Проблемы реализации валютной политики и направления ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – показать цели, инструменты и методы реализации современной валютной политикиРоссии.
В связи с поставленной целью потребовалось решить следующие задачи:
показать сущность валютной политики;
определить цели валютной политики России;
дать анализ результативности валютной политики России;
проанализировать проблемы реализации валютной политики и направления ее совершенствования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и цели валютной политики России………......................................5
1.1 Сущность валютной политики……………………………………………..5
1.2 Цели валютной политики России………………………………………….8
1.3 Методы и инструменты валютной политики России……………………11
2.Исследование валютной политики ЦБ РФ…..…………………………….14
3.Проблемы реализации валютной политики и направления ее совершенствования………………………………………………………………25
3.1 Проблема валютной политики России…………………………………….25
3.2 Совершенствование валютной политики России…………………………30
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список……………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

Валютная политика РФ.docx

— 70.83 Кб (Скачать файл)

В целях поддержания на относительно низком уровне волатильности  курса рубля к значимым для  Российской Федерации иностранным  валютам Банк России в 2010 году продолжил  использовать в качестве операционного  ориентира при проведении валютных интервенций бивалютную корзину, состоящую из евро и доллара США. Это позволило Банку России оперативно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний эффективного курса рубля.

Повышение в 2010 году реального  эффективного курса рубля зависело от внешних и внутренних экономических  условий и может составить  от 0 до 10%. В условиях, близких ко второму варианту макроэкономического  прогноза, реальный эффективный курс рубля повысился примерно на 3%. При  реализации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 г. прирост реального эффективного курса рубля остался умеренным  и не подорвал конкурентоспособность отечественных производителей, устойчивость платежного баланса и способствовал модернизации экономики. В случае резкого увеличения бюджетных расходов, повышения регулируемых цен и тарифов темпами, превышающими установленные допустимые границы, роста цен на нефть сверхуровня, предусмотренного третьим вариантом прогноза, укрепление реального эффективного курса рубля может приблизиться к верхней границе указанного диапазона.

Количественные ориентиры  валютной политики и денежная программа

В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и  период 2010 и 2011 г.г. Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2009 году до 7,0 - 8,5%, в 2010 году - 5,5 - 7,0%, а к 2011 году выйти на уровень инфляции 5,0 - 6,8% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 6,2 - 8,0% в 2009 году, 4,5 - 6,2% в 2010 году и 4,5 - 6,1% в 2011 году.

Расчеты по валютной программе  на 2009 - 2011 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих  целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, динамике валютных курсов, учитываемых  в прогнозе платежного баланса, а  также предполагаемой динамике цен  на активы.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации в 2011 году темпы экономического роста  могут быть ниже, чем в 2010 году, что  отразится на темпах прироста трансакционной составляющей спроса на деньги. Ожидаемое существенное замедление темпа роста цен также обусловит снижение темпов роста трансакционных потребностей экономики в деньгах, увеличив при этом спрос на сбережения в национальной валюте. В результате действия этих факторов, а также учитывая предполагаемое замедление темпов роста цен на активы, темпы прироста спроса на деньги в 2011 году могут снизиться по сравнению с 2010 годом. Банк России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежного агрегата в 2011 году на 19 - 28%.

В 2010 и 2011 годах темпы прироста спроса на деньги продолжат замедление и могут составить 16 - 25% в 2010 году и 14 - 22% в 2011 году.

Денежная программа на 2009 - 2011 годы представлена в четырех  вариантах, которые соответствуют  сценарным вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 - 2011 годы, рассматриваемым Банком России.

В зависимости от сценарных  вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2009 году может составить 14 - 22%, в 2010 году - 12 - 20%, в 2011 году - 9 - 17%.

Принципиальное значение для реализации валютной политики будет  иметь изменение структуры источников роста денежной базы в прогнозном периоде в пользу чистых внутренних активов (ЧВА). Постепенный переход к формированию денежного предложения преимущественно за счет увеличения валового кредита банкам при снижении роли прироста чистых международных резервов (ЧМР) позволит, с одной стороны, более эффективно использовать процентные инструменты валютного регулирования, сделать действенным процентный канал трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а с другой - за счет уменьшения присутствия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке повысить гибкость курсовой политики, осуществить постепенный переход к режиму свободно плавающего валютного курса.

