Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 18:45, курсовая работа
Целью прохождения практики является закрепление теоретических основ формирования и управления прибылью на предприятии, анализ эффективности, распределения и использования на примере предприятия ОАО «Аскольд», выявление факторов влияющих на финансовый результат предприятия, а также разработка рекомендаций по совершенствованию управления прибылью в современных условиях налогообложения.
ВВЕДЕНИЕ
Краткая характеристика предприятия и оценка основных показателей ОАО «Аскольд»
Техника - экономическая характеристика ОАО «Аскольд», структура управления предприятием
Основные экономические и финансовые показатели деятельности предприятия и ценовая политика предприятия
Анализ прибыли от основной деятельности ОАО «Аскольд»
Операционный анализ прибыли предприятия
Анализ рентабельности ОАО «Аскольд»
Факторный анализ динамики и структуры прибыли исследуемого предприятия
Меры по увеличению прибыли и повышению рентабельности ОАО «Аскольд»
Ценовая политика и цены на продукции ОАО «Аскольд»
Заключение
Список использованных источников
Приложение
- изучение изменений
каждого показателя за
- структурный анализ соответствующих статей (в процентах);
- изучение динамики изменения показателей за ряд периодов - трендовый анализ;
- исследование влияния отдельных факторов на прибыль (факторный анализ).
Анализ прибыли начинается с исследования ее динамики и структуры, как по общей сумме, так и разрезе ее составляющих элементов.
Анализ формирования прибыли в отчете по практике будет основываться на методической работе Бочарова В.В. «Финансовый анализ».
На основе представленных в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» ОАО «Аскольд» (Приложение 2) данных, проводится оценка состава, структуры и динамики факторов формирования прибыли (табл. 3.1.3).
Таблица 3.1.3 Анализ прибыли ОАО «Аскольд» по отчету «О прибылях и убытках» за 2004-2005 гг.
Показатель |
2004 |
2005 |
Абсолютное отклонение(+,-) (гр. 3 - гр.2) |
Удельный вес, в % |
Отклонение (+,-) | |
2004 |
2005 | |||||
тыс.руб. |
тыс.руб. | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 .Выручка от продажи товаров |
75753 |
112098 |
+ 36 345 |
100 |
100 |
- |
2. Себестоимость проданных товаров |
73706 |
109794 |
+36088 |
97,3 |
97,9 |
+0,6 |
3. Валовая прибыль (строка 1 - строка 2) |
2047 |
2304 |
+257 |
2,7 |
2,1 |
-0,6 |
4. Коммерческие расходы |
1578 |
2018 |
+440 |
2 |
1,8 |
-0,2 |
5. Управленческие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6. Прибыль от продаж (строка 3 - строка 4 -строка 5) |
469 |
286 |
-183 |
0,6 |
0,3 |
-0,3 |
7.Результат от операционных доходов и расходов |
1 142 |
-321 |
-1463 |
1,5 |
0,3 |
-1.2 |
8.Результат от |
1558 |
286 |
-1 272 |
2,1 |
0,3 |
-1,8 |
9. Прибыль до налогообложения (строка 6 ± строка 7 ± строка 8) |
3 169 |
251 |
-2918 |
4,2 |
0,2 |
-4 |
10. Налог на прибыль и иные обязательные платежи |
671 |
178 |
-493 |
0,9 |
1,2 |
+0,3 |
11. Прибыль от обычной деятельности |
2498 |
73 |
-2425 |
3,3 |
0,1 |
-3,2 |
12. Чистая прибыль |
2498 |
73 |
-2425 |
3,3 |
0,1 |
-3,2 |
Как свидетельствует представленная в табл. 3.1.3 бухгалтерская и аналитическая информация, предприятие ОАО «Аскольд» в 2005 г. получило чистую прибыль в размере 73 тыс. руб., при чем прибыль до налогообложения составила 251 тыс. руб.
Общая сумма прибыли за 2005 г. по сравнению с 2004 г. снизилась на 2425 тыс. руб., прибыль до налогообложения на 2918 тыс. руб. Оба этих показателя снизились, что говорит о снижении эффективности деятельности предприятия.
В динамике показателей прибыли можно отметить следующее: прибыль от реализации растет медленнее, чем выручка от реализации, это свидетельствует об относительном увеличении затрат на производство продукции.
