Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 15:46, курсовая работа
Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию планирования в ОАО «Тепличный комбинат «Берестье».
Задачи работы:
изучить сущность планирования;
выявить принципы и этапы планирования;
проанализировать виды планов;
Введение ………………………………………………………………………...
6
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………………….
8
1.1 Понятие и виды планирования……………………………………
8
1.2 Принципы и этапы планирования…………………………………
11
2 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ОАО «ТЕПЛИЧНЫЙ КОМБИНАТ «БЕРЕСТЬЕ»……………………………………………………………………
17
2.1 Описание предприятия………………………………………………
17
2.2 Моделирование проблемы…………………………………………..
18
2.3 Решение проблемы…………………………………………………..
21
Заключение ……………………………………………………………………..
28
Список использованных источников………………………
5. По видам продукции, работ, продукции:
5.1 освоенного производства;
5.2 осваиваемого производства;
5.3 планирование производства к освоению в будущем.
6. По степени охвата:
6.1 общее планирование (охватывает всю сферу деятельности предприятия);
6.2 частное планирование (охватывает
определенные сферы
Бизнес-план — это специальный инструмент менеджмента, широко используемый в современной рыночной экономике для инновационной деятельности. Он позволяет дать целостную оценку перспектив и потенциала бизнеса во времени, всесторонне проанализировать намерения и возможности, дать гарантии. Бизнес-план — основа предпринимательства. Для получения дополнительных кредитов или инвестиций необходимо иметь четко обоснованный бизнес-план, в котором будут доказательства того, что новое дело будет прибыльно и рентабельно.
Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими принципами (руководящими правилами) руководствуются при составлении планов.
1.2 Принципы и этапы планирования
Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии [14, с. 52].
Принципы планирования:
1. Полнота планирования. Принцип полноты планирования означает, что при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
2. Точность планирования - при составлении планов используются современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов. Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
3. Ясность планирования. Принцип ясности означает, что цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации.
4. Непрерывность планирования. Принцип непрерывности имеет такое название в связи с тем, что процесс планирования это не единовременное действие, это непрерывный, постоянный процесс, планы сменяют друг друга по схеме и логической увязки. Непрерывный характер планирования связан с существованием различных причин и факторов, влияющих на финансово-хозяйственное состояние, т. е. необходимостью предвидения будущего для защиты компании, необходимостью постоянных логических корректировок как в постановке целей, так и в формировании схемы действий по достижению этих целей. Кроме того, собственное представление о возможностях также может носить переменчивый характер. Вот почему планирование есть непрерывный процесс [13, c. 113].
5. Экономичность (эффективность) планирования. Означает выбор такого варианта плана, который при минимальных затратах ресурсов обеспечивает достижение наиболее высоких конечных результатов - расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.
6. Научность. Принцип научности означает, что планирование базируется на глубоком анализе и обобщении экономических явлений и процессов, учете научных достижений.
7. Гибкость. Принцип гибкости основан на переменчивости и стихийности экономической ситуации, что необходимо учитывать при управлении предприятием и означает, что любой план может быть изменен в зависимости от внешней и внутренней ситуации. При формировании плана необходимо учитывать все факторы, которые могут в той или иной степени повлиять на процесс деятельности и финансовый результат предприятия. [16, c. 92].
Процесс планирования может быть представлен в виде модели, приведенной на рис. 1.1.
Рис. 1.1 Модель процесса планирования [10, c. 78]
Модель отражает содержание функции планирования, включая все элементы этого процесса (блоки модели) и их взаимосвязи. Модель также учитывает влияние на процесс планирования факторов внешней среды. Функционирование модели при реализации функции планирования отражает реализацию конкретной управленческой деятельности соответствующими блоками модели, отражающими основные этапы процесса планирования.
Блок «Цели» реализует этап определения (постановки) целей организации. Реализация блока «Задачи» обеспечивает формирование и постановку задач подразделениям по видам деятельности, решение которых обеспечивает достижение целей организации.
Блок «План» формирует детальный план деятельности организации в определенный (планируемый) период путем разработки конкретных мероприятий с выделением необходимых ресурсов для их реализации в установленные сроки и с определенным качеством решения задач, обеспечивающих достижение целей организации.
Блок «Стандарты и критерии» предназначен для определения конкретных характеристик задач по достижению целей организации. Эти характеристики одновременно служат показателями успешности решения задач по достижению целей, а также позволяют согласовать деятельность отдельных подразделений организации (предприятия) или отдельных компаний корпорации для достижения общих целей. Плановые органы организации устанавливают конкретные показатели для каждого подразделения в процессе разработки детальных планов. Эти показатели определяются в качественном, количественном и стоимостном выражениях. Такая система показателей для подразделений организации получила название «система ограничений». В настоящее время широко распространен другой подход: для каждого производственного подразделения устанавливается единый показатель — прибыль. Этот подход применяется для больших корпораций, где подразделения зачастую не связаны между собой единым производственным процессом.
Блок «Общие направления» предназначен для выработки основных направлений (политик по основным направлениям) выполнения планов подразделений и организации в целом, обеспечивающих реализацию ее целей. Общие направления помогают менеджерам всех уровней управления принимать скоординированные решения по выполнению планов и решению задач на каждом управленческом уровне для достижения целей организации.
Блок «Процедуры и правила» предусматривает реализацию процедур и правил выполнения планов. Процедура представляет серию последовательных действий по решению конкретной задачи применительно к определенным ситуациям. Правила содержат специфические и детальные указания как надо (или, наоборот, нельзя) делать ту или иную работу в конкретной единичной ситуации.
Блок «Оперативное планирование» отражает оперативное вмешательство в процесс планирования на любом этапе (в любой блок модели), если внутренние или внешние условия и факторы претерпели изменения, вызвавшие отклонения фактических текущих или будущих результатов от их плановых значений, которые, в свою очередь, смогут оказать влияющие на достижение целей организации. Наличие этого блока определяет непрерывный характер процесса планирования при функционировании организации (предприятия).
Этапы планирования:
Этап 1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно вы (или ваша фирма) хотите достичь? Это - самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.
Этап 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные?
Этап 3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей?
Этап 4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой?
Этап 5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?
Этап 6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1.
Этап 7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы.
Этап 8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости [17, c. 156].
В отечественной практике применяются различные методы планирования на предприятии (рис. 1.2).
Рис. 1.2 Методы планирования [21, c. 32]
Интуитивные
методы базируются на
Рис. 1.3 Методы экспертных оценок [6, с. 145]
Методы индивидуальных экспертных оценок:
- граф-дерево – фигура, состоящая из точек вершин соединенных отрезками, ребрами;
- дерево
целей – граф-дерево, выражающее
отношение между вершинами, этапами
или проблемами достижения
Методы коллективных экспертных оценок:
Цель метода «мозговых атак» - стимулирование группы лиц к быстрому генерированию идей большого количества.
3. Метод «635» - разновидность мозговой атаки. Цифры «635»обозначают:6 участников должны за 5 минут записать 3 идеи.
4. Метод «Синектика» - профессиональная мозговая атака, проводимая людьми (синекторами), обученными специальным методикам, специальным творческим приемам [16, c. 205].
5. Метод «Дельфи» - проведение анкетных опросов специалистов в выбранной области знания. Данные опросы подвергаются статистической обработке, затем дается групповой ответ. Цель метода – разработать тщательно спроектированную программу последовательных индивидуальных опросов, дополненных обратной связью, в виде информации получаемой путем обработки согласованной точки зрения экспертов по более ранним частям программы.
6. Метод «морфологического анализа» - выбор наиболее оптимального решения из числа возможных. Этот метод применяют при прогнозировании фундаментальных исследований.
Показатели, используемые в планировании:
2 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ОАО «ТЕПЛИЧНЫЙ КОМБИНАТ «БЕРЕСТЬЕ»
2.1 Описание предприятия
Совхоз – тепличный комбинат «Берестье» был образован 01 июня 1987 г. согласно решению Брестского агропромышленного комбината «Западный Буг» путем выделения из совхоза «Брестский», реорганизация одобрена решением Брестского областного Совета народных депутатов от 15 июня 1987 г. протокол № 7, перерегистрирован решением Брестского районного исполнительного комитета от 30 декабря 1996 г. № 757 в Реестре общереспубликанской регистрации за № 66.
Открытое акционерное общество «Тепличный комбинат «Берестье» создано на основании решения Брестского районного исполнительного комитета от 07 декабря 2009 г. № 1528 путем преобразования коммунального унитарного сельскохозяйственного предприятия «Тепличный комбинат «Берестье» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества.
Информация о работе Совершенствования планирования в ОАО «Тепличный комбинат «Берестье»