Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Хитон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических основ прибыли и конкурентоспособности предприятия; выявление и анализ факторов, влияющих на них; изучение и анализ динамики прибыли; анализ конкурентоспособности предприятия и его конкурентов; продукции предприятия; пути повышения конкурентоспособности.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и классификацию прибыли;
- рассмотреть процесс управления прибылью от продаж;
- проанализировать финансовое состояние предприятия с использованием общепринятых методик и выявить сложившиеся проблемы;
- разработать практические рекомендации по совершенствованию управления прибылью от продаж в компании «Хитон»;
- проанализировать конкурентов ОАО «Хитон»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1.Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия
1.1.сущностьконкурентоспособности предприятия………………………………5
1.2. показатели конкурентоспособности предприятия......7
2.Анализ конкурентоспособности ОАО «Хитон»
2.1.Характеристика ОАО «Хитон»……………………………………………..15
2.2. Анализ продукции ОАО «Хитон»…………………………………………17
2.3. Конкуренты ОАО «Хитон» и основные проблемы предприятия………..21
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия. …………………………...25
3. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Хитон»…………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КНИТУ адфхдп (2).doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

 

1.Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия

1.1.сущностьконкурентоспособности предприятия………………………………5

1.2.  показатели  конкурентоспособности предприятия......7

2.Анализ конкурентоспособности ОАО «Хитон»

2.1.Характеристика  ОАО «Хитон»……………………………………………..15

2.2. Анализ продукции  ОАО «Хитон»…………………………………………17

2.3. Конкуренты  ОАО «Хитон» и основные проблемы  предприятия………..21

2.4 Анализ конкурентоспособности  предприятия. …………………………...25

3. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Хитон»…………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночных отношений целью деятельности любого хозяйствующего субъекта является получение прибыли, соответственно предприятие должно быть конкурентоспособным. Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия. Кроме этого, прибыль предприятия через систему налоговых платежей позволяет формировать доходную часть государственных бюджетов всех уровней, создавая тем самым базу экономического развития государства в целом. Высокая роль прибыли в развитии конкурентоспособности предприятия и обеспечении интересов его собственников определяют необходимость эффективного и непрерывного управления и распределения прибыли на разработки новых продуктов и совершенствование производства. Управление и извлечение прибыли представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии. Однако прибыль является одной из самых сложных экономических категорий. Изучив источники получения прибыли можно разработать научный подход к решению многих проблем.

В современных  условиях на российских предприятиях сложилась крайне неблагоприятная  ситуация в отношении показателей  прибыли. Продолжается падение промышленного  производства, сокращается масса  прибыли в реальном секторе экономики, возрос удельный вес убыточных предприятий в химической и других отраслях, в том числе в РТ. Лишь только несколько лет назад начали происходить позитивные сдвиги, в таких условиях вопросы управления прибылью становятся наиболее важными.

Актуальность  выбранной темы курсовой работы связана  с тем, что с переходом от административно-командных  методов управления экономикой к  рыночным значительно изменилась роль российских предприятий, помимо конкуренции  между собой, им приходится теперь конкурировать с более продвинутыми зарубежными предприятиями и если в некоторых отраслях это сказалось не очень сильно, то в химической наоборот. Пока отечественные предприятия приспосабливались к рыночной экономике, западные производители заполонили российские магазины бытовой химией, по качеству являющейся лучшей отечественной и что немаловажно в красивой упаковке.

Целью данной работы является изучение теоретических основ  прибыли и конкурентоспособности  предприятия; выявление и анализ факторов, влияющих на них; изучение и анализ динамики прибыли; анализ конкурентоспособности предприятия и его конкурентов; продукции предприятия; пути повышения конкурентоспособности.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть  сущность и классификацию прибыли;

- рассмотреть  процесс управления прибылью  от продаж;

- проанализировать  финансовое состояние предприятия  с использованием общепринятых  методик и выявить сложившиеся  проблемы;

- разработать  практические рекомендации по  совершенствованию управления прибылью от продаж в компании «Хитон»;

- проанализировать  конкурентов ОАО «Хитон»;

- проанализировать  выпускаемую продукцию предприятия.

Объектом исследования работы является процесс управления прибылью от продаж, конкурентоспособность ОАО «Хитон».

Предмет исследования - это факторы, влияющие на эффективное  управление прибылью, факторы влияющие на конкурентоспособность предприятия.

 

    1. Анализ конкурентоспособности предприятия.

 

Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению  к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.[1]

Конкурентоспособность предприятия - это относительная  характеристика, которая выражает отличия  развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей  и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких  факторов, как:

- конкурентоспособность  товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;

- вид производимого  товара;

- ёмкость рынка (количество  ежегодных продаж);

- лёгкость доступа  на рынок;

- однородность рынка;

- конкурентные позиции  предприятий , уже работающих  на данном рынке;

- конкурентоспособность  отрасли;

- возможность технических  новшеств в отрасли;

- конкурентоспособность  региона и страны.

