Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 07:36, курсовая работа
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. В данной курсовой работе внимание будет уделено стратегическому планированию деятельности предприятий общественного питания, обоснованию основных направлений экономической политики, предвидению последствий принимаемых решений. Стратегическое планирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики развития предприятий общественного питания.
- принцип соответствия
сроков расчётов, то есть учёт
времени поступления и
- принцип сбалансированности
рисков предопределяет
- принцип концентрации, который
предполагает выделение
Кроме того, в рамках стратегического финансового планирования компании стремятся обеспечить синергический эффект, т. е. значительное повышение эффективности работы предприятия за счёт комплексирования ряда элементов. Синергию в финансах называют финансовым рычагом или левереджем. Финансовый рычаг - это инструмент повышение эффективности работы предприятия за счёт привлечения внешних кредитов. Поэтому в основе финансового стратегического планирования должен, по нашему мнению, лежать также принцип синергии.
Разработка финансового
плана не является простым арифметическим
пересчётом показателей производства
в финансовые показатели, эта деятельность
должна быть основана на творческом подходе
к показателям
Краткосрочный финансовый план
входит в качестве одного из разделов
в бизнес-план предприятия. Долгосрочное
финансовое планирование имеет свои
отличия. При разработке стратегического
финансового плана исключаются
детали, осуществляется агрегирование
инвестиций по нескольким (близким) товарам.
Например, в начале процедуры планирования
каждое производственное подразделение
разрабатывает несколько
- план агрессивного роста,
предусматривающий большой
- план нормального роста,
согласно которому объёмы
- план постепенного
- план изъятия капиталовложении, предусматривающий продажу или ликвидацию подразделения. В этом случае каждый из четырёх альтернативных бизнес-планов будет иметь свой план движения денежных средств, и они могут рассматриваться как четыре исключающие друг друга проекта.
Таким образом, стратегическое финансовое планирование не должно подразумевать планирование инвестиций в отдельные проекты, но должно оценивать в целом инвестиционные возможности предприятия. Таким образом, стратегическое финансовое планирование основывается и на принципе целостного подхода.
Рассмотренные выше принципы, которые должны служить основой процесса стратегического планирования финансовой деятельности компании, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Принципы стратегического планирования финансовой деятельности компании:
Общие принципы стратегического планирования |
Специфические принципы стратегического планирования финансовой деятельности компании |
|
1. Единства (системности) |
Самофинансирования |
|
2. Непрерывности |
Самоокупаемости |
|
3. Гибкости |
Платежеспособности |
|
4. Точности |
Сбалансированности рисков |
|
5. Участия |
Соответствия сроков расчетов |
|
6. Холизма (координация и интеграция) |
Концентрации |
|
7. Научности |
Синергии |
|
8. Системности |
Творческого подхода |
|
9. Единоначалия |
Целостного подхода |
|
1.3 Основные этапы стратегического планирования предприятий общественного питания
Процесс планирования проходит ряд этапов, по В. Хойеру их четыре:
1. Разработка общих целей;
2. Определение конкретных,
детализированных целей на
3. Определение путей и средств достижения целей;
4. Контроль за достижением
поставленных целей, путем
Методы планирования представляют
собой способы преобразования экономической
информации с целью определения
темпов и оптимальных пропорций
развития объекта планирования, а
также путей наиболее эффективного
использования ресурсов. Методы планирования
предполагают обоснование и непосредственные
расчеты показателей
Основные методы планирования:
- балансовый
- нормативный
- индексный
- расчетно-аналитический (экономико-статистический)
- экономико-математическое моделирование
Сущность балансового
метода заключается в том, что
он позволяет путем построения соответствующих
балансов взаимно увязывать имеющиеся
в наличии ресурсы (материальные,
трудовые, финансовые) и фактические
потребности. Построение различных
балансов позволяет определить возможные
конечные результаты хозяйственной
деятельности в плановом периоде, наиболее
эффективную структуру
Применение балансового
метода при планировании деятельности
ресторанного хозяйства позволяет
непосредственно увязывать
П = Р + Е + Зк - Зн
Где П - поступление сырья и товаров;
Р - расход сырья и товаров;
Е - естественная убыль в пределах нормы;
Зк - запасы сырья и товаров на конец периода;
Зн - запасы сырья и товаров на начало периода.
В планировании применяется
также нормативный метод, предполагающий
использование при расчете
Этот метод применяется
при планировании издержек предприятий
общественного питания. При этом
используются нормы расхода электроэнергии,
нормы амортизационных
При планировании используются
различные индексные
В практике планирования широко
применяется расчетно-
Наиболее точный нормативный
метод планирования, суть которого
заключается в том, что плановые
показатели рассчитываются на основе
прогрессивных норм использования
ресурсов с учетом их изменений в
результате внедрения организационно-
По разным классификационным признакам методы планирования могут быть:
- одновариантными;
- ручными;
- механизированными;
- автоматизированными;
- табличными и др.
1.4 Взаимосвязь стратегического и текущего планирования на предприятии
Стратегическое планирование
задает перспективные направления
развития предприятия, определяет основные
виды его деятельности, позволяет
увязать в единую систему маркетинговую,
проектную, производственную и финансовую
деятельность. Стратегический план обеспечивает
адаптацию предприятия к
Первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании является выбор миссии и целей предприятия. Миссия раскрывает смысл существования предприятия, в котором проявляются отличия данного предприятия от ему подобных. Миссия и цели - служат ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направление деятельности предприятия при анализе альтернатив развития. Миссия предприятия может состоять в завоевании рынка сбыта продукции, в географическом или продуктовом расширении рынка, в повышении качества продукции при снижении цен на нее и т.д. Цели бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Они формируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели являются задающей частью стратегического планирования.
Стратегические планы составляются в основном на среднесрочный период, т.е. на три года. Долгосрочные стратегические планы имеют невысокую точность или достоверность, так как отражают укрупненную оценку целей и возможностей их достижения по причине отсутствия достаточно объективной информации.
Стратегический план задает
перспективное направление
Процесс стратегического планирования на предприятии включает в себя осуществление следующих взаимосвязанных функций:
1) определение долгосрочной стратегии, основных целей и задач развития предприятия;
2) создание стратегических
хозяйственных подразделений
3) обоснование и уточнение
основных целей проведения
4) осуществление ситуационного
анализа и выбор направления
экономического развития
5) разработка основной
стратегии маркетинга и
6) выбор тактики и уточненное
планирование способов и
7) контроль и оценка
основных результатов,
В процессе стратегического
планирования главные цели предприятия
устанавливаются высшим руководством
и согласуются со всеми подразделениями.
После их рассмотрения подразделения
выдвигают свои предложения и, тем
самым, создаются необходимые
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятиях общественного питания