Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 00:12, курсовая работа
Анализ хозяйственной деятельности - метод изучения процесса и оценки результатов производственной, торговой, сервисной и других видов экономической деятельности фирмы (предприятия, организации). Анализ хозяйственной деятельности служит аналитической базой для устранения недостатков и развития позитивных направлений деятельности фирмы, этим и обусловлена актуальность темы курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Анализ хозяйственной деятельности ТОО «Каспий» 3
1.1. Характеристика предприятия и его роль на рынке туристических услуг 3
1.2. Организационная структура предприятия и кадровый состав 5
1.3. Характеристика основных услуг предприятия и анализ
конкурентной среды 7
1.4. Анализ финансового состояния предприятия 11
Глава 2. Пути совершенствования хозяйственной деятельности ТОО «Каспий» 19
2.1 Мероприятия по извлечению прибы-ли.............................................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
Список использованной литературы 22
Средний уровень образования рассчитывался исходя из следующих оценок: высшее образование – 15 баллов, неполное высшее – 12 баллов, среднее специальное – 10 баллов, среднее образование – 8 баллов. Из данной таблицы видно, что уровень образования работников турфирмы довольно высок. Большинство имеют высшее или неполное высшее образование. Более того, некоторые работники имеют сертификаты международного образца о прохождении практики по определенному направлению на территории соответствующего государства, выданные им такими известными фирмами как «Тез Тур», «Интер Гальф», «Глобус» и др., и подтверждающие их высокую квалификацию и глубокое знание предлагаемого турпродукта. Кроме того, за последнее время значительно омолодился состав работников, были приняты на работу молодые специалисты, недавние выпускники ВУЗов. Такой подход к формированию персонала во многом объясняется спецификой работы фирмы и необходимостью постоянно поддерживать высокий уровень квалификации персонала. В данном случае, такую ситуацию можно рассматривать как одну из сильных сторон предприятия. При работе на таком активном и быстроразвивающемся рынке как туристический, наличие квалифицированных кадров на предприятии играет очень важную роль.
В первые годы своей деятельности туристская фирма ТОО «Каспий» занималась исключительно организацией пляжного туризма. С развитием российского туризма ТОО «Каспий» значительно расширила спектр предлагаемых услуг на туристском рынке. В настоящее время ТОО «Каспий»предлагает такие услуги как:
Ниже более подробно описаны все эти услуги.
Рекреационный внутренний туризм представляет собой перечень туров с целью отдыха, оздоровления и лечения внутри своей страны, иначе говоря, отечественный туризм.
Рекреационный международный туризм – это туризм в другую страну с целью отдыха, оздоровления и лечения, т.е. иностранный туризм. Другими словами, международный туризм означает поездки с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства, более точно: международный туризм – это система путешествий, осуществляемая на основе межгосударственных договоров.
Международный туризм бывает въездной и выездной. Туристская компания ТОО «Каспий» не делает акцент на въездной туризм и не работает на приеме иностранных граждан. Эта политика фирмы обусловлена влиянием многих факторов: недостаточный интерес лиц иностранных государств к нашей республике как к объекту туризма, большие затраты на организацию приема и слабое их покрытие в связи с сильной конкурирующей средой, малоприбыльность.
Выездной туризм – это путешествия лиц, постоянно проживающих в Казахстане, в другую страну. В настоящее время это самая прибыльная, наиболее развивающаяся и совершенствующаяся отрасль туризма. Именно в этой отрасли туристская компания ТОО «Каспий» достигла максимальных результатов (см. таблицу ).
Наиболее популярными направлениями в этой области туризма, приносящими максимальный доход фирме, являются такие страны как: Турция, Испания, Кипр. Данные направления удерживают лидирующие позиции в рейтинге популярности направлений на протяжении 2012-2014 гг.
Таблица 4. Сравнительная таблица рейтингов популярности направлений туризма ТОО «Каспий» в 2012-2014 гг., (%)
Страна |
Года | ||
2012 |
2013 |
2014 | |
Турция |
18,7 |
26,2 |
30,2 |
Испания |
13,6 |
17,6 |
18,2 |
Кипр |
9,9 |
7,7 |
6,5 |
Греция |
3,1 |
3,3 |
3,5 |
Италия |
4,3 |
5,1 |
4,9 |
Франция |
3,8 |
3,9 |
4 |
Остальные направления составляют менее 2%.
