Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 02:12, отчет по практике
Столовая – разновидность предприятия общественного питания. Блюда в столовой выбираются, из существующего на сегодня ассортимента, из предложенных нескольких вариантов первых, вторых и третьих блюд. Обычной формой обслуживания в столовых является самообслуживание. При всех вариантах устройства столовой обязательна санитарно-эпидемиологическая и иная специальная сертификация как помещения, так и работников, составляющих штат столовой.
Умение питаться предполагает разумное, умеренное и своевременное питание, то есть культуру питания. И этой очень непростой науке-культуре питания необходимо учиться, учиться смолоду, пока человек еще не приобрел болезней от неумеренного питания.
Так, производственные,
торговые и административно-
К планировке
доготовочных цехов –
Размеры
производственных помещений
10. Особенности питания
К сожалению, нехватка времени, некомпетентность в вопросах культуры питания, темп современной жизни - все это привело к неразборчивости в выборе продуктов. Но эта проблема урбанизированного современного человека, увы, касается не только взрослой части населения. Не менее актуален вопрос здорового питания и для школьников, и для студентов.
Студенческая
пора очень насыщенна и
Организм может приспособиться ко многому, но не к несбалансированному питанию. Как нельзя заставить работать телевизор без нужных деталей, так и организм человека не может функционировать нормально, если он не получает всех компонентов питания в необходимом количестве и соотношении. Ошибки в структуре питания становятся одной из причин многих заболеваний. К сожалению, статистика последних лет показывает резкое увеличение среди молодых людей лиц, страдающих ожирением, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом и т.д. В Северском промышленном колледже в феврале 2010 года проводился опрос с целью исследования режима, качества и полноценности питания наших студентов. В анкетировании приняло участие 278 человек 1-4 курсов. Вот лишь некоторые результаты проведенного опроса. 71% студентов отмечают, что не соблюдают режима питания; 8.6% питаются 1 раз в день, 60% -2-3 раза в день. При этом 17.6 % студентов не завтракают вообще, у 55 % ребят последний прием пищи приходится на период от 20.00 – 24.00 часов ночи! И лишь 30% ребят принимают пищу, как и рекомендовано врачами-диетологами, 4-5 раз в день и 18 % ужинают до 19.00 часов. К сожалению, во многих случаях наблюдается нарушение не только режима питания, но и качественного состава пищи. Завтрак лишь 8% опрошенных студентов можно назвать полезным и полноценным (спасибо заботливым мамам за любовно приготовленную кашу). 43,5% студентов утро начинают с бутербродов и 14% – с печенья и шоколада. Это не хорошо, и не плохо. Скорее, это среднестатистический завтрак большинства населения. Но, коль скоро, мы говорим о рациональной, здоровой и полезной пище, такой утренний набор продуктов не вполне удовлетворяет потребностям молодого организма, тем более, занимающегося интеллектуальной деятельностью. Возможно, поэтому, многие из ребят не "дотягивают" до обеда, и каждую перемену выстраивается очередь в буфет за "Сникерсами", пирожками и пиццами. Кстати, суп ежедневно употребляют в пищу всего 25% студентов, 6% не едят суп вообще, 27%- реже 2 раз в неделю. Около 43% студентов ежедневно употребляют кисло-молочные продукты, 15%-редко, 9% - не употребляют совсем. Несколько слов о неполезной, нездоровой но, к сожалению очень популярной, особенно среди молодежи, пище - фастфуде, чипсах, газированных напитках и др. О вреде перечисленных продуктов знает около 80% наших студентов. При этом 35% - увлекаются фастфудом; 7% -употребляют в пищу чипсы
ежедневно (!), 19% студентов - 2-3 раза в неделю; 17% ежедневно употребляют газированные напитки, 27%- 2-3 раза в неделю. Зато 19% студентов совсем отказались от употребления в пищу чипсов и 9% от газированных напитков (молодцы!). 53% - "балуют" себя чипсами реже, чем 2 раза в неделю и 41% - редко газ.водой.
Если подвести итог, то можно сказать, что большинство студентов питаются крайне нерегулярно, перекусывая на ходу, всухомятку. В рационе питания многих преобладают углеводы, т.к. за счет них легче восполнить энергетические затраты. Беспокоит рост популярности у студентов продуктов питания быстрого приготовления, содержащих в большом количестве различные ароматизаторы, красители, модифицированные компоненты.
Каковы же основные принципы рационального питания? Их всего три, и соблюдение этих правил может стать не только крепким фундаментом для нормального функционирования организма, но и мощным профилактическим средством от многих болезней.
1. Равновесие
между энергией поступающей с
пищей, и энергией, расходуемой
человеком в процессе
2. Удовлетворение
потребностей организма в
3. Соблюдение
режима питания. Под режимом
питания подразумеваются регуля
В соответствии с физиологическими рекомендациями энергетическая потребность студентов-мужчин оценена в пределах 10 МДж (2585 ккал), студенток — 10.2 МДж (2434,5 ккал). Как отмечалось выше, одним из важных условий является правильный режим питания. Работа головного мозга поддерживается за счет его кровообращения. Процесс пищеварения также требует кровоснабжения, поэтому активное переваривание большого количества пищи вызывает приток крови к пищеварительной системе и соответственно отток ее от головы. Последствия этого можно наблюдать в повседневной жизни: после обильной трапезы мыслительная деятельность замедляется, наступает расслабление. От плотно поевшего человека не приходится ожидать творческих решений и оригинальных находок. Поэтому для поддержания умственной активности желательно дозировать нагрузку на пищеварительную систему. Но жизнь многих людей организована так, что большую часть своей суточной нормы питания они потребляют за один раз. На протяжении дня они испытывают дискомфорт, вызванный простейшей причиной — голодом, а потом враз наверстывают упущенное и оказываются мало способны к продуктивной деятельности. Чтобы этого не происходило, питание должно быть равномерным, прием пищи не менее 4-5 раз.
