Понятие, сущность и формы расчетов с покупателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 23:29, дипломная работа

Описание работы

Для написания дипломной работы выбрана тема «Учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками» на примере ОАО Филиал «Сахарный завод Жердевский». Причиной выбора данной темы послужила актуальность данного вопроса для всех предприятий обеспечивающих поставку сырья. В настоящее время большое внимание уделяется расчётам с покупателями и заказчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств и спрос сырья, вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с заказчиками – за купленные ими товары; с покупателями (подрядчиками) – за выполненные работы и оказанные услуги, за сырьё, материалы, товары и прочие материальные ценности.

Содержание работы

Введение
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ.

Понятие, сущность и формы расчетов с покупателями……….
8
Нормативная база, регламентирующая бухгалтерский учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками………………..

15
Гражданско-правовые отношения в рамках договоров поставки. Оценка современного состояния учета расчетов с поставщиками на Филиал ОАО «Сахарный завод Жердевский»……………………………………………………..



ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ.

2.1. Организационно-правовая и технико-экономическая характеристика ОАО «Сахарный завод Жердевский»……………….

2.2. Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками……………………..............................................................

2.3. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками на ОАО «Сахарный завод Жердевский»……………………………………………………………

Глава 3. Аудиторская проверка и предложения по совершенствованию учета расчетов с покупателями и заказчиками на ОАО "Сахарный завод Жердевский"………………………………………...

Оценка состояния первичного учета и внутреннего контроля на ОАО «Сахарный завод Жердевский»……………………….

План и программа аудита расчетов с покупателями…………..

Предложения по совершенствованию организации учета и контроля расчетов с покупателями на ОАО "Сахарный завод Жердевский"……………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………....

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….

Приложения……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 56.72 Кб (Скачать файл)

Ко второму уровню относятся  следующие нормативные документы, регулирующие порядок учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками:

- Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской и  финансовых обязательств. Утверждены  приказом Минфина РФ от 13.06.95 г.  №49.

- «О праве организаций-кредиторов, претензии которых не признаны  должниками, на обращение с исками  в арбитражный суд». Письмо Высшего  Арбитражного Суда, Минфина РФ  от 27.12.94 г. №С1-7/ОП-867.

- «Об установлении предельного  размера расчетов наличными деньгами  в Российской Федерации между  юридическими лицами». Указание  Центробанка РФ № 1006.

- «Указание по отражению  в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора  доверительного управления имуществом».  Приказ размер расчетов наличными  деньгами в Российской Федерации  между юридическими лицами. Юридические  лица не могут выдавать друг  другу по одной сделке более  60 000 рублей и эта сумма относится  к платежам в рамках одного  договора.

К четвертому уровню документов относятся рабочие документы  по бухгалтерскому учету самого предприятия  – учетная политика организации, которая основывается на базе документов первого, второго и третьего уровня. 
 
Учетная политика организации – это принятая его совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности). Учетная политика организации формируется исходя из установленных ПБУ 1/98 допущений и требований.

При осуществлении контроля и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками используются следующие  основные нормативные документы:

О порядке отражения в  учете товарообменных операций или  операций, ета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками подразделяются на четыре уровня. Основными документами  являются Гражданский и Налоговый  кодекс и Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 129-ФЗ от 21 ноября

Статья 1 Закона «О бухгалтерском  учете» предусматривает в составе  объектов бухгалтерского учета обязательства  как неотъемлемую часть хозяйственной  деятельности организации.

Термин «обязательства»  в первоначальном значении – это  отношения, в силу которых одна сторона  обязана совершить в пользу другой стороны определенные действия. В  бухгалтерском учете отражаются и обобщаются не все обязательства, а лишь долговые, составляющие часть  имущества и оборотного капитала организации (предприятия). В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности к ним относятся экономические обязательства хозяйствующего субъекта, которые признаны и оценены в соответствии с о взаимным обязательствам, в том числе с дочерними и зависимыми обществами, персоналом предприятия, с бюджетом и внебюджетными фондами, по полученным авансам, предварительной оплате и т. п.

Поставщики и подрядчики – это организации, поставляющие сырьё, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие  различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие  разные работы (капитальный и текущий  ремонт основных средств и др.).

Расчёты с поставщиками и  подрядчиками осуществляют после отгрузки им товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия предприятия  или по его поручению.