Существуют следующие  общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

1) Нацеленность всех  и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.

2) Близость предприятия к клиенту.

3) Создание автономии и творческой  атмосферы на предприятии.

4) Рост производительности благодаря  использованию способностей людей  и их желанию работать.

5) Демонстрация важности общих  для предприятия ценностей.

6) Умение твёрдо стоять на  своём.

7) Простота организации, минимум  уровней управления и служебного  персонала.

8) Умение быть одновременно  мягким и жёстким. Держать под  жёстким контролем наиболее важные  проблемы и передавать подчинённым  менее важные[2]

Как показывает мировая  практика рыночных отношений, взаимосвязанное  решение этих проблем и использование  данных принципов гарантирует повышение  конкурентоспособности предприятия.

Основным способом получения  прибыли в условиях рыночной экономики  выступает реализация продукции и заложенной в ней прибавочной стоимости. При этом производство и/или реализация продукции осуществляется посредством использования ограниченных экономических ресурсов. Из этого следует, что получение прибыли в условиях рыночной экономики опосредуется эффективностью использования экономических ресурсов или соотношением полученного результата и затрат, осуществленных для его достижения. Следовательно, суть рыночной конкуренции заключается в борьбе за получение максимальной прибыли путем максимально эффективного использования экономических ресурсов.

 

Таким образом, конкурентоспособность  предприятия в условиях рыночной экономики есть обобщающая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта, отражающая уровень эффективности  использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами.

 

 

1.2.Методика расчета показателей конкурентоспособности предприятия

 

Технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом. Основные требования потребителей к техническим показателям находят отражение в национальных и международных стандартах.

При изучении конкурентоспособности  продуктов необходимо выбрать атрибуты, на основе изучения которых проводится сравнение. Понятие «атрибут» включает не только характеристики продукта и выгоды потребителей, но также характеристики способа применения продукта и его пользователей. Например, марки пива, помимо их вкусовых характеристик, описываются также с точки зрения места их употребления (ресторан, пикник и т.п.) и потребителей (мужчины, женщины, спортсмены и т.п.).

Далее с помощью  выбранных атрибутов выявляются позиции товаров различных конкурентов (включая товары компании, проводящей исследование). Определяется имидж различных конкурентов, сложившийся у потребителей. Важным является определить, какие конкуренты воспринимаются потребителями подобным или различным образом. Такое исследование называется многомерным шкалированием. Оно может осуществляться как с помощью, так и без помощи атрибутных данных.[3]

При сравнительной  оценке эффективности маркетинговой  деятельности фирм-конкурентов (в целом  по совокупности деятельности на всех рынках или относительно отдельных рынков) возможно использование следующих критериев, которые целесообразно сгруппировать по отдельным элементам комплекса маркетинга:

Продукт: марка продукта, разнообразие ассортимента, интегральный показатель уровня качества продукта (если интегральный показатель качества не выводится, то используются вышерассмотренные атрибуты качества), качество упаковки, уровень предпродажной подготовки, уровень послепродажного обслуживания, рыночная доля, скорость изменения объема продаж.

Цена: уровень цен,  гибкость ценовой политики, назначение цен на новые товары

Доведение продукта до потребителя: объем реализации по разным каналам сбыта, численный состав сотрудников сбытовых служб и торговых агентов, уровень их квалификации, эффективность работы каналов сбыта (соотношение объема реализации с затратами по созданию и функционированию отдельных каналов сбыта), использование инструментов прямого маркетинга, продажа по почте;продажа по телефону и др.[4]

Продвижение продукта, маркетинговые коммуникации

1. уровень рекламной деятельности: бюджет рекламной деятельности,  виды рекламы; используемые СМИ; характеристика отдельных рекламных кампаний (периодичность и частота повторения рекламы, качество рекламных сообщений и т.п.).

2. Уровень и  методы стимулирования сбыта (отдельно для работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей):ценовые скидки и наценки, премии, купоны, лотереи и конкурсы, пакетные продажи, предоставление бесплатных образцов и размер бюджета стимулирования.

3. Использование персональной продажи (число привлекаемых торговых агентов, объем их продаж в общем, объеме реализации, оплата и стимулирование их труда и т.п.)

4. Использование  инструментов связей с общественностью  (наличие специального подразделения  или отдельных сотрудников, осуществляющих связи с общественностью, оплата и премирование их труда, используемые инструменты - презентации, пресс-релизы и т.п.)[5]

Техническая конкурентоспособность  товаров - показатель весьма гибкий и  динамичный. Он перманентно меняется в соответствии с темпами научно-технического прогресса, происходящего как внутри страны, так и у ведущих мировых производителей той или иной продукции.

Коммерческие  условия. К основным показателям, определяющим коммерческие условия конкурентоспособности  товаров, относятся: ценовые показатели; показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары; показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы; показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.

Уровень цены производства непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность  товара. Понятно, что чем ниже этот уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве с другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уровень цены снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Хитон»