Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа на ОАО ПСК «Строитель Астрахани»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является выработка управленческой политики на предприятии, основывающейся на аналитических экономических расчетах, доказывающих целесообразность принятия того или иного исследования. Кроме того, применить полученные знания для выработки управленческих решений на исследуемом предприятии ОАО ПСК «Строитель Астрахани».

Файлы: 1 файл

Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа.doc

— 479.50 Кб (Скачать файл)

Преобразуя  показатель запаса финансовой прочности  можно выявить его обратно  пропорциональную зависимость от силы операционного рычага:

ЗФП = Nобщ. – Nкр. = Nобщ - ,


где Nобщ. - общая величина выручки от продаж;

Nкр. - выручка от продаж в точке безубыточности;

Sпост- постоянные затраты;

Pмарж - маржинальная прибыль;

Pn - прибыль от продаж.

1.3.1. Факторный  анализ критического объема продаж продукции

Важный момент в маржинальном анализе – изучение влияния факторов (постоянных и переменных затрат и цен) на критический объем  продаж, для расчета которого воспользуемся  формулой точки безубыточности в  количественном выражении (qкр):

qкр. = ,


где p – цена единицы продукции;

S’пер.кр. – удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции;

Sпост - постоянные затраты.

Влияние каждого  фактора на изменение критического объема продукции в отчетном периоде  по сравнению с предыдущим (или плановыми показателями) можно определить с помощью метода цепных подстановок следующим образом («отч» - показатели отчетного периода, «пред» - показатели предыдущего периода):

  1. Расчет влияния на qкр изменения постоянных расходов (Sпост):

∆ qкр. Sпост =


  1. Расчет влияния на qкр. изменения переменных расходов (Sперем):

∆ qкр. Sперем = )


  1. Расчет влияния на qкр. изменения цены (р):

∆ qкр. p = ).


Далее проверяются  расчеты влияния факторов:

∆ qкр. = ∆ qкр. Sпост + ∆ qкр.Sперем + ∆ qкр.p


Подобные алгоритмы  расчетов можно использовать так же и для целей прогнозирования, в том числе для определения ценовой политики. В условиях роста цен на потребляемое сырье, тарифов оплаты труда, ставок арендной платы и так далее важно предусмотреть, какое повышение цен на реализуемую продукцию сможет компенсировать влияние этих негативных факторов для того, чтобы точка безубыточности не увеличилась [4,c.122].

1.3.2. Определение критической суммы постоянных затрат, переменных расходов на единицу продукции и критического уровня цены реализации

С помощью маржинального  анализа можно установить критический  уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также  цены и переменных затрат на единицу  продукции при заданном значении остальных факторов.

Критический уровень  постоянных затрат при заданном уровне маржи покрытия и объема продаж рассчитывается следующим образом:

Sпост. кр. = Рn * (р - S’пер.кр.) или Sпост. кр = Рn * DРмарж


где p – цена единицы продукции;

D Рмарж – доля маржинальной прибыли в выручке (доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции);

S’пер.кр. – удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции;

Sпост - постоянные затраты;

Рn – объем продаж продукции.

Суть этого  расчета состоит в том, чтобы  определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальной прибылью при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным [7,c.147].

Для того чтобы  определить срок окупаемости (t) постоянных затрат отчетного периода, необходимо сделать следующий расчет:


Как можно видеть, критический уровень постоянных издержек является очень ценным показателем в управленческой деятельности. С его помощью можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.

 Критический  уровень переменных затрат на  единицу продукции (S’пер.кр.) при заданном объеме продаж (Рn), цене (P) и сумме постоянных затрат (Sпост) определяется следующим образом:


Критический уровень  цены (Ркр.) определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:


1.4. Факторный анализ результативности операционной деятельности.

 

Для эффективного функционирования системы управления необходима качественная информация о воздействии различных факторов на производство и сбыт продукции не только для целей контроля и планирования производственных показателей, но и прогнозирования размеров рынка, рыночной дали предприятия, цен и структуры реализации.

Оценка влияния  факторов на динамику затрат, прибыли и рентабельности, подготовленная на основе детального изучения внешних и внутренних факторов, является важным оперативным и стратегическим инструментом управления. Создание адекватной факторной модели, использование ее для прогнозирования хозяйственных ситуаций, информационное обеспечение факторного анализа уже сложившихся и будущих результатов бизнес-процессов позволяют принимать современные и обоснованные управленческие решения, минимизирующие негативное воздействие внешней и внутренней среды бизнеса. Умея оценить факторы, можно создать на предприятии эффективный механизм управления ими.

Поскольку на результаивность  производства и реализацию продукции  оказывает влияние большое количество разнообразных факторов, в том  числе специфических, свойственных деятельности конкретного предприятия, то и методики, необходимые для их анализа, отличаются оригинальностью и создаются под конкретную управленческую задачу.

Целесообразно рассмотреть несколько основных методик факторного анализ, которые достаточно универсальны и наиболее часто востребованы.

