Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:56, реферат
Целью настоящей дипломной работы является изучение методов анализа кредитоспособности заемщиков, в том числе на примере деятельности коммерческого банка ОАО «Промсвязьбанк», и на этой основе – выработка рекомендаций по совершенствованию этого процесса.
Введение.
Глава I. Теоретические аспекты анализа кредитоспособности юридического лица………………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие кредитоспособности заемщика и основгые показатели, используемые при ее оценке……………………………………………………..5
1.2 Методы оценки и определения кредитоспособности заёмщика- юридического лица………………………………………………………………..8
1.3 Законодательные и нормативные основы кредитора ОАО «Промсвязьбанк» ……………………………………………………………………………..……...20
Глава II. Анализ кредитоспособности заёмщика- юридического лица- на примере ОАО «Мегафон»……………………………………………………….22
2.1 Организационно- экономическая характеристика ОАО «Промсвязьбанк»………………………………………………………………...22
2.2 Оценка финансового состояния заемщика ОАО «Мегафон»…………….25
2.3 Анализ кредитоспособности ОАО «Мегафон»……………………………31
Глава III. Основные пути совершенствования методики по оценке кредитоспособности заемщика…………………………………………………39
3.1 Проблема оценки кредитоспособности юридических лиц………………39
3.2 Совершенствование методов оценки кредитоспособности заёмщиков..............................................................................................................42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников…………………………………………...46
Глава 3. Основные пути совершенствования методики по оценке кредитоспособности заемщиков.
3.1. Проблемы оценки кредитоспособности юридических лиц.
Кредитоспособность заемщика м
Оценка кредитоспособности
заемщика, как правило, включает несколько
этапов. Практически на каждом этапе
проведения оценки кредитоспособности
заемщика важной частью является информационное
обеспечение. При этом некачественная
(неполная, недостоверная) исходная информация
может повлечь повышение
Наибольшую роль в информационном обеспечении оценки кредитоспособности клиента играет внутренняя информация заемщика, включая все виды хозяйственного учета, бухгалтерская и статистическая отчетность; учредительные документы; юридическая документация, характеризующая договорные отношения с поставщиками и покупателями, заемщиками, вкладчиками и эмитентами; проектная и другая документация, отражающая структуру выпускаемых изделий, их качество, уровень техники и технологии их производства; нормативно-плановая документация и бизнес-план; акты аудиторских и плановых проверок.
Как правило, на практике ни один из источников информации не является в достаточной степени полным, так как лишь на основе комплексного изучения и оценки данных разных источников информации аналитик может сделать обоснованные выводы о возможности предоставления кредитных ресурсов.
Рассмотрим ряд проблем информационного характера, возникающих на этапе предварительного анализа кредитоспособности заемщика.
Как уже было сказано, одной из существенных проблем можно определить недостоверность информации. Данная проблема может быть вызвана рядом причин объективного и субъективного характера. К числу объективных причин, вызывающих отклонение информации от реальной действительности, относятся невозможность точного определения степени физического и морального износа основных средств, уровня риска снижения биржевой стоимости портфеля ценных бумаг, обесценение имущества вследствие инфляции и др.
Субъективными причинами
получения недостоверной
Кроме того, нестабильность нормативно-
Для рассмотрения кредитной
заявки в банк, кроме бухгалтерской
отчетности предприятия предоставляют
бизнес-план и технико-экономическое
обоснование использования
То есть, основной причиной отрицательных или нежелательных результатов деятельности коммерческих банков в результате выдачи кредитов служит неправильная оценка кредитоспособности клиента (один из первых этапов выдачи кредитов), вызванная следующими факторами:
- недостоверная информация о потенциальном заемщике
- недостаточная квалификация персонала
- и т.д.
Наличие указанных проблем осложняет процесс оценки кредитоспособности клиентов, но в то же время служит толчком для дальнейших теоретических и практических разработок в данной отрасли.
3.2. Совершенствование методов оценки кредитоспособности заемщиков.
Для улучшения ситуации с достоверностью предоставляемой заемщиком информации на уровне банка необходимо тщательно вырабатывать перечень качественных характеристик заемщика, для того чтобы сводить к минимуму возможность их неоднозначной интерпретации.