Далее результаты табл. 3.1.3 показывают, что по сравнению с 2004 г. наблюдается повышение показателей выручки и себестоимости в абсолютном выражении. Доля себестоимости проданных товаров в выручке увеличилась на 0,6 % в 2005 г. по сравнению с 2004 г., что проявилось в отрицательном воздействии на результате от продажи продукции.
Результат от ведения основной деятельности в 2005г. - прибыль в размере 73 тыс. руб. За год этот показатель снизился как в абсолютном выражении (-2425), так и его удельный вес в выручке снизился на 3,2 %, наблюдается отрицательная динамика.
По прочим видам деятельности (операционной и внереализационной) в анализируемом периоде у ОАО«Аскольд»-убыток в сумме 35 тыс.руб. В частности по операционной деятельности предприятием получен убыток в размере 321 тыс. руб., что ниже показателя 2004 г. на 1463 тыс. руб. На снижение результата от прочей деятельности 2005 г. повлияла сумма уплаченных процентов по кредиту, что уменьшило доходы от операционной деятельности на 609 тыс. руб. (Приложение 2).
Результат от внереализационной деятельности в 2005 г.- прибыль 286 тыс. руб., что на 1272 тыс. руб. меньше, чем в 2004 г. Этот показатель снизился в 2005 г. на 1,2 %, значительное отклонение в показателях связано со списанием в 2004 г. просроченной дебиторской задолженности, что увеличило доходы от внереализационной деятельности до 1558 тыс. руб.
В целом по предприятию прочая деятельность уменьшила прибыль ОАО «Аскольд» на 35 тыс. руб.
В анализируемом периоде в структуре совокупных доходов (убытков), полученных от осуществления всех видов деятельности предприятия, удельный вес доходов от реализации продукции и доходов от внереализационной деятельности занимают равные значения 0,3% в выручке. Это еще раз подтверждает о снижении эффективности основной деятельности предприятия.
Динамика изменения основных показателей по Отчету о прибылях и убытках предприятии ОАО «Аскольд» за 2004-2005 гг. изображено на рис. 6.
Рис. 6. Динамика показателей по Отчету о прибылях и убытках ОАО «Аскольд» за 2004-2005 гг.
Далее рассмотрим факторы, повлиявшие на результат от продажи товаров (работ, услуг), их можно классифицировать на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
- социально-экономические условия;
- цены на материально-
- уровень развития внешнеэкономических связей и т. д.
К внутренним факторам относятся изменения:
- прибыли от продаж;
- структуры реализованной продукции;
- себестоимости продукции;
- уровня цен на нее;
- снижение производительности;
- операционных и внереализационных доходов и расходов.
Факторы первого порядка оказывают непосредственное влияние на величину бухгалтерской прибыли, а второго порядка – на прибыль от продаж.
При разработке мероприятий по дальнейшему увеличению прибыли принимаются во внимание не только результаты анализа, но такие аспекты учетной политики предприятия, как:
- методы оценки активов и обязательств;
- порядок проведения
инвентаризации активов и
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- способы ведения бухгалтерского учета (методы амортизации основных средств и нематериальных активов, оценки материально-производственных запасов, признания выручки от продажи товаров (работ, услуг);
- оптимизация издержек на производство продукции;
- рациональная ценовая политика.
- Важное значение для оценки финансовых результатов деятельности предприятия имеет факторный анализ прибыли от продажи товаров (работ, услуг), который будет рассмотрен в следующих разделах.
3.2. Операционный анализ прибыли предприятия
Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами по ее производству и реализации.
Сравнение массы прибыли
с затратами характеризует
С помощью операционного анализа можно выявить ряд резервов повышения эффективности деятельности организации на основе оценки достигнутых результатов по следующим названным особенностям:
1) оценки прибыльности
производственно – торговой
2) прогнозирования рентабельности предприятия на основе показателя «Запас финансовой прочности»;
3) оценки предпринимательского риска;
4) выбора оптимальных путей выхода из кризисного состояния;
5) оценки результатов
начального периода
6) разработки наиболее
выгодной для предприятия
Главный принцип, заложенный в основу системы «директ-костинг», - раздельный учет переменных и постоянных затрат и признание постоянных затрат убытками отчетного периода.
Переменные затраты меняются с изменением степени загрузки производственных мощностей, но в расчете на единицу продукции они являются постоянными.