Первая методика факторного анализа позволяет выявить, насколько обоснованы затраты на производство и реализацию продукции. Под воздействием объективных факторов абсолютная величина затрат, как правило, увеличивается в условиях роста объема производства, инфляционных процессов, изменения управленческой политики в части позиционирования, рекламы продукции, освоение ее новых видов и т.д. Все это может привести порой к резкому увеличению затратной составляющей бизнеса, но насколько оправдан такой рост, поможет убедиться реализация одной из методик факторного анализа.

Для подтверждения  обоснованности затрат следует исходить из соотношения темпа их роста  и темпа роста выручки от продаж (доходов), причем последний должен быть опережающим, поскольку расходы бывают оправданы тогда, когда они компенсированы полученными доходами (в данном случае речь идет о текущих операционных расходах на производство и реализацию продукции без учета затрат капитального характера). Безусловно, для компенсации понесенных текущих затрат требуется порой длительное время [1,c.204].

В данном случае ограничимся анализом деятельности предприятия в относительно стабильных условиях, при незначительных колебаниях рыночного спроса, цен, ассортимента выпускаемой продукции, структуры  затрат и т.д.

Для оценки влияния  факторов на результативный для данного случая показатель – расходоемкости производства и реализации продукции (dSобщ) воспользуемся следующей формулой:

dSобщ = .


Используя методику моделирования исходной факторной  модели, преобразуем вышеприведенную  формулу в многофакторную модель смешанного типа:

dSобщ =


где Sобщ- общая величина постоянных и переменных расходов (расходов по обычным видам деятельности);

N – выручка от продаж;

qобщ - общий объем производства и реализации в количественном выражении;

p – цена единицы продукции;

S’перем – удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции;

Sпост - постоянные затраты.

Кроме того, одним  из важнейших этапов маржинального  анализа является анализ прибыли от финансово-хозяйственной деятельности предприятия и влияние на ее уровень разнообразных факторов.

Большой интерес  представляет методика маржинального  анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие  от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.

По методике факторного анализа  прибыли, применяемой в нашей  стране, обычно используют следующую  модель:


П = РN *(P - S),

где РN-общий объем реализации продукции;

P – цена за единицу продукции;

S- себестоимость единицы продукции.

При этом исходят  из предположения, что все приведенные  факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает  взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли от реализации отдельных видов продукции и прогнозировании ее величины используют следующую модель:


П = Рn * (Р - S’перем) - Sпост,

где S’перем - переменные затраты на единицу продукции;

Sпост - постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.

По данной модели учитывается и прямое и косвенное  влияние объема продаж на изменение финансового результата.

Следовательно, рассмотренная методика позволяет  более правильно исчислить влияние  факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает мультипликативный  эффект воздействия объема продаж на изменение величины прибыли.

Методика анализа  прибыли несколько усложняется  в условиях многопродуктового производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

Для изучения влияния  факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:

П = ∑ [Рnобщ. * Удi * (pi - S’перемi)] - Sпост ,


где S’перем – удельные переменные затраты в расчете на единицу i-ого вида продукции;

Sпост - постоянные затраты;

pi – стоимость i-ого вида продукции;

Рnобщ – общий объем продаж продукции.

Удi- удельные веса отдельных видов продукции в общем объеме продаж.

 Таким образом, сравнительный анализ познавательных свойств различных методик факторного анализа прибыли доказывает преимущество методики маржинального анализа, позволяющего исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

Следующая методика имеет особую актуальность в процедурах прогнозирования результатов бизнеса. Для предпринимательской деятельности довольно характерна ситуация, когда  первичным показателем бизнес-плана выступает прибыль. Например, когда требуется спрогнозировать период окупаемости операционных (текущих) затрат, поскольку он рассчитывается как отношение прибыли за весь планируемый период (год) к затратам (средним за период) [10,c.85].

Исходя из данной суммы прибыли, определяется объем продаж продукции, необходимый для ее получения при известных ценах, постоянных затратах и удельных переменных затратах на единицу продукции. Для расчета количества продукции используется следующая формула:

qрасчета=


где Рпрогноз - заданная (прогнозная) величина;

qрасчета– расчетный необходимый объем продаж в количественном выражении;

p – цена единицы продукции;

Sпост - постоянные затраты;

Sперем.1ед. – удельные переменные расходы на единицу продукции.

Расчетный объем продаж в стоимостном выражении, необходимый для покрытия совокупных постоянных и переменных расходов, а так же для формирования заданного объема прибыли, рассчитывается следующим образом:


Nрасчетн = qрасчета*p,

где Nрасчетн - расчетный объем продаж в стоимостном выражении;

qрасчета– расчетный необходимый объем продаж в количественном выражении;

p – цена единицы продукции.

 

1.5. Методики, используемые для принятия управленческих  решений на основе маржинального  анализа

Информация о работе Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа на ОАО ПСК «Строитель Астрахани»