Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:42, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является выработка управленческой политики на предприятии, основывающейся на аналитических экономических расчетах, доказывающих целесообразность принятия того или иного исследования. Кроме того, применить полученные знания для выработки управленческих решений на исследуемом предприятии ОАО ПСК «Строитель Астрахани».
Методика анализа рентабельности, применявшаяся и применяемая на многих предприятиях также не учитывает взаимосвязь «затраты - объем - прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, в результате чего происходит изменение рентабельности под воздействием данного фактора.
Для анализа рентабельности продукции в целом по предприятию используем следующую факторную модель:
где R – рентабельность продукции;
П – прибыль от реализации продукции;
З – затраты.
Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего можно использовать следующую модель:
где Rоб – рентабельность оборота продукции;
П – прибыль от реализации продукции;
В – выручка от реализации.
Как уже отмечалось, большое значение для оценки эффективности производства имеет показатель маржинальной рентабельности (MR), который рассчитывается отношением маржи покрытия к выручке от реализации продукции. Для факторного анализа данного показателя можно использовать следующие модели:
а) в целом по предприятию
б) отдельного вида продукции
Анализ рентабельности операционного капитала производится по следующей факторной модели:
где KL - средняя сумма операционного капитала;
MR – маржинальная рентабельность;
MRi – маржинальная рентабельность i-го вида продукции;
Коб. - коэффициент оборачиваемости капитала.
Преимущество
рассмотренной методики анализа
показателей рентабельности состоит
в том, что при ее использовании
учитывается взаимосвязь
Существует
несколько методик принятия управленческого
решения, которые помогают обосновать
аналитические расчеты и
Рассмотрим одну из таких методик. Если сумму прибыли представить в виде формулы:
П = Рn * (p - S’перем ) - Sпост = Рn * Смп - Sпост,
где неизвестной величиной является объем продаж в натуре (Рn), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту:
Рn1 * Смп 1 - Sпост1 = Рn2 * Смп2 – Sпост2,
то объем продаж можно найти следующим образом:
Можно также
определить объем продаж, при котором
общая сумма затрат будет одинаковой
по различным вариантам
Рn1 * S’перем1 + Sпост1 = Рn2 * S’перем2 + Sпост2,
Тогда искомый объем продаж находят следующим образом:
На основании проведенных расчетов выбирается один из вариантов управленческих решений.
Кроме того существует еще одна методика, основанная на построении «Дерева решений». Схему «Дерево решений» используют, когда нужно принять несколько решений в условиях неопределенности, когда каждое решение зависит от исхода предыдущего или исходов испытаний [8,c.287].
Составляя «дерево» решений, нужно нарисовать «ствол» и «ветви», отображающие структуру проблемы. Располагаются «деревья» слева направо. «Ветви» обозначают возможные альтернативные решения, которые могут быть приняты и возможные исходы, возникающие в результате этих решений. На схеме мы используем два вида «ветвей»: первый - пунктирные линии, соединяющие квадраты возможных решений, второй - сплошные линии, соединяющие кружки возможных исходов.
Квадратные «узлы» обозначают места, где принимается решение, круглые «узлы» - появление исходов. Так как руководитель, принимающий решение, не может влиять на появление исходов, ему остается лишь вычислять вероятность их появления.
Когда все решения и их исходы указаны на «дереве», просчитывается каждый из вариантов, и в конце проставляется его денежный доход.
Все расходы, вызванные решением, проставляются на соответствующей «ветви».
Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.) [6,c.49].
C помощью маржинального анализа можно обосновать целесообразность увеличения производственной мощности. Поскольку с увеличением производственной мощности происходит рост суммы постоянных затрат, следует установить, увеличится ли прибыль предприятия и зона его безопасности.
Окончательное решение об увеличении производственной мощности надо принимать с учетом окупаемости инвестиций на строительство дополнительных помещений, приобретение и модернизацию оборудования. Принимают во внимание также возможности сбыта продукции, создание новых рабочих мест, наличие необходимых материальных и трудовых ресурсов и т.д.
Следует
учитывать также эффект кривой
опыта (ЭКО): по мере увеличения
производства, наращивания производственных
мощностей происходит
Опыт развитых стран показывает, что при каждом удвоении производства продукции вновь созданная стоимость на единицу продукции снижается примерно на 20-30%.
ЭКО проявляется
не автоматически, а реализуется
при условии постоянного
Администрация предприятия должна постоянно заботиться о проведении текущих улучшений, способствующих снижению затрат на производство продукции [11,c.275].
Необходимость принятия дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции может возникнуть при спаде производства, если предприятие не сумело сформировать портфель заказов и его производственные мощности используются недостаточно полно.
