Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа на ОАО ПСК «Строитель Астрахани»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является выработка управленческой политики на предприятии, основывающейся на аналитических экономических расчетах, доказывающих целесообразность принятия того или иного исследования. Кроме того, применить полученные знания для выработки управленческих решений на исследуемом предприятии ОАО ПСК «Строитель Астрахани».

Файлы: 1 файл

Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа.doc

— 479.50 Кб (Скачать файл)

 

Для общей характеристики тенденции развития финансово-хозяйственной  деятельности предприятия за период с 2005 года по 2007 год необходимо выделить несколько базовых показателей, на основе анализа динамики которых  можно будет сделать вывод  о степени продуктивности организации. Во-первых, рассмотрим изменения объемов реализованной продукции и выполненных работ. За весь анализируемый период тенденция развития данного показателя была положительной. Важно отметить, что темп роста объемов реализованной продукции и выполненных СМР в период 2006 - 2005 гг. по сравнению с периодом 2007 - 2006 гг. увеличился на 46%. Объективной причиной тому могло стать снижение конкуренции в сфере деятельности предприятия или повышение конкурентоспособности за счет различных факторов, например, качества продукции или более низких цен на продукцию. За счет этого компания приобрела новых клиентов и способствовала повышению уровня спроса на свою продукцию, что вынудило организацию повысить объем производства с целью получения дополнительной прибыли.

Важным показателем  успешности деятельности компании, естественным образом, является прибыль до налогообложения. В рассматриваемом случае наиболее высокий темп роста прибыли наблюдается  в период с 2005 года по 2006 год и  составляет превышение в 5,2 раза. В дальнейшем предприятию удается сохранить тенденцию роста прибыли до налогообложения, но менее успешно, так как темп прироста данного показателя в период с 2006 года по 2007 год составляет только 158%. Повлиять на такой ход событий могло резкое увеличение затрат на производство продукции, связанное, например, с ростом цен на исходный материал, услуги поставщиков, инфляцией и т.д.

Поэтому следующим  этапом данного анализа станет наблюдение динамики развития таких показателей, как полная себестоимость реализованной продукции и выполненных СМР и затраты на 1 рубль реализованной продукции и выполненных СМР. Показатель себестоимости продукции сохранял на протяжении всех трех лет рассматриваемого периода четкую направленность на рост, что оправдано при стабильном росте объемов производства и реализации товаров и услуг. Важно отметить, что рост себестоимости в данном случае должен пропорционально соотносится с ростом объемов производства для сохранения рентабельности основной деятельности и затрат на единицу продукции. В рассматриваемом случае в 2006 году по сравнению с 2005 годом наблюдается абсолютный рост себестоимости на 52150 тыс. руб., а абсолютный рост объемов реализованной продукции и выполненных СМР равен 53720 тыс. руб. Таким образом, затраты на 1 рубль реализованной продукции и выполненных работ увеличиваются на 0,026 руб. или 3,12% , что является незначительным увеличением и позволяет достичь более высокого уровня прибыльности организации при увеличившемся объеме производства. Это говорит о пропорциональности изменения взаимосвязанных показателей, что характеризует правильную управленческую политику.

В период с 2006 года по 2007 год так же замечена пропорциональность уровней изменения объемов реализации и полной себестоимости – изменение осуществляется в сторону увеличения затрат на 1 руб. реализуемой продукции и услуг. В 2006 году по сравнению с 2007 годом абсолютное изменение объемов реализации составило 198780 тыс. руб. в сторону увеличения, а абсолютный рост полной себестоимости – 194693 тыс. руб. В данном случае произошло повышение затрат на 1 руб. реализованной продукции в период с 2005 года по 2006 год по сравнению с периодом с 2006 года по 2007 на 0,05 или 5,82%.

Темп роста  среднесписочной численности работающих за период с 2005 года по 2006 год составил 83,3%, т.е. за рассматриваемый период количество ППП было сокращено на 110 человек. Причин сокращения численности персонала достаточно много, поэтому необходимо дополнительно рассмотреть показатель выработки 1 работающего, который поможет выявить истинные основания такого мероприятия. Среднегодовая выработка 1 работающего за период с 2005 года по 2007 год увеличилась в 2,49 раза, или на 532,3 тыс. руб. Таким образом, можно предположить, что изначально количество ППП было избыточным, что мешало нормальному выполнению обязанностей работниками и нарушало нормальный ход производственного процесса, кроме того увеличивая затраты на производство за счет оплаты труда излишним работникам. Поэтому, руководство организации после проведения соответствующих исследований решило произвести оптимизацию численности работников путем перераспределения обязанностей и сокращения ППП.

