Понятие доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности, их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.
Внешние источники доходов бюджета – доходы России, связанные с ее внешнеэкономической деятельностью.1
К налоговым доходам федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности относятся:
- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
- государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Доходы бюджета от ВЭД.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Оценка неналоговых  доходов

Неналоговые (нетарифные) доходы бюджета от внешнеэкономической  деятельности формируются за счёт продажи  лицензий, предоставления квот.

Лицензирование  и предоставление квот направлены на защиту интересов национальной экономики.

Лицензирование  предполагает, что на экспорт или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). С помощью лицензирования осуществляется государственная монополия на экспорт или импорт отдельны видов товаров.

Лицензией является официальный документ, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока. Лицензии могут быть разовыми и генеральными. Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной или импортной операции по од- ному контракту на срок до 12 месяцев. Генеральная лицензия выдается на основании решения Правительства РФ на каждый вид товара на определённый срок.

Лицензии  выдаются федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством РФ непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности как правило, после согласования с соответствующими министерством и ведомствами или их территориальными органами.

Лицензии  выдаются на бланках, изготовленных  на специальной защищённой от подделок бумаге на основании заявлений, представленных на типовых бланках.

Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливался федеральным законодательством. В настоящее время список товаров, устанавливается федеральным законодательством. В настоящее время список товаров, экспорт и/или импорт которых подлежит лицензированию включает:

- товары с содержанием драгоценных металлов, драгоценных камней, янтаря, изделий из них;

- лекарственные средства и фармацевтические субстанции;

- радиоактивные вещества и изделия на их основе;

- ядерные материалы, оборудование и соответствующие технологии;

- товары (материалы, оборудование и технологии) двойного применения, т.е. товары, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены для создания ядерного, химического, бактериологического и других видов оружия;

- возбудители заболеваний (патогенов) человека, животных и растений;

- опасные отходы;

- порохи промышленного применения, взрывчатые вещества, средства взрывания и пиротехнические изделия;

- озоноразрушающие вещества и продукты, содержащие их;

- наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества;

- шифровальные средства (техника, части для нее, пакеты программ, документация);

- спирт этиловый и водка (только импорт).

Другим  инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование).

Квоты - это ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт конкретных товаров на определённый период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды). В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта. Добровольные ограничения экспорта означают обязательство одного из государств-партнеров или взаимное обязательство ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну-импортёра, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

Меры  прямого ограничения экспорта и  импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. Как сказано в ст. 15 Закона «О государственном регулировании внешнеторговой

деятельности»: «Экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляется без количественных ограничений».

Исключительными случаями, когда могут быть введены  количественные ограничения, являются:

- обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;

- выполнение международных обязательств Российской Федерации с учётом состояния на внутреннем товарном рынке;

- защита внутреннего рынка Российской Федерации от импорта товаров, когда наносится существенный ущерб отечественным производителям аналогичных товаров.

Меры  прямого ограничения экспорта/импорта, а также другие защитные меры вводятся в соответствии с общепризнанными норами международного права. В соответствии с российскими законами процедура их введения предусматривает следующие обязательные действия.

Во-первых, обязательно проводится расследование всех обстоятельств, связанных с введением защитных мер. Расследованием занимается специальная комиссия при Правительстве РФ с привлечением необходимых организаций и специалистов. Расследование может быть начато на основании поручения Правительства или заявления органа исполнительной власти субъекта РФ, или заявления производителя или объединения производителей, чьё совокупное производство подобных товаров или товаров, непосредственно конкурирующих с импортируемыми, составляет более 50% общего внутреннего производства таких товаров. Расследование проводится в течение не более двух месяцев со дня принятия заявления. О начале такого расследования уведомляется соответствующий орган иностранного государства или орган таможен- ной территории с указанием товара, доказательств наличия ущерба или угрозы его причинения, конкретной предлагаемой защитной меры, срока её введения, а также готовности провести консультации по этим вопросам.

Во-вторых, по результатам  проведенного расследования составляется доклад федерального органа исполнительной власти, ответственного за координацию внешнеэкономической деятельности. Процедура введения защитных мер - гласная с официальным опубликованием в правительствен- ном издании решения правительства о введении защитной меры. Решения правительства принимаются и публикуются не позднее чем за 3 месяца до введения такого рода ограничений с указанием общего количества и стоимости товаров, подпадающих под ограничение.

 

Глава 3. Основные направления  совершенствования формирования доходов  бюджета от внешнеэкономических  связей

Доходы бюджета  от внешнеэкономической деятельности формируются за счёт законодательно установленных таможенных пошлин, налоговых  и неналоговых платежей, лицензий на проведение внешнеторговых операций и квот. Это обеспечивает стабильность поступлений в бюджет и развития хозяйственной деятельности. Увеличение доходов может быть получено за счёт установления новых источников поступлений или расширения действующей базы доходов.