Таким образом, для начала рассчитывается себестоимость одного изделия, прибыль, безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия при условии работы предприятия на полную производственную мощность, а затем те же показатели рассчитываются для условий в изменившейся ситуации, когда предприятие испытывает недостаток заказов на производство продукции. Затем производится аналитика выполненных расчетов и принимается решение о целесообразности принятия заказа.
Дополнительный заказ позволяет значительно снизить себестоимость единицы продукции за счет наращивания объемов производства и вместо убытка получить прибыль.
Одним из направлений поиска резервов сокращения затрат на производство продукции и увеличения прибыли является выбор оптимального варианта машин и оборудования.
Необходимо определить, при каком объеме производства выгоднее применять тот или иной вариант оборудования. Для этого нужно найти критический объем производства продукции, при котором затраты по двум вариантам оборудования будут одинаковыми. Решение можно произвести аналитическим и графическим способами. Для нахождения критического объема производства (услуг) затраты по одному из видов машин приравнивают к затратам по другим. То же решение можно найти и графическим способом. Затем, полученные результаты по двум альтернативным вариантам сравниваются, и выбирается наиболее оптимальный из них.
Минимизации затрат и увеличению прибыли содействует оптимизация выбора между собственным производством и приобретением комплектующих деталей, запасных частей, полуфабрикатов, услуг и так далее. Для решения проблемы «производить или покупать» также может быть использован маржинальный анализ.
Стоимость приобретенных деталей можно выразить следующим образом:
З = р * х,
где р - цена за единицу продукции;
х - требуемое количество деталей в год.
Себестоимость производства деталей будет включать постоянные и переменные затраты:
3 = Sпост + S’перем * х.
Определим, при какой потребности в деталях стоимость их приобретения и производства совпадет:
Р * х = Sпост + S’перем *х.
Оценивая результаты расчетов, выбираем, соответственно, тот вариант, величина потребности которого будет при этом соотношении больше. Он будет наиболее рациональным и выгодным.
Аналогичным образом можно обосновать выгодность создания собственного парка грузовых автомобилей, собственной ремонтной, строительной базы, собственных маркетинговых исследований рынка, собственных программных продуктов и так далее.
Производить самому или приобретать со стороны - это задача из области стратегических решений, связанная с долгосрочной оптимизацией производственной программы. Это решение сложное и должно быть тщательно продумано и обосновано. Оно должно оцениваться не только с экономической, но и с технологической, качественной, организационной позиции. Нужно при этом учитывать многие условия: степень использования мощности, качество продукции и услуг, создание или сокращение рабочих мест, колебания объемов спроса и так далее.
При наличии свободных производственных мощностей покупка на стороне выгоднее тогда, если совокупные затраты по приобретению ниже, чем переменные затраты собственного производства.
Если собственное производство предполагает расширение производственных мощностей, то открывать его можно только при условии стабильного спроса и роста его в будущем. В противном случае при наступлении спада рыночного спроса мощности становятся избыточными со всеми вытекающими последствиями.
Важным источником сокращения затрат и увеличения суммы прибыли является выбор из нескольких альтернативных оптимального варианта технологии производства.
Есть два возможных способа обоснования варианта технологии производства – графический и аналитический.
Наилучший способ графического решения проблемы выбора варианта технологии производства - построение графика зависимости прибыли от объема реализации по каждому варианту. С помощью графика определяется порог рентабельности (безубыточный объем реализации продукции) и максимальная прибыль по каждому варианту.
Если же использовать аналитический способ расчета, для выбора того или иного варианта технологии производства, то руководствуются следующей методикой. Если предположить, что объем реализации, при котором оба варианта дают одинаковую прибыль, равен x единиц, то суммарная прибыль есть суммарная маржа покрытия минус постоянные затраты, а суммарная маржа покрытия - ставка маржи покрытия на единицу продукции, умноженная на x единиц. Отсюда прибыль равна:
П = МП - Sпост = СМмп* x - Sпост.
Приравнивая уравнения, выражающие прибыль, определяем объем реализации, при котором прибыли по обоим вариантам одинаковые. Результатом является значение этого объема реализации. Таким образом, производство продукции по одной из технологий является более выгодным при спросе, не превышающем полученное значение объема продаж, а по другой – если спрос превысит.
Важным источником резервов увеличения суммы прибыли является оптимизация структуры производства продукции, то есть увеличение доли тех изделий, которые вносят большой вклад в общую маржу покрытия предприятия. Однако нужно иметь ввиду, что руководство предприятия никогда не сведет свою производственную программу только к одному, самому доходному изделию или услуге, чтобы минимизировать вероятность банкротства в связи с изменением конъюнктуры рынка.