Сокращение  излишнего персонала позволило  руководству повысить заработную плату  за период с 2005 года по 2007 год на 198,06 %, что составило 80039 руб. Устойчивый рост заработной платы повышает стабильность и имидж предприятия, привлекая новые более квалифицированные кадры и повышая уровень мотивации уже работающих на данном предприятии людей.

Кроме того, снижение среднесписочной численности работников является одним из способов повышения показателя фондоотдачи, характеризующего эффективность развития организации в целом. Снижение среднесписочной численности работников на 16 человек в период с 2006 года по 2007 год, явилось, на мой взгляд, одним из способствующих факторов абсолютного роста фондоотдачи на 2,25 руб.

Важно отметить стабильный рост фондовооруженности труда 1 работающего за рассматриваемый  период на 77,7 тыс. руб., что составляет темп роста в 2,2 раза. Этому способствует как снижение численности работников, так и устойчивый рост среднегодовой стоимости ОПФ, составивший за период с 2005 года по 2007 год 183,2%, а именно 35417 тыс. руб.

Показатель  рентабельности основной деятельности, в целом характеризующий эффективность  организации производства на предприятии имеет отрицательную направленность. За весь рассматриваемый период произошло снижение на 9, 08 %, что говорит о необходимости немедленного принятия мероприятий по повышению эффективности деятельности организации. На мой взгляд, существует несколько путей по улучшению положения фирмы.

Во-первых, сложившиеся  на рынке условия высокой конкуренции  требуют от предприятия мероприятий  по повышению конкурентоспособности  продукции, которые могут заключатся во введении нового уровня контроля качества реализуемых товаров и услуг, маркетинговых исследованиях, изучении потребностей потребителей с целью совершенствования продукции и услуг и т.д. Все это позволит повысить спрос на продукцию фирмы, способствуя тем самым повышению объемов реализации продукции и выполняемых услуг, что явится одним из факторов снижения затрат на 1 рубль выпускаемой продукции.

Кроме того, будут  оправданы затраты на создание или  развитие уже существующего научно-исследовательского центра, так как это может помочь найти не только новые инновации и модификации продукции, но и способы совершенствования технологии производства, снижения материалоемкости и т.д., что явится основанием для дальнейшего снижения полной себестоимости продукции, и, как следствие, повышения рентабельности продаж и основной деятельности организации.

2.1.4. Факторный  анализ показателей деятельности  ОАО ПСК «Строитель Астрахани»

Осуществление факторного анализа деятельности предприятия  в рамках рассматриваемой темы является необходимым по нескольким причинам.

Во-первых, факторный  анализ позволяет не только увидеть  взаимосвязь различных технико-экономических  показателей, но и рассчитать количественной влияние изменения одних показателей  на динамику других.

Во-вторых, факторный  анализ помогает оценить эффективность принимаемого управленческого решения, так как позволяет проанализировать область и направление влияния за счет каких-либо изменений.

В данной работе рассматривается тематика принятия управленческих решений на основе маржинального  анализа, то есть на основе взаимосвязи объема реализованной продукции и выполненных СМР, себестоимости реализованной продукции и выполненных СМР и прибыли. Таким образом, рассматриваются различные варианты соотношения данных показателей и принимается решение о внедрении наиболее эффективного варианта. Однако, в теории, как правило, используется принцип «при прочих равных условиях», то есть остальные показатели остаются неизменными или их изменение пропорционально друг другу, то есть «нейтрализующее». В практике соблюдение этого принципа невозможно, поэтому необходимо проанализировать факторы и степень их влияния на далее рассматриваемые основные показатели, а именно объем, себестоимость и приблыь.