В условиях финансового  кризиса и острого проблема доходов  бюджета приобретает особую остроту.

Основными направлениями  решения этой проблемы являются создание необходимых государственных финансовых ресурсов,  оптимизация доходной базы бюджета и укрепление налоговой дисциплины. Основами укрепления доходной базы являются экономическая и финансовая стабилизация, создание обстановки экономического роста, стимулирование инвестиционной активности и увеличение доли накопления в ВВП. Созданию условий для внешнеторгового оборота и экономического роста способствует снижение налоговой нагрузки, сопровождающееся мерами по повышению уровня собираемости таможенных пошлин, акцизов, НДС и других доходов от внешнеэкономических связей России с другими государствами.

В целях стабилизации добычи нефти необходимо повысит размер необлагаемого минимума при расчёте налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти. Одновременно в целях создания стимулов для разведки и разработки новых месторождений необходимо внести в законодательство изменения, направленные на предоставление налоговых каникул при добыче нефти на новых месторождениях, расположенных на  континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, а также на новых месторождениях, где добыча нефти связана с повышенными затратами в силу неразвитости инфраструктуры в соответствующих районах.7

Следует максимально  широко применять ставки на добычу полезных ископаемых, в первую очередь  угля. Предлагается также рассмотреть вопрос о целесообразности снижения ставки на добычу полезных ископаемых в отношении участков недр, где высокая метанообильность и склонность к возгоранию, в целях стимулирования инвестиций в модернизацию производства и обеспечение безопасности на таких участках.

Особое внимание необходимо уделить повышению качества налогового администрирования, включая  устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, а также  эффективное использование инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.

По-прежнему сохраняет  актуальность задача внесения в Налоговый  кодекс Российской Федерации поправок, направленных на совершенствование  налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях минимизации налогов. Процедуры такого контроля должны быть максимально простыми и понятными для налогоплательщиков и налоговых органов, а сам контроль должен применяться преимущественно к крупным налогоплательщикам и операциям. Должны быть чётко определены перечень контролируемых сделок, перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми, механизм и методы определения цен для целей налогообложения.

Целесообразно внедрить механизмы по противодействию  использованию соглашений об избежание двойного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение.

Следует продолжить работу по реформированию системы взимания акцизов в целях стимулирования потребления более качественных товаров. Прежде всего, необходимо дифференцировать ставки акциза на моторное топливо, имея в виду установление более низкой ставки на более качественное и экологически безопасное моторное топливо.

Следует окончательно определиться со стратегией и тактикой дальнейшего снижения налоговой  нагрузки, в том числе в отношении  сроков реформирования налога на добавленную стоимость.

Оптимальная налоговая  система, обеспечивая финансовыми  ресурса- ми потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налогового бремени или  налоговой нагрузки на налогоплательщика является достаточно серьёзным измерителем качества налоговой системы страны.

В целях оптимизации  налогообложения федеральные органы исполни- тельной власти предоставляют  налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым и таможенным законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определённых федеральным бюджетом на очередной финансовый год.

Иными словами, эффективная налоговая система  должна обеспечивать разумные потребности  государства, изымая у налогоплательщика, как правило, не более 1/3 его доходов.8

Направления и  пути увеличения доходов бюджета  от внешнеэкономических операций

Дальнейшее  совершенствование системы среднесрочного финансового планирования сдерживается, в частности, отсутствием утвержденного Правительством Российской Федерации порядка разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Но  процесс внедрения механизмов бюджетирования по результатам продолжается. Законодательно установлены нормы, направленные на повышение результативности бюджетных расходов.

В качестве новых бюджетных инструментов введены долгосрочные и ведомственные целевые программы, государственные и муниципальные задания, многолетние государственные и муниципальные контракты, упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг. Однако, практическое внедрение этих инструментов и механизмов неоправданно затянулось. Правительство Российской Федерации в установленные сроки не утвердило порядки формирования, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ, формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, формирования и финансового обеспечения государственного задания федеральным государственным учреждениям. Не создана в полном объёме нормативная и методическая база формирования и финансового обеспечения государственных заданий автономным учреждениям.

Поправками  к Бюджетному кодексу Российской Федерации более чётко определены состав и полномочия участников бюджетного процесса, расширена самостоятельность и повышена ответственность главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов, формировании и представлении бюджетной отчетности.

С 2008 года внедрена система мониторинга качества финансового управления, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета. В то же время переход к новой организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы сдерживается устаревшими законодательными нормами, регламентирующими осуществление государственного и муниципального финансового контроля, ответственность за нарушение бюджетного законодательства, а также сложившейся практикой внесения изменений в утвержденные бюджеты, особенно в конце финансового года.9

Информация о работе Понятие доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности, их классификация