При уточнении показателей  денежной программы на 2009 - 2011 годы во всех вариантах учтены принятые в  октябре 2008 года дополнительные меры среднесрочного характера по поддержке финансового  сектора. В частности, при расчете  изменения чистого кредита федеральному правительству учтено планируемое  предоставление субординированных  кредитов кредитным организациям через  Внешэкономбанк (Банк развития) на сумму 450 млрд. рублей за счет средств Правительства Российской Федерации. При этом в составе валового кредита банкам учтено поэтапное предоставление субординированного кредита Сбербанку России в объеме 500 млрд. рублей. При определении величины прочих неклассифицированных активов учтена прогнозируемая задолженность Внешэкономбанка (Банка развития) перед Банком России по средствам в иностранной валюте, выделяемым для обеспечения рефинансирования внешнего долга российских кредитных и нефинансовых организаций, образовавшихся до 25.09.2008 (до 50 млрд. долларов США).

Первый вариант программы  предусматривает в 2009 году сокращение чистых международных резервов на 4 млрд. долларов США (или 0,1 трлн. рублей по фиксированному курсу доллара США к рублю на 1.01.2008), вследствие чего требуется увеличение чистых внутренних активов на 0,84 трлн. рублей. В условиях снижения чистого кредита расширенному правительству на 0,55 трлн. рублей Банку России потребуется увеличить чистый кредит банкам более чем на 0,8 трлн. рублей.

Исходя из прогноза платежного баланса в этом варианте в 2010 году предусматривается снижение ЧМР на 0,35 трлн. рублей, а в 2011 году - на 0,87 трлн. рублей. При этом ЧВА увеличиваются на 1,05 и 1,5 трлн. рублей соответственно. В 2010 году для обеспечения такой динамики Банку России необходимо будет повысить объем чистого кредита банкам на 2,4 трлн. рублей, в 2011 году - на 3,5 трлн. рублей.

В рамках второго варианта валютной программы в 2009 году прирост  ЧМР ожидается на уровне 1,45 трлн. рублей, что превышает потребности  роста денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами  по инфляции, и вызывает необходимость  снижения ЧВА на 0,6 трлн. рублей. Объем  чистого кредита банкам в этом варианте программы может возрасти в 2009 году на 0,63 трлн. рублей.

 

Валютная политика России в 2012-2014 гг.

Международные финансовые институты  и экономические организации  прогнозируют продолжение роста  мировой экономики в 2012 году и  в перспективе до 2014 года. Темпы  роста производства товаров и  услуг в мире в 2012 году, по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составят 4,0% ЦБ РФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов». Тем не менее неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе. Не исключается возможность существенного снижения деловой активности в странах - торговых партнерах России и нарастания рисков для зарубежных финансовых систем. Прогнозируется замедление в 2012 году инфляции в большинстве стран - торговых партнеров России, что объясняется ожидаемым уменьшением вклада изменения цен на товары энергетической и продовольственной групп. В результате снизятся внешние риски ускорения роста цен в России. В 2012 году не прогнозируется существенного изменения уровня процентных ставок за рубежом по сравнению с 2011 годом. Ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках может повлиять на отток капитала из страны, однако продолжение восстановительных процессов в российской экономике, улучшение инвестиционного климата будут способствовать улучшению ситуации с притоком капитала.

Банк России рассмотрел три  варианта условий проведения денежно-кредитной  политики в 2012 - 2014 годах, один из которых  соответствует прогнозу Правительства  Российской Федерации. В основу сценариев  положена различная динамика цен  на нефть.

В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2012 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта "Юралс" на мировом  рынке до 75 долларов США за баррель.

В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые денежные доходы населения  могут увеличиться на 3,9%, инвестиции в основной капитал - на 4,2%. Прирост  ВВП ожидается на уровне 3,3%.

В основе второго варианта рассматривается прогноз Правительства  Российской Федерации, положенный в  основу для разработки параметров федерального бюджета на 2012 - 2014 годы. Предполагается, что в 2012 году цена на российскую нефть  может составить 100 долларов США  за баррель.

В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение  в 2012 году цены на нефть сорта "Юралс" до 125 долларов США за баррель.