Потребность быстро получить достоверную информацию о конкретном юридическом лице, обусловила создание специализированных бюро, занимающихся формированием банка данных о бывших и нынешних заемщиках банков.
В мировой практике наиболее известный
источник данных о кредитоспособности
клиента – фирма «Дан энд Брэдстрит».
Глобальная компьютерная база данных
«Дан энд Брэдстрит» содержит систематизированную
информацию более чем по 115 миллионам
хозяйствующих субъектов в
Россия приближается к мировой практике сбора и распространения аналитической информации о заемщике. Заметную помощь при формировании информационных источников в России оказывает развитие системы бюро кредитных историй.
Бюро кредитных историй – юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющееся коммерческой организацией и оказывающее в соответствии с Федеральным законом услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг. Кредитные бюро выступают в качестве информационных посредников. Кредиторы снабжают данными о своих клиентах бюро, которое сопоставляет их с информацией, полученной из других источников (суды, государственные регистрационные и налоговые органы и т.д.) и формирует картотеку на каждого заемщика.
Однако в настоящее время существует проблема неотлаженности технологии работы бюро кредитных историй: отсутствует единая межбанковская база «плохих» заемщиков, коммерческие банки незаинтересованы в раскрытии информации о благонадежных и «плохих» клиентах, также и заемщики бывают незаинтересованы в предоставлении своих данных в бюро кредитных историй.
Для решения этой проблемы
необходимо формирование на макроуровне
единого информационного поля –
создание и объединение «кредитных»
баз данных, принятие необходимых
подзаконных актов для
Заключение:
Целью данной работы явилось раскрытие методов кредитоспособности заемщика- юридического лица- коммерческим банком ОАО «Промсвязьбанк» и методов усовершенствования этого процесса.
На определённых этапах производственного процесса почти все предприятия испытывают недостаток средств для осуществления тех или иных хозяйственных операций, то есть возникает необходимость в привлечении средств извне (получение кредита).
Важными элементами и принципами кредитования, а также критерием классификации банковских ссуд являются их возвратность, платность, срочность и обеспеченность. Кредитоспособность заемщика – это способность рассчитаться по полученным кредитам полностью и в срок. Она и выступает гарантией обеспеченности, возвратности и платности кредита.
Таким образом, главными методами оценки кредитоспособности заемщика являются:
- сбор информации о клиенте;
- расчеты финансовых
- анализ финансового состояния
рассматриваемого предприятия-
- анализ делового и кредитного рисков;
- метод рейтинговой оценки
Все эти показатели рассчитываются на основе Бухгалтерского баланса (форма №1) и Отчета о прибылях и убытках (форма №2).
Исходя из расчетов показателей выше перечисленных методов, стало явным, что кредитоспособность выбранного предприятия, т.е. ОАО «Мегафон» в настоящее время является относительной.
1. Балабанова И.Т. Банки и банковская деятельность. – Санкт – Петербург: Питер, 2006. – 345 с.
2. Банковское дело / Под ред. проф. В.И. Колесникова, проф. Л.Л. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 312 с.
3. Банковское дело / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 458 с.
4. Белоглазова Б.Н., Толоконцева Г.В. Денежное обращение и банки. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 355 с.
5. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Дело и сервис, 2007. – 336 с.
6. Костерина Т.М. Банковское дело. Учебник для ВУЗов. – М.: Маркет ДС, 2007. – 240 с.
7. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 590 с.
8. Лаврушин О.И. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 672 с.
9. Основы банковского дела в РФ. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 512 с.
10. Печникова А.В., Маркова О.М., Стародубцева Е.Д. Банковские операции. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 368 с.
11. Севрук В.Т. Банковские риски. – М.: Дело, 2007. – 245 с.
12. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О « БАНКЕ РОССИЙСКОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)»
13. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О «КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ".
14. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «О кредитных историях» от 30.12.2004 г. № 218.
15. Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций. Приложение к приказу ФСФО России от 23 января 2009 г. №16.
Приложения.
12оотиоллдьлд
длщ12245еапироиоллллгшаРазмеще