Проблемы реализации валютной политики и направления ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – показать цели, инструменты и методы реализации современной валютной политикиРоссии.
В связи с поставленной целью потребовалось решить следующие задачи:
показать сущность валютной политики;
определить цели валютной политики России;
дать анализ результативности валютной политики России;
проанализировать проблемы реализации валютной политики и направления ее совершенствования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и цели валютной политики России………......................................5
1.1 Сущность валютной политики……………………………………………..5
1.2 Цели валютной политики России………………………………………….8
1.3 Методы и инструменты валютной политики России……………………11
2.Исследование валютной политики ЦБ РФ…..…………………………….14
3.Проблемы реализации валютной политики и направления ее совершенствования………………………………………………………………25
3.1 Проблема валютной политики России…………………………………….25
3.2 Совершенствование валютной политики России…………………………30
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список……………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

Валютная политика РФ.docx

— 70.83 Кб (Скачать файл)

Приверженцы точки зрения о завышенности реального курса российской валюты не отрицают, что в основе укрепления рубля лежат объективные причины, и прежде всего нынешний высокий профицит платежного баланса. По их мнению, валютную политику государства следует скорректировать, ослабив влияние факторов роста реального обменного курса. Иными словами, необходимо использовать широкую гамму экономических инструментов, способных смягчить последствия притока капитала по счетам торговых операций. К их числу относятся валютная либерализация и дерегулирование валютного рынка, отказ от государственных внешних и внутренних заимствований, ускоренная выплата внешнего долга. Поскольку все эти меры стимулируют отток капитала, влияние высокого активного сальдо торгового баланса на валютный курс уменьшится.

В такой модели экономический  рост основывается не только на создании благоприятных с точки зрения международной конкуренции условий для внутренних товаропроизводителей, но и на снижении общего уровня национальных издержек. Кроме того, в условиях более либеральных правил циркуляции капиталов, хозяйствующие субъекты, нуждающиеся в инвестициях, объективно оказываются вынужденными всемерно повышать эффективность инвестиционных проектов. Как следствие, происходит оптимизация объемов и структуры инвестиций, в том числе иностранных. Альтернативой этой макроэкономической схеме выступает модель, основанная на плавном повышении реального курса российской валюты. Те, кто считает нынешний курс российской валюты по отношению к американской заниженным, исходят из теории паритета покупательной способности валют (ППС). В экономической теории ППС - это количество одной валюты в единицах другой, необходимое для приобретения на рынках обеих стран одинакового товара или одинаковой услуги. При расчете паритета используется большая совокупность товаров и услуг, в максимальной степени отражающая структуру производства и потребления в сравниваемых странах.

По подсчетам Всемирного банка, ППС составляет 8,5 руб./дол. Известный  российский экономист Евгений Ясин, делая поправку на существенную долю нерыночного сектора и теневой  экономики в России, полагает, что  ППС находится на уровне 15-18 руб./дол. Виктор Геращенко оценивал его величину в пределах 20-21 руб./дол. С учетом того, что рыночный курс ныне превышает 26 руб./дол., стоимость российской валюты действительно представляется заниженной [9, с.99].

Однако в современной  мировой экономике сложилось  так, что оценка национальной валюты экономически слабых стран, как правило, занижена, тогда как у государств мощных в экономическом отношении  она завышена. Иначе говоря, «слабые» нуждаются в так называемом «ценовом зонтике», то есть в значительной разнице  между ценами на внутреннем рынке  на продукцию местных товаропроизводителей и на ее импортные аналоги.

По уровню ВВП на душу населения Россию трудно отнести  к экономически мощным державам. Расчеты  экспертов из Центра развития показывают, что российской экономике просто необходим примерно 30-40-процентный запас прочности по сравнению  с соотношением курса рубля и  его ППС. Однако даже с учетом такой  поправки курс рубля к доллару  выглядит заниженным, и, следовательно, объективные предпосылки для  его повышения по-прежнему существуют. Более того, с точки зрения долгосрочных экономических интересов России такое укрепление, по мнению правительственных  экономистов, весьма желательно.

Поддержание заниженного  реального курса отечественной  валюты таит в себе ряд социальных и макроэкономических изъянов. С  одной стороны, остается низким относительный  уровень жизни населения, что  сокращает совокупный внутренний спрос. Это препятствует развитию отраслей, не ориентированных на внешний рынок  или на обслуживание интересов экспортеров. Поскольку в российском экспорте доля сырья и продуктов его  первичной переработки преобладает, экономика так и остается сырьевой.