Образовательные туры. Данная группа услуг представляет собой перечень туров с целью обучения. Это, как правило, обучение иностранным языкам в таких странах как Великобритания, США и самая любимая туристами Мальта (48% всего потока).
Познавательный (культурный) туризм – путешествия в целях ознакомления с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенной программе. Его основную часть составляют групповые (реже индивидуальные) экскурсионные программы, которые в свою очередь подразделяются на автобусные туры (самые популярные в связи с насыщенностью программы и низкой себестоимостью, но пониженными комфортностью проживания и уровнем заложенных в стоимость услуг, что является их существенным недостатком), круизные программы (дорогостоящие туры, но представляющие не меньший интерес для белорусских туристов в связи с повышенной комфортностью лайнеров и широкоразвитой инфраструктурой развлечений на борту), а также комбинированные экскурсионные программы.
Детский и молодежный туризм. Этот вид туризма можно отнести к первым двум выше описанным группам, но учитывая тот факт, что именно детский и молодежный туризм был основной особенностью фирмы «Пентатур», выделим его в отдельную группу.
Несмотря на сложность и высокую степень ответственности в организации данного вида туризма ТОО «Каспий» на протяжении двух лет подряд (2012 и 2013 гг.) была единственной туристской компанией в Актау, успешно организующей детские и молодежные группы для отдыха за тгежом с отправлением группы в сопровождении высококвалифицированного руководителя, посредством предварительного выкупа блока мест на поездах, чартерных авиарейсах и в отелях. Наибольшей популярностью в этой области пользовалось северное побережье Испании Costa Brava, в связи с сравнительно недорогими тарифами на авиаперевозку, низкой себестоимостью проживания и организации наземного обслуживания, а также удобным расположением достопримечательностей страны, представляющих наибольший интерес для детей и молодежи. Большой популярностью также пользовались и такие страны как: Украина (Крым, «Артек») и Болгария (Бургас, «Приморско»); меньшей – Кипр и Италия. В 2013 году ТОО «Каспий» ослабила свои позиции в этом направлении туризма, сделав акцент на рекреационный международный выездной туризм, следовательно, потеряв часть клиентуры и не получив достаточно большой части прибыли, т.к. спрос в 2013 году наблюдался на таком же высоком уровне.
таблица 5. Динамика продаж продукции ТОО «Каспий»
Виды туристских услуг |
Года | |||||||
2012 |
2013 | |||||||
1 половина |
2 половина |
1 половина |
2 половина | |||||
в млн. тг. |
% к итогу |
в млн. тг. |
% к итогу |
в млн. тг. |
% к итогу |
в млн. тг. |
% к итогу | |
Рекреационный внутренний туризм |
90680 |
15,58 |
331320 |
23,25 |
93130 |
18,17 |
496400 |
28,94 |
Рекреационный международный выездной туризм |
377150 |
64,78 |
648639 |
45,51 |
290643 |
56,73 |
854538 |
49,82 |
Образовательные туры |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
57970 |
3,38 |
Познавательный туризм |
114345 |
19,64 |
284390 |
19,95 |
128575 |
25,10 |
306344 |
17,86 |
Детский и молодежный туризм |
- |
- |
160976 |
11,29 |
- |
- |
- |
- |
Итого: |
582175 |
100 |
1425325 |
100 |
512348 |
100 |
1715252 |
100 |
В настоящее время на рынке туристских услуг Актау находится огромное количество туристских фирм. С каждым годом этот показатель растет. Интерес предпринимателей к туристскому бизнесу обусловлен наличием многих факторов. К их числу относится: необходимость небольшого стартового капитала, быстрый срок его окупаемости, постоянный спрос на услуги туризма, высокий уровень рентабельности произведенных затрат.
Основные фирмы-конкуренты, достаточно давно работающие на рынке Актау и предоставляющие туры по аналогичным направлениям, представлены в таблице 6.
таблица 6. Основные конкуренты ТОО «Каспий» на рынке туристских услуг.