Без согласия организации  в без акцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных  приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование  телефонов, почтово-телеграфные услуги.

В настоящее время организации  сами выбирают форму расчётов за поставленную продукцию или оказанные услуги. В Положении о безналичных  расчётах в РФ предложена новая форма  расчётов, основанная на использовании  выписываемого поставщиком платёжного требования-поручения. Оно принимается  банком покупателя к исполнению только при наличии средств на расчётном  счёте покупателя и при его  письменном согласии оплатить говор  поставки. По содержанию указанные  договоры должны соответствовать требованиям, сформулированным статьями 455, 506 и другими  ГК РФ. Для формирования учетной  информации особое значение имеют сведения о поставках: наименование товара, его  количество, цена, формы расчетов, сроки  поставки и ее оплаты, условия транспортировки, момент перехода права собственности  на приобретенные товары, материалы  и другое имущество от продавца к  покупателю.

Для учета расчетов за поступившие  материалы, товары, выполненные работы и услуги предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», по дебету которого отражаются суммы  исполнения обязательств перед поставщиками и подрядчиками за поставленные материальные ценности и оказанные услуги, а  также выданные авансы в корреспонденции  со счетами учета денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др.), по кредиту – образование задолженности  перед другими юридическими лицами в корреспонденции с дебетом  счетов материально-производственных запасов (10 «Материалы») и соответствующих  затрат (20 «Основное производство», 44 «Издержки обращения» и др.).

Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности  перед, т. е. «по отгрузке», что означает переход права собственности  на отгруженную продукцию к покупателю. Согласно принципу имущественной обособленности, предусмотренному ПБУ/1 «Учетная политика организации», имущество, находящееся в собственности организации, должно быть отражено в ее балансе. Из этого следует, что обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками должны быть отражены организацией в следующих случаях:

- при поступлении непосредственно на склад организации товарно-материальных ценностей или приемки оказанных услуг и выполненных работ в соответствии с документами поставщика;

- при поступлении материалов и оприходовании их без расчетных документов поставщика на их оплату, т. е. имеет место неотфактурованная поставка;

- при оплате расчетных документов поставщика за материалы, нные ранее в составе материально-производственных запасов, должны быть сторнированы на начало месяца. Такой методологический подход к формированию информации о состоянии производственных запасов дает возможность обеспечить достоверные сведения о состоянии материально-производственных запасов, используемые для исчисления налога на имущество.

Погашение обязательств по расчетам с поставщиками оформляется  бухгалтерской записью:

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»К-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках».

По дебету счета 60 отражаются и выданные авансы, которые представляют собой предварительные платежи  по сделкам, вытекающие из условий расчетов между участниками договоров. Учет выданных авансов осуществляется обособленно  в отдельных регистрах аналитического учета с целью получения информации о расчетах с конкретными поставщиками и контроля за их состояниями. Суммы  выданных авансов перечисляются  по платежному поручению с расчетного и других счетов в банках. Эти  операции оформляются бухгалтерской  записью:

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 
К-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.

Перечисленные авансы поставщикам  и подрядчикам учитываются по дебету этого счета до тех пор, пока не будут полностью выполнены  и документально оформлены поставка материально-производственных запасов  или объем предусмотренных договором  работ и услуг. За полученные товары и выполненные работы, подтвержденные документально, возникает, в частности, по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил или неоплаченным в срок. Кроме того, аналитическая  информация формируется в зависимости  от используемых форм расчетов, которые  необходимы для контроля и взаимоувязки с данными синтетического учета. 
 
Различные по своему характеру факты хозяйственной деятельности, в результате которых возникают и прекращаются обязательства организации перед различными юридическими лицами за поступившие материально-произодственные запасы и принятые услуги и работы можно сгруппировать следующим образом.

По кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  отражаются бухгалтерской записью:

      1. задолженность организации перед поставщиками за приобретенные оборудование к установке, основные средства, другие внеоборотные активы; а также за материальные ценности, поступившие в организацию
      2. Д-т счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение яйственные расходы» 
         
        К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 
         
        4) задолженность организации перед поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, работы и услуги, расчетные документы по которым не поступили, а также за выявленные излишки товарно-материальных ценностей в процессе их приемки 
         
        Д-тсч. 10 «Материалы», 41 «Товары» 
         
        К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 
         
        5) возврат ранее уплаченных поставщикам и подрядчикам сумм по расчетным документам и выданных авансов в случае недопоставки продукции 
         
        Д-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банке» 
         
        К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 
         
        6) расчеты по претензиям к поставщикам, подрядчикам, транспортным организациям, возникшие из-за несоответствия качеств, материальных ценностей, установленных стандартами или условиями договоров, а также из-за  
         
        Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 
         
        К-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банке»; 
         
        2) выданные авансы поставщикам и подрядчикам в соответствии с условиями договоров 
         
        Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 
         
        К-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банке»; 
         
        3) списание сумм задолженности перед поставщиками и подрядчиками в результате проведения взаимозачетных расчетных операций с покупателями и заказчиками. 
         
        Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по1
         
        - поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты ало месяца); 
         
        - сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам – материалы поступили, а товарно-сопроводительным документы для оплаты их не поступили (сальдо кредитовое); 
         
        - сальдо на начало месяца по авансам выданным, когда материалы еще не поступили (сальдо дебетовое). 
         
        В течение отчетного месяца бухгалтерия организации получает документы поставщиков, акцептованные отделом маркетинга, принимает приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов организации. Это позволяет отразить обязательства либо закончить расчеты ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств. 
         
        Журнал-ордер №6 ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу. Кроме справочных данных (номер счета, регистрационный номер, наименование поставщика) в журнал-ордер №6 записываются номер приходного документа склада, стоимость поступивших материалов по учетным ценам организации и стоимость по платежному документу поставщика с выделением в отдельную графу суммы налога на добавленную стоимость, указанной в расчетном документе. Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценностей общей суммой, а суммы по платежным требованиям – в разрезе видов материалов (основные, параллельно с аналитическим в ведомостях. Указанные регистры используются для составления оборотных ведомостей по счетам, на основе которых производятся записи в Главную

В современных условиях развития экономических отношений существуют различные виды контроля.Расчеты  с поставщиками и подрядчиками –  раздел учета, где наряду с проверкой  отражения операций в системе  бухгалтерского учета немаловажное значение приобретает оценка системы  первичного учета. Связано это в  первую очередь с тем, что практически  все документы, оформляющие операции данного раздела, поступают в  организацию извне.

Факторы риска, а также  возможность разного рода злоупотреблений  обусловливают необходимость предварительного исследования системы первичного учета  на участке расчетов с поставщиками и подрядчиками. Такой анализ позволяет  более подготовлено подойти к  проведению основных процедур по данному  разделу учета, а также обоснованно  определить объемы выборки и способы  отбора элементов в проверяемую  совокупность.

Кроме того, предварительный  анализ системы первичного учета  даст возможность оценить качество первичной учетной документации, которая будет использоваться в  качестве доказательств.

На основании проведенного исследования составляются план и программа проверки, определяются объемы выборки на отдельных участках учета в рамках данного раздела и способы отбора элементов проверяемой совокупности.

Рассмотрим процедуры, которые могут присутствовать в зависимости от результатов в организации присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период.

Проверяя полноту отражения  приобретенных работ, услуг, можно  использовать информацию о типичном «наборе» услуг, предоставляемых проверяемой  организацией за определенный период, полученную, например, в результате устного опроса или просмотра  учетных регистров за предыдущие периоды по предложенной форме.

При этом нужно сверить  данные первичных приходных документов с договорами и на поставку с тем  или иным поставщиком. Затем необходимо проверить наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке по журналу регистрации счетов-фактур. После этого необходимо сверить полученные данные с данными складского учета или с информацией от каналы поступления документов, ведется ли их централизованная регистрация и т.д. Полезно также ознакомиться с перечнем постоянных и разовых контрагентов предприятия, причем документам последних уделить особое внимание.

Проверка законности первичной  учетной документации, оформляющей  операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Цель проведения данной процедуры – получение достаточного количества доказательств того, что  весь массив первичной учётной документации имеет юридическую силу (т.е. соблюдены  все требования к оформлению документации). К проверке документации, оформляющей  операции, по которым были обнаружены расхождения, следует подойти с  особой тщательностью. По результатам  проведения данной процедуры можно  выявить общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному  участку и, выявив нарушения, отразить их в акте проверки. Информация по тем  операциям, где документов нет либо они оформлены неверно (отдельные  реквизиты отсутствуют либо в  документах есть исправления), обязательно  должна быть учтена при дальнейшей проверке отражения этих операций на счетах учета.

Информация о работе Понятие, сущность и формы расчетов с покупателями