С другой стороны, в условиях, когда обменный курс играет роль барьера  для импортной продукции, отсутствует  и конкурентное давление извне на внутренних товаропроизводителей. Это  ослабляет стимулы к модернизации и реструктуризации производства. Невозможным  становится обновление основных фондов за счет ввоза оборудования; сходит на нет и импорт технологий. Однако поставки из-за рубежа потребительских товаров - из-за их относительной дешевизны - не сокращаются. Все это консервирует технологическую отсталость российской промышленности, препятствует изменению структуры экономики в целом, закрепляя за Россией роль «сырьевого придатка» развитых стран.

В условиях же плавного - и, главное, предсказуемого! - укрепления реального  курса рубля становятся возможными структурная перестройка национального  хозяйства и переход к несырьевой модели экономического роста. Положительной макроэкономической динамике будут благоприятствовать несколько факторов: повышение реального валютного курса сможет сократить отток капитала и увеличить объем инвестиций, в том числе иностранных. Благодаря этому в импорте вырастет доля машин, оборудования и технологий.

Укрепление рубля повысит  доверие населения к сбережениям  в национальной валюте. Как следствие, вырастут пассивы банковского сектора: если многие россияне считают доллар инвестиционным инструментом самим  по себе, то рублевые накопления они  предпочитают держать в банках. Получив  дополнительные ресурсы, банковская система  расширит кредитование экономики, что  тоже будет способствовать росту  инвестиций и модернизации промышленных предприятий. В результате улучшатся  возможности перевооружения экономики  в целом.

Следует заметить, что и  такая модель курсовой политики несет  в себе ряд существенных рисков. Из-за уже упоминавшейся высокой зависимости от колебаний конъюнктуры мировых товарных рынков монетарным властям будет весьма сложно поддерживать долгосрочное повышение реального валютного курса. При снижении цен на сырьевые товары до определенного уровня состояние платежного баланса ухудшится. Тогда даже сохранение сложившегося соотношения рубль - доллар потребует масштабных интервенций Центрального банка, что сократит объем золотовалютных резервов. Если ухудшение рыночной конъюнктуры окажется долговременным, в конце концов, темпы девальвации рубля неизбежно и значительно возрастут. Учитывая же быстроту, с какой в условиях современной, «глобальной» экономики на мировых рынках могут меняться цены на сырье, у хозяйствующих субъектов может не оказаться времени для приспособления к новым условиям.

С другой стороны, приток инвестиций (иностранных, прежде всего) в реальный сектор экономики зависит от множества  условий, лежащих вне сферы действия курсовой политики. Иначе говоря, ни укрепление рубля, ни сокращение оттока капитала путем мер валютного  регулирования не дают гарантий того, что инвестиционные потоки пойдут в реальный сектор. Это означает, что надежды на модернизацию экономики за счет расширения технологического и промышленного импорта могут не оправдаться. В таком случае де-факто будет воспроизведена ситуация 1995-1998 годов, когда укрепление рубля вызвало приток спекулятивного капитала в Россию, но так и не ускорило промышленный рост.

 

3.2 Совершенствование  валютной политики России

 

В целях приведения валютной политики Российской Федерации в  соответствие с русскими национальными  интересами, повышения жизненного уровня населения и предотвращения распада  Российской Федерации предлагается принять федеральный закон «О валютной политике Российской Федерации».

Многие факторы современной  валютной политики РФ прямо противоречат национальным интересам, понижают жизненный  уровень населения и создают  угрозу распада Российской Федерации. Поэтому разворот государственной  политики в сторону национальных интересов является, сегодня основной задачей нации как в организации жизни общества в целом, так и работы валютного рынка страны в частности. Поскольку валютный рынок России с оборотом, эквивалентным 95 млрд. долл. в сутки, является самым большим рынком в стране, он оказывает критически важное влияние на ее развитие, и поэтому начать все реформы с изменения валютной политики представляется обоснованным.

Необходимо утвердить  идеологической основой валютной политики РФ концепцию российского рубля  как сильной, устойчивой, свободно конвертируемой, резервной валюты, запретить госслужащим  РФ пропаганду слабого рубля, рассматривать  подобную деятельность госслужащих  РФ как несовместимую с занятием государственной должности в  Российской Федерации.

«Хочешь убить страну - убей валюту» - это аксиома валютного  рынка. Все умышленные или случайные  ошибки в валютной политике ведут  к социальным протестам с возможным  распадом государства - эмитента данной валюты. Ход развития рубля как  валюты в 1991 - 2008 гг. убедительно доказывает эту аксиому.

Финансовый кризис в СССР в апреле 1991 г. (так называемая павловская реформа), вызванный плохо организованным обменом крупных рублевых купюр, убил Советский Союз уже в декабре того же года.

Финансовый кризис в России в июле - августе 1993 г., вызванный  плохо организованным обменом советских  рублей на российские, уже в октябре привел к народному восстанию, жестоко подавленному армией. Тогда мы чудом избежали революции.

