Пути решения проблем создания системы диагностики финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы в данной курсовой работе заключается в попытке удовлетворить насущную необходимость во внедрении системы антикризисного управления предприятием путем обобщения знаний о характере, тенденциях и практике развития кризиса предприятия, методах диагностики и раннего обнаружения его признаков, путях и средствах, стратегии и тактики, применение которых смогло бы обеспечить финансовое оздоровление предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Формирование антикризисной программы на предприятии………………5
1.2 Основные модели и приемы антикризисного управления финансами…10
1.3 Методы диагностики и прогнозирования финансового состояния предприятия……………………………………………………………………...12
2 ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ АНТИКРИЗИСНОГО ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………16
2.2 Анализформирования финансовой программы на ОАО УМЗ………..18
2.3. Анализ структуры и динамики статей баланса ОАО "УМЗ"………….22
2.4 Анализ платежеспособности ОАО "УМЗ"………………………………26
3РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Пути решения проблем создания системы диагностики финансового состояния предприятия………………………………………………………….33
3.2 Формирование антикризисной программы управления финансами на ОАО УМЗ………………………………………………………………………...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...

Файлы: 1 файл

кр миркина.docx

— 114.37 Кб (Скачать файл)

 

  где Сс  -  себестоимость реализованной продукции;

З - запасы;

        б) период  обращения дебиторской задолженности  рассчитывается по формуле

 

                            Тд = ДЗ: (Вр: 360),                                               (1.13)

 

где ДЗ - дебиторская задолженность;

      Вр - выручка от реализации;

     в) период обращения  кредиторской задолженности (Тк) - средний промежуток времени между покупкой материалов и начислением расходов по зарплате и другим платежам;

     г) период обращения  денежных средств рассчитывается  по формуле:

 

                                  Тдс = Тз + Тд - Тк.                                           (1.14)

 

      Если величина  Тдс = 0 , то столько дней предприятию придется финансировать производство из дополнительных источников, так как отсрочка  в получении средств превышает отсрочку в днях по выплатам.

      Предприятие  должно стремится как можно больше, но без вреда производству сократить период обращения денежных средств. Это ведет к увеличению прибыли, так как сокращение данного периода уменьшает потребность во внешнем финансировании, снижая тем самым себестоимость реализованной продукции.

Период обращения денежных средств может быть уменьшен следующими путями [12,с.224]:

 а) сокращение периода  обращения материальных запасов  за счет более быстрого производства  и реализации товаров;

 б) сокращения периода  обращения дебиторской задолженности  за счет ускорения расчетов;

  в) удлинения периода  обращения кредиторской задолженности (замедление расчетов за ресурсы).

     Эти действия  следует проводить до тех пор, пока они не станут приводить  к увеличению себестоимости продукции  или сокращению производства. 

    Для предприятия, попавшего в кризисную ситуацию помимо прочих проблем одной из главных выступает невозможность привлечения внешних источников финансирования в лице банков, так как финансово - кредитные учреждения предпочитают выдавать ссуды лишь надежным клиентам. К тому же одной из характерных черт кризиса на предприятии является снижение его рентабельности, что соответственно приводит к нехватке собственных источников средств. Поэтому в антикризисной программе предприятия основное место должен занимать поиск других резервов финансирования. К ним относят:

     а) начисления;

     б) торговый  кредит.

  

1.3 Методы диагностики  и прогнозирования финансового  состояния предприятия

 

Инструментарий прогнозирования чрезвычайно велик. Приведем часть из них, связанных с анализом финансовой отчетности предприятия [34,c.15].

Простейший способ прогноза вытекает из предыдущих расчетов. Все показатели баланса рассчитываются в двух точках - на начало и конец отчетного периода. Это позволяет продолжить тенденцию на следующие периоды и предсказать положение на будущее.

Если анализу подвергаются балансы нескольких периодов, то появляется возможность прогнозировать перечисленные коэффициенты и другие показатели по более сложным кривым.

Возможно также  построение прогнозных баланса, отчета о финансовых результатах путем анализа и прогноза взаимосвязи выручки, себестоимости, рентабельности.

Процедура прогноза:

  1. Прогноз продаж.

   Отдельное исследование  должно показать, связан ли темп  роста продаж той или иной  продукции с ожидаемым темпом  роста экономики в целом, отрасли, доходов населения или другими  экономическими показателями. Для  целей экспресс - диагностики можно предположить сохранение тенденций либо поставить перед собой специальную задачу достижения желаемого уровня продаж. Последнее может ставиться на основе анализа движения рынка определенного товара в целом и места данного предприятия на этом рынке.

   2. Прогноз затрат  и прибыли.