Итак, начнем с  факторного анализа полной себестоимости  реализованной продукции и выполненных СМР, рассматривая факторы, влияющие на данный показатель с использованием метода цепной подстановки. В основе расчета лежит следующая факторная модель:

Sобщппп1раб.1руб.vвп,

где Sобщ – полная себестоимость реализованной продукции и выполненных СМР, тыс. руб.;

Чппп – среднесписочная численность ППП, чел.

В1раб. – среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб.

З1руб.vвп – затраты на 1 руб. реализованной продукции и выполненных СМР, руб.

Для того, чтобы  облегчить расчеты, составим табличку с данными за отчетный и плановый период по всем показателям (таблица3).

Таблица 3

Данные для  факторного анализа полной себестоимости  реализованной продукции и выполненных  СМР

 

Показатель

План

Отчет

Отклонение

по ∑

в %

Полная себестоимость реализованной продукции и выполненных СМР, Sобщ, тыс. руб.

 

247641

 

442334

 

+194693

 

+78,62

Среднесписочная численность ППП, Чппп,чел.

564

548

-16

-2,84

Среднегодовая выработка 1 работающего, В1раб, тыс. руб.

511,01

888,66

+377,65

+73,91

Затраты на 1 руб. реализованной продукции и выполненных СМР, З1руб.vвп, руб.

 

0,86

 

0,91

 

+0,05

 

+5,82


 

Sобщ.0ппп01раб.01руб.vвп0= 564*511,01*0,86=+247860,29 тыс. руб.

Sобщ.Чпппппп11раб.01руб.vвп0= 548*511,01*0,86=+240828,8 тыс. руб.

Sобщ.В1раб.ппп11раб.11руб.vвп0= 548*888,66*0,86=+418807,68 тыс. руб.

SобщЗ1руб.vвп.ппп11раб.11руб.vвп1= 548*888,66*0,91=+443156,97 тыс. руб.

Влияние изменения  среднесписочной численности ППП:

∆ Sобщ.Чппп = Sобщ.Чппп - Sобщ.0 = 240828,8-247860,29= -7031,49 тыс. руб.

Влияние изменения  среднегодовой выработки 1 работающего:

∆Sобщ.В1раб. = Sобщ.В1раб. - Sобщ.Чппп =418807,68-240828,8=+177378,88 тыс. руб.

Влияние изменения  затрат на 1 руб. реализованной продукции  и выполненных СМР:

∆SобщЗ1руб.vвп.= SобщЗ1руб.vвп. -Sобщ.В1раб.= 443156,97-418807,68=+24349,3 тыс. руб.

Таким образом, общее влияние всех показателей  составляет:

∆ Sобщ=Sобщ.Чппп +SобщЗ1руб.vвп +Sобщ.В1раб = -7031,49 + 177378,88 + 24349,3 =

= 194696,69 тыс. руб., что равно абсолютному отклонению  данного показателя.

Таким образом, из расчетов можно сделать вывод  о том, что на исследуемом предприятии  ОАО ПСК «Строитель Астрахани» в  отчетном периоде произошло увеличение полной себестоимости реализованной  продукции и выполненных СМР  на 194693 тыс. руб. или 78,62%. На это отклонение оказали решающее влияние следующие факторы:

  1. Среднесписочная численность ППП уменьшилась на 16 человек или 2, 84%, причиной чему по предположению из вышеследующего анализа могло быть сокращение числа работающих в связи с переизбытком их первоначальной численности, что приносило излишние затраты и мешало нормальному выполнению обязанностей работниками и нарушало нормальный ход производственного процесса. Такие изменения сказались на уменьшении полной себестоимости реализованной продукции и выполненных СМР на 7031,49 тыс. руб.
  2. Увеличение среднегодовой выработки одного работающего в отчетном периоде по сравнению с базовым на 377, 65 тыс. руб. или 73,91%, что произошло в результате увеличения объема произведенной продукции при распределение его на меньшее в результате сокращения численности количество работающих, привело к увеличению полной себестоимости реализованной продукции и выполненных СМР на 177378,88 тыс. руб.
  3. Увеличение затрат на 1 руб. реализованной продукции и выполненных СМР на 0,05 тыс. руб. или 5,82%, что могло быть св<span class="dash0410_0431_0437

Информация о работе Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа на ОАО ПСК «Строитель Астрахани»