо принимать и общие для
его членов обязанности. Вступив в ВТО,
Россия получит возможность на равных
вести переговоры по торгово-политическим
вопросам. Сейчас практически все важнейшие
проблемы многостороннего торгового сотрудничества
– установление таможенных тарифов, использование
количественных ограничений, согласование
механизма разрешения торговых споров,
совершенствование общей торговой практики
– все это делается без влияния России.
Мы пользуемся всеми этими решениями ВТО
на практике, но никак не влияем на их принятие. Кроме
того, Россия, будучи членом ВТО, получит
возможность защититься от одностороннего
произвола в применении тех или иных ограничительных
мер, в частности, от растущего количества
антидемпинговых расследований по отношению
к российским экспортным товарам. Присоединение
России к ВТО не означает, что Россия стремится
к каким-то льготам, привилегиям, она хочет
стать равноценным участником международной
торговли. В скорейшей интеграции России
в систему ВТО заинтересованы также и
наши торговые партнеры, поскольку внешнеторговый
режим России остается нестабильным. Чем
быстрее Россия войдет в ВТО, тем быстрее
наступит здесь стабилизация. Такое положение
подталкивает партнеров к тому, чтобы
принять Россию в ВТО. Вышесказанное наглядно
демонстрирует преимущества, которые
дает членство в ВТО. С другой стороны,
вступая в ВТО, Россия принимает на себя
и обязательство соблюдать жесткие правила
поведения. Если Россия не будет выполнять
этих правил, будет нарушать дисциплину
организации, то такого несговорчивого
партнера в рамках ВТО фактически ожидает
торговая война со всем торговым сообществом.
Понижение стоимости жизни. Самая
очевидная выгода свободной торговли
для потребителя – это понижение стоимости
жизни за счет снижения протекционистских
торговых барьеров. В результате снижения
торговых барьеров дешевеют не только
готовые импортируемые товары и услуги,
но и отечественная продукция, в производстве
которой используются импортные компоненты.
Импортные тарифы, государственные производственные
субсидии (например, в сельском хозяйстве)
и количественные ограничения импорта
(к примеру, в торговле текстилем) в конечном
итоге приводят не к желаемым результатам
защиты отечественного рынка, а к повышению
стоимости жизни. Система ВТО, поощряет
конкуренцию и понижает торговые барьеры,
в результате чего потребители выигрывают. Более широкий выбор товаров
и услуг – также несомненное преимущество
свободной торговой системы для потребителя.
Помимо готовой иностранной продукции,
речь здесь идет и об отечественных товарах
и услугах, ассортимент которых расширяется
ввиду снижения цен на импортные материалы,
компоновочные части и оборудование. Импортная
конкуренция стимулирует максимально
эффективное отечественное производство
и, следовательно, косвенно снижает цены
и повышает качество выпускаемой продукции.
Кроме того, в результате более активного
товарообмена развиваются новые технологии,
как это произошло, к примеру, с мобильной
связью.
Увеличение экспорта отечественной продукции
также повышает доходы производителей,
налоговые поступления в казну и, следовательно,
доходы и благосостояние населения в целом. 2. Экономические выгоды.
Повышение доходов. Невозможно
провести четкую грань между воздействием
свободной торговли на потребителей, производителей
и государство. Так, понижение торговых
барьеров способствует росту торговли,
что приводит к повышению как государственных,
так и личных доходов. Эмпирические данные
свидетельствуют: после Уругвайского
раунда в результате перехода на новую
систему торговых сделок мировой доход
увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов.
Единый рынок на территории Европейского
Союза также способствовал повышению
доходов и благосостояния.
Повышение государственного дохода за
счет деятельности успешных экспортеров
позволяет перераспределить получаемые
дополнительные ресурсы и помочь другим
компаниям, сталкивающимся с иностранной
конкуренцией, повысить производительность,
расширить масштабы производства, улучшить
свою конкурентоспособность или же переключиться
на новые виды деятельности.
Повышение занятости. Развитие
торговли ведет в долгосрочной перспективе
к повышению занятости, особенно в экспортных
отраслях экономики. Однако в краткосрочной
перспективе потери рабочих мест в результате
конкуренции отечественных предприятий
с импортными производителями практически
неизбежны.
Протекционизм не может решить эту проблему.
Напротив, повышение торговых барьеров
вызывает снижение эффективности производства
и качества отечественной продукции, что
при ограничении импорта приводит к повышению
цен на нее и негативно отражается на объемах
продаж, а в конечном итоге и на количестве
рабочих мест. Разумное использование
защитных мер и эффективная схема перераспределения
дополнительного государственного дохода
могут помочь стране преодолеть трудности
периода адаптации к системе свободной
торговли.
Повышение эффективности внешнеэкономической
деятельности. Применение принципов
ВТО позволяет повысить эффективность
внешнеэкономической деятельности государства
за счет, прежде всего, упрощения системы
таможенных пошлин и других торговых барьеров.
Как следствие, предсказуемость и прозрачность
экономики привлекают партнеров и повышают
товарооборот. Недискриминационный подход,
прозрачность, большая определенность
условий торговли и их упрощение – все
это способствует понижению расходов
компаний, оптимизации их деятельности
и созданию благоприятного климата для
торговли и инвестиций.
В свою очередь, приток капитала в страну,
в частности, в форме прямых иностранных
инвестиций, создает дополнительные рабочие
места и повышает благосостояние населения
в целом. 3. Политические выгоды.
Защита от лоббирования.
У правительства появляется больше возможностей
защищать себя от действий лоббистских
групп, так как торговая политика осуществляется
в интересах экономики в целом.
Борьба с коррупцией. Система
свободной торговли также создает предпосылки
для принятия разумных политических решений,
борьбы с коррупцией и привнесения позитивных
изменений в законодательную систему,
что в конечном счете способствует притоку
инвестиций в страну. Применение некоторых
форм нетарифных ограничений, к примеру,
импортных квот, неизбежно сопряжено с
опасностью коррупции среди чиновников,
распределяющих эти квоты и, следовательно,
получения сверхприбыли компаниями-импортерами
– т.н. “квотной ренты”. Сейчас в ВТО ведется
работа по сокращению и устранению многих
еще существующих квот, особенно на текстильные
изделия.
Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение
доступности всей информации по правилам
торговли для общественности; более четкие
критерии по правилам, охватывающим вопросы
безопасности и стандарты на продукцию;
применение принципа недискриминации
также оказывают положительное влияние
на политическую обстановку, сокращая
возможность произвольного принятия решений
и обмана.
4. Выгода системы ВТО для
взаимоотношений между странами
Обеспечение равных шансов для всех участников.
Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя
право голоса небольшим странам, ограничивая,
таким образом, возможности экономического
диктата более крупных государств, что
было бы неизбежно при двусторонних переговорах.
Более того, объединяясь в союзы, небольшие
страны способны добиваться большего
успеха на переговорах. В то же время крупные
государства-участники освобождаются
от необходимости вести переговоры по
торговым соглашениям с каждым из своих
многочисленных торговых партнеров, так
как согласно принципу недискриминации
достигнутые в ходе переговоров уровни
обязательств автоматически распространяются
на всех участников ВТО.
Эффективный механизм разрешения
споров. Система ВТО создает эффективный
механизм для разрешения торговых споров,
которые, будучи “предоставленными самим
себе”, могли бы привести к серьезному
конфликту. До Второй мировой войны такой
возможности не было.
Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается
прежде всего с точки зрения действующих
норм и правил. После принятия решения
страны концентрируют свои усилия на его
выполнении, и, возможно, последующем пересмотре
норм и правил путем переговоров. С момента
создания ВТО в 1995 году около 200 споров
были вынесены на ее рассмотрение. Соглашения
ВТО создают правовую основу для принятия
четкого решения.
Увеличивающееся число споров, выносимых
в ВТО, свидетельствует не о нарастании
напряженности в мире, а скорее об укреплении
экономических связей и увеличивающемся
доверии стран к данной системе разрешения
разногласий.
Укрепление международной стабильности.
Торговая система ВТО помогает беспрепятственному
осуществлению торговли и обеспечивает
страны конструктивным и справедливым
механизмом для разрешения споров по торговым
вопросам, тем самым создавая и укрепляя
международную стабильность и сотрудничество.