   Прогноз темпов  роста продаж дает возможность  спрогнозировать затраты и прибыль. Динамика затрат также может  быть спрогнозирована путем экстраполяции (используя, например, динамику доли  затрат в объеме реализации) либо  экспертным путем на основе  технико-экономических прогнозов. На  основе прогнозных величин выручки  и затрат вычисляется ожидаемая  прибыль.

   3. Прогноз пассивов.

   Прогноз прибыли  и ее части, капитализируемой  предприятием, позволяет сделать  предположение о росте собственного  капитала, так как предполагается, что часть ее после выплаты  дивидендов (можно сделать прогноз  дивидендов) образует те или иные  фонды предприятия. Собственный  капитал можно спрогнозировать  и по формуле постоянного темпа  роста (рост за счет собственных средств и заемных лишь в той мере, в какой сохраняется постоянный коэффициент долга):

 

G = (Вр:Ак) х (ЧПр:Вр) х (Ак:СК) х ((ЧПр-Див):ЧПр)=(ЧПр-Див):СК,    (1.15)

 

где   Вр - выручка;

Ак - среднегодовая стоимость активов;

ЧПр - чистая прибыль;

Див - дивиденды;

СК - собственный капитал.

 

Общее изменение балансовой прибыли Пр может быть рассчитана по формуле

 

                          Пр=Прц + Прс + Про,                                                 (1.16)

 

где Пр - общее изменение балансовой прибыли;

      Прц - изменение прибыли из-за изменения цен (рост цен при постоянстве объемов реализации);

      Прс - изменение прибыли из-за изменения себестоимости (рост себестоимости при постоянстве объемов реализации);

      Про - изменение  прибыли из-за изменения объема  реализации (изменение объемов при  постоянстве цен).

     После решения  о признании структуры баланса  неудовлетворительной, а предприятия  неплатежеспособным проводится углубленный анализ его финансово-хозяйственной деятельности в целях выбора варианта проведения реорганизационных процедур для восстановления его финансовой устойчивости. Для этого используют методики подетального анализа финансовой ситуации на предприятии. Данные методики можно разделить на два вида: аналитические и рейтинговые. Во-первых, используются по выбору несколько финансовых коэффициентов, и проводится анализ полученных значений. Но здесь возникают определенные трудности для обобщенной оценки финансового состояния (основного вывода), так как возможна ситуация когда одни оценочные показатели находятся в норме и даже улучшаются, а другие, наоборот, достигают тревожной черты. В этом случае используют методики рейтинговых оценок, основанные на преобладающем значении тех или иных факторов [12,Т2, с.355].

      Рассмотрим  несколько основных методических  приемов используемых при анализе  финансового состояния предприятия.

      Большинство  аналитических методик основано  на сравнительных оценках, когда  полученные путем расчетов показатели  сравниваются с нормативными  значениями или среднеотраслевыми, и затем формулируется основной  вывод о тех или иных отклонениях.

        Другой  полезный  метод анализа коэффициентов - анализ тренда, или анализ динамики какого-либо показателя. Анализ тренда дает ключ к пониманию того, улучшается ли финансовое положение предприятия. Если динамика не очевидна, то есть в один год значение превышает нормативное, затем не дотягивает до него, а через год снова превышает, необходимо рассчитать величину суммарных отклонений от заранее выбранного тренда. В случае, если отклонения в сумме положительны, предприятие, несмотря на незначительные отступления, имеет положительную тенденцию развития и неплатежеспособность лишь временное явление возможно связанное с какими-то внешними факторами (например, погодными для сельскохозяйственного предприятия или туристического). Здесь важно рассчитать опасный уровень отклонений, за пределами которого вероятность банкротства значительна. Это можно сделать, изучив статистику по предприятиям банкротам в данной отрасли.

    

 

 

 

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ АНТИКРИЗИСНОГО ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

2.1 Краткая характеристика  предприятия

 

ОАО "Ульяновский механический завод" (ОАО "УМЗ") - многопрофильное предприятие, являющееся одним из главных производителей средств ПВО в российском оборонном комплексе.

Предприятие входит в состав ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей“.

Компания зарегистрирована 15 ноября 1995 года регистратором Инспекция МНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска.

Директор организации - Ионкин Борис Георгиевич. Компания ОАО "УМЗ" находится по адресу 432008, Российская Федерация, Ульяновская область, Ульяновск, Московское шоссе, 94, основным видом деятельности является «Производство радиолокационной, радионавигационной аппаратуры и радиоаппаратуры дистанционного управления».

 Предприятие специализируется на выпуске продукции по направлениям:

1) узлы и детали для  автомобильной промышленности, автокомпоненты;

2) аппаратура для топливно-энергетического  комплекса;

3) медицинская техника;

4) оборудование для сельхозпредприятий;

5) оборудование для кожевенно-обувной  промышленности;

6) оборудование для предприятий  общественного питания;

7) адиоаппаратура.