Финансовый кризис 1998 г., связанный с проведением деноминации  российской валюты без учета ряда важнейших внутренних и внешних  факторов и сопровождавшийся падением рубля по отношению к доллару  более чем в четыре раза, подорвал российскую экономику и обрушил  нацию в нищету.

Последний пример был ярко представлен в ноябре 2007 - феврале 2008 гг. Слухи о скорой деноминации  рубля, о том, что «новые» рубли  якобы уже напечатаны, распространялись очень активно. Насколько нереальные, настолько же опасные, эти слухи  имели целью дестабилизировать  политическую обстановку в период думской  и президентской избирательных  кампаний. К счастью, организовать финансовый кризис в России на этот раз не удалось.

Однако полагать, что на этом противники российской государственности  остановятся, было бы наивно. Именно поэтому  очень важно утвердить идеологическую основу поведения патриотически-настроенных граждан РФ (как рекомендуемую) и госслужащих РФ (как обязательную).

Ситуация, когда чиновники  государства Российская Федерация  своими заявлениями поддерживают курс валюты государства Соединенные  Штаты Америки - страны-агрессора, чья  военная доктрина предусматривает  возможность нанесения ядерных  ударов по РФ, представляется абсолютно  недопустимой.

Требуется предложить Правительству  РФ:

1. Обеспечить переведение  всех расчетов по экспортным  контрактам компаний - резидентов  РФ на российские рубли. Без сомнения, этот шаг повлечет за собой увеличение спроса со стороны экспортно-импортных компаний (прежде всего, нефтетрейдеров) на покупку рубля в объеме экспортной выручки РФ, что приведет к значительному укреплению рубля.

Более того, перевод экспортных расчетов на рубли также позволит обеспечить переход рубля в резервный  статус по следующей причине. Резервные  валюты возникают из необходимости  какого-либо государства иметь государственный  запас конкретной иностранной валюты для обеспечения трех - пятимесячных поставок стратегических товаров, которые  могут быть оплачены данной иностранной  валютой.

В России таким товаром  все еще остается продовольствие, в большинстве же развитых стран  мира - энергоресурсы: сырая нефть, природный  газ, угли, электроэнергия. Поэтому  при переходе расчетов по энергоресурсам из России на рубли центральные банки  наиболее развитых стран мира будут  вынуждены создавать рублевые резервы  для оплаты поставок энергоресурсов в случае, если импортеры не смогут обеспечить такие поставки. Иными  словами, валютный резерв - это государственное  хеджирование риска непоставок стратегических товаров с целью недопущения его дефицита, поскольку он может повлечь за собой общественный протест.

2. Запретить экспорт энергоресурсов (сырая нефть, природный газ,  угли, электроэнергия) в страны, не  имеющие российского рубля в  структуре валютных резервов  центральных банков данных стран. Внутренняя потребность центральных банков развитых стран в рубле должна поддерживаться и внешними факторами в виде прямого обязательного условия поставок российских энергоресурсов.

3. Обязать российские  валютные биржи и брокерские  компании принять российский  рубль в качестве базовой валюты  в валютных парах и котировать  иностранные валюты к российскому  рублю (пример: курс рубль/доллар RUB/USD на 5 апреля 2012 г. был равен 0,04237 долл. США за 1 российский рубль).

Принятие рубля в качестве базовой валюты по отношению ко всем другим валютам мира значительно  повысит статус и престиж российского  рубля.

Предложить Банку России:

1. Прекратить формирование международных резервов в иностранной валюте по следующим категориям:

  • резервные активы в иностранной валюте: ценные бумаги;
  • резервные активы в иностранной валюте: наличная валюта и депозиты: в банках, имеющих головное отделение за пределами России;
  • другие резервные активы: прочее (средства в форме обратных РЕПО, учитываемые в международных резервах).

Международные резервы, формируемые  Банком России, условно делятся на две группы: резервы, обслуживающие  интересы государства за рубежом, и  резервы, которые называют «внешнекредитными», так как они, по сути, являются нашим кредитом зарубежным экономикам.

При этом очевидно, что Банк России может иметь валютные резервы  по категориям госрасходов, таким как  наличная валюта и депозиты в других национальных центральных банках, Банке  международных расчетов и Международном  валютном фонде; резервная позиция  в МВФ; СДР (виртуальная валюта МВФ); монетарное золото. По состоянию на 1 февраля 2008 г. эти категории госрасходов  составляли 14 млрд. долл., или 2,9% валютного резерва РФ, эквивалентного 483,2 млрд. долл.

Информация о работе Проблемы реализации валютной политики и направления ее совершенствования