В 2013 - 2014 годах увеличение объема ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,5 - 4,8%.

Основной задачей курсовой политики на 2012 год и период 2013 - 2014 годов является последовательное сокращение прямого вмешательства Банка  России в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса. Банк России продолжит политику, направленную на повышение гибкости курса рубля, что позволит подготовить участников рынка к переходу к плавающему курсу, облегчая процесс их адаптации к значительным колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.

В течение переходного  периода курсовая политика будет  направлена на сглаживание колебаний  курса рубля к основным мировым  валютам, а также на компенсацию  устойчивых дисбалансов спроса и  предложения на внутреннем валютном рынке. Параметры механизма курсовой политики будут определяться с учетом основных факторов формирования платежного баланса, показателей бюджетной  системы и конъюнктуры российского  денежного рынка, и согласовываться  с целями единой денежно-кредитной  политики. При этом Банк России не будет  устанавливать каких-либо целевых  значений или фиксированных ограничений  на уровень курса национальной валюты.

В настоящее время сохраняющийся  значительный профицит счета текущих  операций создает фундаментальные  предпосылки для укрепления рубля. Однако прогнозируемое сокращение профицита  торгового баланса вследствие быстрого роста импорта приведет к снижению роли данного фактора и, соответственно, усилению влияния на курс состояния  счета операций с капиталом и  финансовыми инструментами. Трансграничные потоки капитала могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков. Следствием этого, а также результатом сокращения участия Банка России в операциях на валютном рынке станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе. В данных условиях возрастет значение управления курсовым риском экономическими агентами, как в реальном, так и в финансовом секторе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы реализации  валютной политики и направления  ее совершенствования

3.1 Проблема валютной  политики России

 

С точки зрения фундаментальных  факторов сложившуюся динамику обменного  курса рубля можно назвать  равновесной. На валютном рынке сохраняется  стабильная ситуация, золотовалютные резервы растут, страна своевременно осуществляет крупные платежи по внешнему долгу, при этом сальдо платежного баланса остается активным. Иными  словами, курс отечественной валюты не удерживается искусственно, а находится  на уровне, позволяющем решать триединую  задачу: не тормозить экспорт, излишне  не препятствовать импорту и наращивать валютные запасы [9, с.205].

Вместе с тем под  влиянием неблагоприятных тенденций, сформировавшихся в российской экономике  во второй половине прошлого года и  пока не преодоленных, вновь вспыхнул спор, следует ли укреплять рубль, и если да, то какими темпами. Хотя валютная политика в принципе не может служить  долгосрочным фактором экономического роста, соблазн попытаться исправить  с ее помощью отдельные «диспропорции» в экономике становится все сильнее.

Наиболее простое решение, предлагаемое теми, кто считает нынешний курс рубля к доллару завышенным, заключается в ускорении темпов номинальной девальвации отечественной  валюты с целью приостановить  дальнейший рост ее реального курса. В сущности, для реализации такой  стратегии требуется не так уж и много: девальвировать рубль в  темпе инфляции. Иными словами, если за месяц цены на потребительском  рынке России выросли на 1 проц., то на такую же величину должен подорожать и доллар в рублевом выражении.

Экономисты, теоретически обосновывающие необходимость отказа от политики укрепления рубля (Андрей Илларионов, Егор Гайдар, Владимир Мау), ссылаются на то, что темпы роста его реального курса опережают рост производительности труда в национальной экономике. Поскольку различия в уровне цен (основа расчета реального курса одной валюты по отношению к другой) предопределены, прежде всего, различиями в уровнях производительности труда в соответствующих обществах, такая курсовая динамика вызывает относительное удорожание российских товаров. В условиях открытых рынков это снижает конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей и приводит к падению темпов роста в промышленности.

При этом речь идет не только о влиянии курсовой политики Центрального банка РФ на динамику импорта. «Завышенный» валютный курс снижает эффективность  экспорта, поскольку растут относительные  издержки экспортеров. Смежные отрасли (в первую очередь машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность) тоже испытывают на себе тормозящее воздействие  «сильного» рубля. Мало-помалу депрессия  распространяется на всю промышленность.

Информация о работе Проблемы реализации валютной политики и направления ее совершенствования