 

Предприятие обладает технологическими возможностями:

1) механическая обработка, в том числе корпусных деталей  средней сложности;

2) штамповочное производство;

3) выполнение гальванопокрытий;

4) литье черных и цветных  металлов;

5) сварочные работы;

6) изготовление резино-технических изделий;

7) переработка полимерных  материалов;

8) электромонтаж радиоэлектронной  аппаратуры.

 

Помимо производства военно-технической продукции, предприятие выпускает широкий ассортимент гражданских товаров. Полный каталог выпускаемых изделий можно найти на официальном сайте организации ОАО «Ульяновский механический завод» (ОАО «УМЗ»). Кроме того, здесь имеется информация о свободных вакансиях и контактах. Компания производит различные виды медицинского оборудования (стерилизаторы ГП-40, ГП-80), устройство для обжима колпачков К2,К3 ПОК, аппараты «Мелима», инкубаторы. Также организация производит оборудование для энергетики и нефтедобывающей отрасли: датчики контроля пламени для горелок котлов – Факел-3М, датчики контроля качества нефтепродуктов. Устроиться на работу в организацию довольно сложно, так как здесь очень высокие требования к работникам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1 – Основные экономические показателя ОАО «УМЗ»

Наименования статей

Ед. измере-ния

Значения

Изменения

2012 год

2013 год

абсолют.

относит. %

Основные средства

Тыс.руб.

1 941 793

1 990 030

48237

102,48

Денежные средства

Тыс.руб.

7 589

2 235

-5354

29,46

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ,   услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

Тыс.руб

2 881 187

2 287 083

-594104

79,38

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

%

2 528 911

1 667 711

-861200

65,94

Прибыль (убыток) от реализации

Тыс.руб.

294 152

580 544

286392

197,36

Отвлеченные средства

Тыс.руб.

238 751

347 894

109143

145,71


 

 

 Исходя из данной таблицы видно, что основные средства предприятия в  2013 году  увеличились на 20110 тыс. руб. по  сравнению с 2012 годом. Также видно, что прибыль от реализации на 2013 год увеличилась на 286392 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом, это связано с ростом цен на сырье. Отвлеченные средства в 2013 году увеличились на 109143 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом, что составило 145,71%. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг также ушла в минус в 2013 году на -861200 тыс. руб. из-за снижения выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг и от снижения денежных средств в 2013 году на -5354 тыс. руб.

 

2.2 Анализ формирования финансовой программы на ОАО УМЗ

 

 Анализ формирования  финансовой программы состоит из четырех основных этапов:

а)  анализ финансовых результатов:

1) динамика выполнения  плана по прибыли;

2) факторный анализ прибыли  от реализации;

3) анализ распределения  прибыли;

4) расчет показателей  рентабельности;

б) анализ состояния и динамики валюты баланса:

1) анализ динамики состава  и структуры основных средств предприятия;

2) анализ состояния запасов  и затрат;

3) анализ состояния расчетов  с дебиторами;

4) анализ движения источников  средств;

в) анализ платежеспособности:

1) расчет и анализ абсолютных  показателей финансовой устойчивости;

2) расчет и анализ коэффициентов;

г) анализ деловой активности:

1) показатели фондоотдачи;

2) коэффициенты оборачиваемости  оборотных средств.

 

    Кроме того,  используется методика оценки  неудовлетворительной структуры баланса.

    

1. Анализ финансовых результатов:

              1.1. Анализ динамики выполнения плана по прибыли (таблица 2.2) показал, что план по прибыли недовыполнен на 49,6%. В том числе по прибыли от  реализации - на 42,4% от плана и на 49,4% от прошлогоднего уровня. В тоже время, фактические операционные и внереализационные расходы превысили плановые значения на 4,8% и 6,4% соответственно.

 

Таблица 2.2 - Общая оценка динамики и выполнения плана по прибыли                                                                                                                                    

Показатель

План года 2013 в   тыс.руб.

Факт года 2013 в   тыс.руб.

Факт года 2012 в   тыс.руб.

Отклонение от плана   абсолютной величины в тыс.руб.

Отклонение от плана   в процентах

Отклонение от  года 2012 абсолютной величины в тыс.руб.

Отклонение от года   2012 в процентах

1. Прибыль от   реализации

 

 

510 589

 

 

294 152

 

 

 

580 544

 

 

 

-216 437

 

 

 

-42,4

 

 

- 286 392

 

 

 

-49,4

2. Доходы от участия   в других организациях 

 

 

 

1 200

 

 

 

 

1 406

 

 

 

 

326

 

 

 

 

+206

 

 

 

 

+17

 

 

 

+1080

 

 

 

 

+331

Информация о работе Пути решения проблем создания системы диагностики финансового состояния предприятия