Постоянные затраты в сумме не меняются при изменении уровня деловой активности, но в расчете на единицу продукции они зависят от объема поизводства.
Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые значения показателей деятельности предприятия: критический объем производства и реализации товаров, порог рентабельности и запас финансовой прочности. На практике они тесно связаны о понятая «маржинальный доход», означающим результат от реализации продукции после возмещения переменных расходов (ПР). Схема расчета маржинального дохода в сфере производства приведена на рис. 3.
Рис. 3. Формирование финансового результата в сфере производства
В финансовом менеджменте операционный анализ тесно связан с понятием произ-водственного (операционного) рычага, расчет которого базируется на определении силы воздействия производственного рычага (СВПР) по формуле (3.1):
СВПР = |
Маржинальный доход |
|
Прибыль |
(3.1) |
СВПР показывает, во сколько раз маржинальный доход превышает прибыль. Чем выше СВПР, тем больше предпринимательский риск, связанный с данным предприятием. Эффект производственного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации товаров приводит к еще более интенсивному колебанию финансового результата (прибыли или убытка).
Действие данного эффекта связано с неодинаковым влиянием переменных и постоянных издержек на конечный финансовый результат при изменении объема производства (продаж или делового оборота). Если порог рентабельности пройден, то доля постоянных издержек в суммарных расходах снижается и СВПР падает. Наоборот, повыше-ние удельного веса постоянных издержек усиливает действие производственного рычага.
Сила производственного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации. Изменяя выручку от реализации - изменяется и сила воздействия операционного рычага. Сила воздействия производственного рычага в значительной степени зависит от среднеотраслевого уровня фондоемкости: чем больше стоимость основных средств, тем больше производственные затраты.
Проведем операционный анализ исследуемого предприятия, для этого необходимо рассчитать пороговое значение выручки и запаса финансовой прочности.
Порог рентабельности (ПР) предприятия определяется по формуле (3.2):
Порог рентабельности = |
Постоянные издержки |
|
Коэффициент маржинального дохода |
(3.2) |
Коэффициент маржинального дохода (КМД) показывает его удельный вес в выручке от реализации (в деловом обороте предприятия) и рассчитывается по формуле (3.3):
КМД = |
Маржинальный доход |
|
Выручка от реализации товаров |
(3.3) |
Коэффициент маржинального дохода выражается в долях единицы, либо в процентах. Запас финансовой прочности (ЗФП) находится по формуле (3.4):
ЗФП = (ВР - ПР),
где ВР - выручка от реализации, в тыс. руб.;
ПР - порог рентабельности, в тыс. руб.
Расчет порога рентабельности и запаса финансовой прочности ОАО «Аскольд» за 2004-2005 гг. представлен в табл. 3.2.4.
Таблица 3.2.4
Оценка показателей порога рентабельности и запаса финансовой прочности ОАО «Аскольд» за 2004-2005 гг.
Показатель |
2004 |
2005 |
Отклонение (+;-) | ||
1 |
3 |
4 |
5 | ||
1. Выручка от реализации, в тыс. руб. |
75753 |
112 098 |
+36 345 | ||
2. Прибыль от реализации, в тыс. руб. (строка 1 -строка 3 - строка 4) Или (строка 5 - строка 4) |
469 |
286 |
-183 | ||
3. Сумма переменных затрат, в тыс. руб. |
32217 |
50085 |
+17868 | ||
4. Сумма постоянных затрат, в тыс. руб. (строка 5 - строка 2) |
43067 |
61727 |
+18660 | ||
5. Сумма маржинального дохода, в тыс. руб. (строка 1 - строка 3)
|
43536 |
62013 |
+18477 | ||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
6. Доля маржинального дохода в выручке, % (строка 5 / строка 1 * 100) |
57,4 |
55 |
-2,4 | ||
7. Порог рентабельности, в тыс. руб. (строка 4 / строка 6) |
74938 |
111 581 |
+36 643 | ||
8. Запас финансовой прочности, в тыс. руб. (строка 1 – строка 7) |
815 |
517 |
-298 | ||
9. Запас финансовой прочности, в % (строка 8/строка 7 * 100) |
1,09 |
-0,6 |
-4 | ||
10. Сила воздействия операционного рычага (строка 5 / строка 2) |
92,8 |
216,8 |
-124 |