Выбор продуктов зависит от времени суток стоящим перед студентом.
По уже упоминавшейся причине такое решение нельзя признать верным. Неудачным оказывается и традиционное меню. Многие начинают день с пищи, содержащей углеводы, такой, как, например, сладкие булочки. Сахар и крахмал в их составе увеличивают в мозгу содержание вещества серотонина, оказывающего успокаивающий эффект. В результате желаемая бодрость по утрам не наступает. (Это свойство сладостей полезно иметь в виду на случай стрессов: иной раз конфета или пончик оказываются полезней успокоительной таблетки.) Традиционные продукты на завтрак — яйца, масло, колбаса. Они имеют высокое содержание жира и холестерина, медленно перевариваются, вызывают отток крови от мозга. В результате человек долго ощущает себя не вполне проснувшимся, и для начала активной деятельности требуется немалое время и волевое усилие.
По мнению ученых, хороший завтрак должен состоять из продуктов с низким содержанием жира. Идеальный набор для завтрака- каша и бутерброд с сыром. Также это может быть постная ветчина — ни в коем случае не колбаса или сало; нежирный плавленый сыр или творог вместо масла, свежие фрукты или сок вместо сахаросодержащих продуктов. Чашка- другая чая или кофе стимулирует психическую активность за счет содержания в этих напитках танина и кофеина. Однако эти вещества положительно влияют лишь в умеренных дозах. Выпив три-четыре чашки кофе, вы рискуете утратить хорошую реакцию и ясность ума.
Кроме того, известно, что кофеин оказывает заметное мочегонное действие. А даже незначительное (в пределах двух процентов) обезвоживание организма приводит к снижению концентрации внимания и состоянию повышенной раздражительности. Для компенсации этого любителям кофе стоит пить побольше воды. Кстати, согласно недавно опубликованным данным особо важное значение для умственной активности имеет не столько еда, сколько питье. По наблюдениям американских специалистов, обеспечение студентов в течение учебного дня свободного доступа к бакам с чистой питьевой водой привело к заметному повышению успеваемости.
Обед может перечеркнуть все надежды на успех во второй половине дня, если он состоит преимущественно из продуктов, содержащих углеводы. В качестве небольшой порции гарнира картофель и макароны вполне приемлемы, но как основное блюдо способны вызвать сонливость и расслабление, так неуместные в середине дня. Сладкий десерт лишь усугубляет этот эффект. Поэтому ученые рекомендуют на обед продукты, богатые белками. Мясо, птица или рыба способствуют наполнению крови аминокислотами, стимулирующими мозговую активность.
За ужином, наоборот, не нужно есть продукты с высоким содержанием белков, например, бифштекс или рыбу (конечно, если нет необходимости стимулировать энергию для умственной работы в ночное время). Вместо этого хороши углеводы, которые наиболее благоприятно действуют именно незадолго до сна.
Во время сессии в пищевой рацион можно внести некоторые коррективы: употребление в этот период дополнительно 10-15 г растительного масла в свежем виде в салатах значительно увеличивает концентрацию внимания и улучшает работоспособность. Молочный белок таких продуктов, как творог, сыр, кисломолочные напитки снижает уровень стресса. Поэтому врачи рекомендуют ежедневно употреблять кисломолочные продукты, в большом количестве - овощи и фрукты. Избежать переутомления поможет стакан зеленого чая с ложкой меда и соком половины лимона. Зимой не забывайте включать в свой рацион сухофрукты. Калорийность рациона во время сессии должна быть такой же, как при обычной студенческой нагрузке.
Сложность перехода к правильному питанию скорее даже не собственно физиологическая, а психологическая. Мы привыкли питаться так, как питаемся, а привычки, складывающиеся в течение жизни, сразу не изменить. Поэтому переход должен осуществляться постепенно. Зато результат от такой перестройки организма сразу же даст о себе знать – улучшится самочувствие, аппетит, нормализуется масса тела, увеличится физическая активность и, что самое главное, откроются новые возможности для самосовершенствования человека.
11. Формы и методы обслуживания
Конечной целью производственного процесса на предприятиях общественного питания является реализация готовой продукции и организация ее потребления. Эти функции определяют процесс обслуживания.
Процесс обслуживания в общественном питании – это совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации кулинарной продукции и организации досуга.
Методы и формы обслуживания на предприятиях общественного питания зависят от определенных факторов: контингента потребителей, места приема пищи, способа ее получения и доставки потребителям, степени участия персонала в обслуживании, применения средств механизации и автоматизации и др.
Метод обслуживания потребителей – способ, с помощью которого потребителям реализуется продукция.
На предприятиях
общественного питания существу
самообслуживание;
обслуживание официантами;
комбинированное обслуживание.
Форма обслуживания
– организационный прием, представляющий
собой разновидность или
Формы обслуживания отличаются: