Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 15:46, курсовая работа
Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию планирования в ОАО «Тепличный комбинат «Берестье».
Задачи работы:
изучить сущность планирования;
выявить принципы и этапы планирования;
проанализировать виды планов;
Введение ………………………………………………………………………...
6
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………………….
8
1.1 Понятие и виды планирования……………………………………
8
1.2 Принципы и этапы планирования…………………………………
11
2 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ОАО «ТЕПЛИЧНЫЙ КОМБИНАТ «БЕРЕСТЬЕ»……………………………………………………………………
17
2.1 Описание предприятия………………………………………………
17
2.2 Моделирование проблемы…………………………………………..
18
2.3 Решение проблемы…………………………………………………..
21
Заключение ……………………………………………………………………..
28
Список использованных источников………………………
ОАО «Тепличный комбинат «Берестье» зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Брестским областным исполнительным комитетом 29.12.2009 за № 200224483 (Свидетельство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Серия КО № 0049874). Организационная структура предприятия приведена в приложении 1.
Размер уставного фонда предприятия составляет 37109749600 (Тридцать семь миллиардов сто девять миллионов семьсот сорок девять тысяч шестьсот) рублей.
Уставный фонд ОАО «Тепличный комбинат «Берестье» разделен на 8434034 простых (обыкновенных) акций номинальной стоимостью 4400 рублей каждая.
Основным видом деятельности ОАО «Тепличный комбинат «Берестье» является преимущественно производство и реализация овощей защищенного грунта (лук зеленый, огурцы, помидоры, перец, баклажаны, зелень), цветов, рассады. Так же предприятие осуществляет строительство, оказывает транспортные и другие продукции населению, а также ведет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством.
Юридический адрес предприятия – Республика Беларусь, 224026, Брестская область, Брестский район, д. Тельмы-1, ул. Зелёная, д. 1/1; Фактическое местонахождение соответствует юридическому адресу.
Предприятие обеспечено всеми необходимыми для деятельности машинами и оборудованием, транспортными средствами, незначительная часть которых приобретена в лизинг.
В 2012 году произведено 8981 тонн овощей, что на 5% выше соответствующего уровня 2011 года. Объем производства валовой продукции в сопоставимых ценах составил 50 млрд. руб. Валовая добавленная стоимость составила 37,4 млрд. руб., на одного работника произведено 120,0 млн.руб. Производительность труда по валовой добавленной стоимости выросла к уровню 2011 года на 215,5 % при задании 161 %.
За 2012 год реализовано продукции на сумму 78,3 млрд. руб., от реализации которой получено 16,9 млрд. руб. прибыли. Уровень рентабельности производства составил 30,3%, рентабельность продаж – 21,7% при задании 7 %. За 2012 год предприятием получена чистая прибыль в размере 13511,0 млн. руб.
В 2012 году среднемесячная заработная плата составила 3,5 млн.руб. Задолженности по выплате заработной платы предприятие не имеет. Несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в истекшем году на предприятии не было.
По состоянию на 31.12.2012 г. краткосрочная кредиторская задолженность составляет 2291,0 млн. руб., краткосрочные кредиты и займы 10,0 млн. руб., краткосрочная часть долгосрочных обязательств – 3025,0 млн. руб., долгосрочные кредиты и займы 16803,0 млн. руб., долгосрочные обязательства по лизинговым платежам 60,0 млн. руб.
В 2013 г. для обеспечения стабильного развития предприятия, своевременного погашения имеющихся долговых обязательств и выплаты заработной платы было произведено 9400 тонн овощей, выручка от реализации которых позволила получить предприятию 93970 млн. руб.
Большая часть произведенной продукции (60%) была реализована на внутреннем рынке, 40% на экспорт. От реализации произведенной продукции было получено 12,1 млрд. прибыли. Рентабельность продаж составила 12,9%.
2.2 Моделирование проблемы
Непосредственно планированием в ОАО «Тепличный комбинат «Берестье» занимается экономическая служба по главе с главным экономистом, который:
В отношении планирования производственной программы можно сказать, что в настоящее время в ОАО «Тепличный комбинат «Берестье» имеется 20,6 гектаров защищенного грунта. Среди них 6,0 гектара новейших энергосберегающих теплиц, построенных в последние год–два. Они существенно отличаются от старых блочных. Здесь используется двойное остекление с вакуумной прослойкой, высота шпалер на полтора метра выше, есть специальные шторки для регулирования микроклимата. Отопление в зимнее время экономичное. К тому же в новых теплицах установлены насосы–ускорители, благодаря которым вода при обогреве остывает медленнее, что обеспечивает экономию газа. План по затратам приведен в приложении 2.
При планировании материально-сырьевых ресурсов учитывается, что при производстве огурцов и томатов в защищенном грунте используют высокоурожайные голландские и российские сорта: томаты - «Тореро», «Старбук», «Адмиро», «Бомакс»; огурцы – «Раисс», «Мирабелл», «Барселон», «Шарж». Совместно с Институтом овощеводства НАН Беларуси специалисты испытывают новые сорта, проводят научную работу с целью применения полученных знаний на практике.
ОАО «Тепличный комбинат «Берестье» выращивает и реализует через собственную розничную сеть магазинов и через дилерскую сеть цветы: горшочные цветы – Бальзамин, Герань, Пеперомия, Фикусы 3 сорта, Фитонию, Шефлеру 2 сорта, Хлорофитум и др.; срез цветов: Хризантемы, Тюльпана, Лилии; рассаду Примулы, Хризантемы и др. В 2012 году было начато производство роз на срез. Всего производится и реализуется 50 наименований цветочной продукции.
Продукцию комбината охотно покупают не только в Республике Беларусь, но и России. Пик продаж в нашей республике приходится на июнь.
Налаженный здесь строгий санитарный контроль, современные технологии позволяют выращивать экологически чистую продукцию. В ОАО «Тепличный комбинат «Берестье» большое внимание уделяется качеству выращиваемой продукции. Контроль за качеством продукции организован в 3–х уровнях:
– каждые десять дней аттестованная лаборатория проверяет выращиваемую продукцию на наличие нитратов, нитритов и радионуклидов;
– ежемесячно районная санэпидемстанция проводит анализ продукции предприятия на наличие тяжелых металлов;
- ежеквартально качество продукции проверяется городской санэпидстанцией с выдачей соответствующего акта о содержании нитритов, нитратов, радионуклидов и остаточного наличия тяжелых металлов.
В Республике Беларусь крупное производство овощей защищенного грунта кроме ОАО «ТК Берестье» (20,6 га) осуществляют ряд предприятий: УП «Агрокомбинат «Ждановичи» (26,6 га), УП «ДОРОРС» БЖД (23,28 га) , КУП «Минская овощная фабрика»(18,5 га), ОАО «Рудаково» (16 га) и др., которые и являются основными конкурентами предприятия.
При планировании сбыта учитывается, что основными рынками сбыта ОАО ТК «Берестье» являются г.Брест, Брестская область и регионы России. Более 1/5 часть продукции предприятие реализует через собственную торговую сеть на местном рынке. В настоящий момент ОАО ТК «Берестье» располагает 25 точками торговли в г. Бресте.
Маркетинговая политика ОАО «ТК Берестье» включает следующие направления:
- расширение ассортимента (выращивание перца, баклажан, цветов)
- сохранение собственной розничной сети
- сохранение существующих каналов сбыта
ОАО «ТК Берестье» имеет конкурентные преимущества перед аналогичными предприятиями: экономия материалов в связи с применением бессубстратной технологии выращивания овощей, низкий расход газа на 1 кг продукции обеспечивают предприятию самую низкую себестоимость производимой продукции, что позволяет проводить гибкую ценовую политику.
В приложении 3 приведен план по трудовым ресурсам.
Однако на предприятии мало внимания уделяется стратегическому планированию и систематизации целей предприятия, его ресурсов и исполнителей. Поэтому проблему в сфере планирования в ОАО «Тепличный комбинат «Берестье» можно сформулировать следующим образом - недостаточное использование возможностей стратегического планирования.
2.3 Решение проблемы
Стратегическое планирование логично начинать с формулирования миссии предприятия.
Цель формулировки миссии заключается в том, чтобы довести до сведения всех участвующих в выработке стратегических решений основные правила, которые фирма установила для ведения своих дел.
На миссию влияют множество факторов, таких как история организации, стиль поведения персонала, сфера функционирования, ресурсы предприятия, его отличительные особенности. Таким образом, учитывая их, сформулируем миссию ОАО «Тепличный комбинат «Берестье»: «Удовлетворение потребности юридических и физических лиц в овощной продукции путем организации процесса выращивания сельскохозяйственной и цветочной продукции с учетом постоянно изучаемых запросов и требований населения, оптимального использования посадочных площадей при использовании высококвалифицированной рабочей силы, соблюдении технологии выращивания растений и обеспечении высокого уровня безопасности продукции».
На основе сформулированной
миссии определим долгосрочные
и краткосрочные цели, т.е. конкретные
состояния отдельных
Долгосрочные (стратегические) цели ОАО «Тепличный комбинат «Берестье»:
ОАО «Тепличный комбинат «Берестье» ставит перед собой следующие краткосрочные (тактические) цели:
Таким образом, стратегические и тактические цели ОАО «Тепличный комбинат «Берестье» направлены на получение прибыли с целью удовлетворения интересов своего «электората» (государственного собственника, трудового коллектива, кредиторов, центральных и местных органов власти, клиентов, поставщиков и т.д.).
Обязательную процедуру управления ОАО «Тепличный комбинат «Берестье» должно составлять построение дерева целей, которое приведено в приложении 4.
Важность построения «дерева целей» определяется еще тем, что оно дает возможность определить приоритетность целей, их значимость во временном аспекте, а также выявить взаимосвязь между ними и средствами их достижения.
Сформулированные выше цели планируется достигнуть, с одной стороны, путем технического перевооружения предприятия новым оборудованием и внедрением современных технологий выращивания овощей, которые обеспечат более высокое качество выпускаемой продукции и снижение удельных затрат производства на единицу продукции, а с другой стороны, проведением активных мероприятий, направленных на продвижение уже выпускаемой и планируемой к выпуску продукции на рынки, расширением собственной сети магазинов.
Информация о работе Совершенствования планирования в ОАО «Тепличный комбинат «Берестье»