Фирма |
Описание дополнительных услуг |
Алвекс |
Оформление загранпаспортов, въездной туризм |
Ин-Тур |
Организация внутреннего туризма |
Солнечный пляж |
Организация индивидуальных экзотических туров |
Бизнес-тур |
Организация делового туризма |
Эскорт-тур |
VIP-туры |
ИЛ 86 |
обучение и трудоустройство за тгежом, оформление виз |
Старт-travel |
Иммиграция, обучение и трудоустройство за тгежом |
Чтобы выживать в столь жестких условиях конкуренции, кроме того, занимать лидирующие позиции на рынке туруслуг, предприятию необходимо вести эффективную финансовую и маркетинговую политику, а также уметь эффективно использовать и распределять прибыль, стремиться к ее увеличению.
На основании данных приложения рассмотрим основные финансовые показатели деятельности ТОО «Каспий».
таблица 7.Основные финансовые показатели деятельности ТОО «Каспий», млн. тг.
Показатель |
2012 |
2013 |
Абсолютное отклонение |
Темп роста |
Выручка от реализации услуг |
30862 |
39669 |
8807 |
128,5 |
Себестоимость реализованных услуг |
25366 |
32292 |
6926 |
127,3 |
Коммерческие расходы |
5195 |
7029 |
1834 |
135,3 |
Прибыль от реализации |
301 |
348 |
47 |
115,6 |
Сальдо от операционных доходов (расходов) |
234 |
374 |
140 |
159,8 |
Сальдо по внереализационным операциям |
-5 |
-50 |
-45 |
1000 |
Прибыль за отчётный период |
530 |
672 |
142 |
126,7 |
Налоги, производимые из прибыли |
248 |
271 |
23 |
109,2 |
Чистая прибыль |
282 |
401 |
119 |
142,1 |
Анализ источников формирования финансового результата показывает, что прибыль от реализации услуг выросла с 301 млн. тг. в 2012 году до 348 млн. тг. в 2013 году, темп роста составил 115,6%. На данный показатель повлиял более высокий рост прибыли от реализации по сравнению с себестоимостью реализованных услуг и коммерческих расходов.
В 2012 г. положительное сальдо от операционных доходов и расходов составило 347 млн. тг., сальдо по внереализационным операциям уменьшилось с -5 млн. тг. до -50 млн. тг.
Балансовая прибыль за отчётный период увеличилась с 530 млн. тг. до 672 млн. тг.
Таким образом, ТОО «Каспий» ведёт эффективную хозяйственную деятельность.
Финансовое состояние туристского предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает результаты его деятельности. Результаты деятельности предприятия обуславливают активы предприятия, их объём, состав, структура и эффективность использования.
По данным бухгалтерского баланса и другим источникам информации проведем анализ финансового состояния ТОО «Каспий».
таблица 8.Информация о составе и динамике активов ТОО «Каспий» в 2012 году
Активы |
На начало периода, млн.тг. |
На конец периода, млн. тг. |
Изменение, млн.тг. |
Темп роста |
Основные средства |
7837 |
7995 |
158 |
102,0 |
Нематериальные активы |
29 |
29 |
0 |
100 |
Вложения во внеоборотные активы |
16 |
59 |
43 |
368,7 |
Всего внеоборотных активов |
7882 |
8083 |
201 |
102,5 |
Запасы и затраты |
668 |
717 |
49 |
107,3 |
Налоги по приобретённым ценностям |
333 |
375 |
42 |
112,6 |
Готовая продукция и товары |
2178 |
2638 |
460 |
121,1 |
Товары отгруженные |
81 |
219 |
138 |
270,3 |
Дебиторская задолженность |
625 |
828 |
203 |
132,4 |
Финансовые вложения |
28 |
33 |
5 |
117,8 |
Денежные средства |
45 |
394 |
349 |
875,5 |
Прочие оборотные активы |
866 |
453 |
-413 |
52,3 |
Всего оборотных средств |
4824 |
5657 |
833 |
117,2 |
Всего активов |
12706 |
13740 |
1034 |
108,1 |
Информация о работе Пути совершенствования хозяйственной деятельности ТОО «Каспий»